Влияние особенностей семейного воспитания на развитие личности ребенка

Влияние особенностей семейного воспитания на развитие личности ребенка thumbnail

Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка.

Семья является одной из важнейших ценностей человека. В семье человек растет и развивается, поэтому именно в семье происходит закладывание основ личности. Семейное воспитание формирует качества личности, которые в дальнейшем помогут с легкостью выйти из сложных ситуаций, трудностей, встречающихся на жизненном пути.

Любой ребенок сознательно или нет, копирует своих папу и маму, заимствует поведение других родственников. Соответственно ребенок несет в себе заряд той социальной среды, в которой существует его семья.

Считается, что формирование личности ребенка зависит от стилей родительского воспитания, от характера взаимоотношения родителей и детей.

При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют следующие стили воспитания:

  • Авторитарный;

  • Демократический;

  • Попустительский;

  • Хаотичный;

  • Либеральный.

Авторитарный стиль

Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всём должен подчиняться их воле, авторитету.hello_html_m4c3e939d.jpg

Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стильhello_html_646974a6.jpg

Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Либеральный стиль

Предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникаций – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессии, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Хаотический стиль

Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сила воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Попустительский стиль

Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.hello_html_7c83fb14.jpg

Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Советы психолога

  • Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам. 

  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет тоже самое о вас. 

  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка. 

  • Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение. 

  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка.

  • Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Источник

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.

Семья выполняет ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно-бытовая, социально-контролирующая, функция организации досуга.

Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания.

Семейное воспитание – это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. (Приложение 1)

Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. И у каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.

Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд.

Она проста и понятна.

Автор взяла за основу два критерия.

  1. Уровень эмоционального принятия ребенка родителями
  2. Уровень контроля со стороны родителей

И вот благодаря сочетаниям этих критериев и было выделено четыре стиля семейного воспитания.

  1. Авторитетный
  2. Авторитарный
  3. Индифферентный
  4. Либеральный

АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ИЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ)

Особенности

Название говорит само за себя. Родители в семье занимают лидирующие позиции, являясь авторитетом для ребенка. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых.При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В такой семье практически отсутствуют физические наказания и словесная агрессия, родители стараются использовать логику в общении с детьми, стремятся договориться. Уважают себя и своих детей. Родители обладают хорошим жизненным опытом и несут ответственность за своих детей.

Читайте также:  Семинар игра в развитии ребенка

Для родителей, придерживающихся этого стиля, характерны:

  • активно-положительное отношение к ребенку;
  • адекватная оценка его возможностей, успехов и неудач;
  • им свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения;
  • умение прогнозировать развитие личности ребенка.

Последствия

При авторитетном стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка. Для детей, воспитанных в подобных семьях, характерны:

  • Высокая самооценка, самопринятие, самоконтроль.
  • Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
  • Инициативность и целеустремленность.
  • Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
  • Способность договариваться, находить компромиссные решения.
  • Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Рекомендации

Если в Вашей семье Вам удалось установить такие взаимоотношения, поделитесь своим опытом с другими!

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ 

Особенности

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство ребенка, подавляют силой, решают за ребенка, что ему лучше, не интересуются личным мнением ребенка, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я родитель, значит я прав».

При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Последствия

В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому, в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Характерным чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:

  • потеря чувства собственного достоинства;
  • потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
  • потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»);

2 вариант – развитие деспотической личности:

  • ненависть к родителям;
  • решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
  • грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
  • повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации

  • Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания. Попробуйте ненадолго поставить себя на его место!
  • Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
  • Старайтесь говорить не сухо и отстраненно, а доверительным тоном, эмоционально.
  • Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обоими сторонами (родителями и ребенком).
  • Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям. Нельзя говорить «Ты обманщик!», лучше сформулировать фразу следующим образом: «Мне было очень неприятно, когда я узнала, что в этой ситуации ты сказал неправду».
  • Не входите в комнату ребенка без стука или в отсутствие хозяина. Не трогайте его личные вещи. Старайтесь уважать личное пространство вашего ребенка, каким бы оно ни было.
  • Не подслушивать телефонные разговоры.
  • Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
  • Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.
  • Станьте терпимее к недостаткам подростков. Замечайте как можно чаще в вашем ребенке те достоинства, которые свойственны их натуре.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Особенности

И самый неблагоприятный с точки зрения формирования психики и развития личности ребенка является индифферентный стиль семейного воспитания. Здесь, к отрицательным характеристикам предыдущего стиля семейного воспитания прибавляется еще и отсутствие теплоты в отношении к ребенку. К ребенку относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Это случаи, скорее всего, случайного или  нежелательного появления ребенка в семье. Ну, раз уж родился, живи, но не мешай.

Последствия

При индифферентном стиле семейного воспитания возможно развитие у детей эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. Существует опасность вовлечения детей в асоциальные группы, поскольку родители неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в индифферентных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе дети, либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае дети таких родителей все же становятся сильными, творческими, активными людьми. Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи.

Рекомендации

  • Включитесь в жизнь своего ребенка. Будьте активным участником всех его интересов, проявите инициативу.
  • Составьте четкую систему запретов, чтоб ребенок почувствовал грань дозволенности.
  • Обговорите его обязанности и права в семье, дайте поручение по дому, которое закрепится за ним.
  • Проявите «душевную теплоту», говорите «по душам», постарайтесь перевести отношения в дружественные и доброжелательные. Беседуйте с ним на интересующие его темы, таким образом вы покажите насколько ребенок для вас важен.
  • Любите его и не бойтесь ему про это сказать.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Особенности

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.

Либеральный стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями либерального и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.

Последствия

При либеральном стиле воспитания возможны следующие варианты развития личности:

1 вариант – свободный, но безучастный:

  • неспособность к близости и привязанности;
  • безучастность в отношении близких («это не мои проблемы, мне все равно»)
  • отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать;
  • мало «душевного тепла».
Читайте также:  Рекомендации для успешного развития ребенка

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:

  • хамство и вседозволенность;
  • воровство, враньё, распущенность;
  • безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации

  • Поменяйте тактику общения и отношение к своему ребенку. Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
  • Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка.
  • Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
  • Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
  • Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.
  • Помните, что ребенку необходимо ваше искреннее участие в его жизни!

Далеко не всегда эти стили проявляются в чистом виде в семье. Родители в разных ситуациях могут применять разные стили воспитания. Например, в ситуации конфликта родители действуют методом диктата, а в «мирное время», наоборот – допускают попустительство. Однако такое чередование стилей, такая непоследовательность, также неблагоприятно влияет на ребенка. В семье необходимо установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.

Нельзя однозначно сказать, что только стиль семейного воспитания оказывает влияние на формирование личности ребенка,  тем не менее, вероятность появления тех или иных черт в зависимости от стиля семейного воспитания увеличивается или уменьшается.

Уважаемые родители! Предлагаю вам пройти тест на определение стиля воспитания в вашей семье (Приложение 2).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы теста, выбрав из четырех предложенных вариантов ответа один, который наиболее соответствует воспитательной системе вашей семьи.

Источник

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Опорный конспект лекции по теме

«Семейное воспитание»

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья для человека не помещение, где он живет, а это место, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Функции семьи:

  • генеративная функция, заключающаяся в продолжении человеческого рода;

  • функция первичной социализации детей;

  • экономическая и хозяйственно-бытовая функция (накопление имущества, приобретение собственности и проблемы ее наследования повышают роль семьи в экономических отношениях, выполнение хозяйственно-бытовых задач);

  • гедонистическая (функция здоровых сексуальных отношений);

  • рекреационная и психотерапевтическая функция (защищенность ребенка, принятие его таким каким он есть);

  • коммуникативная;

  • фелицитологическая (создание условий для счастья каждого члена семьи).

Задачи семьи:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

  • обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

  • научить детей прикладным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким;

  • воспитать чувство собственного достоинства.

Принципы семейного воспитания:

  • гуманность и милосердие к ребенку;

  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

  • открытость и доверительность отношений с детьми;

  • оптимистичность взаимоотношений в семье;

  • последовательность в своих требованиях;

  • не требовать невозможного;

  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы;

  • запрещение физических наказаний;

  • запрещение читать чужие письма и дневники;

  • не морализировать;

  • не говорить слишком много;

  • не требовать немедленного повиновения;

  • не потакать.

Содержание семейного воспитания включает формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов. Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, нравственное, гражданское, правовое, патриотическое, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое, экологическое, валеологическое, половое воспитание.

С рождения ребенка в семье уделяется серьезное внимание физическому развитию и воспитанию, охране физического и психического здоровья.

Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание (воспитание таких качеств как: доброжелательность, внимание, честность, милосердие, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, порядочность, справедливость, бережливость, доброта), а также развитие интеллекта и творческих способностей, приобретение опыта трудовой деятельности, сохранению и укреплению здоровья.

Методы воспитания детей в семье:

  • убеждение

  • поощрение

  • наказание

  • пример

  • доверие

  • проявление любви

  • сопереживание

  • возвышение личности

  • поручение

  • традиции

  • воспитывающие ситуации.

