Влияние музыки на речевое развитие ребенка

Влияние музыки на речевое развитие ребенка thumbnail

Юлия Мамаева
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Влияние музыки на речевое развитие детей.

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку, знать ее, обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

Музыка в этом вопросе — незаменимый помощник,так как выполняет сразу несколько функций:

1. Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.

2. Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

3. Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии, фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т. д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции. Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи.Например: «Петушок», «Гуси», «Пошла млада за водой» и т. д.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

• Например, упражнение для детей младшего и среднего возраста:

ДВЕ ТЕТЕРИ

Как на нашем на лугу пальцы широко расставлены, легкие движения кистями рук, ладонями вниз.

Стоит чашка творогу. Соединить перед собой руки, сделав круг.

Прилетели две тетери помахать кистями рук как крыльями,

Поклевали соединить большой и указательный пальцы на обеих руках «клювик»

Улетели. Помахать руками

• Для детей старшего возраста:

«Вышли пальцы танцевать»

Раз, два, три, четыре, пять (выбрасывать пальчики из кулачка,

Вышли пальцы танцевать (свободное движение ладошками).

Большой пустился в пляс (круговые движения больших пальцев вокруг друг друга,

Указательный — в припляс (подушечки пальцев касаются друг друга в ритме текста,

Средний пальчик – поклонился (средние пальцы сгибаются и выпрямляются,

Безымянный – притаился

(можно заменить эту композицию, спрятав четвертый палец одной руки в кулачок другой).

А мизинец, удалец! Цепь сомкнул, молодец!

(Можно проверить, как крепко соединились мизинцы.)

Как же дальше танцевать? (Тянуть сцепленные пальцы и разорвать связь в конце фразы)

Надо цепь нам разорвать.

Как это ни парадоксально, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, особенно с развитием чувства ритма.

Кроме того, пение обладает еще и оздоровительным эффектом, влияющим на все функции и системы, и внутренние органы нашего организма.

Например:

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Например: «Жаба Квака» (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Читайте также:  Значение сюжетно ролевой игры в развитии личности ребенка

Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Интерес представляет и занятия музыкально-ритмической деятельностью. Очень эмоционально могут проходить занятия ритмической гимнастикой, аэробикой, где звучание музыкальных произведений занимает не последнее место, задавая должный ритм и темп, создавая определенный эмоциональный заряд бодрости и настроения.

«ТРАКТОРА» (Для старших дошкольников).

Цель: координировать движения и слова, развивать ритмичность.

Описание: дети под текст выполняют движения ритмично.

Тара-тара-та-ра-ра – двигаются дробным, топающим шагом

Из колхозного двора

Выезжают трактора. поворачиваются на дробном шаге в круг

Будем землю пахать, выделяют ударные слова

Будем рожь засевать, сильным притопом

Будем хлеб молотить,

Малых детушек кормить.

«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП» (Для младшего и среднего возраста).

Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.

Описание: дети выполняют движения под слова песни на музыку М. Гоголевой (см. ноты ниже).

Мы ногами топ-топ, топают

Мы руками хлоп-хлоп, хлопают

Мы глазами миг-миг, подмигивают

Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики

Раз – присели, два – привстали, пружинка

Раз, два, приставной шаг влево

Раз, два приставной шаг вправо

Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над головой

В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.

Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.

Благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей, как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад        №356 комбинированного вида»  Кировского и Московского района г. Казани РТ           

 « Влияние музыки на речевое развитие детей           дошкольного  возраста»

                                   Мастер – класс на семинаре-практикуме  для                                                                                                                                          

                                                                             слушателей курсов повышения квалификации        

                                                                             по проблеме: « Оптимизация логопедической

                                                                              работы в дошкольном учреждении»

                                                                             Вафина Г.Н., воспитатель 1 квалификационной

                                                                              категории, МАДОУ № 356 г. Казани

Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста

Цель: взаимосвязь речи, музыки и движения.

Описание материала: представленный опыт работы будет интересен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов. В данном разработке представлен  материал по развитию речи детей всех возрастных групп.

В нашей педагогической практике часто встречаются дети, имеющиеся различные нарушения речи. Для достижения хороших результатов развития речи  и пополнения активного словаря детей, обязательно взаимодействие всех педагогов дошкольного учреждение и родителей. Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения, где именно музыка является организующим и руководящим началом. Развитие речи на музыкальном занятии возможно через любой вид  музыкальной деятельности.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка г чечерска

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание или по-другому восприятие. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Предлагаем послушать  и посмотреть «марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Видео в исполнении симфонического оркестра «Марш деревянных солдатиков».

Подберите  термины, характеризующую эту музыку по характеру, настроению, (радостная, светлая, торжественная, волнительная). Какие чувства она вызывает? Какая это музыка? (оркестровая, симфоническая). Какой образ рисует музыка? Таким образом, воспринимая музыку, ребенок пополняет свой активный словарь.

Слушание музыки предваряет разучивание песни, когда песню исполняет музыкальный руководитель для ознакомления (Первый снег). Пляски, для разучивание движений, соответствующих музыкальным фразам (Раз,два,три). Партитуры для детского оркестра (Марш с бубном).

Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки  и свое собственное отношение к ней. Игра «Не зевай», дети  учатся  чувствовать фразу, соотносить действие с текстом, соблюдать ритм, за счет этого укрепляется общая моторика.

Встаем в круг играем в игру с бубном « Не зевай», усложняем задачу двумя, тремя бубнами, поем вместе.

Для тренировки внимания, координация движения  и речи можно использовать видео клип « Кап-кап».

 Пению всегда предшествует распевание, разогрев мышц языка и голосового аппарата. С помощью распевок можно автоматизировать поставленые логопедом звуки.

Например «Та-та-та-та-та». Давайте вместе споем. ( Да,Ра,Ба).

Так же можно включить работу над  дыханием активный вдох и длительный выдох на определенный звук.

Вместе выполняем упражнение.

Таким образом, можно сделать вывод , что на музыкальных занятиях, усилиями музыкального руководителя и воспитателя можно реализовывать логопедические задачи: автоматизировать звуки, развивать координацию движения и речи, укреплять мелкую и общую моторику, развивать творческое воображение и фонематический слух.

Предлагаем создать оркестр и исполнить « Музыкальный момент» Ф. Шуберта.

Источник

THE IMPACT OF MUSIC ON LANGUAGE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

Irina Ostrikova

senior lecturer of the Department of theory and methods of music education Stavropol state pedagogical Institute

Russia, Stavropol

Marina Migunova

senior lecturer of the Department of choral conducting Stavropol state pedagogical Institute

Russia, Stavropol

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируются возможности непосредственной образовательной деятельности «Музыкальное развитие» в речевом развитии детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется пению, как наиболее эффективному виду деятельности для работы в данном направлении. Выделены виды и формы организации упражнений по пению, описаны потенциальные возможности каждого из них для развития речи дошкольника.

ABSTRACT

This article analyzes the possibilities of direct educational activity «Musical development» in the speech development of preschool children. Special attention is paid to singing as the most effective type of activity for work in this direction. The types and forms of singing exercises organization are highlighted, the potential of each of them for the development of preschool speech are described.

Ключевые слова: развитие речи, музыка, дошкольное образование, дошкольники.

Keywords: development of speech, music, singing, preschool education, preschoolers.

Дошкольное детство является периодом интенсивного развития ребенка. По мере взросления, расширяются его контакты с окружающим миром, увеличивается круг общения, сфера интересов, его повседневная деятельность становится все более сложной и разнообразной. Это обуславливает необходимость развития и совершенствования средств осуществления коммуникации, основным из которых является речь. Важно отметить, что функции речи ребенка не ограничиваются ее практическим употреблением, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Речь в дошкольном возрасте – это основа развития мышления, психических процессов. Развитие речи является важным направлением подготовки ребенка к предстоящему обучению в школе. Возрастание количества детей, имеющих речевые нарушения, также обуславливает актуальность этого направления дошкольного образования.

Формы и средства речевого развития дошкольников сегодня отличаются большим разнообразием. Так проявляются последствия внедрения в систему дошкольного образования принципов междисциплинарной интеграции, которые являются одной из ведущих методологических основ современного образования. Интеграция в учебном процессе предполагает его направленность на создание единой образовательно-развивающей среды, где отрывочные знания о предметах и явлениях окружающего мира объединяются в единую, целостную картину, составляющую детское мировоззрение. Реализация интегрированного обучения предполагает соединение в общем синтезированном курсе (в данном случае, программе речевого развития) элементов разных видов учебной деятельности, соединение понятий и исследовательских методов отдельных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирование и суммирование научных основ в раскрытии межпредметных учебных проблем [5]. В данной статье мы рассмотрим возможности развития речи ребенка средствами музыки.

Российские и зарубежные исследователи уже долгое время занимаются изучением влияния музыки на развитие детей дошкольного возраста. В разное время эту проблему рассматривали Э. Жак-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Г.П. Стулова, Д.Е. Огороднов, К. Орф, Н.А. Ветлугина, А.И. Буренина, О.П. Радынова и другие. Ими было установлено, что музыкальные занятия, помимо развития непосредственно музыкальных способностей и певческих навыков, обладают большими возможностями в сфере:

  1. интеллектуального развития;
  2. развития когнитивных способностей (мышления, памяти, внимания и др.)
  3. развития духовно-нравственных качеств;
  4. развития творческих способностей и фантазии;
  5. укрепления физического здоровья детей, развития координации и мелкой моторики;
  6. создания благоприятной эмоциональной атмосферы, снятия нервного напряжения;
  7. развития артикуляционного аппарата, речевого слуха и речедвигательной координации;
  8. речевого развития – дыхания, звукообразования, дикции, чистоты и выразительности интонирования [3].
Читайте также:  Влияние родителей на развитие ребенка

Самым важным с точки зрения возможностей речевого развития видом деятельности на музыкальных занятиях считается пение. Из всех видов музыкальной деятельности пение является наиболее доступным, простым в организации, и, кроме того, очень нравится детям.

Важнейшей задачей педагога дошкольного образования является правильный подбор репертуара для занятий. В первую очередь, текст песни должен быть легким для восприятия дошкольников, доступным для их понимания по смыслу. Важными критериями отбора являются также мелодия, диапазон и эстетическая ценность музыкального произведения.

Основным средством освоения языкового материала в дошкольном возрасте становится повторение. Разучивание и воспроизведение детских песенок, состоящих из простых, повторяющихся слов и предложений, мотивирует ребенка повторять слова и словосочетание в увлекательной, интересной форме. Таким образом, в процессе пения дети неосознанно, в игровой форме расширяют словарный запас, усваивают качественные языковые модели и ритмический строй языка, познают красоту поэтического текста.

Пение обладает большими возможностями для коррекции речевых недостатков и нарушений в дошкольном возрасте. Подобная музыкальная деятельность способствует исправлению нечеткого произношения, устранению «съедания» окончаний в словах, лечению заикания и устранению других проблем логопедического характера.

На занятиях по пению проводится множество упражнений, обладающих большими возможностями для развития речи дошкольников:

  1. артикуляционная гимнастика – выполнение определенных упражнений, содействующих развитию мышц речевого аппарата. Голосовой аппарат ребенка в дошкольном возрасте еще не сформирован: как известно, у детей тонкие голосовые связки, малоподвижное небо. Регулярные занятия по его развитию способствуют постановке голоса, формированию правильного произношения звуков, слогов, слов, развитию плавности речи;
  2. дыхательная гимнастика – несложные упражнения, направлен­ные на развитие навыков правильного дыхания; дети учатся правильно брать дыхание и осуществлять экономный расход воздуха во время пения, говорения, кроме того, эти упражнения обогащают кровь кислородом и способствуют общему оздоровлению организма;
  3. распевки способствуют выработке интонационной выразитель­ности, правильного произношения звуков. В качестве распевки можно использовать вокализы – пение гласных звуков на несложные мелодии («ре – ми – фа – ми – ре» и др.) в разной тональности. Часто используют слоговое пение («ми – ме – ма – мо – му») на одном звуке, а также пение восходящих и нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и – а – у», «е – о – а»;
  4.  песни-упражнения (несложные, повторяющиеся мелодии и попевки) развивают голосовой аппарат ребенка, в настоящее время в дошкольных учреждениях применяются авторские песенки (Н.А. Метлова, В.К. Колосовой и др.), а также народные песни-попевки. Часто эти упражнения проводятся комплексно, с использованием элементов других видов музыкальной деятельности (ритмические и игровые упражнения, игра на музыкальных инструментах). Такие виды пения расширяют активный словарный запас ребенка, улучшают произношение звуков и слов, расширяют диапазон детского голоса [1].

Выделим основные преимущества пения для развития речи детей дошкольного возраста:

  1. разучивание и пение песен, как и других художественных текстов, способствует обогащению словарного запаса детей, усвоению новых понятий, развитию умения правильно излагать последовательность фактов, событий, явлений, устанавливать причинно-следственные связи между ними, становлению образного мышления;
  2. в процессе пения ребенок вынужден применять более четкую артикуляцию звуков, слогов, что способствует развитию правильного произношения;
  3. в процессе музыкальной деятельности, пропевая каждый слог, дошкольник усваивает ритмический строй родного языка;
  4.  пение формирует и развивает голосовой аппарат ребенка, являющийся главным инструментом речи;
  5. выразительное исполнение музыкального произведения способствует отработке выразительности в речи;
  6. в процессе коллективной музыкальной деятельности происходит естественное развитие языка, коммуникативных навыков, культуры межличностного взаимодействия в процессе общения со взрослыми и сверстниками [2].

В процессе пения происходит интенсивное развитие дикции ребенка. Певческая дикция несколько отличается от речевой: к примеру, практически все гласные звуки (за исключением звука «о» в безударной позиции, который звучит как «а»), в пении сохраняют свое звучание. Это способствует тому, что дети, пропевая слова песни по слогам, усваивают окончания и суффиксы слов, которые в дошкольном возрасте часто искажаются, произносятся неправильно.

Для развития речи ребенка очень важно использование музыкально-ритмических упражнений. Танцевальные и ритмические движения под музыку развивают внимательность, память, координацию, мелкую моторику, чувство ритма, темпа и времени. Затрагивая тему речевого развития, следует отдельно выделить логоритмические упражнения, предполагающие сочетание музыки, движений и речевого сопровождения. Комментируя свои движения словами из песни, дети усваивают их значение, осознают смысловое содержание текста. В процессе выполнения подобных упражнений развивается слуховое внимание и речевая моторика [4].

Таким образом, музыкальная деятельность обладает большими возможностями для речевого развития детей дошкольного возраста. Наибольшим потенциалом для работы в данном направлении является пение, полезны также музыкально-ритмические упражнения. В процессе правильно организованной музыкальной деятельности происходит развитие словарного запаса, связной речи дошкольника, его дикции и артикуляции, правильного речевого дыхания.

Список литературы:

  1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения / О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 204 с.
  2. Гамаюнова О.С. Формирование вокальной культуры детей дошкольного возраста и ее роль в воспитании и развитии личности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». — 2017. — №3. – С. 44-50.
  3. Королёва М.Б. Музыкальная деятельность как средство развития старших дошкольников // Интернет-журнал Науковедение. — 2013. — №4 (17). – С. 1-8.
  4. Филатова Ю.О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. — 2011. — №1. – С. 99-111.
  5. Шестакова Л.А. Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса // Образовательные ресурсы и технологии. — 2013. — №1 (2). – С. 47-52.

Источник