Влияние окружения на развитие личности ребенка

Влияние окружения на развитие личности ребенка thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Педагогики и Психологии

Кафедра педагогики и методики начального образования

Реферат

Тема:

«Влияние среды на развитие личности»

Выполнили: Тишкова А. Д. и Павлова А. В.

Проверила: Бурова Л. И.

Череповец 2010

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, они имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к ближайшему. В понятие «социальная среда» входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Каково же влияние среды на формирование человека? Единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. Не совпадают взгляды при оценке степени влияния среды. Как известно, абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей. Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних. Подростковая преступность в России достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушителей в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

Школа, класс, друзья — следующий концентр близкого окружения подрастающего человека. Их влияние на становление и развитие личности весьма значительно. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он станет.

Что оказывает большее влияние на развитие человека — среда или наследственность? Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Приверженцы так называемого биогенного (биогенетического) направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенного (социогенетического, — социологизаторского) — среде. Многие исследователи пытались установить точные количественные пропорции влияния среды и — наследственности на развитие человека. Результаты очень противоречивы, что свидетельствует лишь об одном: доля участия исследуемых факторов в развитии разных людей неодинакова. Влияние среды, по оценкам представителей социогенного направления, может достигать 90%; влияние наследственности, считают сторонники биогенного направления, отнюдь не менее значимо: 80—90%. Большее доверие вызывают взвешенные оценки, игнорирующие крайности. Например, английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) к следующему заключению по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: из факторов умственного развития

64% приходится на наследственные влияния,

16% — на различия в уровне семейной среды,

3% — на различия в воспитании детей в той же семье и

17% — на смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Разумеется, наука стремится к точности, это её цель. Но вряд ли даже самые скрупулёзные вычисления будут полностью соответствовать действительности. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя. В каких пропорциях переплетутся действующие причины, к какому результату приведёт их взаимодействие, зависит от многих случайных факторов, действия которых ни учесть, ни измерить нельзя.

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики.

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Их может быть несколько одновременно и каждая характеризуется определенными правами и обязанностями, т. е. имеет разный социальный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям).

Статус определяет поведение личности в обществе, т. е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные. К позитивным относят роли члена семьи, члена коллектива, потребителя, гражданина и др. К негативным относятся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечивает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает возможность приспосабливаться, адаптироваться к каждой новой для него ситуации или позиции на протяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией.

По мнению М. А. Галагузовой, Г. Н. Штинова, Е. Я. Тищенко, Б. П. Дьяконова, социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общении и сознании.

В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расширение круга взаимодействия, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируется другая потребность — проявить себя, свою индивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладения социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуализации (приобретения самостоятельности, относительной автономности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается равновесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведения, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Людьми родились,но не стали

Сейчас мы перейдём к грустным фактам. Они как бы специально предоставляются нам природой для выявления законов человеческого развития. Сказка о Маугли – не досужий вымысел от начала до конца. Судя по фактам, зафиксированным в истории человеческой цивилизации, эти события могли иметь под собой реальную почву. В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Что в них правда, что вымысел – теперь уже, наверное, не узнать. Основатели Рима Ромул и Рем, вскормленные волчицей, Маугли, воспитанный в звериной стае, литовский мальчик, выросший в медвежьей берлоге, о чем рассказывал Э. Кондильяк ещё в 1754 г., вполне могли существовать. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками,5 – медведями, один случай – павианами, другими породами обезьян – не менее 10. Один ребёнок был вскормлен леопардом, один – овцой.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат 2 малышей. Это были девочки ,одной из них было лет на вид лет 7-8,другой-года два. Младшую девочку назвали Амалой, старшую – Камалой.

Источник

В
статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка,
определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются
этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая
среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к
изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А
как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное
развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья
предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные
установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать,
принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация
родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические
качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В
семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо
учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к
соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку
социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен
адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных
ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка и становление его сознанияСистемное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую
действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит
последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) — понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения –
связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения,
объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких
детей. Для подростков уместны разговоры
«на равных», дискуссии,
лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию,
политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в
социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей,
транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно
сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под
    влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум
    будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через
    общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью
    специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

Социальная
ситуация развития – влияние среды
на формирование личности ребенка. Среда,
согласно Л.С. Выготскому, – источник
развития, а «не обстановка». Он писал:
«Среда как бы вращивается внутрь,
поведение становится социальным,
культурным фактором не только по своим
содержаниям, но и по своим механизмам,
по своим приемам». Однако среда, культура
– это только источник, «приглашающая
сила». Любой элемент среды может
по-разному воздействовать на ребенка,
а может быть и нейтральным. Такое
понимание роли среды в психическом
развитии ребенка привело Выготского к
введению понятия социальная ситуация
развития.

