Влияние образовательной среды на развитие ребенка

Влияние образовательной среды на развитие

личности ребенка дошкольника.

               Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появился стандарт, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации дошкольного образования одним из приоритетных направлений является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

(Слайд 2) Правильно организованная образовательная среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.  

(Слайд 3) В образовательной среде можно выделить 3 компонента:

-социальный (социальное окружение),

-предметно-пространственный или предметно-развивающий (предметно-пространственное окружение),

-психо-дидактический (используемые педагогом методы и приемы)

(Слайд 4)  Мощным обогащающим фактор детского развития является социокультурное окружение. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, влияние культурной ауры микрорайона, города, детского сада, природных и парковых ландшафтов. Все эти среды — могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

(Слайд 5)Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначением, характера деятельности людей достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и должна составлять первые моменты его знакомства с миром, способствовать более быстрой адаптации малышей к новым социальным условиям, а также  помогать  адекватно воспринимать себя и других людей, овладевать конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.

(Слайд 6-7) В соответствии со  Стандартом ДО, еще одним из аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста является  предметно-пространственная развивающая среда. Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей предметной среды, которая предполагает создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Активность ребенка в условиях такой среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

(Слайд  8)    Над созданием такой среды мы задумались с приходом новых малышей. Нам захотелось так организовать пространство, чтобы детки быстрее адаптировались, привыкли спокойно и непринуждённо расставаться с мамой, а в группу заходили с радостью и интересом.  Мы поставили перед собой цель — создать условия для развития гармоничной личности: любознательной, коммуникативной, способной овладеть разными видами деятельности, здоровой физически и психически.

Соблюдая принципы, которые включены в стандарт, начали организовывать развивающую предметно-пространственную среду в своей группе. Все оборудование и материалы распределили в пространстве группы, не перегружая её. Теперь каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает ребенка. Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, распределили материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда оставалась неизменной. Центры периодически объединялись (театральный+книжный), взаимозаменялись (центр отдыха — центр уединения) и дополнялись (патриотический центр, центр по изучению ПДД). Мебель и оборудование в группе  расположены так, чтобы осталось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Малыши имели возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки дети могут свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.

Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.

(Слайд 9)    День начинается с приёма детей. Раздевалка приветливо встречает детей и родителей. Малыши быстро находят свой шкафчик по  предметной картинке, которую они сами выбирали. По этой же картинке проводим мини-беседу во время одевания на прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания: сегодня говорим про цвет, завтра уточняем форму, в другой раз определяем назначение предмета и т.д., таким образом,  расширяем познания детей о предмете. Здесь же расположен уголок для родителей, куда помещаются объявления, консультации и советы родителям.

(Слайд 10)  Для более тесного сотрудничества с родителями и коллегами, вовлечение их в  жизнь нашей группы мы создали персональный сайт группы, с которым приняли участие в городском конкурсе «Авторский интерактивный сайт» в номинации «Сайт группы ДОО» и заняли 2 место.

(Слайд 11)  Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на стенде «Умелые ручки » и на творческой лесенке, к которому имеется свободный доступ. Ребенок  выставляет свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и значимость.

(Слайд 12) Видеомагнитофоном, телевизором и компьютером оснащён аудиовизуальный центр. Есть возможность прослушать музыкальные произведения по возрасту детей, провести музыкальную паузу или зарядку, релаксацию под звуки природы, после ознакомления с произведениями художественной литературы можно просмотреть аналогичный мультфильм, что поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им оценку. Данные приемы с использованием ТСО, способствуют формированию мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в своих силах, создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.

(Слайд 13-14)   Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, малыши производят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. В центре есть предметно-дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с прищепками. Можно поупражняться со шнурками: продевать через отверстия, делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве, складывать в корзину разные овощи и фрукты. Игры меняются, расширяя чувственный опыт ребятишек, стимулируя тонкие движения руки. Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у детей аналитического восприятия.

(Слайд 15-16)  Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.

Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

(Слайд 17) Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают детские музыкальные инструменты, звучащие музыкальные игрушки, шумовые инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Шумные концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие, особенно музыкально-двигательная импровизация! Особый восторг вызывает у детей утренняя музыкально-ритмическая гимнастика: весёлые курочки, задорные петушки, зеленый кузнечик– вот такая карусель эмоций, движений и звуков. А самое главное ‒ у детей необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

(Слайд 19-20)       Детям нравятся театрализованные игры. Почему? Да потому, что они видят окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними,  плачут над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к ним на помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность. Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Детки сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой, речью. Рядом расположен уголок  ряженья, где развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Здесь возможно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

(Слайд 21)      Один из любимых центров детей –книжный. Кто не любит полистать красочную, иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках! Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов. И каждые их «где?», «когда?», «почему?» требуют незамедлительного ответа. Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе, также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.

(Слайд 22)   Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой центрс играми-забавами, яркими игрушками, атрибутами для сюжетно-ролевых игр. В игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к окружающим предметам. Атрибуты к профессиям и общественным местам находятся в коробках с характерными значками.

В младшем возрасте ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту, игре. Поэтому игра начиналась, как только малыш переступал порог группы. Дети быстро научились занимать себя делом. Дети очень наблюдательны и во всём пытаются подражать. Основной целью этого центра является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям. Мальчики и девочки  играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь мальчики играют роль папы, а девочки – мамы.

(Слайд 23-24)     Создавая центр строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными материалами  девочек и мальчиков. В этом центре собрано большое количестворазного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала, мягкого модуля,  машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу.Эти игры способствуют развитию мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

(Слайд 25-26)   Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, аквариум с разными рыбками, за которыми дети наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных, природный материал. Так постепенно формируем у детей потребность в самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным. Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Радость открытия нового формирует у ребят познавательную мотивацию.

(Слайд 27-28)    Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре физического развития  подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной двигательной активности. Предметное наполнение центра применяем в проведении утренних гимнасти,подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности и в свободной деятельности детей. У наших детей высокая двигательная активность, им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или прятаться. Двигательная активность способствует развитию восприятия. А накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее интеллектуальное развитие. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного сна,активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом, созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.

Третий компонент – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности. Вся образовательная  деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель его заключается в развитии личности дошкольника на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Правильно организованная образовательная среда способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.

Источник

Автор: Винокурова Ирина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР — детский сад № 6 «Звёздочка»
Населённый пункт: город Ивантеевка Московской области
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние образовательной среды на развитие личности ребенка дошкольника»
Дата публикации: 14.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 6 «Звёздочка»

Города Ивантеевка Московской области

«Влияние образовательной среды на

развитие

личности ребенка дошкольника»

Подготовил: воспитатель

Винокурова И. В.

2018г

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного

обновления:

появился

стандарт,

изменились

программы,

формы

организации

образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в

которой растут современные дети, поэтому на современном этапе модернизации

дошкольного образования одним из приоритетных направлений является создание

развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий

социализации и индивидуализации детей.

Правильно организованная образовательная среда способствует установлению,

утверждению

чувства

уверенности

в

себе,

дает

возможность

дошкольнику

испытывать

и

использовать

свои

способности,

стимулирует

проявление

им

самостоятельности, инициативности, творчества.

В образовательной среде можно выделить 3 компонента:

-социальный (социальное окружение),

-предметно-пространственный

или

предметно-развивающий

(предметно-

пространственное окружение),

-психо -дидактический (используемые педагогом методы и приемы)

Мощным обогащающим фактор детского развития является социокультурное

окружение. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние

семьи, ее быта, культурных предпочтений, влияние культурной ауры микрорайона,

города, детского сада, природных и парковых ландшафтов. Все эти среды — могут

стать источником обогащения опыта детской деятельности, психики, личности.

Сам же детский сад с многообразием помещений, их назначением, характера

деятельности людей достаточно интересная для ребенка микросреда, которая и

должна составлять первые моменты его знакомства с миром, способствовать более

б ы с т р о й

а д ап т а ц и и

ма л ы ш е й

к

н о в ы м

с о ц и а л ь н ы м

у с л о в и я м ,

а

также помогать адекватно

воспринимать

себя

и

других

людей,

овладевать

конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.

В соответствии со Стандартом ДО, еще одним из аспектов образовательной

среды

для

ребёнка

дошкольного

возраста

является

предметно-пространственная

развивающая

среда.

Всестороннее

развитие

ребёнка

успешно

осуществляется

в

условиях

обогащённой

развивающей

предметной

среды,

которая

предполагает

создание условий для воспитания человека, способного к саморазвитию. Активность

ребенка в условиях такой среды стимулируется свободой выбора деятельности.

Ребенок

играет,

исходя

из

своих

интересов,

возможностей,

стремления

к

самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию,

под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая

среда

выступает

в

роли

стимулятора,

движущей

силы

в

целостном

процессе

становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует

раннему проявлению разносторонних способностей.

Над созданием такой среды мы задумались с приходом детей в логопедическую

группу.

Нам

захотелось

так

организовать

пространство,

чтобы

детки

быстрее

адаптировались, привыкли к новому игровому пространству, скорее подружились, а

в группу заходили с радостью и интересом.

