Влияние музыки чайковского на развитие ребенка
«Актуальность воздействия музыки П.И. Чайковского на подрастающее поколение»
Автор: преподаватель теоретических дисциплин высшей категории МКОУДОД
«Дмитриевская детская школа искусств им. А.М. Любимова»
Комашко С.Д.
«Чайковский и музыка – это два нераздельных понятия, и до тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением…»
Л.Стоковский.
Пётр Ильич Чайковский – наша национальная гордость и слава. Именно с него начинается мировая известность и популярность русского музыкального искусства. Исполнение произведений великого композитора также востребовано в наши дни, как и сто с лишним лет назад. Искусство Чайковского стало близким и любимым для людей разных стран и народов благодаря тому, что в центре творчества композитора всегда был человек с его горем и радостями, тревогами и сомнениями, любовью и ненавистью, размышлениями о смерти и стремлением к счастью. Музыка Чайковского приобщает людей к формированию высоких ценностей: красоте, добру, человечности, духовности. Актуальность благотворного воздействия музыки Чайковского на юные сердца подрастающего поколения побудила меня к исследованию его творчества, в частности «Детского альбома».
«Детский альбом» Чайковского. Как часто мы слышим эти слова в концертных залах, по радио, в телепередачах. И звучат давно полюбившиеся, хорошо знакомые фортепианные миниатюры. Звучат в исполнении великих мастеров и начинающих маленьких пианистов. П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей цикл фортепианных пьес. Над «Детским альбомом» он работал с большим интересом и увлечённостью, так как очень любил и понимал детей.
«…Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них»…
Это признание мы узнаём из письма П.И.Чайковского к своему другу Надежде Филаретовне фон Мекк.
С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая повседневно его окружала.
А нужна ли сейчас современным детям классическая музыка? Как они её воспринимают? Могут ли отличить высокую музыку от низкопробной? Такие вопросы всё чаще возникают в наш непростой век – век новых компьютерных технологий, огромных скоростей, век всеобщей информации. К сожалению ответы, на эти вопросы не всегда бывают положительные. Современные дети чаще всего слушают одно из направлений в музыкальной культуре: эстраду или рок, гораздо реже – классическую музыку. Хотя именно она нравственно воспитывает человека, воздействуя на его мысли и чувства.
«Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой – то гармонией, музыкой», — писал А.Н.Герцен.
Каждое десятилетие что-то меняется в образе мышления человека, во взгляде на хорошо знакомые предметы и явления. Изменяется и наш угол зрения, под которым мы пристально рассматриваем и анализируем окружающую действительность. Это относится и к музыке. И чем дальше от нас уходит время, когда творил композитор, чем больше жизненный и профессиональный опыт мы приобретаем, тем глубже проникаем мы в его музыку, открываем для себя и своих учеников доселе скрытый от нас глубинный, подчас философский её смысл.
«Детский альбом» — это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. Первое издание датировано 1878 годом и осуществлено основателем и владельцем крупнейшей музыкально-издательской фирмы в России П.И. Юргенсоном, большим другом и искренним почитателем таланта П.И. Чайковского. Мысль о посвящении Володи Давыдову «Детского альбома», очевидно, возникла после окончания сочинения (24 ноября из Флоренции он написал Н.Ф. фон Мекк: «Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещал быть музыкантом»).
На протяжении многих лет, являясь преподавателем школы искусств, я неоднократно замечала у учащихся интерес к исполнению фортепианных пьес из «Детского альбома Чайковского». Невозможно представить, чтобы ребёнок за годы учёбы в музыкальной школе не познакомился с творчеством композитора, и конечно, это знакомство начинается с «Детского альбома»: «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы», «Немецкая песенка», «Марш деревянных солдатиков», потом «Сладкая грёза», реже «Баба Яга». Совсем редко «Мама», «Зимнее утро», «В церкви». И всё же современным детям трудно окунуться в мир Чайковского, в эпоху 19 века, исполняя отдельные пьесы. Совсем другое дело – исполнить весь цикл. Попытаться понять тайный смысл каждой миниатюры. Представить, как жили, что чувствовали, чему радовались и из-за чего огорчались дети и их родители в те времена.
И так, открываем первую страничку альбома.
Зимнее утро. Ребёнок проснулся, прекрасные сновидения ещё не покинули его, но пора вставать, прочитать утреннюю молитву, ведь впереди ждёт радостный день, наполненный играми и забавами. С чего начать? Пожалуй, с игры в лошадки, а может с любимой куклы или деревянных солдатиков? А как хочется танцевать! Камаринская, вальс, мазурка, полька сменяют друг друга. … Как быстро бежит время! Но надо ещё успеть попеть с любимой мамой. Что может быть лучше песен – весёлых и грустных? Итальянская и немецкая, неаполитанская, русская, старинная французская. … А вот и вечер. Пора спать. Как же можно уснуть без няниных сказок про Бабу Ягу и Красную шапочку? Незаметно подкрался сон. Откуда-то издалека доносятся тихие звуки шарманки… Это необычный музыкальный рассказ об одном дне из жизни ребёнка.
Любое художественное произведение в какой-то степени автобиографично, поэтому неудивительно, что мы находим в «Детском альбоме» параллели с жизнью самого композитора.
Всё содержание цикла составляет жизненный путь музыканта, человека, с детства связанного искусством и приходящего в зрелости к осознанию собственного творчества как возможности принятия мира.
В окончательном варианте «Детского альбома» представлена картина мира, понимаемого Чайковским, как единство противоположных начал. («Жизнь тогда имеет прелесть, когда она состоит из чередования радости и горя, из борьбы добра со злом, из света и тьмы, словом, из разнообразия в единстве» писал композитор). Здесь прослеживается идеал принятия жизни в её противоречивости, сохранён символический смысл отдельных пьес и связей между ними, а также двойственность взгляда на мир – взрослого и детского одновременно. Такая двойственность присуща и характеру героя цикла, в котором сочетаются черты взрослого и ребёнка.
Обращаясь к творчеству П.И.Чайковского в своих лекциях, лекциях-концертах, зная увлечённость детей музыкой композитора, меня однажды посетила мысль поставить в нашей школе спектакль на тему «Листая страницы «Детского альбома» Чайковского» с привлечением учащихся и преподавателей всех отделений. И вот мы решили немного пофантазировать и рискнули показать нашу версию истории создания «альбома».
Во время работы над спектаклем, общаясь с детьми, я обращала внимание на их заинтересованность в постановке, на то, как легко и быстро они реагировали на все замечания по поводу исполнения того или иного произведения. Музыка Чайковского оказалась доступна для юных исполнителей потому, что она общается с детской душой на понятном ей языке образов, на детском уровне. Музыка спокойная, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизовать эмоциональное состояние маленького слушателя, развивать концентрацию внимания.
В спектакле использовано 13 пьес из цикла. В своей работе я коснусь некоторых из них.
И так: «Утренняя молитва»
Господи Боже! Спаси, обогрей.
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.
(фрагмент из спектакля)
Первая страница альбома – «Утренняя молитва». Музыка этой пьесы, исполненная светлого и серьёзного настроения, как бы предупреждает нас, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне. Образный мир «Утренней молитвы», мир возвышенно-чистых и строгих раздумий о Боге, душе, бессмертии.
Светлая тональность Соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая четырехголосная фактура (словно поёт хор) передаёт настроение сосредоточенности и покоя.
«Зимнее утро»
Вьюга стонет, тучи гонит
К озеру близкому
По небу чистому.
Тропки скрыла, побелило
Кружево нежное, легкое снежное.
Картинка ненастного зимнего утра – тёмного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревожено, смятенно, то жалобно. Её беспокойные интонации вызывают настроение тоскливое, нерадостное. Течение мелодии очень естественное и поэтому легко запоминается.
