Влияние нарушения речи на развитие ребенка
ЕЛЕНА МАЛЬГИНА
Формирование личности ребёнка с речевыми нарушениями различного генеза
Формирование личности ребёнка с речевыми нарушениями различного генеза.
«Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». Словарь «Психология».
Личность формируется, когда малыш начинает осознавать себя частью окружающего его мира, осознаёт собственное «Я». Обычно это происходит в 3 года. Развивается познавательная, деятельная, эмоционально-волевая сфера. Формирование личности ребёнка происходит под влиянием различных факторов: это семья, социальное окружение, условия, в которых растёт ребёнок, его воспитательная, индивидуальная и коммуникативная среда. На закладку «фундамента» для развития личностных качеств играет влияние семьи. На раннем этапе развития маленький ребёнок копирует поведенческие модели своих родителей и других близких ему людей. Именно в семье каждый день возникают ситуации, выходя из которых ребёнок формируется под влиянием воспитательных и обучающих мер. Процесс формирования личности является сугубо индивидуальным, на него влияют различные факторы. Одним из значимых факторов является коммуникация и социализация, которые в свою очередь тесно связаны с процессом формирования речи.
Наличие у ребёнка, какого либо речевого дефекта не может не оказывать влияния на личность и психику. Играет роль природа дефекта, степень его выраженности, эмоциональное состояние малыша, его отношение к своему речевому дефекту. Многое зависит от того, насколько он адаптирован к сложившейся ситуации, мешает ли ему речевой дефект в общении, в реализации своих жизненных задач, удовлетворении своих потребностей. А так же насколько адекватно реагируют на сложившуюся ситуацию, окружающие его взрослые. При негативных обстоятельствах в результате различных переживаний формируются такие эмоции, как страх, неуверенность в себе, повышенная тревожность. Тревожность, как негативный фактор, оказывает отрицательное влияние, как на речь, так и на всё дальнейшее развитие ребёнка: развивается речебоязнь, появляются проблемы с коммуникацией, стеснительность, робость, пассивность, сниженный уровень притязаний, неадекватная самооценка, расстройство настроения.
Л. А. Зайцева провела исследования о влиянии неблагоприятных факторов микросреды (дом, детский сад) на заикающихся детей. «В числе неблагоприятных факторов оказались: передразнивание ребенка, наказание за неправильную речь, насмешки, неправильный педагогический подход, недостаточная помощь в развитии речи и др.»
А. И. Селивёрстов. «Заикание у детей».
«Н. А. Власова и др. отмечают усугубляющую роль зафиксированного внимания на дефектной речи у заикающихся. Ф. Г. Штоккерт (1927, а затем М. И. Пайкин утверждали, что собственно заикание начинается лишь с момента фиксации заикающегося на своем расстройстве. Когда заикающийся впервые обратит внимание на свою неправильную речь, этот период может считаться критическим в развитии заикания: только теперь начинается боязнь говорить, боязнь речи, которая делает пациента асоциальным и заставляет уединяться. Чем больше внимания уделяется своему страданию, тем оно хуже становится». «С. С. Ляпидевский, С. И. Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания». А. И. Селивёрстов. «Заикание у детей».
В. С. Кочергина, проведя исследования детей с заиканием, сделала вывод о взаимовлиянии личности и речевого дефекта с позиции психофизиологии. Она разделила детей на группы с учетом соотнесения их личностных качеств с речевым дефектом и временем его возникновения. У первой группы детей неуравновешенное поведение возникло из-за речевого дефекта. У второй группы детей неуравновешенное поведение являлось личностной особенностью и усиливалось с развитием заикания. У третьей группы детей неуравновешенное поведение было выражено более явно и напрямую связано с различными соматическими заболеваниями. Четвёртую группу составили дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжёлого невроза.
Исследования В. А. Калягина, и Т. С. Овчинниковой показали, что у детей с речевыми нарушениями эталон нервно-психического благополучия ниже, чем у здоровых детей. У детей с алалией наблюдаются: неуверенность в себе, замкнутость, негативизм. Развитие личности становится заторможенным, так как происходит ограничение употребления речи, нарушение коммуникации и социализации.
Однако все же можно снизить фиксацию на речевом расстройстве, тем самым избежав патологических последствий для развития личности. Этого можно добиться под влиянием благоприятных условий: спокойная, доброжелательная обстановка, своевременная коррекционная помощь в преодолении речевого дефекта, коррекция психологического состояния ребёнка.
С другой стороны многие родители, имеющие ребёнка с нарушением речи, зачастую стараются облегчить жизнь своему чаду, предугадывают его желания, общаются с ним с помощью жестов, тем самым вредят ребёнку, снижая его речевую активность. Малыш хорошо чувствует «особое» отношение к себе со стороны близких и постепенно превращается в манипулятора, который «играет» на жалости и доброте окружающих его людей. Развивается безынициативность, слабость характера, приспособленчество.
Так же большое значение на формирование личности оказывает социум. В процессе общения реализуется коммуникативная функция речи. Однако ребёнок с нарушениями в речи испытывает трудности в выражении своих мыслей, чувств, желаний. Он не в состоянии поддерживать диалог, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Это создаёт определённые затруднения в реализации коммуникативной деятельности, усложняет процесс адаптации в обществе, а в частности в детском коллективе, замедляет процесс познания окружающего мира и отрицательно сказывается на социально-личностном, эмоциональном развитии индивидуума. Любое речевое нарушение затрудняет речевое общение ребёнка с другими людьми. Лев Семёнович Выготский говорил, что «любой дефект, ограничивая в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества».
Зачастую ребёнок, имеющий речевые нарушения становится объектом издевательств и насмешек со стороны своих сверстников, что так же негативно сказывается на его личностном развитии и создает дополнительные психологические проблемы. Снижается инициативность в общении, повышается конфликтность, замкнутость.
Таким образом, дети с различными речевыми нарушениями в ряде случаев имеют своеобразные особенности формирования личности ребёнка и нуждаются в коррекционном педагогическом воздействии.
Литература:
1. Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова
. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.
2. Кочергина В. С., Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста, Журнал невропатологии и психиатрии, вып. 7, — М., 1958
3. Селиверстов В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.(Коррекционная педагогика).
4. Ляпидевский С. С.: Расстройства речи у детей и подростков. Издательство: Москва 1969 год.
Источник
Иногда случается так, что в речи ребенка появляются отклонения. Такому малышу трудно или даже невозможно общаться с окружающими.
Какие бывают нарушения речи?
Почему возникают речевые нарушения?
Как действовать, если у ребенка появились признаки нарушений?
Ответы на эти вопросы можно найти здесь.
Содержание:
- Что указывает на речевые нарушения
- Причины нарушения речи у детей
- Виды речевых нарушений
- Нарушение речи дошкольников
- Исправление и коррекция речи
- Рекомендации для родителей
Что указывает на речевые нарушения у детей
Существуют признаки, по которым можно распознать нарушение речи у малышей.
Если родители заметили подобные симптомы у своего ребенка, нужно обязательно обратиться к педиатру или логопеду за консультацией. В отдельных случаях может потребоваться помощь отоларинголога, дефектолога или невролога.
Итак, вот на что следует обратить внимание родителям.
- В 1 месяц новорожденный не кричит, когда недоволен или голоден.
- После 4 месяцев младенец не улыбается, когда к нему обращаются.
- После 5 месяцев он не произносит звуки или слоги, не ищет взглядом родителей или знакомые предметы.
- Начиная с 7 месяцев кроха не обращает на себя внимание звуками.
- К концу 9 месяца в его речи нет простейших слов из одинаковых слогов (например, “мама”).
- В 10 месяцев малыш не машет в ответ, не качает головой.
- В 1 годик он не произносит осмысленно ни одного слова, не выполняет простейших требований.
- В 19 месяцев у малыша нет нескольких осмысленных слов, он не показывает на себе или на кукле части тела.
- В 3 года речь отсутствует или он говорит только простые фразы. Малыш неправильно произносит многие звуки. Он неверно согласовывает слова в предложении, ему трудно составить рассказ по картинке.
Причины нарушения речи у детей
Существует несколько причин, почему возникают подобные нарушения.
Внутриутробные патологии
На развитие ребенка, в том числе и речевое, оказывают негативное влияние следующие факторы:
- гипоксия,
- инфекционные заболевания,
- травмы живота,
- алкоголь,
- курение,
- употребление наркотических веществ,
- бесконтрольный прием лекарств,
- несовместимость резус-факторов мамы и малыша.
Наследственность
К этим причинам относятся наследственные нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая уздечка).
Также это могут быть особенности нервной системы, которые ведут к заиканию.
Родовые травмы
К этим факторам относятся:
- недоношенность,
- малый вес ребенка,
- асфиксия (удушье),
- акушерские травмы.
Послеродовые патологии
Сюда включают:
- перенесенные инфекционные заболевания в первые годы жизни ребенка,
- травмы артикуляционного аппарата.
Неблагоприятные социально-бытовые условия
К таким причинам относятся:
- недостаток эмоционального, близкого общения в семье,
- неверный пример речи от взрослых,
- сильный испуг, стресс, психические травмы.
Виды речевых нарушений
Нарушения речи можно рассмотреть через психолого-педагогическую и клинико-педагогическую классфикации.
Психолого-педагогическая классификация
Она основывается на особенностях развития речи и возможности общения.
ФНР (фонетическое нарушение речи) — нарушение произношения некоторых звуков из-за слабо развитого фонетического слуха.
ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи) — нарушение процессов звукопроизношения и восприятия звуков. Ребенок не слышит и не понимает разницы между звуками.
ОНР (общее недоразвитие речи) — нарушение звуковосприятия, звукопроизношения, понимания речи, а также ее грамматической и лексической стороны.
Заикание − нарушение коммуникации с окружающими из-за судорог в артикуляционном аппарате у ребенка. При этом он правильно воспринимает звуки и понимает окружающих, а его речь нормально развита.
Клинико-педагогическая классификация
Такая классификация распределяет нарушения речи по медицинским критериям.
По нарушению образования голоса:
- дисфония — нарушение речи, при котором есть сипение, гнусавость, слабость голоса;
- ринофония — носовое звучание голоса;
- фонастения — нарушение силы голоса;
- афония — шепотная речь или полное отсутствие голоса.
По ритму и темпу речи:
- брадилалия — слишком медленная речь;
- тахилалия — чрезмерно быстрая речь.
По звукопроизношению:
- дислалия — неправильное звукопроизношение, недостаточная сформированность речи;
- ринолалия — аномальные органы артикуляции;
- алалия — полное отсутствие речи;
- афазия — распад уже сформированной речи из-за повреждения участков мозга.
По функциям письма и чтения:
- дисграфия — нарушение письма, не связанное с орфографией;
- аграфия — невозможность освоения письма;
- дислексия — нарушение чтения.
Нарушение речи дошкольников
Речь активно формируется в дошкольном возрасте. Но при этом многие неблагоприятные факторы могут сильно повлиять на ее развитие.
Одни из самых распространенных нарушений речи у дошкольников — это мутизм (когда ребенок перестает говорить из-за перенесенного сильного стресса), алалия и заикание.
Если у ребенка имеются нарушения речи, нельзя закрывать на них глаза. Необходимо обратиться к специалисту для их исправления!
Исправление и коррекция речи ребенка
Чтобы занятия по коррекции речевых нарушений принесли максимальный эффект, необходимо регулярно заниматься с дефектологом или логопедом.
- Это может быть специалист в медицинском учреждении или в логопедическом пункте при детском образовательном учреждении.
- Успех зависит не только от квалификации и опыта специалиста, но и от регулярности и частоты занятий.
- Упражняться нужно не меньше 3 раз в неделю.
- Специалист будет внимательно следить за речью ребенка и исправлять все ошибки.
- К новому материалу на занятиях подходят только тогда, когда ребенок безошибочно выполняет все изученные задания.
- На занятиях логопед четко, громко и медленно говорит и требует того же от ученика.
- Упражнения обязательно проводятся эмоционально, с яркими картинками, чтобы заинтересовать малыша и вызвать на общение.
Рекомендации для родителей
- С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию.
- Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д.
- Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями.
- Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна.
- Нужно четко произносить звуки. Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример.
- Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.
- Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д.
- Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание.
- Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.
Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание.
Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.
Для достижения максимального коррекционного эффекта нужно регулярно заниматься с ребенком и дома.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Автор: Поликарпов Алексей Алексеевич
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: ЦРР МДОУ Детский сад № 1 «Мечта»
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние нарушения речи на формирование личности ребенка»
Дата публикации: 31.05.2018
Раздел: дошкольное образование
Влияние нарушения речи на формирование личности ребенка
Речевая функция является одной из важнейших психических функций
человека.
В процессе речевого развития формируются высшие формы
познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим
представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не
тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но
в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно
новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки
для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым
формируются и уточняются представления ребенка об окружающей
действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и
регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для
развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера
речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие
ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения
речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование
высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной
взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных в частности
речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познавание
ребенком окружающей действительности.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно
влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические
наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы,
способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости,
нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на
успеваемости в целом, на выборе профессии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи может в себя включать:
дислалию, дизартрию, ринолалию, что является серьезным препятствием у
детей в их дальнейшем обучении и воспитании. Страдает
звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие,
иннервация речевого аппарата, звуковой анализ и синтез (на различном
уровне), словообразование, слоговая структура. Так как речь тесно связана со
всеми психическими процессами, то со временем накладываются вторичные
наслоения, где начинает отклоняться от нормы мышление, восприятие,
память, представления, внимание.
Важно своевременно проводить дифференциальную диагностику, при
поступлении ребенка в первый класс, чтобы исправить, коррегировать
нарушенные структурные компоненты речи, развивать прочие психические
процессы. Вести обучение, воспитание, коррекцию и развитие специалистам,
соответствующим тому или иному нарушению.
При несвоевременном оказании логопедической, психологической,
медикаментозной помощи у детей первых классов начинаются проблемы с
чтением и письмом (нарушения письма и чтения, обусловленное ФФН –
дисграфия, дислексия).
Недостаточно проводить обычную диагностику, она должна обязательно
включать в себя всю систему структурных компонентов речи и других
психических процессов, чтобы отчетливо видеть всю картину той или иной
речевой патологии. Дифференциальная диагностика, помогает достаточно
точно выявить речевую патологию, другие отклонения и нарушения
психических процессов.
К моменту поступления детей в школу, они умеют различать,
дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка,
осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи,
последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно выделять
его элементы. Дети умеют распределять внимание между различными
звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в
слове, Что является решающим фактором в предупреждении дисграфии,
дислексии; сформированы все основные лексико-грамматические категории;
высокий уровень связной речи и психических процессов в целом, что влияет
на более быструю и безболезненную адаптацию в школе, в кротчайшие
сроки.
Если какие-то из перечисленных параметров нарушены, то можно
говорить о речевой патологии, отклонении от нормы.
Я продолжу работать в данном направлении, еще больше
самосовершенствуюсь в практике.
Источник