Мы поставили перед собой цель —

создать

условия

для

развития

гармоничной

личности:

любознательной,

коммуникативной,

способной

овладеть

разными

видами

деятельности,

здоровой

физически и психически, а также способствующей улучшению речи.

Соблюдая

принципы,

которые

включены

в

стандарт,

начали

организовывать

развивающую

предметно-пространственную

среду

в

своей

группе.

Все

оборудование и материалы распределили в пространстве группы, не перегружая её.

Теперь

каждый

уголок

группы

учит,

воспитывает

и

развивает

ребенка.

Руководствуясь принципом комплексирования и гибкого зонирования, распределили

материалы в разных центрах. Но это не означает, что среда оставалась неизменной.

Центры периодически обновлялись. Мебель и оборудование в группе расположены

так,

чтобы

осталось

достаточно

места

для

свободной

двигательной

активности

детей. Дети имели возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски,

строить из крупного строительного материала. Игры и игрушки дети могут свободно

брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности.

Давайте проведем небольшую экскурсию по нашей группе.

День

начинается

с

приёма

детей.

Раздевалка

приветливо

встречает

детей

и

родителей. Дети быстро находят свой шкафчик по цифровой картинке, которую они

сами выбирали. По этой же картинке проводим мини-беседу во время одевания на

прогулку. Ненавязчиво, давая детям возможность проявить свои знания: сегодня

говорим про цвет, завтра уточняем порядковый счет, состав числа, в другой раз

определяем количественный счет. Таким образом, расширяем познания детей в

направлении ФЭМП.

Здесь

же

расположен

уголок

для

родителей,

куда

помещаются

объявления,

консультации и советы родителям.

Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение

на стенде «Наше творчество» и на творческой лесенке (для работ по лепке), к

которой имеется свободный доступ. Ребенок выставляет свою работу для обозрения

сверстников и взрослых, тем самым подчеркивает собственную индивидуальность и

значимость.

Видеомагнитофоном,

телевизором

и

музыкальным

центром

о снащён

аудиовизуальный

центр.

Есть

возможность

прослушать

музыкальные

произведения

по

возрасту

детей,

провести

музыкальную

паузу

или

зарядку,

релаксацию

под

звуки

природы,

после

ознакомления

с

произведениями

художественной

литературы

можно

просмотреть

аналогичный

мультфильм,

что

поможет ярче раскрыть характеры героев, проследить за поступками и дать им

оценку.

Данные

приемы

с

использованием

ТСО,

способствуют

формированию

мотивации к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют

уверенность

в

своих

силах,

создание

различных

мультимедийных

презентаций,

направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся.

Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны

в

интеллектуально-сенсорном

центре. Играя,

дети

производят

разнообразные

действия:

рассматривают,

сравнивают

по

цвету,

ощупывают.

В

центре

есть

предметно-дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с

прищепками.

Можно

поупражняться

со

шнурками:

продевать

через

отверстия,

делать стежки, «пришивать» пуговицы, закреплять на чудо-дереве, складывать в

корзину разные овощи и фрукты. Игры меняются, расширяя чувственный опыт

ребятишек,

стимулируя

тонкие

движения

руки.

Мозаика,

шнуровки,

волчки,

пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики

рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё подобранно для развития у

детей аналитического восприятия.

Центр

художественно-эстетического

развития

включает

в

себя

мини-центр

художественного

творчества,

музыкального

развития,

театральной

деятельности,

уголок ряженья и книги.

Разнообразие

средств

в центре художественного творчества открывают ребёнку

возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина,

оживлять

красками

скучные

белые

картинки.

Дети

получают

удовольствие

от

взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью

центра

является

формирование

творческих

способностей

детей,

эстетического

восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

Развитию

музыкальной

памяти,

формированию

музыкально-ритмических

способностей,

умению

подыгрывать,

эмоционально

реагировать

на

музыку

помогают

детские

музыкальные

инструменты,

звучащие

музыкальные

игрушки,

шумовые инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Шумные

концерты для кукол, украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам

удовольствие, особенно музыкально-двигательная импровизация! Особый восторг

вызывает

у

детей

логоритмические

упражнения.

А

самое

главное

у

детей

необычайно

повышается

интерес

к

самостоятельной,

музыкальной,

творческой

деятельности.

Детям

нравятся

театрализованные

игры.

Почему?

Да

потому,

что

они

видят

окружающий мир через образы, краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются

персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними,

плачут над неудачами любимых

героев,

а

главное

всегда

готовы

прийти

к

ним

на

помощь.

В

таких

играх

активизируется

речь,

вырабатывается

чёткое

произношение

звуков,

снижается

закомплексованность, скованность.

Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными

видами театра. Ведь театр – это всегда игра, а игра ‒ ведущий вид деятельности

детей.

Театрализованная

игра

помогает

удовлетворить

потребности

ребёнка

в

положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Ребята

сами разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой,

речью. Недалеко расположен уголок

ряженья, где развешаны жилетки, юбочки,

фартуки

и

косынки.

Здесь

возможно

изменять

свой

облик

и

наблюдать

эти

изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Один из любимых центров детей –книжный. Кто не любит полистать красочную,

иллюстрированную книжку? Полочка для книг всегда пустует – книги на руках!

Сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают, даже ссорятся, и всё из-за

книги. Мы часто читаем, рассматриваем книги вместе, дети задают много вопросов.

И

каждые

их

«где?»,

«когда?»,

«почему?»

требуют

незамедлительного

ответа.

Бывают случаи, когда книга «заболеет», тогда мы вместе «лечим» её. Книги в уголке

часто меняются, выставляются в соответствии с рекомендациями по программе,

также в уголке имеются детские журналы. Книжный уголок вызывает интерес к

книгам,

рассматриванию

иллюстраций,

помогает

формировать

потребность

в

чтении.

Окружая детей вниманием и заботой, мы создали необходимые условия для их

развития: приятную, спокойную обстановку в группе, большой игровой

центр с

играми-забавами,

яркими

игрушками,

атрибутами

для

сюжетно-ролевых

игр.

В

игровом центре мы собрали предметы и игрушки, максимально приближенные к

окружающим

предметам.

Атрибуты

к

профессиям

и

общественным

местам

находятся в коробках с характерными значками.

Ребёнок активно познаёт окружающий мир, осваивает свои действия в быту,

игре. Поэтому игра начиналась, как только

он переступал порог группы. Дети

быстро

научились

занимать

себя

делом.

Они

очень

наблюдательны

и

во

всём

пытаются

подражать.

Основной

целью

этого

центра

является

позитивная

социализация

детей,

приобщение

их

к

социокультурным

нормам,

традициям.

Мальчики и девочки играли вместе, гендерное разделение произошло позже, теперь

мальчики играют роль папы, а девочки – мамы.

Создавая центр строительства, мы учитывали поло-ролевой принцип организации

предметно-развивающей среда, т.е. обеспечивали как общими, так и специфичными

материалами

девочек

и

мальчиков.

В

этом

центре

собрано

большое

количестворазного вида конструкторов, кубиков, крупного строительного материала,

мягкого модуля, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не

только

на

столе,

но

и

на

полу.Эти

игры

способствуют

развитию

мышления,

пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности.

Экологический центр и центр экспериментирования слились воедино. Центр

расположен рядом с окном, в нем находятся комнатные растения, за которыми дети

наблюдают, ухаживают. В центре собраны иллюстрации, картинки с изображением

природы в разные времена года, животных домашних и диких, книги о животных,

природный

материал.

Так

постепенно

формируем

у

детей

потребность

в

самостоятельном изучении природы, развиваем интерес к растениям и животным.

Тут же содержатся материалы для проведения опытов, экспериментов. Центр создан

для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследованиям. Здесь

дети

превращаются

в

«учёных»,

которые

проводят

опыты,

эксперименты,

наблюдения.

Радость

открытия

нового

формирует

у

ребят

познавательную

мотивацию.

Движение – залог умственного и физиологического развития ребёнка. В центре

физического развития подобраны атрибуты, материалы и оборудование, которые

влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной

двигательной активности. Предметное наполнение центра применяем в проведении

утренних гимнастик, подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности

и в свободной деятельности детей. У наших детей высокая двигательная активность,

им нравятся шумные подвижные игры, в которых нужно убегать, догонять или

прятаться.

Двигательная

активность

способствует

развитию

восприятия.

А

накопленный

двигательный

опыт

обеспечивает

дальнейшее

интеллектуальное

развитие.

Массажные

дорожки,

коврики,

используемые

после

дневного

сна,

активизируют

биологически

активные

точки

стопы.

Радостное

настроение

и

положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом,

созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные

задачи.

Третий компонент – отбор методов и средств, позволяющих моделировать

специальные педагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию

личности. Вся образовательная деятельность должна строиться на основе системно

–деятельностного

подхода. Цель е го

з а к л юч а е т с я

в развитии

личности

дошкольника на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не

может

развиваться

при

пассивном

восприятии

материала.

Именно

собственное

действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Правильно организованная образовательная среда способствует формированию

разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его

индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный

психологический климат в группе.

Источник