Влияние общения ребенка со взрослыми на развитие личности ребенка

светлана тубасова
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:

1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);

2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);

3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние, по мнению А. А. Бодалева, прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:

— для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);

— при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

— экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т. п.

— предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;

— речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активности проявляется в форме:

— внимания и интереса ребенка ко взрослому;

— эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;

— инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;

— чувствительности ребенка к отношению оценке взрослого.

Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина отмечает, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических) по принципу:

— появление дискомфорта;

— крик;

— внимание взрослого;

— устранение дискомфорта этим взрослым.

Другая схема — это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.

А. П. Воронова, О. В. Защиринская отмечают, что в случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде происходит следующее. Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в:

— отсутствии сформированной речи;

— отставании в умственном развитии;

— трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

— недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;

— двигательной вялости и компенсационных движения.

— сниженном общем коэффициенте развития.

Три вида деприваций — сенсорная, двигательная и социальная — присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный — материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы два условия, которых лишены дети из интернатов: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Читайте также:  Вероятность развития диабета у ребенка

Одно из последствий материнской депривации — это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

В результате анализа литературы, найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка.

Источник

Фастова Елена Аркадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №19
Московского района Санкт-Петербурга

Одной из определяющих задач детского сада на современном этапе является формирования общей культуры личности детей, создание эмоционального благополучия воспитанников.

Детский сад — как второй социальный институт после семьи в жизни ребенка, способен научить детей жить в социуме, приобрести необходимые навыки общения, взаимодействия с окружающими людьми.

Общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из глобальных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития, формированием коммуникативных навыков.

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

— желание вступать в контакт с окружающими;

— умение организовывать общение;

— знание норм и правил.

Нарушение общения приводит к тяжелым отклонениям в поведении, отражается на интеллекте ребенка, развитии социально значимых качеств личности.

Ребенок научается в семье, в детском саду, в общении с взрослыми – педагогами и родителями согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотнося свои действия с общественными нормами поведения.

В детском саду осуществляется обучение основным существующим законам общения: дети учатся искать и находить компромисс между собственными желаниями и интересами окружающих его людей, отстаивать собственную точку зрения и вместе с этим сдерживать себя и свои эмоции в разрешении споров. Воспитание детей в детском саду дает возможность научиться отстаивать свое мнение, путем аргументов, а не слез и истерик, как часто случается дома. В особенности ценным является то, что в коллективе сверстников данные навыки формируются естественным образом, как бы сами собой — в процессе общения и во время игры с другими детками.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяется характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Педагогическая позиция воспитателя проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимости, знании и понимании его потребностей, интересов, побуждений, устойчивом, заинтересованном, положительном отношении к личности ребенка, даже при проявлениях отрицательных действий, поступков. Отношение к ребенку как к субъекту, как к самоценности предполагает создание таких педагогических условий, которые бы способствовали, раскрытию потенциальных возможностей, творчества и активности ребенка.

Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние партнера. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

 В процессе работы по формированию навыков общения, ребенок начинает понимать, как важно любить окружающую природу, чувствовать её, заботиться о ней, учиться у неё доброте, чуткости, бескорыстию, приобретают умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Постепенно у дошкольника появляются представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации. Понимание собственного «Я» формирует самооценку детей, что способствует правильному оцениванию своих поступков и на их основе различию по выразительным средствам общения и эмоции, и чувства других детей и взрослых. У ребенка воспитываются  добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье. Дети ценят хорошие отношения и получают радость от общения со своими близкими, проявляют о них заботу и предлагают посильную помощь. Навык общения с взрослыми постепенно и переходит на общение со сверстниками. Дети проявляют заботу и внимание, чувства доброты, чуткости, доброжелательности, соучастие и сотрудничество в процессе общения друг с другом. Ребенок способен научиться управлять своим настроением, проявлять положительные эмоции в различных ситуациях, доставлять радость себе и другим при общении с окружающим миром.  Имея представление о поступках и привычках людей, дети в дальнейшем смогут выработать социально значимые мотивы положительного поведения, развить у себя желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развить в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности. Не менее важно дать детям знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, младшими детьми и взрослыми. Это поможет им применять правила этикета в разных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения. Навыки общения так же включают в себя представления о половых различиях, о культуре и психологии общения мальчиков и девочек. Дети научаться понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка на разных этапах

Все эти навыки у детей хорошо усваиваются в процессе игровой деятельности. Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих специфических проблем. Важный момент – выбор игры. Хорошо если игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущий и подготавливает следующий. Внутри каждого этапа существует последовательность игр, развивающих те или иные аспекты взаимоотношений детей. Поиграв с детьми в три-четыре игры, можно перейти к начальным играм следующих этапов

При проведении игр не надо бояться повторений. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Дошкольники по-разному и в разном темпе усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий. Сами дети очень любят играть в знакомые игры и нередко просят повторить какую-нибудь игру. В таких случаях ей лучше посвятить первую половину занятия, а новую игру оставить на вторую половину.

Таким образом,чтобы ребенок вырос и стал полноценной и развитой личностью, он еще в самом раннем детстве должен приобрести опыт межличностного общения, так как без него процесс социализации будет неполным, и вхождение в мир людей станет болезненным. Этот процесс называется развитием социальной компетентности, он является неотъемлемой составляющей в развитии человека,

Список использованной  литературы:

1.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.– Ярославль «Академия развития» 1996

2.Шипицына Л.М., Защиринская О.В.- Азбука общения.- СПб.:ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2000

3. Источник: https://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-001.HTM]

Источник

      Условия развития старшего дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего этапа. В этом возрасте значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. У ребёнка растут возможности познания окружающего мира, что в свою очередь выводит интересы ребёнка за узкий круг близких ему людей и делает доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьёзных видах деятельности (учении, труде). Старший дошкольник включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с их интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит постепенное изменение и усложнение деятельности ребёнка, к нему начинают предъявляться высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к умению организовать своё поведение.

        Основное влияние взрослых на развитие личности детей – организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребёнком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат сами взрослые – их поступки, взаимоотношения. Огромное воздействие оказывает на ребёнка поведение близких ему людей. Он им подражает, перенимает их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. Помимо этого ребёнок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых и другими путями – наблюдает их труд, слушает рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые нравятся ему, вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих.

         Самый решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребёнка людей, — это та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребёнок привязан и мнение которых для него наиболее важно.

        Дети старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они в первую очередь стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой. Им нужна определённость, дети пытаются оценивать даже неодушевлённые предметы.

        Взрослые обучают ребёнка правилам поведения. Они организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, стараясь исходить из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

Читайте также:  Умка центр развития ребенка омск отзывы

       Большое значение в усвоении образцов и правил поведения имеет развитие у детей-дошкольников чувства гордости и чувства стыда. Эти чувства заставляют ребёнка соотносить свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых. Старший дошкольник начинает испытывать чувство гордости не только по поводу выполнения одобряемого взрослыми действия, но и по поводу собственных положительных качеств (смелости, правдивости, готовности поделиться с другими). Он постоянно примеривает своё поведение к положительно оцениваемым образцам, понимая, что сходство с ним даст ему основание гордиться собой.

    Чувство стыда, которое в более раннем возрасте вызывается, как правило, прямым вмешательством взрослого, у старшего дошкольника возникает уже и в тех случаях, когда он сам понимает, что поступил не так, как от него ожидали: нарушил правило, отступил от положительно оцениваемого образца. Ребёнок начинает стыдиться проявлений трусости, грубости, жадности, невежливости и т.д.

      В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребёнка от взрослого. Поведение и отношение к ребёнку взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребёнка.

      Психологами установлено, что в случае, если взрослый расположен к ребёнку, проявляет интерес его успеху и сопереживание неуспеху, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия, даже в случае неуспеха. Ребёнок в этом случае пытается установить положительные взаимоотношения со взрослым, доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

      Отчуждённое отношение взрослого к ребёнку значительно снижает его социальную активность: ребёнок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, может расплакаться и даже выплеснуть свою агрессию на сверстников. Многие дети в условиях отчуждённого отношения со стороны взрослого прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив, может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности всё равно резко падает. Негативное отношение взрослого вызывает у ребёнка следующие реакции: ребёнок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и стремится избежать общения.Во взаимоотношениях с ребёнком взрослый должен быть очень осторожным при выборе эмоциональных форм воздействия. Положительные и отрицательные формы воздействия на ребёнка должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основой будут положительные эмоции, а отчуждение можно использовать как форму порицания ребёнка за очень серьёзный проступок.Огромное значение для развития самосознания ребенка имеет его взаимодействие со взрослыми, которое направ­ленно на формирование у него определенного отношения к миру вещей, ко всему живому, к людям и к самому себе. Взрослые являются для ребенка главным источником ин­формации о себе. Взрослые также помогают осознать ре­бенку и егособственную половую принадлежность. Ориентация ребенка на ценности своего пола в основ­ном происходит в семье. Каждый из родителей в семье не­сет ценностные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присуши женщине; смелость, решительность, самооб­ладание — признаки мужественности. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через наблюдение за поведением мужчин и женщин, а также через искусство. В первую очередь ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и жен­щин в одежде и манере себя вести. Нередко индивидуаль­ные особенности человека ребенок принимает за призна­ки, присущие определенному полу. Психологами было выявлено, что дети группируются в игры по признаку пола. Играя в «дочки-матери», дети так­же предпочитают роли в соответствии со своим полом. В сюжетно-ролевой игре проявляется эмоциональность ребенка, и отрабатываются возможные для мужской и женс­кой роли формы соответствующего поведения. В старшем дошкольном возрасте ребенок осознает нео­братимость половой принадлежности и начинает соответ­ственно строить свое поведение. В то же время у детей воз­никают своеобразные отношения к некоторым детям друго­го пола. Эти отношения с самого начала сугубо индивидуальны. Иногда мальчик может испытывать живую и трепет­ную радость при виде ровесницы или более взрослой девоч­ки, он может мечтать и думать об этой девочке. В этом случае поведение взрослых должно быть обду­манным. Они должны уважительно относиться к трепет­ным чувствам ребенка. Здесь взрослый не должен позволять себе иронизировать по этому поводу. При этом не следует и подогревать детскую влюбленность, а, наоборот, нужно стараться переключить ребенка на какое-либо другое занятие, что может захватить его чувства и воображение с новой силой. Образ тела у ребенка возникает в связи с его общими познавательными интересами, когда он вдруг начинает ин­тересоваться телесной организацией людей и своей собствен­ной. Не нужно ребёнка наказывать или резко запрещать исследовать себя, тем самым, подогревая интерес ребёнка. Отвлеките, а лучше объясните ему в доступной для ребёнка форме то, что его интересует.

        На взрослых лежит очень большая ответственность, так как то, что мы делаем, думаем, говорим, повторяют наши дети. Поэтому важно быть примером для своего чада, тем, на кого бы он или она хотели бы равняться.

Источник