Общее понятие об эмоциональном развитии ребенка

Общее понятие об эмоциональном развитии ребенка thumbnail

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.

Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Читайте также:  Развитие ребенка и распорядок дня на 4 месяцев

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.
Читайте также:  Индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка детского дома

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Источник

Ассоциативные психологи подчеркивали, что все формы психической жизни требуют известного срока для своего развития. Это касается как восприятия, чувств, так и волевых процессов, которые связаны прежде всего с движениями.

Эмоциональные процессы подчиняются тем же закономерностям, что и интеллектуальные. Хотя они отличаются друг от друга, но в обоих случаях действует закон ассоциаций. Более того, первичным ощущениям всегда сопутствует эмоциональный элемент. В этом плане ассоциативные психологи говорили о единстве интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Наличие эмоционального компонента относится не только к ощущениям, но и к процессу внимания. Так, чрезмерное внимание вызывает отрицательные эмоции, а умеренное – положительные. Точно так же эмоции сопровождают и процесс восприятия.

На первых стадиях развития психики можно отчетливо видеть наличие выразительных эмоциональных реакций, которые свидетельствуют о том, что все впечатления, получаемые ребенком, являются эмоционально окрашенными. В возрасте трех-четырех месяцев начинают выделяться эмоциональные ощущения, связанные с развитием органов чувств (так, младенцы получают удовольствие от осязательных ощущений, связанных с мягкой игрушкой). По мере развития восприятия возникают простейшие эмоциональные состояния, сопутствующие тому или иному образу: переживание страха, нежности и т.п. Другими словами, простейшие эмоциональные состояния ассоциированы с образами. При этом, поскольку переживания привязаны к образу, смена образа ведет к изменению эмоционального состояния. Поэтому, с одной стороны, у ребенка легко вызвать эмоциональное переживание, а с другой стороны, оно очень неустойчиво. Способность детских эмоций внезапно прекращаться также является следствием их зависимости от чувственных впечатлений (например, новая игрушка может вызвать у малыша радостную реакцию, даже если минуту назад он плакал во весь голос).

На фоне различных эмоциональных переживаний постепенно начинает выделяться переживание собственного Я. Оно основано на ассоциации различных форм переживаний ребенка, отнесенных к собственному Я. Это приводит к формированию эмоционального представления о самом себе и развитию личностного начала.

Любой объект вызывает у ребенка совокупность различных впечатлений. Например, яблоко может пробуждать у него вкусовые впечатления, когда он ест, и одновременно осязательные впечатления, когда его держит, а также зрительные впечатления, когда на него смотрит. Всякий раз, когда ребенок ест яблоко, он сталкивается с примерно одинаковым набором впечатлений или с одним и тем же одинаковым набором ощущений. Это приводит к тому, что по мере накопления таких случаев у ребенка устанавливается устойчивая связь между этими впечатлениями. Такая связь была названа комплексом ощущений.

Комплекс ощущений стал пониматься как образ, который возникает в сознании ребенка (например, когда ребенок взаимодействует с яблоком). С точки зрения ассоциативных психологов, количество образов, возникающих у ребенка, объясняется опытом. Ребенок, который имел ограниченное число случаев взаимодействия с тем или иным объектом, обладает меньшим опытом. Ребенок, который взаимодействовал с объектом чаще, обладает бо́льшим опытом. Ребенок, который не взаимодействовал с объектом вообще, не имеет опыта. Чем с большим числом объектов взаимодействовал ребенок, тем богаче его опыт. Согласно ассоциативной позиции первые образы складывались у ребенка на протяжении первого года жизни. Наличие таких образов позволяло ребенку не только взаимодействовать с объектом, но и узнавать его. Поскольку комплекс представлял собой совокупность ощущений, для его возникновения было достаточно, чтобы появилась какая-то их часть. Чем больше ребенок взаимодействовал с объектом, тем легче ему было узнавать объект. Наличие таких образов позволяло говорить не только о том, что у ребенка накапливался опыт, но и о том, что у ребенка появлялась такая способность, которую ассоциативные психологи называли восприятием.