Социальной
ситуацией развития определяется, по
Выготскому, психическая жизнь человека
на разных этапах его развития. Этим
термином он обозначал «то особое
сочетание внутренних процессов развития
и внешних условий, которое является
типичным для каждого возрастного этапа
и обусловливает и динамику психического
развития на протяжении соответствующего
возрастного периода, и новые качественно
своеобразные психологические образования,
возникающие к его концу».

Для
Л.С. Выготского человек представляется
зависимым от социальной ситуации
развития, от других людей, которые ее
создают. Перестройка же сознания ребенка
к концу какого-то периода меняет, по его
мнению, всю систему отношений с другими
и отношение к самому себе.

В
современных теоретических работах
(В.П. Зинченко, Д.Б. Эльконин, А.Г. Асмолов),
содержащих развитие идей Л.С. Выготского,
подчеркивается, что среда –
культура для организма – «приглашающая
сила, вызов», и она «бессильна, когда
иссякает внутренний, собственный
источник и движущие силы развития и
саморазвития». Это относится и к индивиду,
и к социуму (В.П. Зинченко).

Расширение
индивидуального сознания, индивидуального
личностного роста – необходимое
условие становления человека как
духовного существа. Внутренний рост
человека представляет собой обязательное
условие роста внешнего. Внешний рост
связан с процессами социализации,
предполагающими усвоение индивидом
социальных норм и ценностей, выполнение
требований, предъявляемых социумом.

Важнейшая
человеческая потребность – быть
активным, что-то совершать, действовать,
реализовывать. Это значит, что человек
не слаб и не беспомощен, он дееспособен.
Это значит, что не только другие
воздействуют на него, но и он сам
воздействует на других людей. Родившись,
ребенок с каждым днем становится все
более самостоятельным, в то время как
взрослые медленно меняют свое отношение
к нему. Взрослые по-разному сдерживают
активность ребенка, которому приходится
мириться «с превосходящими силами
взрослых». Однако, подрастая, ребенок
находит разные возможности, утверждает
Э. Фромм, «отплатить за поражение».

Притягательной
силой обладает не только то, что не было
разрешено, но и то, что было невозможно.
Внутренне присущее человеку желание
«проникнуть в глубины своего социального
и природного бытия», чтобы вырваться
из тех рамок, в которые он «загнан», по
мысли Э. Фромма, играет важную роль. Эта
потребность может быть удовлетворена
разными способами – через созидание
или через разрушение.

Человеческий
организм нуждается не только в некотором
минимальном отдыхе, но и в некотором
количествеволнения (возбуждения). Отечественные
психологи (Л.С. Выготский, 
Л.И.
Божович, М.И. Лисина) показали, что
потребность ребенка в общении, во
впечатлениях является базовой для
развития социальных потребностей
ребенка.

Способы
и приемы стимулирования возбуждения могут
быть разными. Э. Фромм называет простые
стимулы и сложные, вдохновляющие.
Источниками вдохновения могут стать
природа, музыка, литература, встреча с
интересным и любимым человеком.

Сопереживание –
сложные стимулы. Влечение – простые
стимулы. Простые стимулы
вызывают влечение.Вдохновляющий же
стимул вызывает у человека активный
интерес к «своему объекту», стремление
открывать в нем все новые грани.

Важное
отличие простых стимулов от сложных
состоит в том, что простые стимулы
вызывают «чувство пресыщения», человек
испытывает чувство желания (охоты,
зуда), удовлетворения и избавления,
когда наступает удовлетворение, «ему
больше ничего не надо». Сложные же
стимулы никогда не вызывают чувства
пресыщения, их никогда не может быть
«слишком много». Э. Фромм выводит такую
закономерность: «чем проще стимул, тем
чаще нужно менять его содержание или
интенсивность; чем утонченнее стимул,
тем дольше он сохраняет свою
привлекательность и интерес для
воспринимающего субъекта и тем реже он
нуждается в переменах».

