Влияние окружения на развития речи ребенка

Влияние окружения на развития речи ребенка thumbnail

Влияние речевой среды на детскую речь.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряя их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильная речь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическое развитие ребенка. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, должно помогать  ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка.                  Общение — один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают, и он растет «один», если ребенок все время лежит и смотрит в потолок, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой, которая скажется в последующие годы.

                     Залог успеха – это речевая среда, в которой он находится с момента рождения, оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка.

                 Для развития речи очень важно общение ребёнка сразу  после рождения – с членами семьи, с другими людьми, с детьми. Играть, а не просто быть пассивным сопровождающим. Игра создаёт необходимость выразиться, стимулирует к высказыванию. Общение со взрослыми не должно носить формальный характер, « на ходу». Говорить с ребёнком надо медленно и внятно, чтобы он смог уловить каждый звук в потоке речи, понять каждое слово взрослого. Ведь язык так многообразен и столько длинных и сложных слов мы говорим, что многие звуки ребёнок не может воспринять правильно, особенно в малолетнем возрасте. Важно, чтобы общение с ребёнком происходило на уровне его лица. При этом он видит, как вы говорите, как двигаются ваши губы, что помогает осваивать произношение звуков.   Хорошо читать детям книги, но этого недостаточно. Важно чтобы ребёнок понимал и вслушивался, о чём вы ему читаете. Главное — его способность воспринимать и понимать текст. Для этого надо его заинтересовать – читать эмоционально, выразительно, с разной интонацией, ведь маленький ребёнок впитывает то, что более ярко и выражено. А после чтения попросите его назвать героев сказки, пересказать услышанное, нарисовать вместе с ним или слепить, поиграйте в театр, вспомните выражения, которые говорили лиса, заяц или волк. И еще один совет: книги выбирайте по возрасту, а не то, что попалось под руку.   Отрицательно влияет на развитие речи постоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребёнка речевого слуха и умения различать речевые звуки.

Читайте также:  Формирование психического развития ребенка курсовая

Большую ошибку допускают родители, когда перегружают нервную систему ребёнка и водят в 4-5 лет на английский язык.   Чем позже ребёнок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. У телевизора или компьютера детям с речевыми проблемами можно проводить не более 20 минут в день. Речь с экрана не способствует речевому развитию, так как темп ускорен и формирует у ребёнка непроизвольный тип внимания, а  освоение речи требует наоборот произвольное внимание ( сознательное, требующее усилий).  У ребёнка должно быть достаточное количество игрушек, соответствующих возрасту. Но не слишком много – это вызывает пресыщение и теряется интерес ко всему новому. А интерес и любознательность является важным стимулом как для развития речи, так и для общего развития в целом.

            Активное «ручное манипулирование» с различными предметами положительно влияет  на развитие речи и мышление детей. Детям надо играть  с игрушкой, исследовать её со всех сторон, пощупать пальцами,  разобрать на составляющие части и собрать её. Играйте в пальчиковые игры, собирайте пуговицы на шнурок, собирайте мозаику, позволяйте играть с макаронами и крупой, резать ножницами и лепить. Развитие мелкой моторики является стимулятором для речевого развития ребёнка в независимости от возраста.

Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;

Речь развивается в процессе подражания. Подражает ребенок сначала артикуляциям, речедвижениям, которые он видит на лице говорящего с ним человека (матери, воспитательницы).
В детском саду ребенок в своих речевых действиях будет подражать воспитательнице, в школе — учителям, кроме того, он будет подражать речи всех людей, живущих в данной местности, и со временем, если останется жить там же, речь его будет иметь все те общие для данной местности особенности языка, которые отличают его от строгой литературной нормы, т. е. ребенок будет говорить на местном диалекте.. Он перенимает даже дефекты речи. Например, в семье, в которой старшие картавят, дети тоже оказываются картавыми, пока не попадают в детский сад или школу, где с ними начинает заниматься логопед.
Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребенок, называется естественной речевой средой. Естественная речевая среда может быть благоприятной для речевого, а следовательно, и для общего психического развития (в случае если с ребенком общаются люди с правильной речью, если они постоянно реагируют на его «речь», в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы и т. д.) и неблагоприятной (когда общение с ребенком ограничивается только кормлением, когда с ним не говорят, т. е. не реагируют на его «речь», а также если речь окружающих ребенка людей неправильная — с плохой дикцией, а то и явными дефектами — картавостью, шепелявостью и т. д.).
В детских учреждениях — в яслях, детском саду, в школе — специально организуют речевую среду таким образом, чтобы ее развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени. Речевая среда с нарочно установленным высоким развивающим потенциалом называется искусственной речевой средой.

Читайте также:  Характерные особенности физического развития ребенка

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Влияние речевой среды на детскую речь. Подготовила: Фурсова Светлана Михайлов

Описание слайда:

Влияние речевой среды на детскую речь. Подготовила: Фурсова Светлана Михайловна.

2 слайд

Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее

Описание слайда:

Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.

