Влияние национальной культуры на психологическое развитие ребенка

Студент Белорусского государственного педагогического университета им.
Максима Танка (г Минск)
Научный руководитель — А. П. Лобанов

В культурной среде происходит становление личности, которая развивается, а затем, передает свою культуру последующему поколению. Так, по своим законам и с учетом своих культурных ценностей живут все этнические группы на нашей планете, создавая государства, конституции и многие другие документы. Культуру других народов необходимо знать и учитывать. Тогда будет меньше непонимания, войн и конфликтов между этносами.

В данной работе мы сделали акцент на влияние культурной среды на становление и развитие личности ребенка до 9 лет. В детстве происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. На этом этапе ребенок впитывает в себя культуру, наблюдает за ней. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его право выбора и оценки[3].

Культура оказывает глубокое влияние на поведение, определяя социализацию детей; как одевают и обучают детей, какое поведение считается разумным. Возможности и формирование поведения ребенка определяется культурой, даже если это поведение рассматривается как детерминированное биологическими факторами[2].

На физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида культура, в которой он развивается и живет, влияет в разной степени. Есть множество свидетельств того, что рефлексы новорожденного не зависят от культуры и формы организации общества. Не зависит от культуры и способность детей на ранних стадиях младенчества имитировать поведение
5) Формирование знаний, умений и навыков по проведению мониторинга
окружающей среды, предупреждению и оценки ЧС техногенного и экологичес-
кого характера.

своих родителей. Новорожденные в США, Швейцарии, Непале и других странах в ответ на мимику взрослых двигают головой, открывают и закрывают рот, высовывают язык, подражают движениям пальцев.

Однако в более старшем возрасте на моторное развитие ребенка (ползание, хождение) оказывает влияние культура. Исследователями обнаружено немало культурных обычаев, ускоряющих (или замедляющих) моторное развитие детей. Так, Э. Эриксон описывает обычай индейцев юрок стимулировать раннее ползание младенца: с рождения ноги малыша в колыбели остаются открытыми, а, начиная с двенадцатого дня жизни, бабушка их массирует. Младенцы из некоторых африканских племен раньше, чем их ровесники из других культур (на срок до пяти недель), самостоятельно принимают сидячую позу, чему способствуют специальные упражнения, проделываемые взрослыми.

Культура влияет и на эмоциональное развитие ребенка. Многие исследователи (М. Мид, А. Кардинер, И. Эйбл-Эйбесфельд) пришли к выводу, что в тех культурах, где преобладает любовь к ребенку, когда он растет в обстановке доброжелательной и вседозволенной формируется личность добродушного, кроткого и восприимчивого взрослого.

Особый интерес исследователей вызывает эмоциональное развитие младенца, прежде всего формирование у него чувства привязанности к взрослому, так как возникновение привязанности свидетельствует о том, что процесс социализации набрал полную силу. Впрочем, культуры различаются и в понимании того, что считать идеальной привязанностью. Например, немецкие матери высоко оценивают и поощряют раннюю независимость. Японские матери редко оставляют ребенка одного или поручают заботам другого человека и формируют у детей сильное чувство зависимости.

Можно сделать вывод, что привязанность это динамическое явление, изучение которого возможно лишь при учете социокультурного контекста[3].

Большое влияние культура оказывает на социальное развитие. С первого взгляда легко может показаться, что младенец исключительно асоциальное существо. Он лишен человеческой речи. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Он в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т. е. активным участником социальных отношений. При полной биологической беспомощности младенец не в состоянии сам удовлетворить ни одной жизненной потребности. Самые элементарные и основные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе, чем с помощью взрослых. Питание и перемещение младенца, даже переворачивание его с боку на бок осуществляются не иначе, как в сотрудничестве со взрослыми. Решительно все в поведении младенца пронизано социальным. Именно благодаря незрелости биологических функций все то, что впоследствии будет относиться к сфере индивидуальных приспособлений ребенка и выполняется им самостоятельно, сейчас может быть выполнено не иначе, как через других, не иначе, как в ситуации сотрудничества. Таким образом, первый контакт ребенка с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованным^].
Необходимость учета влияния культуры совершенно очевидна и при изучении интеллектуального развития ребенка. Например, в исследованиях П. Дейсена, проведенном в разных культурах, половина канадских эскимосов решала задачу на пространственные навыки в возрасте 7 лет, половина австралийских аборигенов племени аранда в 9 лет. Напротив, при решении задачи на сохранение объема жидкости в сосудах результаты кардинальным образом изменились. Половина африканских детей решила эту задачу в 8 лет, половина эскимосов в 9 лет. Полученные данные подтвердили гипотезу П. Дейсена о связи между значимыми с точки зрения той или иной культуры бытовыми условиями и познавательными навыками ее членов. Именно навыки, используемые детьми из разных культур в повседневной жизни, повлияли на то, в каком возрасте они начинали использовать конкретные операции при решении задач разного типа[3].

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад в махачкале

Таким образом, культура играет решающую роль в развитии личности ребенка. Культурная среда формирует мировоззрение, интеллект, физическое, нравственное и духовное развитие. Ребенок учится быть членом общества, благодаря любви он идентифицирует себя с членами своей группы и, таким образом, готовится принять правила поведения и законы своего сооб-щества[2].

Литература

  1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка Л. С. Выготский. — М.: Эксмо, 2005. — 507 с.
  2. Психология и культура Под общей редакцией Дэвида Мацумото. — СПб.: Питер, 2003. — 717 с.
  3. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология Т. Г. Стефаненко. — М.: Аспект Пресс,
    2004. — 367 с.

Источник

Ольга Викторовна Жукова
Влияние народной культуры на формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка

Жукова О. В.

воспитатель, МБДОУ Детский сад № 6 «Колобок»

поселок Арамиль

Влияние народной культуры на

формирование нравственно-духовных качеств личности ребенка

«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего»

Старинная мудрость

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание; фольклор; истоки русской культуры; народная культура; патриотизм; культурное прошлое; национальное наследие.

Аннотация: Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДО должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». [2 с. 14] Многими педагогами дошкольных учреждений было замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДО происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно- нравственные ценности — любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности.

Читайте также:  Игрушка в развитии ребенка курсовая работа

Zhukova О. educator,

MBDOU kindergarten No. 6 «Kolobok»

village Aramil

Народная культура — это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Уже в дошкольном возрасте необходимо приобщать детей к народной культуре, ведь именно с детства идет формирование и развитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России.

Важной задачей подрастающего поколения всегда было и остается духовно-нравственное воспитание, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником духовно-нравственного воспитания дошкольников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера села, отдельные страницы истории и культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т. п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно — прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это семья. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.

Читайте также:  Мой ребенок день за днем дневник развития малыша от рождения до года савко

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовно- нравственное и эстетическое развитие детей.

Литература:

1. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. — М., УЦ «Перспектива». 2012.- 248 с.

2. Культурно-досуговая деятельность старших дошкольников. Вып. 1. Рекомендации, планирование, разработки занятий / авт. -сост. А. П. Шаповалова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 202 с.:ил.

3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие — СПБ.: Детство-Пресс, 2004.

4. Нравственное воспитание в детском саду/Сост.: Петрова В. И., Стульчик Т. Д. — М., Мозаика-Синтез, 2008.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ «Перспектива». 2014.-32с.

Источник