В
социальных условиях жизни человека, по
убеждению Э. Фромма, кроются причины
патологий, нарушений развития. Уже такие
обстоятельства среды, как питание,
«тепло и нежность» при воспитании
ребенка, внимание и количество поощрений,
свобода передвижения и возможность
самовыражения в игре и других формах
общения, оказывают прямое воздействие
на рост мозга, усложнение строения коры
больших полушарий. Для нормального
роста человека, развития у него синдрома
жизнелюбия необходимы специальные
условия, при отсутствии которых человек
превращается в ограниченное существо
с «синдромом враждебного отношения к
жизни». Отношения между личностью и
окружающим ее миром неоднозначны и
очень сложны. Индивидуальный характер
определяется индивидуальными факторами:
задатками и способностями, обстановкой
в семье, целым рядом важных событий в
жизни индивида. Факторы окружающей
среды сложны и играют огромную роль в
формировании личности.

Источником
полноценного развития ребенка является
эмоциональный контакт с близкими людьми.

Важнейшим
элементом среды, определяющим характер
развития человека, выступает свобода. Потребность
в свободе специалисты называют одной
из исходных человеческих потребностей.
На обыденном языке свобода предполагает
ослабление управления, контроля и
давления и предоставление человеку
ответственности за свой выбор, возможности
реализовать свою целостность, творческий
потенциал.

Другое
важное обстоятельство, приводящее к
утрате жизненных сил, может быть связано
с ситуациейдушевного обнищания. Когда
ребенок живет в безрадостной атмосфере
черствости и душевной глухоты, он
внутренне «замерзает». Отсутствие
эмоционального тепла, участия, любви
вызывает чувство отчаяния и полного
бессилия, которое может стать причиной
его жестокости.

Немаловажным
фактором, вызывающим нарушения личностного
развития, являются характер, ценности,
нормы, ориентиры, смыслы той социальной
группы, частью которой является
ребенок. Социальная группа (семья,
школа) может усиливать те черты и формы
поведения, которые ей соответствуют, и
ослаблять нежелательные.

Карен
Хорни полагает, что в развитии личности
человека доминирует влияние социального
окружения. Она исходит из того, что
определяющим в структуре личности
является бессознательное чувство
тревоги, беспокойства, изоляции и
беспомощности. Чувство небезопасности
может быть порождением многих вредных
факторов среды: прямого и непрямого
доминирования, безразличия, нестабильности
поведения, недостатка уважения к
индивидуальным потребностям ребенка,
недостатка реального руководства,
слишком большого восхищения или его
полного отсутствия, недостатка теплоты,
понуждения принимать чью-то сторону в
родительских ссорах, слишком большой
или слишком малой ответственности,
сверхпротекции, изоляции от других
детей, несправедливости, дискриминации,
враждебной атмосферы и т.д.

Эти
факторы становятся основой развития
тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это
состояние, ребенок может прибегать к
разным стратегиям. Он может становиться
враждебным и хотеть расплатиться с
теми, кто его отвергал или плохо к нему
относился. Но может быть и очень послушным,
чтобы вернуть потерянную любовь и
расположение.

Нарушения
в развитии ребенка связаны с неблагоприятными
событиями в детстве ребенка. Прежде
всего, семейные конфликты, недостаток
эмоционального тепла, любви, отзывчивости,
отношений привязанности. Отношения в
семье остаются значимыми не только в
детстве, но и в более поздние периоды
жизни. Дефицит общения, нарушение,
деформация значимых отношений личности,
образующих целостную систему, обусловливают
развитие личности по невротическому
типу (В.Н. Мясищев). Это отношения в семье,
в других значимых для ребенка общностях.

Потребность
в эмоциональном признании окружающими,
эмоциональных контактах с родителями
особенно актуальна в детстве. К 4-5 годам
эмоциональное развитие ребенка достигает
своего максимума. Нарушение
эмоциональных контактов с родителями, прежде
всего с матерью, вызывает значительные
психологические проблемы в развитии.
Недостаток искренних, доверительно-теплых
и непосредственно-эмоциональных
отношений родителей с детьми становится
основой возникновения невроза. Отсутствие
эмоциональной поддержки, любви и
признания в семье вызывает у ребенка
страх одиночества, ощущение изолированности,
забытости и ненужности.

Выдающийся
американский психотерапевт К. Роджерс
на основании значительного клинического
опыта пришел к убеждению, что в среде,
социальном окружении содержатся условия
для формирования «полноценно
функционирующего человека», прогрессивного
личностного развития. Самое главное
— создание таких человеческих
взаимоотношений, которые конкретный
человек мог бы использовать для своего
собственного личностного развития (К.
Роджерс).