3 слайд

Задачи построения речевой развивающей среды: 1.Обеспечение возможности воспри

Описание слайда:

Задачи построения речевой развивающей среды: 1.Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью. 2.Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. 3.Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка. 4.Обеспечение комфортного состояния ребёнка в проявлении речевых реакций. 5.Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.

4 слайд

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образо

Описание слайда:

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие: 1. Речь педагога.  2. Методы и приемы формирования разных сторон речи детей.  3. Специальное оборудование для каждой группы. Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.

5 слайд

Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием

Описание слайда:

Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Правильно организованная речевая среда стимулирует развитие у ребенка познавательности, инициативности. Очень важно, чтобы она была не только комфортной и эстетичной, но и полифункциональной, обеспечивающей возможность изменений среды, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей, обеспечивать возможность самовыражения воспитанников, эмоциональное благополучие.

6 слайд

При организации речевой среды опираемся на принципы: Принцип активности, само

Описание слайда:

При организации речевой среды опираемся на принципы: Принцип активности, самостоятельности, творчества. Речевая среда в центре речевого развития составлена и подобрана таким образом, чтобы ребенок мог активно самостоятельно и творчески ее использовать в своих целях и в любое удобное для него время 2. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу большие возможности при организации речевых занятий, позволяющая создавать тесный контакт с детьми, или же предусмотренный в равной мере контакт и свободу. Наличие «взрослой» мебели в группе, например, маленький диванчик, позволит педагогу, удобно и уютно расположившись в вечернее время, почитать книгу ребенку, который остался один в группе.

7 слайд

Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая

Описание слайда:

Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая речевая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы. Материал внешне должен быть привлекательным, ярким, броским и должен располагаться на открытых полках. Нет необходимости выкладывать сразу весь материал, иначе выбор игр для ребенка затрудняется. В создании оптимальной для детей речевой развивающей среды помогают пособия, которые любой педагог может сделать самостоятельно.

8 слайд

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организац

Описание слайда:

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды В речевом уголке должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво и эстетично. Интерьер уголка должен периодически меняться согласно теме дня.

Читайте также:  Дневник для записи развития ребенка

9 слайд

Центр речевой активности в моей группе соединяет в себе 2 центра: центр «Здра

Описание слайда:

Центр речевой активности в моей группе соединяет в себе 2 центра: центр «Здравствуй книжка» + центр «Будем говорить правильно». Ключевым персонажем центра, начиная со средней группы, стала игрушка, кукла “Любопытная Варвара”, которую своими руками изготовили родители.

10 слайд

Влияние окружения на развития речи ребенка

11 слайд

Влияние окружения на развития речи ребенка

12 слайд

Центр «Будем правильно говорить» В центре подобраны: 1.Игрушки и предметные к

Описание слайда:

Центр «Будем правильно говорить» В центре подобраны: 1.Игрушки и предметные картинки для уточнения звукоподражания, активации активного и пассивного словаря; 2.Средства для развития чувства ритма: «яйца» из киндер-сюрприза с гремящей начинкой внутри, баночки с гремящими сыпучими материалами, различные музыкальные инструменты: барабан, деревянные ложки, румба, маракас, бубен, треугольник, фонотека. 3.Картотеки: загадки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, потешки, скороговорки, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, дидактические игры 4.Уголок для сюжетно-ролевых игр.

13 слайд

5.Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики 6.Пальчиковая гимн

Описание слайда:

5.Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики 6.Пальчиковая гимнастика по темам неделей 7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания, полочка «Дуй, ветерок». 8.Игры для формирования грамматического строя речи «Большой и маленький», «Чей детеныш», «Чего не стало», лото «Один и много»; 9.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.) 10.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) 11.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) 12.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) 13.Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку, сказочной, социобытовой)

14 слайд

«Здравствуй книжка». Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по

Описание слайда:

«Здравствуй книжка». Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей.: стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр. книжки по программе, любимые книжки детей представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников чистоговорки. папка с подборкой художественных текстов «Всё обо всём» кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»…

15 слайд

Влияние окружения на развития речи ребенка

16 слайд

Игра по развития речи для детей 3-4 лет.

Описание слайда:

Игра по развития речи для детей 3-4 лет.

17 слайд

Влияние окружения на развития речи ребенка

18 слайд

Влияние окружения на развития речи ребенка

19 слайд

Влияние окружения на развития речи ребенка

20 слайд

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.

Описание слайда:

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.

21 слайд

Влияние окружения на развития речи ребенка

22 слайд

Влияние окружения на развития речи ребенка

23 слайд

Яркая, красочная среда речевого уголка привлекает внимание детей, “зазывает”

Описание слайда:

Яркая, красочная среда речевого уголка привлекает внимание детей, “зазывает” дошколят к самостоятельному объединению, к игровой речевой деятельности, а в старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развития связной речи детей.

24 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

Влияние окружения на развития речи ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Влияние окружения на развития речи ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Влияние окружения на развития речи ребенка

Курс повышения квалификации

Влияние окружения на развития речи ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-823760

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник