Письмо о практике проведения диагностики развития ребенка

Письмо о практике проведения диагностики развития ребенка thumbnail

Раиса Маркс
Диагностика развития дошкольника

Диагностика развития дошкольника.

В последнее время в системе дошкольного образования все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).

Виды диагностики:

психологическая — психическое состояние ребёнка (изучение индивидуальных особенностей ребёнка, познавательных процессов и эмоциональной сферы;

педагогическая — освоение ребёнком образовательной программы;

Реализация в образовании личностно – ориентированного подхода предполагает построение педагогического процесса на диагностической основе. Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Принципы организации диагностической работы:

1. Диагностическая работа должна проводиться на законных основаниях,с соблюдением нормативно-правовых документов: Конвенции о правах ребёнка; «Базовый компонент педагога-психолога» Ростовской области; Закона Российской Федерации «Об образовании»; приказов и инструктивных писем Министерства образования РФ; Устава образовательного учреждения; Договора с родителями; решений педагогического совета ОУ; приказов руководителя ОУ.

2. Принцип научности – предполагает, что диагностическая работа в ОУ должна опираться на научные исследования.

3. Принцип этичности – предполагает, что диагностическая работа должна проводиться с соблюдение этических норм и правил.

4. Принцип оптимальности – предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации.

Формы проведения диагностики могут быть групповые и индивидуальные, письменные.

Виды диагностики

В работе педагогом-психологом ОУ используются следующие виды диагностики:

1. Скрининговая диагностика Диагностика проводится с группой детей и направлена на выделение детей, имеющих какие- либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

2. Углубленная психологическая диагностика проводится после скрининговой диагностики, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Итоговая диагностика. Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

Наиболее приемлемыми методами диагностики являются: наблюдение, беседа, анкетирование, диагностика с помощью тестов.

Анкетирование и наблюдение, являются наиболее распространенными исследовательскими методами. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Беседа – один из методов исследования поведения. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: в начале учебного года и второе — в мае, конце учебного года; возможно третье в середине учебного года для воспитанников группы риска (ПМПк). Педагогическое обследование проводится по всем разделам программы для детей ПМПк, кроме специальных (музыкальное и физическое, которое проводится только в начале и конце года.

Психологическое обследование проводится по разработанным и утверждённым МО педагогов-психологов диагностическим программам развития познавательного уровня детей с учётом возрастных норм психического развития.

Диагностика развитияпознавательного уровня каждого возраста предполагает два среза в течение года: — начало года (сентябрь, октябрь) с целью обеспечения индивидуального подхода гармонизации познавательной сферы ребёнка, выработки рекомендаций педагогам и родителям; — конец года (апрель, май) — отслеживание динамики развития, оценка уровня развития познавательной сферы у дошкольников.

Диагностика эмоционально-волевой и личностной сферы проводится со средней группы в начале года с целью оценки эмоционального состояния ребёнка, наличия тревожности, агрессивности и страхов. Диагностика проводится индивидуально с детьми и с помощью анкетирования педагогов по оценке агрессивности, тревожности, гиперактивности. Используются проективные методики для выявления эмоциональных особенностей дошкольников: тест «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса, графическая методика «Кактус», М. Панфиловой.

После проведённой диагностики даются рекомендации педагогам и родителям, дети группы «РИСКА» выводятся на ПМПк.

Источник

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Справочник основных методических средств.doc

Выбранный для просмотра документ Телефоны доверия.doc

Выбранный для просмотра документ кабинет психолога ДОУ.doc

Выбранный для просмотра документ кабинет психолога.doc

Читайте также:  Проблема роли деятельности в психическом развитии ребенка

Выбранный для просмотра документ оборудование кабинета.doc

Выбранный для просмотра документ Диагностика.doc

Выбранный для просмотра документ Индивидуальная коррекционно.doc

Выбранный для просмотра документ Индивидуальная развивающая.doc

Выбранный для просмотра документ Лист индивидуальных занятий.doc

Выбранный для просмотра документ Групповая развивающая и коррекционная работа.doc

Выбранный для просмотра документ Диагностика.doc

Выбранный для просмотра документ Индивидуальная развивающая и коррекдиониая работа.doc

Выбранный для просмотра документ Консультирование.doc

Выбранный для просмотра документ Организационно-методическая работа.doc

Выбранный для просмотра документ Просветительская работа.doc

Выбранный для просмотра документ Экспертная работа.doc

Выбранный для просмотра документ титульный лист.doc

Выбранный для просмотра документ Перспективный план.doc

Выбранный для просмотра документ Планируемые мероприятия.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение 2.doc

Выбранный для просмотра документ Инструктивное письмо.doc

Выбранный для просмотра документ ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению о продолжительности рабочего врем.doc

Выбранный для просмотра документ Положение о службе практической психологии.doc

Выбранный для просмотра документ Постановление о продолжительности рабочего времени.doc

Выбранный для просмотра документ Приказ о Психологической службе.doc

Выбранный для просмотра документ Приказ № 553 об утверждении Положения о службе практ. психол.doc

Выбранный для просмотра документ Рекомендации педагогу-психологу.doc

Выбранный для просмотра документ Список основной нормативной документации и материалов.doc

Выбранный для просмотра документ Организационно-методическая работа.doc

Выбранный для просмотра документ Примерное распределение времени выполнения.doc

Выбранный для просмотра документ Формы отчетной документации психолога.doc

Выбранный для просмотра документ методические рекомендации.doc

Выбранный для просмотра документ рекомендации по оформлению программм.doc

Выбранный для просмотра документ учет деятельности.doc

Выбранный для просмотра документ формы учета деятельности.doc

Выбранный для просмотра документ Врем_нормы_по_видам_деят-сти.doc

Выбранный для просмотра документ ДИ педагога-психолога.doc

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.doc

Выбранный для просмотра документ ЗАКОН ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

Выбранный для просмотра документ Закон Об образовании.doc

Выбранный для просмотра документ Извлечение из постановления Правительства Москвы О мерах по обеспечению пед.кадрами обр.учр. г.Москвы.doc

Выбранный для просмотра документ Конвенция о правах ребенка.doc

Выбранный для просмотра документ О введении в штаты должности психолога.doc

Выбранный для просмотра документ О введении должности психолога в учреждениях образования.doc

Выбранный для просмотра документ О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования.doc

Выбранный для просмотра документ О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений.doc

Выбранный для просмотра документ О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации.doc

Выбранный для просмотра документ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.doc

Выбранный для просмотра документ ОБ ОТПУСКАХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.doc

Выбранный для просмотра документ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО АТТЕСТАЦИИ.doc

Выбранный для просмотра документ Об оплате труда педагогических работников лицеев, гимназий, колледжей.doc

Выбранный для просмотра документ Об особенностях работы по совместительству.doc

Выбранный для просмотра документ Об установлении надбавок и доплат педагогическим работникам ГОУ г. Москвы .doc

Выбранный для просмотра документ Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников.doc

Выбранный для просмотра документ Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований).doc

Выбранный для просмотра документ Письмо Министерства образования Российской Федерации.doc

Выбранный для просмотра документ Полож-е о службе практ психологии в образовании.doc

Выбранный для просмотра документ Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации.doc

Выбранный для просмотра документ Приказ ДО г. Москвы от 09.06.2004 №285 О реализации постановления Правительства Москвы от 23 марта 2004г. .doc

Выбранный для просмотра документ Типовое положение.doc

Выбранный для просмотра документ Типовое положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.doc

Выбранный для просмотра документ Этический кодекс.doc

Выбранный для просмотра документ о ведении документации.doc

Выбранный для просмотра документ положение о Службе практической психологии (ЗШ).doc

Выбранный для просмотра документ приказ Об утверждении положения о психологической службе.doc

Выбранный для просмотра документ список нормативных документов.doc

Выберите книгу со скидкой:

Письмо о практике проведения диагностики развития ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Письмо о практике проведения диагностики развития ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Письмо о практике проведения диагностики развития ребенка

Курс повышения квалификации

Читайте также:  Iqша клуб гармоничного развития ребенка

Письмо о практике проведения диагностики развития ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

В папке представлены образцы документов, которые необходимо использовать психологу в своей работе ежедневно: законы (Закон об основных гарантиях прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; Конвенция о правах ребенка) и нормативные документы, должностная инструкция педагога-психолога, методическая документация и описание оформления психологического кабинета и оборудование для кабинета; о режиме работы педагога- психолога, о временных нормах по видам деятельности психолога; примерное расписание работы.

Источник

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам индивидуального психолого-педагогического обследования

ребенка

Ф.И.О. ребенка: К.М.Д. Возраст: 5,4 года (16.02.13)

Причина обследования: по запросу папы – К.Д.А., с согласия родителей.

Диагност: педагог-психолог МАДОУ №1 д/с «Ласточка» Шпилевая И.Е.

Сроки проведения обследования: с 19.06.18 г. по 20.06.18 г.

Используемые методы: беседа; тест «Способность к обучению в школе» Г. Вицлак (диагностика психологической готовности детей 5,5–7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка); методика определения мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбург (выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста); методика «Диктант» Д. Б. Эльконина (оценить такие показатели произвольности поведения как умение слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и придерживаться образца); методика «Лесенка» В. Г. Щур (определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди); методика «Паровозик» С.В. Велиева (оценка особенностей эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация в новой или привычной, социальной среде; определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния); методика исследования эмоционального состояния Э. Т. Дорофеева (оценка эмоционального состояния ребенка через изменение сдвига чувствительности по трем основным цветам).

Результаты: обследование проводилось по запросу и с согласия родителей (папы: К.Д.А.). Причина обращения – оценка возможности поступления Максима в школу на седьмом году жизни (в 6,6 лет).

По результатам проведения теста «Способность к обучению в школе» можно сделать вывод о том, что у Максим уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе выше среднего – 76%. По результатам анализа субтеста №1 «История в картинках» ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках; существенные и второстепенные события и признаки описал с одинаковым вниманием, но довольно сухо. С субтестом №2 «Знание цветов» Максим справился хорошо, но перепутал цвета желтый и зеленый (в нескольких заданиях), назвал правильно только после уточнения педагогом. Согласно результатам субтеста №3 «Заучивание четверостиший» и субтеста №12 «Воспроизведение четверостишья» отмечено, что при воспроизведении заученного четверостишья, Максим допускает ошибки: пропускает, либо заменяет слова в обоих частях четверостишья, кроме того ребенок не смог вопроизвести заученное четверостишье через короткий промежуток времени (кратковременная память) – требуется развивать слухо-речевую память. При выполнении субтеста №4 «Знание названий предметов» ребенок легко справился с заданием. Согласно данным полученным при выполнении субтеста №5 «Процесс счёта», субтеста №6 «Порядок счёта», субтеста №8 «Восприятие количества» выявлено, что у мальчика хорошо сформирован навык пересчета до 20, и пересчета количества изображенных предметов (пересчет осуществляет проговариванием вслух), сформировано понятие «больше-меньше». Согласно данным субтеста №7 «Классификация предметов», можно отметить, что ребенок самостоятельно осуществляет классификацию предметов по группам. Субтест № 9 «Размещение фигур» свидетельствует о том, что у Максима достаточно хорошо развито восприятие формы, возникли трудности с определение «ромба». Субтест № 10 «Сравнение картинок» показал, что у Максима достаточно хороший уровень распределения и сосредоточения внимания. Результаты выполнения субтест №11 «Дифференциация цвета и формы» показали, что Максим достаточно хорошо дифференцирует понятие цвет и форма, с заданием справился самостоятельно, однако вновь перепутал желтый и зеленый цвета (правильный ответ дал также после уточнения). Согласно субтеста №13 «Нахождение аналогий» необходимо отметить, что у мальчика достаточно хорошо развито словесно-логическое мышление, в том числе операция аналогии. Субтест № 14 «Срисовывание» Срисовывание фигур» показал, что у ребенка достаточно хорошо сформированы навыки графической деятельности, однако вызвало затруднение повторение узора, напоминающего прописной шрифт. По результатам проведения субтеста №15 «Описание картинки», сделан вывод о том, что при составлении рассказа по картинке Максим использует достаточно беглую речь, но совершает паузы (проявление тревоги), составляет сложные предложения, но стереотипно использует один союз. Кроме того, отмечено нечеткое произношение некоторых звуков – возможно, требуется работа с логопедом по постановке звуков.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольника

Полученные данные являются нормой для обследуемого возрастного периода.