Базовая
тенденция организма – тенденция к
актуализации, становлению и
самоусилению. 
(К. Роджерс). Тенденции
к самоактуализации и саморазвитию
заданы наследственно. Но тенденция
движения вперед может быть осуществлена
только при определенных условиях, а
именно – когда выборы поведения «ясно
воспринимаются и адекватно символизируются»,
т.е. переживаются сознательно.

Особо
выделяются им две потребности: в
позитивном отношении и самоотношении, которые
возникают в результате научения. Первая
из них возникает вследствие любви и
заботы о ребенке, вторая формируется
при положительном отношении окружения.
Оценки со стороны окружающих, особенно
в детстве, могут искажать внутренние
переживания человека. Ребенок на
основании положительных или отрицательных
оценок его поведения взрослыми старается
быть таким, каким его хотят видеть, а не
тем, кто он есть. Внешние оценки ведут
к искажению самоотношения ребенка.
Навязанные образы, ценности вытесняют
и замещают «истинные» переживания и
ценности, что ведет к саморазрушению Я. Такой
человек чувствует напряженность,
дискомфорт. В детстве «Я-концепция»
искажается под влиянием чужих оценок.
Следствием такого искажения могут стать
агрессивность, конфликтность, замкнутость,
тревожность, враждебность по отношению
к другим людям, нарушения общения.

Как
этого избежать? К. Роджерс разработал
метод психотерапии, который
назвал клиент-центрированной
терапией. Он полагает, что этот подход
применим ко всем отношениям с людьми,
а не только в работе с людьми, имеющими
проблемы. Основу метода составляет
создание помогающих отношений, которые
актуализируют у человека способность
к самоизменению и саморазвитию. Создание
терапевтических помогающих отношений
возможно при реализации трех важнейших
условий.

Первое
условие – откровенность,
искренность, правдивость отношений
с человеком. Значимые люди должны
быть с ребенком искренними, не притворяться,
не надевать «маски», «ложные фасады».
Они должны быть едины и целостны в своих
чувствах, в их восприятии и высказывании
о них.

Второе
условие – безусловное принятие
человека. Под принятием человека К.
Роджерс понимает «теплое расположение
к нему как к человеку, имеющему безусловную
ценность, независимую от его состояния,
поведения или чувств».

Третье
условие – эмпатическое понимание, без
которого безусловное принятие может
означать просто недифференцированное
благодушное отношение ко всем. Эмпатическое
понимание – проникновение в чувства
и мысли человека, умение видеть проблему
с его позиции, встать на его место.

Модели
поведения значимых взрослых (родители,
педагоги, «звезды», кумиры), по свидетельству
исследователей, становятся основой не
только приобретения привычек, но и
выработки способов разрешения конфликтов,
жизненных проблем. Особенно важны модели
родительского поведения.

Дисциплинарные
требования, характер наказаний и
поощрений не менее важны для «хорошего»
или «плохого» поведения. Пагубно
положение, когда ребенок привыкает
ориентироваться на внешний контроль,
у него оказываются неразвитыми внутренние
механизмы контроля своего поведения,
отсутствует собственная система
ценностей, с помощью которой он может
регулировать свое поведение вне
зависимости от поощрений или наказаний
со стороны других людей.

О
негативной роли множества жестких
ограничений и гиперопеки уже
упоминалось. Подробная характеристика
последствий этого фактора для становления
характера ребенка дана известным русским
педагогом, психологом, врачом П.Ф.
Лесгафтом.

В
литературе отмечается, что причинами
нарушений поведения и даже эмоциональных
расстройств может быть разлука с
родителями, жизнь вдали от семьи,
потеря одного из родителей, ссоры и
конфликты в семье, а также неврозы и
патологические особенности личности
родителей.

Асоциальное,
криминальное поведение родителей приводит
к формированию нарушений поведения у
детей. Родительские ссоры, драки или
враждебность, отчужденность создают
атмосферу, в которой с большей вероятностью
возникают нарушения поведения, особенно
у мальчиков. Агрессивное поведение
родителей становится моделью для
ребенка. Здесь могут иметь место и другие
механизмы.

Скудость,
монотонность окружающей среды, ее
ограниченность, по данным специалистов,
может приводить к глубоким задержкам
психического развития ребенка, тормозить
его интеллектуальное развитие и вызывать
нарушения поведения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник