Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка
Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника
В сознании взрослого человека мультфильм – это то, что предназначено для детей. Но у большинства думающих родителей многие зарубежные мультфильмы вызывают сомнения в их безопасности для ребенка. Но многие родители позволяют смотреть ребенку мультики, которые не смотрели сами. Мы воспринимаем мультфильм как сказку. А сказка – это то, что формирует модель мира, отношений в нем для ребенка. Это образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь. Кстати, от этого воспитания зависит, будет ли ребенок помогать вам в старости или сдаст в дом престарелых, думая, что так и надо. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов. Из этих образов он и строит свою модель мира. Самым главным «кубиком» в этой модели является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на героинь, девочки впитывают стереотипы будущего сексуального поведения, а у мальчиков формируется матрица, пользуясь которой, он бессознательно будет выбирать спутницу жизни, мать своих будущих детей. И речь идет больше о внутренних, душевных качествах, отражением которых являются внешность и образ действий мультяшных героинь. Так оказывается ли влияние мультфильмов на ребенка? Исследователи данного вопроса отобрали несколько зарубежных мультфильмов и показали детским психологам. Вердикт, вынесенный психологами, оказался крайне неутешительным. Оказалось что героини большинства американских мультфильмов сконструированы таким образом, что систематический просмотр детьми таких мультиков с их участием ведет угасанию функции продолжения рода. Достигается это так. Образ женщины лишается романтики и тайн, идет наделение его взрослым реализмом, физиологичностью, жестокостью. Попутно высмеиваются традиционные для российского общества женские качества, те самые, которые поставляют наши отечественные добрые мультики, это целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. То, что делают американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку: интеллектуальное растление.
Как же достигается подобный эффект? Средства очень просты. Начинается все с простого. Это цвет персонажа и цветовое оформление. Например, рассмотрим «Винкс – школа волшебниц», где несколько девочек постоянно превращаются в фей. Цвет этих персонажей имеет яркие, ядовитые краски, а момент превращения сопровождается частым мерцанием разных цветов на экране (в этот момент ребенок так погружен в картинку, что не реагирует на призывы взрослого). Этот прием эксплуатирует свойство детской психики реагировать на все яркое. В этот момент внимание ребенка на 100% приковано к персонажу, который «ведет» ребенка за собой, не давая возможности остановиться и задуматься. Лица же главных героинь, при внимательном просмотре нескольких мультфильмов и небольшого анализа, покажутся нам одинаковыми. Одно т тоже лицо при частом мелькании на экране формирует у ребенка определенный эстетический стереотип. Таким образом девочки будут стремиться выглядеть, как героиня американского мультика. А мальчики будут искать себе спутницу, ориентируясь на тоже самое. В западных мультфильмах романтические герои наделяются атрибутами гнева, злобы и жестокости. Вы можете себе представить русскую царевну лягушку, которая дерется, как мужик, или главную героиню из «Аленького цветочка», которая гневается или ругается? А вот принцесса из «Шрека» дерется, и делает это со вкусом, весело и заразительно. Поющая Фиона своим голосом убивает птицу и жарит из ее яиц завтрак. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация (обесценивание) жизни. Этот эпизод перечеркивает всю систему детского представления о мире. Главная героиня наших сказок не может быть вероломной и жестокой, она не может убить животное. И почему наши героини из лягушек превращаются в принцесс, а в «Шреке» из принцессы в трольшу.
Существует множество критериев, по которым можно сравнивать влияние старых советских мультфильмов с американскими. Это и межполовые отношения, и разнообразие образов и характеров, и сюжетные линии. Можно много спорить и рассуждать на эту тему. Но факт остается фактом. Есть некоторые мультфильмы, которые, несмотря на давний срок производства, очень нравятся и современному поколению. Это «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «Кот Леопольд», «Простквашино», «Чебурашка», «Бременские музыканты», «Приключения Незнайки» и многие другие. Кроме того, некоторые диснеевские мультфильмы тоже благоприятны, если родители во время просмотра общаются с ребенком, объясняя, что хорошо, а что – плохо. Сейчас мало кто из родителей может признаться, что не посмотрел все выпуски «Маши и медведя». Ребенок смотрит на реакцию родителей и воспринимает все как должное. Влияние мультфильмов на ребенка сильнее в два раза, если это влияние прежде проявилось на взрослом. Ребенок уверен: если мама и папа проводят больше времени у телевизора и компьютера, а не за книгой, значит, так и надо. Потом родители удивляются, что ребенка невозможно усадить за книгу. А что здесь удивительного, если он не наблюдал дома такую картину, как читающие мама или папа? Негативное влияние мультфильмов на детей можно ослабить или искоренить совсем, если проводить с ребенком больше времени на прогулках, читать с ним книги, делать аппликации, считать различные предметы, ухаживать за домашними животными, рисовать, учить стихи, ходить в зоопарк, разрешать играть во дворе со сверстниками и не делать из него домашнее растение, которое способно воспринимать только виртуальный мир.
Помните, что в период формирования ребенок впитывает все, как губка. Постарайтесь окружить вашего ребенка интересными занятиями, добрыми, веселыми мультфильмами, которых должно быть в меру, и можете быть уверенными – ребенок будет счастлив. Будьте примером для своих детей, пытайтесь познакомить их с миром благодаря добру в разных его проявлениях. Ребенок максимально счастлив, если мама и папа уделяют ему внимание, а мультфильм – это всего лишь защита от детского одиночества!
Источник
Современная эпоха дает возможность использования всех благ цивилизаций. Они существенно облегчают бытовую жизнь, улучшают качество жизни и увеличивают возможности получения информации. Одним из важных информационных источников современности является телевидение. Следует заметить, что посредством передач, клипов, рекламных роликов, художественных и мультипликационных фильмов передается информация не в чистой, абстрактной форме, а в уже обработанном виде, который призван формировать восприятие того или иного явления, создавать определенную точку зрения. Если взрослый человек в той или иной мере может фильтровать и анализировать, предоставляемую ему информацию, то ребенок полностью восприимчив к информационному потоку. И в этом заключается большая опасность! Казалось бы, какую опасность могут нести в себе яркие анимированные картинки, мелькающие на экране? Однако любые произведения будь то музыка, рассказ или мультик несут в себе определенную смысловую нагрузку, и от содержания этих произведений напрямую зависит формирование личности.
В современных условиях дети имеют возможность в любое время смотреть разнообразные мультики. Пока ребенок увлечен мультфильмом, родители получают свободное время, в которое они могут заняться своими делами. Однако, оставляя малыша перед экраном, обязательно нужно обращать внимание на то, что именно будет транслироваться в этот момент, и какую идею может вынести ребенок после просмотра того или иного мультфильма.
Современная мультипликация.
Современная мультипликация в основной своей массе перестала быть искусством. Если в эпоху СССР мультфильм обязательно выполнял воспитательную или познавательную функцию, то в настоящее время мультик больше похож на яркое зрелище, в лучшем случае без какого-либо смыслового содержания, в худшем – прививает неправильные ценности или имеет «взрослый» подтекст.
Основные аспекты, оказывающие негативное влияние на детей:
Воспитание агрессии.
При просмотре мультфильмов центром внимания ребенка являются главные герои, следовательно, воспринимается их модель поведения. Например, в мультфильме «Том и Джерри» постоянное соперничество кота и мышки, причем они соревнуются не в положительных вещах, а в том, кто кого быстрее перехитрит, больнее ударит, исподтишка поставит подножку и т.п. Выводы о том, что почерпнет ребенок, просмотрев этот мультик, напрашиваются сами собой: обижать тех, кто слабее это весело, для пущего веселья не грех и обмануть, поставить товарищу подножку, дать пинка.
Сексуальный подтекст.
Современная мультипликация изобилует образами взрослого мира. Образ принцессы становится все сексуальнее, подчеркиваются ее притягательные женственные черты: тонкая талия, большая грудь, широкие бедра. Удивляет и фамильярное поведение героев, откровенные заигрывания, излишнее кокетство, упоительные поцелуи. Все это явный перебор для детского восприятия, ведь ребенок еще не способен в полной мере понять, что такое сексуальные отношения. Следовательно, выпячивание этих аспектов в мультипликационных фильмах излишне.
«Мультомания»
Большое количество мультфильмов в открытом доступе нередко приводит к формированию мультипликационной зависимости. К тому же современные мультипликаторы еще и подливают масло в огонь путем создания мультсериалов. Постепенно ребенок подсаживается на просмотры мультиков, и оторвать его от экрана становится весьма затруднительно. Заниматься реальными делами сложнее: читать книги, играть с друзьями – все это требует определенных усилий. Детям в процессе игр нередко приходится ссориться, выяснять отношения, обижаться, мириться. А просмотр мультфильма от подобных жизненных нюансов избавляет. Яркие нарисованные друзья прекрасно скрасят досуг, при этом ни делить игрушки, ни налаживать с ними отношения не надо. Дети постепенно привыкают к мультфильмам настолько, что заменить мультики реальным делом оказывается непросто, начинаются истерики, попытки отвоевать свое право на неограниченный просмотр мультфильмов.
Как бороться с негативным влиянием мультфильмов?
Первое правило.
Тщательно выбирайте мультики для ребенка. Детям следует показывать только те мультики, в которых даются правильные ориентиры: доброта, взаимопомощь, трудолюбие, сострадание. Обратите внимание на старые советские мультфильмы: «Кот Леопольд»; «Простоквашино»; «Чебурашка и крокодил Гена»; «Винни Пух»; мультики из серии «Веселая карусель»; «По дороге с облаками», «Подарок для слона», «Маугли», «38 попугаев».Второе правило.
Дозированный просмотр мультфильмов. Разрешите ребенку смотреть 1-2 мультика не более чем 1-2 раза в день. Обратите при этом внимание и на то, сколько времени вы сами проводите у экрана телевизора. Если телевизор работает сутками, то, как бы вы не запрещали смотреть мультики, ребенок все равно подсознательно будет воспринимать вашу модель поведения. Он будет считать, что это и есть правильный образ жизни. Следовательно, взрослым членам семьи также следует дозировать просмотр телепрограмм.
Третье правило.
Сократив времяпрепровождения у телевизора, вы получаете много свободного времени. Соответственно возникает вопрос об организации досуга. Свободное время можно потратить на совместные прогулки; чтение интересных книг; походы в гости, на концерты, выставки, в зоопарки; занятия рукоделием; рисованием; также полезно устраивать активные игры на свежем воздухе.
Источник: Севастопольский форум мамочек
Источник
Что такое мультфильм для ребенка? Это модель окружающего мира, а потому дети склонны подражать тому, что видят на экране. Достойный ли это пример для подражания — решать, конечно же, родителям. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, о хорошем и плохом поведении. Дети начинают применять в жизни эти знания, играют в героев, живут в их мире, говорят их языком. Ребенок через мультфильмы познает мир, поэтому от их качества зависит и то, чему ребенок научится.
За последние годы на телевидении появилось большое количество различных мультфильмов как отечественного, так и зарубежного, в основном американского, производства. Засилье иностранных мультфильмов на отечественном телевидении заставляет задуматься о том, как это влияет на развитие психики подрастающего поколения.
До 5-6 лет ребенок будет смотреть любой мультик, который увидит, малыша привлекут яркие картинки. Он, может быть, ничего и не поймет, но настроение фильма, интонации, отдельные слова может запомнить. Маленькие дети воспринимают всю информацию в буквальном, некритичном смысле. Малыши не понимают юмора, они все принимают за чистую монету, им трудно отличить, где правда, а где ложь, и эту норму они переносят в свою маленькую жизнь. С 6-7 лет ребенок начинает сам понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и тут очень многое зависит от того, что он увидит в телевизоре.
Поражает большое количество сцен насилия в детских мультфильмах и программах. Сюжет большинства иностранных мультсериалов максимально примитивен и сводится в основном к захвату власти над миром. Все проблемы в мультфильмах решаются силовыми методами, и дети безотчетно их копируют. Постепенно такое поведение воспринимается детьми как норма.
Агрессивное поведение присутствует даже в таком, на первый взгляд, безобидном и смешном бессмертном мультфильме, как «Том и Джерри». Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения, а тот тем временем пытается отомстить ему. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни: раз родители дали такую возможность — смотреть веселый мультфильм, значит, в нем нет того, чего нельзя было бы делать; значит можно бить младшего, шутить над тем, кто слабее.
В мультфильме нет четкой границы между добром и злом. Даже, казалось бы, положительный персонаж совершает плохие поступки: мышь бьет кота сковородкой по голове, прокатывает его асфальтовым катком, засовывает голову кота в духовку. Причем плохой поступок не наказывается, а иногда даже приветствуется. В итоге у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.
Мультгерои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Они падают с огромной высоты, получают по голове удары падающими наковальнями, но всегда продолжают вести себя как абсолютно здоровые. Дети не способны оценить опасность данных трюков и в результате теряют чувство реальности. Просмотр таких мультфильмов может обернуться для ребёнка неправильным формированием инстинкта самосохранения, снижением порога чувствительности к опасности, а значит — потенциальными травмами.
Рассмотрим первый в истории полнометражный мультфильм «Шрек», получивший премию «Оскар». Мультфильм прошел в прокате с огромным успехом и имеет на сегодняшний день уже шесть продолжений. В мультфильме принцесса начинает петь, а рядом из гнезда на ветке взлетает птица (в гнезде несколько яиц) и начинает подсвистывать принцессе, но через какое-то время та повышает голос, и птицу разрывает. Принцесса ненадолго смущается, но вскоре уже жарит те самые яйца, которые остались в гнезде. Это не просто сцена красивого убийства, это девальвация смерти. Этот эпизод перечеркивает всю систему детского представления о мире, в котором главная героиня не может быть вероломной, жестокой, она не способна убить.
Еще более мощную базу создают регулярно просматриваемые с родителями боевики и криминальные новости, особенно когда под кадры жестокого убийства на экране семья ест бутерброды, запивая их чаем. Телевидение становится привычным вечерним фоном жизни. Жестокость возводится в ранг обыденности. Сцены телевизионного насилия служат оправданию и легализации агрессивного поведения как применимого.
Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых в дальнейшем строит свою модель мира, и самым главным кубиком в этой модели является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, пользуясь которой они бессознательно будут выбирать спутницу жизни, мать своих будущих детей, и речь идет о внутренних, душевных качествах, отражением которых являются внешность и образ действия.
Главные героини всех американских мультиков на одно лицо. Во-первых, это просто скучно. Во-вторых, если представить эти черты на живой молодой женщине, она получится некрасивой и непропорциональной: огромные глаза, очень тонкая талия и длинные ноги. Тем не менее из-за частоты мелькания этого образа на экране оно превращается в приобретенный эстетический стереотип. Таким образом, девочки будут стремиться выглядеть неестественно, а мальчики, подрастая, будут безрезультатно искать то, чего на белом свете вообще не может быть. Найдут ли они друг друга?
Образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Рисуется тиражная красавица, которую ребенок идентифицирует как добрую и хорошую, ведь главная героиня не может быть плохой, и наделяется атрибутами гнева, злобы и жестокости. Можно ли представить себе Настеньку из «Аленького цветочка» с выражением ярости на лице? Может ли она быть агрессивной? А вот цыганка из «Нотр-Дама» вполне может. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужик? А вот Жасмин в «Алладине» или тролльша в «Шреке» делают это не просто привычно, а весело, заразительно, жестоко и со вкусом. Фактически женщины выступают наравне с мужчинами и, если что, могут подраться, за себя постоять и спасти своего рыцаря, который чаще всего инфантилен, жеманен и не мужественен. Так стираются границы между полами. Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные для русского общества женские качества — целомудрие, застенчивость, скромность, мягкость и материнство как таковое.
Что касается образа мужчины, то он, конечно, супергерой, но при этом может проявлять неуважение и жестокость по отношению к близким людям. Свою правоту он доказывает кулаком, с женщиной ведет себя грубо и бесцеремонно, «по-свойски». Шрек, например, волочет принцессу на плече, а потом, заигрывая с ней, толкает ее так, что она улетает в кусты, и все это ей нравится. Манеры поведения героев дети копируют автоматически.
В поведении современных персонажей нет целомудрия, того, что отличает продукцию для детей от фильмов для взрослых. Все чаще в мультфильмах появляются сцены, в которых принцессы откровенно соблазняют лиц мужского пола, герои целуются, фамильярничают и всем своим видом намекают на сексуальный подтекст. В советских мультфильмах все физическое остается за кадром. Все интимные моменты окутаны тайной и возвышенны: максимум, что позволительно — показать сомкнутые руки героев, поцелуй скрыт от глаз, он лишь обозначен, отношения влюбленных преподносятся как романтичные, чистые, светлые. В иностранных же мультиках все напоказ, как у взрослых: героини реалистичны, физиологичны, обладают развитыми формами женщин. Мультипликаторы с каждым годом все больше и больше «раздевают» принцессу, чтобы сделать ее образ неимоверно притягательным. Подобная откровенность и прямолинейность приводит к раннему возникновению у детей интереса к противоположному полу, растормаживает сферу влечения, к чему функционально и морально ребенок еще не готов.
Кроме того, современные мультфильмы содержат низкий уровень речевой культуры, в них постоянно используются грубые, вульгарные слова: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад» («Шрек); «закидать лектора какашками» («Мадагаскар»); «ну что припухли, сборище трусливых вонючек?» («Сезон охоты-2»).
Также во многих мультфильмах представлена жаргонная лексика: «лузеры», «мне хана», «козырно», «шизовое местечко» («Мадагаскар»); «хрень», «телка в шортах» («Сезон охоты»); «офигительность» («Сезон охоты-2»). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, именно она может лечь в основу их культуры речи.
Активно эксплуатируется эротическая тема: «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «я ношу женские трусики», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»); «у вас интим?» («Сезон охоты-2»). Данные мультфильмы позиционируются как легкие, веселые и юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, адресован взрослым, дошкольнику он непонятен. Ребенок не способен понять и проанализировать то, с чем никогда не сталкивался в жизни.
Преемники советской мультипликации — современные российские мультфильмы. Однако даже они не всегда несут позитивные ценности для ребенка, чаще копируя стиль западных мультиков. В «Добрыне Никитиче и Змее Горыныче» действие вертится вокруг азартных игр, на всех героях висит карточный долг. В танце трех царевен из этого же мультфильма можно заметить соблазняющие, вызывающие движения. В «Алеше Поповиче» Любава разъезжает верхом на старой горбатой бабушке, являясь «отличным» примером уважения к старшим.
В современных мультфильмах главный герой, обладающий положительными качествами и воспринимаемый ребенком «как хороший», вместе с тем несет в себе и отрицательные, аморальные, антикультурные ценности. Дети не в силах определить всю сложность натуры персонажа, не разделяют его положительные и отрицательные стороны, не разграничивают телевизионный вымысел и реальность. Несформированность телевизионной культуры у детей не дает им возможности сделать осознанный выбор нужной информации, выделить главное, сделать вывод из увиденного. Правильному восприятию телеискусства нужно учить.
Мультфильмы должны соответствовать возрасту ребенка, в них должны рассматриваться вопросы и проблемы, актуальные для данной возрастной группы детей. Они должны быть со смыслом, способствовать формированию правильной модели мира и поведения детей, а не просто развлекать чередой ярких, бессмысленных кадров и событий.
Перед тем как включить мультик, родители должны внимательно его просмотреть и проанализировать. Необходимо выбрать для ребенка адаптированные для его возраста добрые мультфильмы без трагичных финальных сцен и драматических сюжетов, агрессии и раздражения.
При большом желании в каждом мультфильме можно найти информацию, причиняющую тот или иной вред развитию ребенка. Понятно, что очень сложно оградить ребенка от всей негативной информации, поэтому важно быть всегда рядом, стараться смотреть мультики с ребенком, обсуждать с ним действия и чувства героев, спрашивать, что он сам чувствует и как бы поступил в той или иной ситуации, объяснять разницу между реальной жизнью и мультфильмом, то есть приучать ребенка критически относиться к увиденному и услышанному. В этом случае просмотр телевизора приведет только к дополнительному развитию, обогащению опыта ребенка, расширению его кругозора.
Важно не допускать детского одиночества — того, чтобы лучшим другом ребенка стал телевизор, а не его семья. Ни один замечательный мультик не заменит детям позитивного полноценного общения с родителями.
Источник