Влияние микроклимата семьи на развитие ребенка

«Влияние психологического микроклимата семьи на здоровье ребенка»

Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребенок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет на ухо о своих неприятностях, а мама нежно гладит его по голове, прижимает к себе, целует… Обычная ситуация взаимной поддержки – важнейший компонент жизни семьи. У окружающих от подобной суеты становится теплее на душе и хочется общаться и быть рядом с такими людьми.

Но не менее часто встречается и противоположная картина. Когда мама (конечно же, желая только лучшего своему ребенку) постоянно одергивает ребенка, делает ему замечания, заставляет авторитарными способами, делать что-то против воли… Регулярно испытывая на себе такое отношение, у него часто появляются различные нарушения в развитии эмоциональной сферы, а также различные пограничные состояния.

Как же построить отношения с ребенком таким образом, чтобы, с одной стороны, приучить его к нормам и правилам поведения, соблюдению режима дня, владению здоровым образом жизни, но с другой – не навредить его эмоциональному состоянию. Этому можно и нужно учиться. Прежде всего, постарайтесь избегать негативных факторов воспитания и психологического микроклимата семьи.

Эмоциональное отвержение ребенка. Это может быть безразличие со стороны родителей или откровенное отталкивание малыша. Нелюбимые и нежеланные дети, которым дают понять, что они обуза для родителей, часто вырастают тревожными, агрессивными, с нарушенной самооценкой. Это предпосылки к нарушению психологического и психического здоровья. Конечно, это крайний и очень тяжелый вариант развития ребенка, и в своей абсолютной форме он встречается редко. Но припомните сами, не проскакивали ли у вас в разговоре с ребенком такие фразы: «Опять ты мне мешаешь», «Всегда тебе что-то надо!», «Когда же кончатся эти выходные, и ты пойдешь в детский сад!». Если в сердцах вы произнесете нечто подобное, ребенок может подумать, что вы его не любите. И тогда нарушение в эмоциональном развитии появится наверняка.

Несправедливое наказание. Помните, что значимый взрослый для ребенка – царь и Бог. И любой незаслуженный окрик или подзатыльник разрушает его справедливую и стабильную картину мира. Вот почему нельзя наказывать ребенка за проступки, не разобрав их мотивов.

Неравное (то суровое, то теплое) отношение родителей к детям. Это еще более пагубно, чем неизменная строгость. К строгим, но постоянным и предсказуемым родителям ребенок в состоянии приспособиться. А когда за одни и те же действия его то наказывают, то хвалят, он теряет ощущение стабильности. Если мама, то терпеливо укладывает ребенка спать, читает сказки, то вдруг резко уходит и захлопывает дверь, не объяснив, почему ей сегодня некогда, это причиняет ребенку страдания. Лучше изначально определитесь, какую стратегию вы выбираете в некоторых вопросах, и не меняйте принципов.

Соперничество с братом или сестрой. Нарушения психологического микроклимата семьи могут быть связаны с неуверенностью в родительских чувствах, ревностью к другому ребенку. Старайтесь подчеркнуть ровное отношение ко всем детям и в течение дня находить время для любого из них. Хорошо, если с каждым из детей у вас будет своя маленькая тайна, интимный ритуал, общее занятие. Старшему помогите стать помощником и учителем, а не конкурентом малышу, даже если разница между ними небольшая.

Противоречивые требования. Если мама хочет от ребенка одного, а папа (бабушка, воспитатель и т. д.) другого, он будет мучиться из-за невозможности угодить всем. Если, например, ребенок тихий, спокойный, это одобряется в детском саду. А родителям хотелось бы, чтобы сын был побойчее, и они учат его постоять за себя, давать сдачи, не уступать насиженного местечка… Ребенок страдает от невыполнимости всех требований сразу, он боится разочаровать кого-то из значимых для него людей. Как поступить в этом случае? Во-первых, пусть родители придут к согласию; а во-вторых, убедите ребенка, что мнение мамы и папы, а также их требования все-таки должны быть на первом месте.

Неадекватные требования. Обычно это происходит в внешне благополучных, культурных семьях. От малыша хотят всего сразу и по максимуму, подгоняют его под идеальный образ. Иногда ребенку навязывают чуждые ему интересы (спорт, музыку). Такая негибкая система воспитания крайне пагубна. Помните, что дети ничего вам не должны, и радуйтесь тому, что у них есть успехи хоть в чем-то.

Негативные требования «нельзя». Нельзя, чтобы требования родителей ставили ребенка в униженное, зависимое положение: например, насильное раздевание или требование оправиться при людях (на пляже, детской площадке) – дескать, мал еще, нечего стесняться. Сюда же относятся требования сделать что-либо противоречащее моральным нормам, – допустим, сказать неправду.

Читайте также:  Ребенок до года все о правильном развитии

Уважаемые родители, проанализируйте перечисленные выше ошибки в воспитании: не относится ли какой-либо из факторов к вашей семье? Приложите все усилия, чтобы максимально нормализовать обстановку в семье.

Не забывайте делать комплименты членам вашей семьи, в том числе детям. Это значительно улучшит их эмоциональное состояние.

Апрель 2019

Разработано с использованием  Интернет-ресурсов

Источник

Иванова О.В., Давыдик О.Л., Буланова Л.В., Гофман Е.А.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

города Омска «Детский сад № 336»

Влияние семейного микроклимата на поведение ребенка

«Тяжело передать словами то особенно светлое чувство,

 когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда.

 До глубокой старости остаются у нас какие-то

задушевные связи с той семьёй, из которой мы вышли»

К.Д.Ушинский

        Ежедневно, общаясь с детьми в дошкольном учреждении, замечаем, что их поведение, настроение и соответственно поступки разнятся. Причина этих перемен и заинтересовала нас. Приходят они в дошкольное учреждение из дома, из семьи. Тогда нам изначально следует разобраться, что сегодня включает в себя понятие «семья».

        Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С. В. Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности»

        Микроклимат в семье – это своеобразная атмосфера отношений, сложившихся между её членами. Понятия «благополучная», «не совсем благополучная», «неблагополучная семья» характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. В основе семейного микроклимата лежат, прежде всего, отношения между супругами, между супругами и детьми, а  иногда супругами, детьми  и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.).[1,с 56-87]

        Ни для кого не секрет, что человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический фундамент личности формируются в дошкольном детстве. От того каким было у человека детство, зависит весь склад его личности. В этом возрастном периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного действия. Почему же так важен микроклимат  семейных взаимоотношений?

        Дело в том типе общения, который отличает семью. Известно, что ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, в первую очередь близкими людьми. С этой позиции развитие личности предстает как развитие общения.

        Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть общение должно быть полноценным, универсальным. Качеством универсальности обладает только общение, которое ребенок имеет в семье.

        Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству ее членов, как это обычно делается. Возможно семья, состоящая из матери и ребенка, вполне полноценна с позиции психологии общения. Правда достичь этого намного труднее, чем в большой полноценной семье с бабушками и дедушками, где это происходит естественно и как бы само собой в силу существующих в семье традиций и жизненного уклада. В то же время нередки случаи выраженного недоразвития детей по причине ущербности общения в семье, несмотря на ее, казалось бы, исчерпывающее благополучие, образованности родителей и т. д.

        Сейчас психологи все чаще говорят о депривации общения в широкой социальной среде. Депривация – неудовлетворение потребности ребенка в общении – может иметь место и при интенсивной коммуникации. Дело здесь не в количестве, а в качестве.

        Что же есть такое в семье, что так трудно воспроизвести в государственном учреждении? Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Ребенок всем своим существом чувствует, что он беспредельно дорог родителям, причем дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями и недостатками, и, всегда будет оставаться таковыми, несмотря ни на что. Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят родне, близкие люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить своих детей, но и уметь показать свое отношение и свои чувства ребенку. Ласки, поцелуи – это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно если по каким-то причинам он испытывает дискомфорт.  Правда, следует учитывать, что всему свое время, поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу заполненный

        Специальное изучение влияния семьи на психическое состояние ребенка показало, что решающее значение здесь имеет тип отношений между родителями и ребенком. Занимаемая родителями, в первую очередь матерью, позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяют весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности, черты характера  и модель поведения.

        При всем разнообразии внутрисемейных отношений, зависящих от традиций, образованности родителей, их ценностных установок, мировоззрения, общего культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два основных типа отношений к детям.

        В одном случае главным ориентиром является ребенок, а в другом – взрослый, его жизненные принципы, установки и предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.

        Как же достичь такого взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного?

        На такие вопросы нельзя дать однозначного ответа. Главный секрет воспитания в том и состоит, что для этого как раз ничего специально делать не нужно. Напротив, следует довериться естественному ходу жизни, прислушиваясь к глубокому внутреннему чувству, позволяющему безошибочно распознать, где мы движимы бескорыстной любовью, а где – себялюбием и предрассудками. Следует помнить, не может быть внутренней свободы без нравственных ориентиров, как не может быть формирования гармоничной личности без нравственного воспитания.[2,с.96-105].

        Как было бы здорово, если бы к крошечной ножке каждого появляющегося на свет малыша крепилось персональное пособие по его воспитанию! И если бы всем новоиспеченным мамам и папам делали прививку – противоядие от повторения ошибок их собственных родителей! А еще хотелось бы, чтобы у всех людей, занимающихся воспитанием детей – матерей и отцов, бабушек и дедушек, педагогов и друзей,- были устройства для чтения мыслей. Уж тогда они ни в коем случае не понимали бы превратно намерения малышей и не допускали бы ошибок в воспитании! И как хорошо было бы, если бы каждый ребенок рос здоровым, счастливым, безмятежным и свободным!

