Влияние микросоциальных условий на развитие ребенка
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует:
а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка;
б) оценить тип семейного воспитания;
в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка;
г) сопоставить тип семейного воспитания с особенностями умственного и личностного развития ребенка.
Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания.
Гипоопека — такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве.
Гиперопека — чрезмерная родительская забота о ребенке, проявляющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенку. Ребенок находится в центре внимания семьи, он объект восхищения родителей, которые оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод. Этот тип воспитания часто встречается в семьях, где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое воспитание — различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возникают разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъявляет к нему требования, не соответствующие его психофизическим особенностям.
Социально-педагогическое обследование проводится социальным педагогом образовательного учреждения (при его отсутствии — другим педагогом). В процессе проведения социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:
— уровень образования родителей;
— общий культурный уровень семьи;
— материальную обеспеченность;
— жилищно-бытовые условия;
— особенности взаимоотношений в семье;
— наличие у родителей вредных привычек;
— состояние здоровья родителей.
Проанализировать полученные социологические сведения помогут данные, приведенные в таблице 2.
Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности кор-рекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье. Подходы к изучению особенностей родителей, межличностных отношений в семье, пути и методы психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, описаны в главе 8.
Очень важными разделами комплексного изучения детей с отклонениями в развитии являются психологическое и логопедическое исследования.
Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 1838; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10525 — | 7749 — или читать все…
Читайте также:
Источник
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды. Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных и неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует: а) выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка; б) оценить тип семейного воспитания; в) установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка; г) сопоставить тип семейного воспитания с особенностями умственного и личностного развития ребенка.
Описаны следующие типы неправильного семейного воспитания.
Гипоопека — такой тип неправильного воспитания, при котором имеет место эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требовательности или, наоборот, в равнодушии и попустительстве.
Гиперопека — чрезмерная родительская забота о ребенке, проявляющаяся в повышенной привязанности, преданности ребенку. Ребенок находится в центре внимания семьи, он объект восхищения родителей, которые оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод. Этот тип воспитания часто встречается в семьях, где воспитываются дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Противоречивое воспитание — различное отношение к ребенку со стороны членов семьи, приводящее к тому, что в ней возникают разные типы воспитания. Часто наблюдается в семьях, где один из родителей не понимает проблем в развитии ребенка и предъявляет к нему требования, не соответствующие его психофизическим особенностям.
Социально-педагогическое обследование проводится социальным педагогом образовательного учреждения (при его отсутствии — другим педагогом). В процессе проведения социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:
- — уровень образования родителей;
- — общий культурный уровень семьи;
- — материальную обеспеченность;
- — жилищно-бытовые условия;
- — особенности взаимоотношений в семье;
- — наличие у родителей вредных привычек;
- — состояние здоровья родителей.
Проанализировать полученные социологические сведения помогут данные, приведенные в таблице 2.
Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье. Подходы к изучению особенностей родителей, межличностных отношений в семье, пути и методы психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, описаны в главе 8.
Очень важными разделами комплексного изучения детей с отклонениями в развитии являются психологическое и логопедическое исследования.
Источник
Цена: 1
Скачать
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Характеристика микросоциума 4
2. Микросоциальные условия и их влияние на развитие ребенка 7
Заключение 17
Введение
Развитие человека — это реализация его имманентных (внутрен¬не присущих) задатков, свойств.
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружа¬ющей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства куль¬турных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и са¬мореализации в том обществе, в котором он живет.
Социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимо¬действия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; б) в процессе влияния со стороны государства на те или иные катего¬рии людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; г) в процессе самоизме¬нения человека.
1. Характеристика микросоциума
Микросоциум — это действующая на определенной территории общность, включающая в себя семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные и воспитательные организации, а также различные неформаль¬ные группы жителей.
Влияние микросоциума на процесс развития детей и подростков зависит от его объективных характе¬ристик и субъективных характеристик самого человека.
Микросоциум обладает рядом характеристик.
Пространственные характеристики конкретного микросоциума: в городе тот или иной микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с другими частями города; село или посе¬лок могут быть более или менее изолированными и отдаленными от других поселений.
С пространственными тесно связаны архитектурно-планировоч¬ные особенности микросоциума: в селе или поселке — это ком¬пактная или разбросанная застройка; в городе — микросоциум с исторически сложившейся или индустриальной застройкой, со¬отношение малоэтажной и высотной застройки, открытость — зам¬кнутость придомовых пространств, наличие, количество и каче¬ство малых архитектурных форм и т.д.
2. Микросоциальные условия и их влияние на развитие ребенка
Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью к различным влияниям микросоциальной среды.
Основными положительными факторами семейной микросоциальной среды являются многообразие предметов и явлений, окружающих ребенка, постоянное положительное эмоциональное общение его со взрослым, внимание к индивидуальным его особенностям.
Однако, нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывали, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, снижают эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в его психическом развитии.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений, нарушения межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.
Источник
Педагогическое изучение детей в условиях образовательного учреждения
Содержание | Методы |
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, посещал ли детский сад общего типа. (Если из массовой школы, то в каких классах и сколько лет обучался.) | Изучение документации. |
I1. История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни. | Беседа с родителями. Изучение документации. |
III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. | Посещение семьи. Беседы с родителями. |
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.), нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузИ, предусмотренные режимом данного детского учреждения. | Наблюдения во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование. |
V. Особенности познавательной деятельности ребенка | |
Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций). | Изучение медицинской документации. Специальные исследования. |
Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, тестов, книг, таблиц и т.д.). | Наблюдения за речью ребенИ. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование, изучение письменных работ. |
Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание. Способность сосредоточиваться; устойчивость внимания. Отвлекаемость, рассеянность. Переключаемость с одного вида деятельности на другой. | Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. |
Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи. | Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время. Беседы с ребенком. |
Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания. | Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком. |
Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли считать, читать, писать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений. | Наблюдения за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях. Наблюдения на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей. |
Интересы ребенка (отсутствуют, слабо выражены, «неравномерны»); чем интересуется (интерес к труду, пению, рисованию, танцам и т.д.). | Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком. |
VI. Эмоционально-волевая сфера. Преобладающее настроение ребенкавеселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость; ребенок неуравновешен, спокоен. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания; Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли удерживать себя от недозволенных действий. Наблюдения за ребенком на различных занятиях и вне их, на экскурсиях, во время игр и т.д. | Наблюдения за ребенком на различных занятиях и вне их, на экскурсиях, во время игр и т.д. |
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления привязанности, любви; доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. | Наблюдения за ребенком в различных видах деятельности. |
Социально-педагогическое изучение микросоциальных условий и их влияние на развитие ребенка
Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в психическом развитии такого ребенка.
Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие:
· жесткое доминирование одного из родителей;
· коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания;
· конфликтность семейных отношений;
· нарушение межличностных взаимоотношений между родителями;
· несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также прародителей.
Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности.
Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных семьях, в неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка, оценить тип семейного воспитания, установить причинно-следственные связи между типами семейного воспитания и особенностями развития ребенка, сопоставить тип семейного воспитания с особенностями его умственного и личностного развития.
При проведении социально-педагогического обследования необходимо оценить следующие показатели:
· уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия;
· особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.
Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.
Проанализировать полученные сведения поможет таблица.
Источник