Ребенок не просто воспринимает различные объекты, но при этом он также и слышит названия этих объектов. Благодаря этому устанавливается связь между словом и образом. Такая связь позволяет ребенку не только воспринимать объект, но и знать, как он называется. В качестве примера можно привести случаи, когда ребенок отвечает на вопросы родителей. Например, когда ребенку говорят «Покажи, где собачка», ребенок смотрит по сторонам и показывает на собаку. Механизм такого поведения ребенка заключается в том, что слово «собака» входит в сложный комплекс, включающий в себя совокупность ощущений, возникших благодаря многократному воздействию раздражителей на органы чувств при встречах с реальной собакой (т.е. образом собаки) и словом. Называние взрослым слова приводит к тому, что в ответ на звуковое раздражение (звучащее слово) в сознании ребенка всплывает образ собаки и ребенок сравнивает его с тем, что находится вокруг него, пока не найдет тот объект, который поставляет аналогичный комплекс впечатлений, т.е. реальную собаку.

Читайте также:  Что кушать для развития мозга ребенка

Этот процесс представляет собой не только процесс восприятия, но и процесс узнавания. Отличие восприятия от узнавания заключается в том, что восприятие – это постепенное складывание образов в устойчивые комплексы ощущений, а узнавание основано на применении уже готовых, сложившихся, хранящихся в памяти ребенка образов для опознания поступающих ощущений.

После того как комплекс ощущений (образ) стал достаточно оформленным, устойчивым, этот образ становится образом памяти и может появляться в сознании ребенка. Такие образы памяти возникают на первом году жизни и называются представлениями. Психологи подчеркивали, что одним и тем же словом взрослый называет разные объекты. Например, словом «птичка» взрослый называет и воробья, и ворону, и голубя. После того как у ребенка закрепились различные образы птиц (один для воробья, другой для вороны или голубя), благодаря взаимодействию со взрослым они (образы) начинают относиться к одному и тому же слову («птица»). В результате у детей появляется обобщенное представление о птице. В таком обобщенном представлении отражаются основные свойства птиц (птицы летают, у них есть крылья, перья и т.п.).

Появление обобщенных представлений свидетельствует о развитии другой способности ребенка – способности к суждению или обобщению. Важно, чтобы обобщенное представление было связано со словом. В этом случае появляется понятие. Видя какой-либо объект, например ромашку, ребенок относит его к соответствующему обобщенному представлению и говорит: «Это цветок». Аналогично ребенок может судить о самых разных объектах. Механизм суждения оказывается сходным: наличие понятия (т.е. слова и связанного с ним обобщенного представления) позволяет сравнить ощущения от имеющегося объекта (или его образ) с обобщенным представлением. Развитие способности к суждению характерно для дошкольного возраста. В этом возрасте резко увеличивается словарный запас детей, и дошкольники начинают судить об окружающих объектах, называя их.

Главное условие для развития способности к суждению заключается в том, что ребенок должен уметь сопоставлять образ конкретного объекта с обобщенным представлением. Сопоставление возможно сделать с помощью мыслительных операций: анализа и сравнения. Согласно ассоциативной концепции анализ заключается в умении вычленить отдельный признак объекта из комплекса многих его признаков. Сравнение представляет собой умение ребенка сопоставить выделенный признак с другим признаком. Таким образом, наличие обобщенных представлений говорит не только о способности суждения, но и о развитии мышления ребенка. Содержание понятия включает в себя отражение многих чувственных качеств, которые группируются в обобщенный образ. Среди этих качеств выделяются качества существенные и несущественные. Из этого следует, что в понятии нужно выделять существенное, т.е. те наиболее важные качества, которые характеризуют данное понятие. Отсюда вытекает проблема несовершенства понятий. Она связана либо с неотчетливостью представлений детей, либо с включением в них качеств, не соответствующих содержанию понятия. Из несовершенства понятий следует и несовершенство детских суждений.

В младшем школьном возрасте у детей начинает развиваться способность к рассуждениям. Способность к рассуждениям заключается в том, что дети могут на основе двух суждений строить третье суждение. Приведем пример простейшего рассуждения: «Все бабочки летают. Махаон – это бабочка. Значит, махаон летает». В соответствии с подходом ассоциативных психологов развитие способности к суждению определяется количественным накоплением обобщенных представлений о разных объектах. То есть оно развивается с опытом на протяжении обучения ребенка в школе и в ходе его взаимодействия с окружающей действительностью.

Таким образом, если мы посмотрим на ход развития детского сознания с точки зрения ассоциативной психологии, то увидим следующее: сначала у ребенка появляется ощущение, потом восприятие, затем возникают память, представления, обобщения, понятия и, в конце концов, способность к рассуждению.

Источник