«Игра в лошадки»
Многие из ребят не раз представляли себя мчащимися всадниками, играя в лошадки. В воображении возникают разные приключения, сказочные картины, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что конь не настоящий, а игрушечный. Всё происходит как бы взаправду. Сколько переживаний возникает у ребёнка, когда он скачет на своём игрушечном коне. Музыка рассказывает об этом.
Музыкальная особенность пьесы – однородность фортепианной фактуры на протяжении всей пьесы. Это позволяет провести параллель с образцами старинной музыки.
«Мама»
У пьесы очень трогательное название, много говорящее каждому сердцу. Искренность чувства, теплота интонации придают ей особое очарование. Мир в душу героя цикла возвращает «Мама». Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы будто успокаивают, объясняя что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос.
Простая незатейливая музыка оказывается очень ёмкой по психологической насыщенности тончайшими нюансами душевных переживаний, тонкой гармонизации, пластичном голосоведении. Изложена пьеса в виде дуэта. Голоса движутся параллельно друг другу на расстоянии децимы, и это создаёт красивые звучания не только в смысле музыкальной гармонии, но и передаёт очень гармоничное чувство.
«Марш деревянных солдатиков»
Мальчики любят играть в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово «марш»? Слово «марш» означает шествие. Под музыку шагать удобнее.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Мы легко и весело идём.
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Песню деревянную поём.
Чайковский в этой пьесе рисует музыкальный образ очень точными и экономичными средствами: ощущение кукольности, деревянности передаётся чёткостью ритмического рисунка.
«Новая кукла»
Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует, наверное, чувствует себя очень счастливой. Музыка исполнена чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Выдержанный на протяжении всей пьесы ритмический пульс, который даёт аккомпанемент, напоминает взволнованное биение сердца.
Беззаботно веселы танцевальные пьески. Грациозный «Вальс», кокетливые «Мазурка» и «Полька» — любимые танцы молодёжи того времени. И может быть, здесь впервые прозвучали мелодии других стран, привезённые Петром Ильичом издалека. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать.
«Вальс»
«Мазурка»
«Полька»
«Немецкая песенка»
Она похожа на немецкий старый сельский танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках. Неторопливо, с достоинством, немного чопорно, с галантными поклонами, притопами и кружениями. «Немецкая песенка» весела и бесхитростна, но есть в ней загадка.
Среди лесистых гор, у голубых озёр,
Где в чаще слышен птичий нестройный хор,
Под яркой синевой. Под елью вековой
Плясать сегодня будем с тобой.
«Старинная французская песенка»
В «старинной французской песенке» оживает грустный, искренний, простой народный напев. Она похожа на песню – задушевную, задумчивую, мечтательную, печальную.
Скажи, любимый мой,
Зачем ты не со мной?
В душе своей ношу
Прекрасный образ твой!
Далее дело идёт ко сну, и перед нами возникает образ няни с её сказками и грёзами.
«Баба Яга»
Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грёзой».
Опущен занавес, и сцена опустела.
Лишь слышен шорох отъезжающих саней.
Звучит вечерняя молитва тихо.
Уходит в ночь мир сказочных теней.
(представлены материалы и фотографии детей, принимавших участие в постановке школьного спектакля «Листая страницы «Детского альбома»)
Вот и закрылась последняя страничка «Детского альбома», сыграны все роли… Как жалко было расставаться всем участникам спектакля с чудесным поэтическим миром, в который на время погрузила их музыка великого композитора.
Хочется надеяться, что прикосновение к эпохе Чайковского, любовь к его творчеству останется навсегда в сердцах юных исполнителей.
Заключение
«Детский альбом» — это одно из самых понятных, близких сердцу каждого ребёнка и одновременно одно из наиболее глубоких сочинений Чайковского. Это превосходный учебный и методический материал для работы с детьми.
Проанализировав всё это, я сделала вывод о том, что потребность детей в классической музыке, в частности музыке П.И. Чайковского, в наши дни так же велика, как и в эпоху композитора.
Изменились игры и игрушки детей, изменились песни и танцы, но неизменной осталась душа и её потребность в высоком искусстве.
В наши дни, так же как и в эпоху П.И. Чайковского дети с большой увлечённостью исполняют его пьесы из «Детского альбома», что было мною замечено при постановке спектакля. После которого юные исполнители ещё с большим интересом стали относиться к творчеству великого композитора.
Исследуя эту тему было очень интересно находить новую и познавательную информацию о жизни и творчестве П.И. Чайковского и использовать её в постановке нашего спектакля.
Много лет назад П.И. Чайковский сказал такие слова: «Я хотел бы, чтобы музыка моя распространялась, чтобы с каждым днём увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору». И сегодня, вначале 21 века, мы можем с уверенностью сказать, что мечта композитора сбылась.
Его «Детский альбом» наряду с широко известными сочинениями Шумана, Грига, Дебюсси, Равеля и некоторых других композиторов- классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов. Воздействие сочинения Чайковского испытали на себе – в той или иной мере — многие русские авторы от А.Гречанинова, С.Прокофьева и В. Ребикова до С. Майкопара, А.Гедике, Е.Гнесиной, Д.Кабалевского и других.
Используемая литература
Представлены материалы и фотографии детей, принимавших участие в постановке школьного спектакля «Листая страницы «Детского альбома»
Вайдман П.Е. «Детский альбом П.И.Чайковского». изд. «Музыка» 1997 г.
Горская Е. «Детский альбом» Пётр Ильич Чайковского. Музыка и ты. Альманах для школьников. Москва «Совет.композитор» 1988 г.
Давыдов Ю. Клинские годы творчества Чайковского. М. «Московский рабочий». 1965 г.
Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М. 1997 г.
Ларош Г.А. П.И. Чайковский. Издательство «Музыка». М. 1978 г
Полное собрание сочинений П.И. Чайковского. М. 1872 вып.I
Третьякова Л.С. Страницы русской музыки (рус.класс. муз. на рубеже 19-20 вв). М. «Знание» 1979 г.
Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. М. 1962
Источник
Людмила Давыдова Вячеславна
Влияние классической музыки на эстетическое развитие дошкольников
Обращение к классике чрезвычайно актуально в условиях снижения
культурного уровня современного общества «в котором всё более
вытесняется за пределы общественной жизни и заменяется тем, что
можно определить, как усыпляющее искусство. Это самое страшное для
человеческой цивилизации: подлое-за пределы общественной жизни,
а поверхностное, и пошлое-авансцену».(Б. М. Неменский)
Классический в переводе означает образцовый, благородная цель
педагога-ознакомление детей с высокими образцами классической
музыки, литературы, живописи, способствующими музыкальному
художественному общекультурному развитию дошкольника. Эта
задача,как и задача развития у дошкольников художественного
воспитания и эстетического вкуса поставлена в Федеральных
государственных требованиях. Реализация новых образовательных
программ позволит обеспечить каждому маленькому ребёнку
приобщение к классическому искусству во всём богатстве его
видов и жанров.
Изучив имеющуюся литературу по этому вопросу,я поставила перед
собой задачи:
1. Увлечь детей классической музыкой, сделать так, чтобы
слушание стало для них первой потребностью.
2. Познакомить детей на занятиях с музыкой русских
композиторов-классиков (П. И. Чайковским, Римским-
Корсаковым, С. Прокофьевым и др.)
3. Формировать эстетический вкус, богатый и разнообразный
запас музыкальных впечатлений.
Одним из путей решения этой проблемы является использование на занятиях,
вечерах развлечений, праздниках и повседневной жизни музыкальных произведений русских композиторов — классиков (Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова, Прокофьева).
Музыка русских композиторов-классиков яркая, зримая помогает детям услышать, как развивается музыкальный образ, увидеть, что происходит в музыке.
Дети воспринимают её как увлекательную игру.
Новая программа Васильевой предусматривает знакомство детей с раннего
дошкольного возраста с классической музыкой.
Так в 1 младшей группе мы слушаем «Зима», «Зимнее утро» П. И. Чайковского,
во 2-ой младшей группе — «Вальс снежных хлопьев» муз. Чайковского (из балета
Щелкунчик,»Камаринская» муз. Чайковского. «Детская полька»- Глинки.
В средней группе рекомендуются пьесы из «Детского альбома» Чайковского,
Прокофьева, фрагменты из балетов Римского-Корсакова и Чайковского. В
старшей и подготовительной группе продолжается знакомство с творчеством этих
композиторов, но более углублённою
Работать по новой программе Васильевой очень интересно. Слушая классическую музыку, каждый раз открываешь для себя её новый смысл, новое звучание,
удивляясь тому, что в твоей собственной душе есть уголки, в которые ты сам
ещё не заглядывал. Я сама очень люблю классическую музыку русских композиторов и особенно творчество П. И. Чайковского. Понимание огромного значения
творчества композиторов — классиков для русской культуры, современное представление о музыкальном восприятии ребёнка, свидетельства многих выдающихся
людей побудили меня открыть дошкольникам тот глубокий духовный источник,
что называется классической музыкой.
Путь к нему начинался с подбора произведений, способствующих эмоциональному развитию детей, обогащение их внутреннего мира. Мне хотелось, чтобы
дети почувствовали в музыке русских классиков палитру,человеческих переживаний : от контрастных состояний печали и радости, до более сложных душевных
проявлений нежности, волнения, благодарности, восхищения.
Не анализ, а впечатление — таков был мой подход к развитию художественного воспитания, ведь дети представляют себе музыкальные образы неповторимыми,
целостными. Свои занятия по знакомству с классической музыкой я всегда стараюсь
строить в соответствии с логикой развития музыкального воспитания. Такие занятия включали в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки,стихов и художественной прозы, рассматривание картин и иллюстраций). Ознакомление, с каким либо музыкальным произведением русских классиков,
происходило на 6-8 занятиях, единым циклом и не прерывалось слушанием другой
музыки. Для прослушивания детям предлагала наиболее яркие в музыкальном отношении фрагменты. Каждое новое занятие начиналось с нового, следующего фрагмента, а не с повторения предыдущего. Повторение не происходило внутри каждого
занятия.
После прослушивания всех отрывков возвращались к любому из них по желанию
детей. Для лучшего запоминания музыки в конце каждого занятия (начиная с 3-его)
проводила музыкальную викторину, в которые включала знакомые детям произведения. Дети с удовольствием отгадывали музыкальные загадки.
Для того,что бы детям облегчить знакомство с русской классической музыкой
им предлагались произведения, в основе сюжета которых лежат сказочные образы.
При подборе материала я стремилась к высокой художественности.
«Детский альбом» П. И. Чайковского оказался вполне доступен для детей дошкольного возраста.
Пьесы «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Игра в лошадки», «Марш деревянных
солдатиков», «Старинная французская песенка», «Баба Яга» — эти пьесы часто
звучали на музыкальных занятиях.
Слушание представлялось небольшой беседой о композиторе, его любви к детям
их играм и увлечениям. Малыши охотно высказывались о прослушанной музыке,фантазировали : «Почему кукла заболела? Куда мы поскачем на лошадке? Что замышляет
Баба Яга? Чему радуются солдатики?» Ответы детей строго соответствовали музыкальной пьесе, нравились мне своей непосредственностью.
Лиризм, душевность музыки Чайковского дети старшей группы почувствовали в
пьесе «Мама» и «Колыбельной песне». Ребята узнали об удивительно трепетном
отношении композитора к природе. В пьесах «Времена года» можно услышать пение
птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, а значит можно мысленно увидеть лес,
речку и цветы, дуновение ветерка, запах земли.
В подготовительной группе мы слушали «Песнь жаворонка», «Подснежник», «Баркаролу», «Осеннюю песнь», «На тройке», «Святки». Окружающий мир воплощенный в музыку, — это ли не красота!
От впечатлений к эстетическому взаимодействию с музыкой Чайковского —
таково было дальнейшее направление работы. Сочетание музыкальной экспрессии
изобразительным (рисунок, пластическим (танец, и словесным фантазированием
детей и явилось, на мой взгляд, условием их вхождения в мир музыкальной гармонии.
Комплексные занятия были посвящены фортепьянным пьесам «Времена года».
Дети с увлечением фантазировали под звуки музыки Чайковского. Весеннее ликование, летнее блаженство, осеннее прощание, зимнюю свежесть они выражали,
в соответствующих картинах природы.
Интересными были и словесные фантазии о музыкальных произведениях. «Марш
деревянных «солдатиков», «Камаринская», «Песня жаворонка». Дети мечтали в слух,
сочиняли небольшие рассказы, совместно с детьми мы придумали стихи к этим
мелодиям и у нас получились короткие песенки.
Знакомились дети и с балетной музыкой Чайковского. Волшебные вальсы из
«Спящей красавицы» и «Щелкунчика» уносили их в сказочную страну Счастья.
Девочки придумывали танцевальные движения. Их композиции восхищали зрителей
(мальчиков) лёгкостью, выразительностью исполнения.
Старшие дети имеют достаточно богатый опыт музыкального движения, который
является основой их музыкально — двигательных импровизаций. Прекрасная ба-
летная музыка Чайковского «двигательная» по своей природе, вдохновляет детей,
и они с большой радостью выражают себя в творчестве.
Наряду с творчеством Чайковского мы знакомим наших детей с произведениями
другого русского композитора Римского-Корсакова. В Программе воспитания и
обучении в детском саду (отв. ред. М. А. Васильева) знакомство детей с творчеством этого композитора ограничивается пьесами «Три чуда» ,»Море» и «Полёт шмеля»
из оперы «Сказка о царе Салтане». Я решила углубить познания детей и познакомить их с оперой «Сказка о царе Салтане». Эта опера была выбрана мной не
случайно. Детям доступны и интересны образы пушкинской сказки и прекрасной
музыки Н. А. Римского-Корсакова. Им предлагались восемь наиболее ярких фрагментов оперы «Море», «Лебедь и коршун», Ария «Лебедь-птицы», «Ты, царевич,
мой спаситель», «Белка»,»Тридцать три богатыря» ,»Царевна Лебедь», «Полёт шмеля».
Дети знакомились также с живописными работами М. Врубеля «Царевна лебедь» и
И. Билибина «Бочка по морю плывёт» и иллюстрациями В. Конашевича.
Знакомство с этими произведениями проходило в определённой последовательности. Сначала детям очень ярко и выразительно читали сказку А. С. Пушкина и
проводили беседу о ней. Обращали внимание детей на особенности содержания,
образность и музыкальность пушкинского стиха. После этого дети знакомились
с ключевыми фрагментами оперы в сюжетной последовательности.
Перед прослушиванием каждого из музыкальных фрагментов дети читали короткий стихотворный отрывок, характеризующий тот или иной образ. После прослушивания проводилась беседа о характере музыки и средствах её выразительности.
После анализа музыкального произведения детей знакомили с репродукциями Врубиля и Вилибина, иллюстрациями к книге Конашевича.
Сопоставляя настроение музыки и картины, дети легко улавливали схожесть
настроения, соответствие между колоритом картины и характером музыки.
После знакомства детей с оперой Римского-Корсакова предлагали детям вы-
разить свои впечатления в рисунках и движениях.
Мы выяснили, какие фрагменты из оперы наиболее понравились и запомнились
детям, а затем они «рисовали музыку«. В процессе рисования периодически звучала музыка, создавая эмоциональный настрой. Дети прекрасно чувствовали
настроение музыки и передали её в своих рисунках. В своих рисунках дети
изображали белку, море, Царевну Лебедь,33 богатыря. Для того, что бы глубже
понять оперу, мы использовали интегрированные занятия, где соединили в одно
целое музыку, живопись и пластику. Дети воплощали в творческом движении величавую поступь сказочных богатырей, полёт маленького и юркого шмеля, грациозную поступь Царевны — Лебедя, движения весёлой, проворной белки. На итоговом занятии я проводила музыкальную викторину. Дети безошибочно отгадывали все включённые в неё фрагменты. Мы надеемся, что первая встреча детей
с оперой «Сказка о царе Салтане» запомнится им надолго и впечатления от музыки Римского-Корсакова не потускнеет со временем, и будут согревать и радовать как воспоминание о чём-то светлом и прекрасном.
Музыка С. С. Прокофьева, так же как и музыка Чайковского, Римского-Корса-
кова помогает приобщать детей к подлинному русскому искусству, способствует
становлению хорошего музыкального вкуса. Она доступна многим юным и неискушенным слушателям. Прокофьев воистину один из самых «детских», солнечно-
ясных композиторов-классиков. Его детская музыка вызывает восхищение и доставляет подлинное наслаждение. Музыка Прокофьева понятна всем независимо
от возраста. Она проникнута счастливыми воспоминаниями детства, отголоска-
ми образов и впечатлений, с которыми он не расставался. Композитор за годы
своей творческой деятельности написал большое количество произведений для
детей. Настоящим шедевром является его симфония-сказка «Петя и волк», альбом
«Детская музыка, цикл пьес», сказки старой бабушки «зимний костёр»,детские
песни на стихи А. Барто.
Многие его сочинения живут как бы двойной жизнью, они прочно вошли в репертуар концертов и для детей и для взрослых. Достаточно вспомнить балеты
«Золушка» и «Сказка о каменном цветке», темы балета «Ромео и Джульета»,музы-
ку к кинофильму «Александр Невский»,»7-ю симфонию».
На занятиях мы слушаем с детьми музыкальные пьесы из альбома» Детская
музыка«. Я рассказывала детям о том, что музыка Прокофьева добрая, солнечная,
её любят дети и взрослые.
Музыкальные пьесы: «Утро», «Вечер», «Ходит месяц над лугами» заставили детей
вспоминать о тихо прожитом дне, успокаивая и в то же время как бы говоря;
«Завтра наступит утро, и всё снова будет хорошо».
Мелодия «Тарантеллы» познакомила детей с музыкой Италии. Она — стремительная,
огненная, итальянская пляска в дни карнавала, где все веселятся, поют, кружатся,
Ребята сразу заулыбались, а девочки захотели потанцевать под эту мелодию,
воплощая её стремительный, зажигательный характер в движения.
Под пьесу: «Пятнашки» дети устроили весёлую, занимательную игру в пятнашки.
Они выбрали в пятнашки-водящего ребёнка, с началом музыки бегали в разных
направлениях, а «Пятнашка» их ловила.
Многое композиторы обращались в своём творчестве к сюжету сказок, не
чуждо это и С. С. Прокофьеву. Его симфоническая сказка «Петя и волк» является одним из шедевров детской музыки, это не обычная музыкальная сказка. Она помогает решать художественно-педагогическую задачу — знакомство детей с инструментами симфонического оркестра. Прежде чем дать детям
для прослушивания эту сказку-музыку, я знакомила их с терминами симфонического оркестра и с инструментами,которые входят в этот оркестр.
1. Духовые (трубы, валторн, фагот, флейта, кларнет)
2. Струнные (скрипка, виолончель, контрабас)
3. Ударные (барабан, литавры)
Затем мы слушали сказку «Петя и волк», на которой дети учились распознавать «голоса инструментов».В сказке тембры инструментов являются голосами героев: флейта — птичка, трио валторн — волком, кларнет — кошкой,
гобой — уткой, фагот — дедушкой, струнный квартет — пионером Петей.
Каждый персонаж представлен определённой темой, своеобразной мелодической характеристикой. Ребята с большим вниманием и интересом слушали эту
сказку потому, что она была не только музыкальной, но и текстом, который
написал сам С. С. Прокофьев. На первом занятии дети слушали всё произведение целиком, на последующих-по фрагментам. Музыкальные занятия превращались в удивительную игру-викторину. Дети выбирали наиболее полю-
бившийся инструмент, изображённый на картинке, называли его,а затем слушали его звучание в сказке: «хочу послушать птичку». «А это кошка»- говорили они, выбирая кларнет, «давайте её послушаем».
Я заранее переписала все мотивы героев сказки на отдельную кассету,
без текста и общих эпизодов.
После прослушивания сказки целиком, дети обменивались впечатлениями,
менее активным детям задавала вопросы. Вам понравилась сказка Прокофьева? Какой из персонажей вам показался наиболее ярким? Какая музыка
его сопровождала? А хотели бы вы сами сыграть на инструментах вместе с
оркестром С. Прокофьева?
Дети подходили к заранее подготовленным музыкальным инструментам,
среди которых были треугольники, маракасы, бубны, барабаны, колокольчики и
прочие,выбирали себе инструменты и под аудиозапись исполняли марш Пети,
всегда бодрый, энергичный.
Т. О. Музыка Прокофьева, его музыкальные сказки, воплощённые в собственном творчестве детей, начинают звучать для них современно, более многогранно и ярко.
Яркие фрагменты классической музыки, которую дети слушали на занятиях,
мы включили музыкальную ткань праздничных утренников. Так, например, дети
входили в зал под «Марш» из оперы П. И. Чайковского «Щелкунчик», танцевали
под «Вальс» из Детского альбома П. И. Чайковского на празднике 8-ое Марта,
«Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского исполнялся девочками — снежинками
на Новогоднем празднике, а на празднике Весны дети вдохновенно импровизировали под «Вальс цветов». Праздничные утренники стали ещё одной встречей
с любимой музыкой. Звучание высокохудожественной классической музыки способствует созданию на празднике особой, приподнятой атмосферы.
Проводились нами и вечера развлечения типа музыкальных гостиных. На
них мы продолжали знакомить детей с творчеством русских композиторов-классиков. Дети на таких вечерах развлечения не только слушали классическую
музыку, но и воплощали свои впечатления в музыкальном движении. Яркая му-
зыка П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, С. Прокофьева давала мощный им-
пульс детскому танцевальному творчеству.
В детском саду мы организовывали концерты классической музыки, приглашая на них детей из детской музыкальной школы в качестве исполнителей.
Дошкольники всегда с большим нетерпением ждали таких выступлений и горячо
и искренне аплодировали каждому исполнителю. Такие концерты не только доставляют детям эстетическое наслаждение, но и ещё больше углубляют их знания о композитора, классиках, развивают художественный вкус.
Проводилась мною, так же и работа с родителями в виде консультации, док-
ладов на родительских собраниях «Чайковский и дети»,»Мы слушали классику«.
Выпускались для родителей папки-передвижки, где давались советы, как слушать
с детьми классическую музыку, где можно приобрести музыкальные диски.
Т. о. проводимая нами работа по знакомству детей с произведениями русских
композиторов-классиков не только формировала их музыкальный вкус, но и способствовала прочному вхождению музыки в жизнь каждого ребёнка.
В классической музыке — душа русской культуры. И сегодня с возрождением
отечественной традиции, особенно важно почувствовать её духовные истоки, про-
никнуть их мудростью и чистотой.
Источник