Выбор методов воспитания зависит от педагогической культуры родителей (понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля взаимоотношений в семье).

Средства семейного воспитания: слово, родительский авторитет, фольклор, труд, учение, природа, домашний быт, традиции, национальные обычаи, духовный и моральный климат семьи, режим дня, литература, пресса, музыка, выставки и др.

Особенности семейного воспитания:

  • органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;

  • непрерывность и длительность воздействия;

  • многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

  • интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

  • относительная замкнутость;

  • общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью;

  • взаимная направленность формирующих воздействий. (Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — М., 2006. — С. 178).

Условия семейного воспитания:

  • семейный быт, уклад

  • семейные традиции

  • семейные отношения, эмоциональный климат семьи

  • общение и совместная деятельность

  • понимание и принятие ребенка

  • чувство долга и ответственности за воспитание детей

  • педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности

  • авторитет родителей

  • организация жизненного пространства ребенка.

Принятие ребенка – признание его права на индивидуальность, непохожесть на других, утверждение неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.

Классификация детей по результатам семейного воспитания:

  • компетентные дети – с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, не избегающие новых ситуаций;

  • избегающие – с преобладанием уныло-грустного настроения, трудноустанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и напряженных ситуаций;

  • незрелые – неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа в напряженных ситуациях (Коджаспирова Г.М. Педагогика. — М., 2004. — С. 320-321).

Читайте также:  Задания на развития логического мышления у ребенка

Типы семей

По составу:

  • нуклеарная, состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей;

  • неполная;

  • полная;

  • отдельная;

  • расширенная (представители старшего поколения);

  • большая, состоящая из нескольких супружеских пар.

По типу главенства в семье:

  • эгалитарная (равноправная);

  • патриархальная;

  • матриархальная.

По качеству отношений:

  • благополучные;

  • счастливые;

  • устойчивые;

  • проблемные;

  • конфликтные;

  • социально-неблагополучные;

  • дезорганизованные (культ силы, страх, изолированность членов семьи).

По межличностным отношениям:

  • семьи, уважающие детей;

  • отзывчивые семьи;

  • материально-ориентированные семьи;

  • враждебные семьи;

  • антисоциальные семьи.

Воспитательный потенциал семьи – это совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетностью родителей).

Авторитет родителей – такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А.С.Макаренко).

А.С.Макаренко выделяет следующие виды ложного авторитета родителей:

  • дружбы,

  • любви,

  • чванства,

  • резонерства,

  • подкупа,

  • доброты,

  • педантизма,

  • подавления.

Стили семейного воспитания

Стиль семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.

Виды стилей семейного воспитания:

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, внушение, принуждение – главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи, что это ведет к грубости, лживости, лицемерию, внутреннему сопротивлению.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. При таком стиле дети растут недисциплинированными, безответственными.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Дети растут инициативными, послушными, с развитым чувством собственного достоинства.

Негативные факторы семейного воспитания

(Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006. — С. 178).

  • материальных ценностей

  • бездуховность родителей

  • авторитаризм или безграничный либерализм

  • безнравственность, аморальный стиль и тон отношений

  • отсутствие нормального психологического климата,

  • неразвитость родительских чувств

  • фанатизм в любых его проявлениях

  • противоправное (криминальное) поведение взрослых

  • отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Неверные установки в семейном воспитании

(Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — М., 2006. — С. 178).

  • предпочтение женских (мужских, детских) качеств у детей

  • страх утраты ребенка

  • проекция на детей собственных отрицательных качеств

  • амбиции родителей в отношений собственных детей

  • внесение в сферу воспитания конфликтов родителей.

Основные типы неправильного воспитания в семье

(Столяренко Л.Д. Педагогика. — Ростов на Дону, 2000. — С. 144-146).

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

Выделяют несколько типов неправильного воспитания.

Безнадзорность, бесконтрольность встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безыницативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний на протяжении дальнейшей жизни.

Воспитание по типу «Золушки», т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. «Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

«Жесткое воспитание» — за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются ненавязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

Кризис семьи

(Орехова В.А. Педагогика в вопросах и ответах. – М., 2006. — С.130).

Кризис семьи выражается в том, что семья все хуже выполняет главную функцию – воспитание детей (ухудшение экономической ситуации, расплата за индустриальную цивилизацию, разрушившую устои, нравы и человеческие отношения, традиции, половая распущенность, высокий процент разводов, пьянство). По данным социологов, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 6 минут! В выходные дни – 30 минут, но и это в основном лишь контроль успеваемости в школе (проверка дневников).

Источник