Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно

приложение

У ворот шумит народ.

Где тут необычный огород?

Говорят, что там растет

И цветочная рассада,

И салатик, и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят, открыв рот.

Актуальность проекта: Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно.

Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых

лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью

красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисковоисследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимневесенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.

Срок реализации проекта: февраль, март (краткосрочный).

Продукты проекта: рисунки, выставки, дневник наблюдения, фото.

Проблема: Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности в процессе выращивания растений.

Задачи:

• Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

• Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;

• Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;

• Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

• Активизировать речь и обогащать словарь детей;

• Развивать эмоциональную отзывчивость;

• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Методы: анкетирование, наблюдение, моделирование.

Задачи создания развивающей речевой среды:

• Обогащать словарный запас за счет новых понятий, введения разнообразных атрибутов.

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, умение вести координированный диалог «ребёнок-ребёнок-воспитатель».

• Побуждать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний в детских энциклопедиях, познавательной и художественной литературе.

Оборудование и материалы: контейнеры для посадки лука, укропа, семян, инструменты для рыхления, совочки, лейка, земля, вода, элементы декора.

Этапы реализации проекта:

I этап — подготовительный (1 неделя).

В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицыуказатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о зелени и луке.

II этап — исследовательский (5 недель).

Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения — земля, растения — вода, растения — человек. Результаты экспериментов фиксировали в фотоархиве. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой: поговорки, стихи, загадки.

Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, игры, беседы.

III этап — заключительный (1 неделя).

Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Провели конкурс «Угадай название цветка», игру «Мышка в огороде».

План реализации проекта:

1. Подготовительный этап

• Определение цели и задач проекта.

• Сбор информационного материала о растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

• Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике».

Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).

• Разработка комплексно — тематического плана работы

2. Основной этап

• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.

• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных и декоративных растений:

Читайте также:  Потребность в привязанности идентичности как основа благополучного развития ребенка

• Подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление.

• Изготовление табличек — указателей с названиями растений.

• Дизайнерское оформление.

• Наблюдения за растениями и опыты с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем

• Отражение результатов исследования через художественно-творческую деятельность детей.

• Ведение дневника наблюдений.

3. Заключительный этап

• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

• Составление альбома «Вот какой наш огород!».

– &nbsp– &nbsp–

Итог проекта:

• Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

• Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

• Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.

• Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».

Экспериментальная деятельность

• Земля.

Название мероприятия: Узнаем какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется Материал, оборудование: земля в контейнерах

• Вода Название мероприятия: Вода и растения Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

• Солнце Название мероприятия: Солнце и растения Цель: Определить роль солнца в жизни растений Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

• Человек Название мероприятия: Человек и растения Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) Психогимнастика «Я растение»

(Дети закрывают глаза).

— Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

— Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т. д.). Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

Цель: учить детей по описанию отгадывать комнатное растение.

Игра проводилась с подгруппой детей в уголке природы, в свободное от занятий время во вторую половину дня. Растения стояли на своих обычных местах. Детям предлагалось послушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применялись наводящие вопросы и подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.

Дидактическая игра «Путаница»

Цель: уточнить знания детей о частях растений.

При проведении игры использовались следующие приемы:

• Детям предлагалось рассмотреть предложенные картинки;

• Сопоставить (какие картинка должны следовать за предыдущей)

• Предлагались поисковые вопросы (соедини части растений, почему так, а не подругому)

• Детям, которые затруднялись, была представлена помощь в виде наводящих вопросов.

• Оценить каждого ребенка.

Загадки Разломился тесный дом На две половинки, И посыпались оттуда Бусинки-дробинки.

Бусинки зелёные, Сладкие ядрёные.

(Горох) За кудрявый хохолок Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая, На вкус — как сахар сладкая!

(Морковь) Вырос в поле дом, Полон дом зерном, Стены позолочены, Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном На стволе золотом.

(Колос) Золотое решето Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов.

(Подсолнух) Кругла, да не луна, Зелена, да не дубрава, С хвостиком, да не мышь.

Читайте также:  Что такое сетка памяти при развитие ребенка

(Репа) Вырастает он в земле, Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь Даже маленькую дольку — Будет пахнуть очень долго (Чеснок)

Источник

Автор: Ковтун Алевтина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Синеглазка»
Населённый пункт: ЯНАО, г.Ноябрьск
Наименование материала: Практикум для родителей
Тема: «Влияние окружающего мира на развитие ребенка»
Дата публикации: 14.06.2017
Раздел: дошкольное образование

«Влияние окружающего мира на развитие ребёнка»

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму»

( китайская пословица).

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно.

Знакомство с

бесконечными,

постоянно

изменяющимися

явлениями,

начинается

с

первых

лет

жизни

малыша.

Явления

и

объекты

природы

привлекают

детей

красотой,

яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок

обогащает свой чувственный опыт.

Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего

мира,

тем

больше

у

него

возникает

вопросов.

Основная

задача

взрослого

состоит

в

том,

чтобы

помочь

ребёнку

самостоятельно найти ответы на эти вопросы.

Общение

детей

с

природой

не

столько

интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия

детей

с

природой,

приносящая

радость,

развивающая

гуманные

чувства

и

правильное

отношение

к

природе,

ко

всему живому.

Чем больше органов чувств задействовано в познании,

тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте.

Следовательно,

расширяются

его

п р е д с т а в л е н и я ,

позволяющие

ему

сравнивать,

различать,

активно

размышлять и сомневаться.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда

новых

впечатлений,

любознательность,

постоянное

стремление

экспериментировать,

самостоятельно

искать

новые сведения о мире традиционно рассматриваются как

важнейшие

черты

детского

поведения.

Исследовательская,

поисковая активность — естественное состояние ребёнка, он

настроен

на

познание

мира,

он

хочет

его

познать.

Исследовать,

открыть,

изучить

значит

сделать

шаг

в

неизведанное. Это огромная возможность для детей думать,

пробовать,

искать,

экспериментировать,

а

самое

главное

самовыражаться. Необходимо

помочь детям в проведении

этих исследований, сделать их полезными.

В

поисково-исследовательской

деятельности

дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить

присущую

ему

любознательность,

упорядочить

свои

представления о мире.

Развитие исследовательских способностей ребёнка —

одна

из

важнейших

задач

современного

образования.

З н а н и я ,

п о л у ч е н н ы е

в

р е з у л ь т а т е

с о б с т в е н н о г о

эксперимента,

исследовательского

поиска

значительно

прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что

получены репродуктивным путём.

В

дошкольном

возрасте

экспериментирование

является

ведущим, а в первые три года — практически единственным

способом познания мира. Например, строительные игры с

песком,

водой

помогают

решить

многие

проблемные

ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый

— нет; где быстрее прорастёт зёрнышко, в земле или в песке;

каким

вещам

вода

на

пользу,

а

каким

во

вред?

Все

эти

вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать

выводы.

Только через действие ребёнок сможет познать

многообразие окружающего мира и определить собственное

место в нём.

Источник

Айжан Маткаримова
Использование мультимедийных средств для ознакомления дошкольников с явлениями природы

Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств.

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Сделать это интересно и познавательно можно сочетая разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). Но наше время- это время перемен. Современное образование заставило нас по- новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду.

Читайте также:  9 месяцев ребенку развитие мелкой моторики

Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий.

Одним из наиболее доступных средств использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные средства, мультфильмы и аудио записи. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно — образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение информационно-коммуникативных технологий открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности.

Передо мною встала проблема: как использовать информационно- коммуникативные технологии для повышения уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольниковИКТ обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, текст, видео, мультфильмы,красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Позволяет значительно разнообразить процесс образования.

Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Информационно- коммуникативные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.

Целью моей работы считаю: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром т. е с явлениями природы с применением информационно-коммуникативных технологий.

Данная цель определяют следующие задачи:

— Расширение сознания через получение более полной информации о явлениях природы посредством информационно – коммуникативных технологий

— Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе ознакомления с окружающим миром.

Гипотеза — если использовать в образовательном процессе систему мероприятий направленную на развитие познавательной активности с применением информационно-коммуникативных технологий в условиях детского сада можно способствовать повышению уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающими его явлениями природы.

Новизна педагогической концепции моей работы заключается в разработке системы мероприятий, направленной на развитие познавательной активности дошкольников с применением информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций, мультфильмов, аудио записей) и направленных на развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.

Система работы включает в себя следующие направления:

— цикл мероприятий по ознакомлению с явлениями природы;

— самостоятельная познавательная деятельность дошкольника.

В основу системы работы легли следующие принципы:

— развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя;

— взаимодействия,предполагающий совместную деятельность в системах: «ребенок- педагог», «родители- ребенок», «педагог- родители»;

-психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;

-формирование деятельности, умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;

природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Преимущество мультимедийных средств в том, что я могу их применить в процессе ознакомления с окружающим миром на разных этапах познавательной деятельности.

Таким образом, применяя информационно-коммуникативные технологии в процессе ознакомления с окружающим миром, явлениями природы с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми. Самостоятельная познавательная деятельность дошкольника дома способствует закреплению знаний, умений и навыков полученных посредством применения информационно-компьютерных технологий в детском саду.

Источник