Согласно данным, полученным при проведении методики на определение мотивов учения старших дошкольников М. Р. Гинзбурга, можно отметить, что у Максима сниженный уровень мотивации: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный. На основании полученных данных по этой методике, можно сделать вывод о том, что для ребенка на данном этапе развития в понятии «школьное обучение» интересует перспектива игрового взаимодействия с детьми, а не получение учебных знаний, кроме того для мальчика не маловажна похвала значимых для него взрослых – мамы, папы и др., это отражается в выборе второстепенного мотива – получение хороших отметок в школе.

На основании проведения методики «Диктант» Д. Б. Эльконина, можно сделать следующие выводы: у Максима закреплено знание пространственных понятий и умение работать на листе бумаги; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего. Произвольная регуляция сформирована достаточно – Максим точно выполняет действия, вслед за словесной инструкцией педагога, однако следует обратить внимание на понимание и точное выполнение ребенком сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия). Самостоятельность при выполнении заданий развита на среднем уровне (выполняет задание по наглядному образцу, практически не нуждаясь в помощи взрослого), однако требуется закрепление данного навыка.

Результаты проведенного психолого-педагогического обследования ребенка по методике «Лесенка» В.Г. Щур, показали, что у Максима адекватная самооценка (ставит себя на 4 ступеньку лестницы, обдумав задание, объясняет это тем, что он бывает хорошим – когда его хвалят взрослые, и не очень хорошим – когда его ругают, за неправильные поступки), при этом она считает, что мама и папа оценивают его выше, чем он сам себя оценил, это говорит о том, что ребенок эмоционально благополучен и психологически защищен в семье, мальчик считает, что мама и папа могут поставить его на нижнюю ступень, только чтоб он не упал (это может говорить об излишней опеке в семье, в этом случае необходимо перестроить линию семейного воспитания в сторону предоставления ребенку большей самостоятельности, возможности самостоятельного выбора чего-либо (варианты на выбор, которые предоставляется ребенку должны быть обязательно приемлемыми и для родителей).

Результаты обследования ребенка по методике «Паровозик» С.В. Велиевой, показали, что нервно-психическое состояние на момент общения с психологом соответствует позитивному психическому состоянию, ребенок не испытывает тревоги, страха, Максим воспринимает ситуацию обследования как привычную для него, эмоциональное состояние положительное.

Согласно данным полученным по методике исследования эмоционального состояния дошкольника Э. Т. Дорофеевой нами сделан вывод о том, что во время диагностического обследования у Максима преобладало положительное эмоциональное состояние, соответствующее функциональному возбуждению ЦНС: ребенок испытывает устойчивые положительные эмоции, связанные с удовлетворением личностной потребности в познавательном взаимодействии; настроение радостное.

Заключение: уровень интеллектуальной готовности Максима к обучению в школе выше среднего; уровень мотивации к учебной деятельности снижен: преобладание игровых мотивов, из менее значимых мотивов – оценочный; уровень произвольности поведения соответствует показателям выше среднего; личностная самооценка адекватная; на момент обследования позитивное психическое состояние, устойчивые положительные эмоции.

Рекомендации родителям:

1. Избегайте чрезмерных требований к ребенку (в области обучающей и развивающей деятельности), следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной

2. Обратите внимание на понимание и точное выполнение Максимом сложных словесных инструкций (инструкции в 3 – 4 действия).

3. Требуется закрепление навыка самостоятельности выполнения заданий по наглядному образцу.

4. Требуется развивать слухо-речевую память.

5. Перед поступлением в школу необходимо развить у ребенка учебную мотивацию.

Дата: 20.06.18

Педагог-психолог ______________________ Шпилевая И.Е.

Источник