Влияние неблагополучных семей на развитие ребенка

Влияние неблагополучных семей на развитие ребенка thumbnail

Проблема семейного неблагополучия и его влияние на целостное развитие ребенка очевидна, так как под воздействием социально-экономических изменений возникли и усугубились проблемы безработицы, значительно возросло число семей, находящихся за чертой бедности, а также участились случаи алкоголизма и наркомании в семье.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Окружающее имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Неблагополучная семья отрицательно влияет на поведение ребенка. Неадекватное поведение родителей и семья с нездоровой нравственной атмосферой формирует у ребенка эмоциональный и психологический дискомфорт и, как следствие отклоняющееся поведение. В связи с этим роль неблагополучных семей несет отрицательный характер. Сложность в общении с детьми в таких семьях ухудшает общую эмоциональную обстановку и делает жизнь ребенка сложной, вызывая большое количество проблем.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы. 
Первую группу составляют семьи с явной формой неблагополучия – это конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально — криминальные семьи. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний). Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.                                                
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают разрушающее действие на личностное формирование детей. В числе таких семей могут оказаться и семьи  известных, состоятельных людей, пограничные семьи, семьи с недееспособными членами, с детьми-инвалидами, семьи с нарушением структуры семейных ролей. В семьях со скрытой формой неблагополучия гораздо труднее разглядеть неблагополучие по отношению к детям. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости родителей. Необходимость сохранения семьи может поддерживаться убежденностью взрослых в том, что это нужно в первую очередь ребенку, хотя на самом деле здесь могут преследоваться какие-то свои личные соображения. Увлеченные своими делами взрослые даже не замечают, как изменяется личность ребенка, чутко улавливающего фальшь в их взаимоотношениях.                                   
Длительное проживание ребенка в семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им. Это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. 
Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, вредные привычки. И вместе с тем никто другой не может «возродить» общество, как это способна сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. 

Понятно, что будущее таких ребят во многом зависит от того, куда и к кому они попадут. В большинстве случаев им надо помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни. Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно, ждет довольно сложное будущее. Слишком они неустойчивые. Слишком большой и важный период в своей жизни они потеряли. Им трудно быть как все, а тут еще и общество давит на них с удвоенной силой.

Благоприятные условия для духовного роста ребенка и нормального психического развития может создать только семья, основанная на взаимном уважении интересов, ценностей, позиций, мнений детей и родителей, характеризующаяся равенством во взаимоотношениях, доверием, порядочностью, откровенностью, открытостью. Именно такая семья становится сферой абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и является надежной опорой, психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

Информацию предоставил:                                             Лебедева Е.В., методист

Читайте также:  Биологические основы развития ребенка кратко

организационно-методического отделения

Источник

Влияние неблагополучной семьи на развитие

и воспитание ребенка

Семейное воспитание — это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация — это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен для воспитываемых таким образом детей.

Стиль воспитания зависит не только от социокулътурных правил и норм, представленных в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции (точки зрения) родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения в общении с ребенком.

Варианты родительского поведения.

Строгий — родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая свою систему требований, жестко направляя ребенка по пути социальных достижений, при этом зачастую блокируя собственную активность и инициативность ребенка. Этот вариант в целом соответствует авторитарному стилю.

Объяснительный — родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению, полагая ребенка равным себе и способным к пониманию обращенных к нему разъяснений.

Автономный — родитель не навязывает решение ребенку, позволяя ему самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляя ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости; родитель поощряет ребенка за проявление этих качеств.

Компромиссный — для решения проблемы родитель предполагает ребенку что — либо привлекательное взамен совершения им непривлекательного для него действия или разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, знает, что можно предложить взамен, на что переключить внимание ребенка.

Содействующий — родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Он реально участвует в жизни ребенка, стремится помочь, разделить с ним его трудности.

Сочувствующий — родитель искренне и глубоко сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, не предпринимая, однако, каких — либо конкретных действий. Он тонко и чутко реагирует на изменения в состоянии, настроении ребенка.

Потакающий — родитель готов предпринять любые действия, даже в ущерб себе, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка. Родитель полностью ориентирован на ребенка: он ставит его потребности и интересы выше своих, а часто и выше интересов семьи в целом.

Ситуативный — родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Система требований родителя и стратегия воспитания лабильная и гибкая.

Зависимый — родитель не чувствует уверенности в себе, своих силах и полагается на помощь и поддержку более компетентного окружения (воспитатели, педагоги и ученые) или перекладывает на него свои обязанности.

Большое влияние на родителя оказывает педагогическая и психологическая литература, из которой он пытается почерпнуть необходимые сведения о «правильном» воспитании своих детей.

Следствием этого убеждения является то, что родители решительно не знают, как справиться с ребенком, проявляющим негативные эмоции. Выделяются следующие стили родительского поведения:

«Командир-генерал». Этот стиль исключает альтернативы, держит события под контролем и не позволяет выражать негативные эмоции. Основными средствами воздействия на ребенка такие родители считают приказы, команды и угрозы, призванные эффективно контролировать ситуацию.

«Родитель-психолог». Некоторые родители выступают в роли психолога и пытаются анализировать проблему. Они задают вопросы, направленные на диагностику, интерпретацию и оценку, предполагая, что обладают высшим знанием. Это в корне убивает попытки ребенка открыть свои чувства. Родитель-психолог стремится вникнуть во все детали с единственной целью -направить ребенка по правильному пути.

«Судья». Этот стиль родительского поведения позволяет считать ребенка виновным да вынесения приговора. Единственное, к чему стремится такой родитель, — доказать собственную правоту.

«Священник». Стиль родительского поведения, близкий к учительскому. Поучения сводятся преимущественно к морализированию по поводу происходящего. К сожалению, этот стиль безлик и не имеет успеха в решении семейных проблем.

«Циник». Такие родители обычно полны сарказма и стараются, так или иначе, унизить ребенка. Основное его «оружие» — насмешки, прозвища, сарказм или шутки, способные «положить ребенка на лопатки».

Кроме того, рассмотренные выше стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель — помочь ему научиться решать проблемы. Родитель добьется только того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным. А когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение.

Читайте также:  Игры и упражнения для развития внимания ребенка дошкольного возраста

Таким образом, исходя из результатов криминологических, психолого-педагогических и медико-социальных исследований, можно выделить следующие факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:

· социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

· медико-санитарные факторы (экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, вредные производственные условия родителей и особенно матери» антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

· социально-демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

· социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

· криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.

Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поощрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании ребенка.

Вообще неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.

Источник



В статье рассматриваются проблемы родительского воспитания и его влияние на психологическое состояние ребёнка. Выявлены и описаны факторы, влияющие на неблагополучие семей.

Ключевые слова: семья, алкоголизм, воспитание, неблагополучной семья, психологические особенности, детско-родительские проблемы, благополучная семья, семейная система.

Семья в жизни ребенка самый первый и главный социальный институт. Мы привыкли слышать, что семья, это там, где тепло, царит взаимопонимание и взаимоуважение. То место, куда тебе хочется приходить и возвращаться. Однако, если присмотреться, оказывается, что это не совсем так. Нет совершенных семей. Это розовая пелена, которую придумали люди, чтобы рекламировать вкусный йогурт, где в семье всегда все улыбаются и кушают на завтрак полезную еду.

Семья больше похожа на драматический театр со своим началом, кульминацией и развязкой. Не во всех семьях каждый день на арену выходят споры, обвинения и угрозы. Вследствие ухудшения социально-экономического фактора страны и неуверенности в следующем дне, зачастую родители на первый план ставят не воспитание своего чада, а увеличение материального состояния своей семьи, что неблагоприятно сказывается на становление личности ребенка.

Также из-за увеличения числа разводов более одной четвертой части ребятишек остаются без попечения одного из родителей. Растет число исков о лишение родительских прав и на учет к полиции встают родители, которые оказывают отрицательное влияние на своих детей.

Дети попадают в категории «группа риска», т. е. дети из неблагополучной семьи. Что происходит с ребенком, если он оказывается в неблагополучной семье. А что такое неблагополучная семья и как она влияет на развитие ребенка и его будущее? Односложного ответа не существует. Ведь в нашем мире все относительно.

Благополучие и неблагополучие каждый рассматривает со своей точки зрения. И дети все разные, одни более выносливы, а другие очень ранимы и каждый повышенный голос со стороны взрослых для них воспринимается болезненно.

Если говорить о ребенке из неблагополучной семьи, это не значит, что мы ставим равно к антисоциальной или асоциальной семье. Нас окружают многие семьи, которые являются неблагополучными, но на первый взгляд о них так сказать нельзя. Естественно, что семья, в которой родители злоупотребляют алкоголем или присутствуют признаки насилия в отношение к ребенку, попадает в категорию «группы риска». Однако неблагополучие может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребёнком. Так что только система отношений между родителями и ребенком можно рассматривать, как благополучие или неблагополучие.

Бывают семьи неполные и полные. С одной стороны, сразу возникает вопрос, почему полная семья может быть неблагополучной. В полной семье, возможно, противоречивое воспитание или воспитание, где подавляют ребёнка. Иногда неполная более полезна для ребёнка, чем неполноценная (отец пьёт и каждый день терроризирует свою семью, однажды он решает уйти, и семья в дальнейшем живёт в мире и согласии).

Однако не всегда семьи неблагополучные, если родители выпивают. Также бывают семьи, которые на первый взгляд выглядят, как благополучная семья, а внутренне родители забывают о воспитании детей, и все свое внимание направляют на материальные ценности. Таким детям не хватает внимания и заботы со стороны родителей. Особенно дурно влияет такое поведение со стороны матери для ребёнка с самых ранних лет.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка музыкальные инструменты

Недостатки воспитания и есть самый главный показатель неблагополучной семьи. Хозяйственно-бытовой фактор и престижные вещи не показатель семейного благополучия или неблагополучия-только отношение к ребёнку.

Неблагополучие в семье ведёт к нарушению у ребёнка психического развития. Это не значит, что ребёнок поглупеет или будут иные нарушения интеллекта, а произойдёт дисгармония в становлении эмоциональной сферы, т.е повлияет на будущий характер. В дальнейшем влияет на взаимоотношения человека с другими людьми.

Самый главный фактор, который разрушает не только семью, но и душевное равновесие самого ребёнка, это пьянство одного из родителей или обоих. Данный фактор может оказать неблагоприятное явление не только в момент воспитания и взросления ребёнка, но и во время зачатия плода.

Психологические особенности детей, у которых в семье присутствует пьянство, выглядит так. Ребёнок скрывает информацию о родителях, так как знает, что люди осуждают такое поведение и винят таких родителей, что они не справляются со своими обязанностями. Привычка скрывать, обманывать, уходить от ответа и не договаривать остаётся с ребёнком пожизненно. В будущем ребёнок становится подозрительным и злобным. В будущем ребёнку сложно открыто общаться с окружающими. Такие дети больше склоны к ревности, не доверию и зависти. Чем больше в семье было скрытности, тем больше это побуждало к появлению у ребёнка запутанности и одиночества.

В таких семьях часто не выполняют своих обещаний родители. Это угнетает ребёнка. Так как все всё держат в секрете, это провоцирует не делиться своими эмоциональным переживаниями с родителями. И будучи уже взрослым человеком продолжают повторять свои привычки не доверять никому, появляются проблемы в интимных отношениях.

Зачастую детям приходиться становится взрослыми, несмотря на то что сами они ещё дети. Они чувствуют себя обделенными заботой и вниманием со стороны родителей. Им приходиться играть роль «родителя» для своих собственных. Выслушивать, одобрять и делать их жизнь более комфортной.

В дальнейшем у них появляется чувство, что они что-то упустили и им что-то не досталось, что они заслужили. Всю жизнь они продолжают бороться за то, чтобы вернуть ту долю внимания, которой они были лишены в детстве. Часто такие люди не умеют наслаждаться жизнью.

В алкогольной семье ребёнок часто слышит, что папа должен работать и приносить в дом деньги. Так ребёнок может начать деньги путать с любовью и вниманием. И когда друзьям будет требоваться помощь или внимание, такие дети могут отделаться от них подарками.

Эмоциональным потребностям детей в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не понимают, как сочувствовать другим людям. Они не знают элементарных обязанностей родителей, что в будущем сказывается негативно на их собственной семье.

Если, ребёнок «девочка» в такой семье, и мама страдает от алкоголя, то ребёнку все чаще приходится заменять её роль в выполнении хозяйственно-бытовых дел, в заботе о младших, также однажды может случится, что она заменить роль жены в глазах своего отца.

Дети из неблагополучной семьи, очень рано стали самостоятельными и им требуется помощь. Главная задача стоит в том, чтобы сформировать у них верное представление о жизни. Но к данной проблеме нужно подходить дифференцировано, по возрасту. До подросткового возраста ещё можно повлиять на сознание ребёнка, а вот более старшим практически невозможно.

Но, попав в благополучный социальный круг, им нужно следовать правилам данной группы, и зачастую «отпетые мошенники» забывают постепенно свои «привычки».

Таким детям нужно помогать в выборе профессии, жильём и обустройством дальнейшей жизни. И если их оставить в одиночестве, то безусловно ждёт их тяжёлое будущее. Слишком многое потеряно в детстве, и им труднее вдвойне.

Литература:

  1. Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Педагогическая психология. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2017. — 171 с.
  2. Ефремова О. И., Кобышева Л. И. Психология развития. — М.-Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 193 с.
  3. Кобышева Л. И. Психолого-педагогические особенности психокоррекционной работы с детьми и подростками [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN416.pdf. Дата доступа: 20.05.2018.
  4. Проектная деятельность в библиотечном формате: как правильно писать заявки на гранты: метод. рекомендации [Электронный ресурс] / Новосиб. гос. обл. науч. б-ка; сост. И. М. Хвостенко; отв. за выпуск С. А. Тарасова. — Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2016. — 62 с. — Режим доступа: https://www.ngonb.ru/activities/librarianship/izdaniya-i-publikatsii-nauchno-metodicheskogo-otdela/2014/
  5. Скуднова Т. Д., Кобышева Л. И.,Шалова С. Ю. Психолого-педагогическая антропология: учебное пособие для вузов. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 356 с.
  6. Буянов М. И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога».- Москва: Просвещение, 2018. — 167 с.
  7. Беличева С. А. «Основы превентивной психологии».- М.: Социальное здоровье России, 2017.-224 с.
  8. Бим-Бад Б. М. «Природа ребенка в зеркале автобиографии».- М.: УРАО, 2017.-431 с.
  9. Короленко Ц. П., Донских Т. А. «Семь путей к катастрофе».- Новосибирск, 2019. — 97 с.
  10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. «Психология и психотерапия семьи». -СПб., 2018. — 652 с.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, неблагополучная семья, ребенок, родитель, благополучная семья, полная семья, сторона родителей, будущее, внимание.

Источник