        Увы, нет на маленьких ножках никаких руководств, не существует пока на свете ни приборов для чтения мыслей, ни вакцин, которые бы помогли взрослым, но именно от родителей будет зависеть, станет  ли ваш ребенок агрессивным, упрямым, беспокойным, тревожным, застенчивым или гиперактивным. [3, с. 3]

        Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. Доброжелательные отношения в семье в сочетании с уютом создают ту особую атмосферу, которая рождает чувство домашнего очага. Чтобы оно проявилось, нужно совместное усилие всех членов семьи, их коллективный душевный и физический труд. Однако при всей универсальности и незаменимости семейного общения все же современная семья не обеспечивает всей полноты условий для гармоничного и всестороннего развития личности ребенка. Детям крайне нужно общение с другими детьми. Дошкольное образовательное учреждение может и должно восполнить эту сторону жизни ребенка. Однако чтобы эта возможность стала действительностью для всех детей, необходимо лозунг о единстве общественного и семейного воспитания сделать реальной жизнью. Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы нам, взрослым, суметь взглянуть на мир глазами наших детей и сделать их интересы нашими собственными.

Список литературы:        

  1. Акимова Л.А. Социология досуга.  —  М.: МГУКИ, 2005. — 149с.
  2. Коробицына Е.В.  Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Волгоград,  Издательство «Учитель», 2009. — 133с.
  3. Шитова Е.В.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Волгоград,  Издательство «Учитель», 2011.-169 с.

Источник

Людмила Чебанова
Влияние семейного микроклимата на ребенка

Какая семья не мечтает, чтобы их ребенок рос здоровым и счастливым, жизнерадостным, общительным. Семья – первые, очень значимые жизненные университеты малыша. Здесь он учится мыслить, чувствовать, жить среди людей. Атмосфера каждой семьи с ее жизненным укладом, традициями, интересами и потребностями воздействует на ребенка. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений. Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг, прогулки в парк и лес, организация спортивных игр и т. д. Полезны детские игры, которые придумывают сами дети, а также настольные игры совместно со взрослыми. Посильный труд ребенка, осуществляемый вместе со взрослыми или индивидуально, закладывает основы трудолюбия, желание думать не только о себе, но и о других. Интересным может быть в семье чтение детям книг, просмотр телевизионных передач. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.

Читайте также:  Стадии развития ребенка по неделям беременности

Одно из важных условий семейного воспитания – авторитет родителей. Но как завоевать его у ребенка, знают далеко не все. Свои отношения супруги должны координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать уважение к каждому из родителей. К сожалению, родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. По данным социологов, чаще так поступают жены. Они уверены, что ведут себя правильно, стремясь «улучшить» своих мужей. В семейной этике это часто приводит к противоположному: критика одного супруга другим задевает человеческое достоинство, вызывает обиду, напряженность в отношениях. Это порой ведет к конфликтам и даже к распаду семей. Очень сильно влияют на детей скандалы в семье, неуважительное отношение, покрикивание, резкость в обращении старших друг к другу. Свои конфликтные ситуации следует решать, когда ребёнка нет рядом, постараться при ребёнке находить общий язык. Если родители умеют видеть в ребёнке человека и обходятся с ним справедливо, то он обретает чувство уверенности. Если ребёнок привык видеть, что с ним строги, но справедливы, это дисциплинирует его, он становится более уравновешенным. Нельзя забывать о том, что требования к ребёнку должны быть едины и посильны для выполнения, тон обращения спокойным и приветливым.

Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи. Там, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. Ребенок вырастает таким, каким делает его окружающая среда. Если дома нормальные доброжелательные отношения, то никакая улица не сделает ребенка черствым.

Давайте вспомним, дорогие родители, когда вы говорили со своими детьми «по душам», умеете ли вы это делать? Говорите ли вы ребенку, что по улице надо ходить так, чтобы не толкать людей, уступать дорогу старшим? А принято ли в вашей семье говорить «спасибо», «извини», «доброе утро», «спокойной ночи»? Говорите ли вы своему ребенку, если несправедливо его обидели, накричали: «Извини, я была (был) неправа (неправ)»? Ребенок – личность, человек, как и вы – с самолюбием, своими понятиями о добре и честности. Даже такие простые слова, как «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро» и т. д. сближают семью, делают крепче родственные отношения. От того, как мы разговариваем с детьми, зависит, в частности, и то, как будет разговаривать ребенок с окружающими в будущем. Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Эмоциональное благополучие ребенка основывается на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это главное условие гармоничного развития личности ребенка. Чем меньше ребенок, тем значимее для него уверенность в том, что его любят.

Семейные традиции… Их роль в воспитании ребенка огромная. Это и любовь к книгам, и совместные походы в лес, и празднование дня рождения…

Каким образом воспитывается в детях любовь к книге? Конечно, прежде всего начало этой любви закладывается в раннем детстве, когда мама или бабушка рассказывает сказку, рассматривает вместе с ребенком иллюстрации. Дети любят, когда им читают перед сном.

День рождения только раз в году…Ребенку наиболее запоминаются его праздники. Посоветуйтесь с ребенком, кого он хочет пригласить. Очень хорошо, если на празднике будут не только дети, но и взрослые, которые охотно участвуют во всех ребячьих забавах, а дети видят в них не только родителей, но и близких друзей.

Становление человека происходит в повседневной будничной жизни, а лучшие воспитатели – родители, и созданный ими семейный климат, тематика разговоров, тон, интонация, улыбки, уступки, понимание друг друга – составляющие благоприятной атмосферы.

Источник