Влияние материнского отношения на развитие ребенка

Влияние материнского отношения на развитие ребенка thumbnail

Типы материнского отношения к ребенку и их влияние на развитие личности.

Разные стили ухода и обращения с ребенком, начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Анализируя видеозаписи четырехчасового общения матери с младенцем, С.Броди (S. Brody, 1956) выделила четыре типа материнского отношения:

1. Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного материнского стили была реакция матери на приучение ребенка к туалету. Матери первого типа не ставили себе задачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «дозреет».

2. Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.

3. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.

4. Матери четвертого типа поведения характеризуются непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми.

По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребёнка из-за погруженности и собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существовании. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.

Описанные типы родительского (прежде всего материнского) отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворения базальных потребностей в аффиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены в континууме «принятие — отвержение». Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адресованные ребенку более старшего возраста (3—6 лет), где важным социализирующим моментом начинает выступать параметр воспитательного контроля.

А. Болдуин выделил два стиля практики родительского воспитания — демократический и контролирующий:

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой и успех самостоятельной деятельности ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны, При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Также выделяют несколько типов неадекватного родительского (материнского) отношения к ребенку:

1.Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее.

2.Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы)». В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка» (В. И. Заxapoв, 1982), что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обеспечения симбиотических связей с ним.

3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребенку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим поведением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице — как об отсутствующем. У ребенка подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гнева, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедриться в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-зa страха перед агрессией или путем ответной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, ребенок вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, поступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушаниe достигается ценой обесценивания «Я», сохранения примитивной привязанности.

4. Воспитательный контроль посредством вызова чувства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родительскую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие самостоятельности сковывается постоянным страхом ребенка оказаться виноватым в неблагополучии родители, отношениями зависимости.

Источник

Сегодня много говорят о раннем развитии ребенка, о том, чтобы вовремя раскрыть его талант, поощрять его увлечения и разносторонние интересы. Каждая мама знает, что разговаривать с ребенком надо еще в период беременности, а в возрасте 2-3 лет можно уже и активно осваивать программы раннего обучения, с 3-4 – готовить будущего профессионального спортсмена.

Но в самом раннем возрасте есть и другое важное условие для развития мозга ребенка, которое повлияет на всю его жизнь. Английский психоаналитик и психотерапевт Сью Герхардт считает, что это – родительская любовь. В своей книге “Как любовь формирует мозг” она рассказывает, как любовь влияет на формирование нервной системы ребенка и как отношение родителей к ребенку в младенчестве отразится на его характере и судьбе.

Как любовь формирует мозг ребенка

Недополученный опыт блаженного младенчества под надежной защитой не только повлияет на стрессовую реакцию и на способность отключать выработку кортизола. Недостаток позитивных взаимоотношений, вознаграждений от матери может оказать и другие негативные влияния на биохимию мозга.

Связи между людьми и связи в головном мозге

Так, пренебрежение матери или отлучение от матери связывают с низким уровнем норадреналина, что приводит к тому, что для индивида концентрация на чем-то и поддержание некоторых усилий для завершения чего-то становится непростой задачей.

Низкий уровень этого соединения обычно обнаруживается у взрослых, находящихся в депрессии, и затрудняет адаптацию, заставляя человека совершать один и тот же устоявшийся набор действий, даже если это вредит ему (или ей).

Несчастливые ранние взаимоотношения могут также привести к тому, что и во взрослом возрасте индивид будет получать меньше удовольствия от жизни и от вознаграждений и похвалы, так как у него будет меньше рецепторов дофамина и опиатов, особенно в префронтальной зоне коры, где в норме они весьма плотно расположены.

Социальная обездоленность в раннем возрасте или стресс могут привести к стойкому уменьшению нейронов, для которых нейромедиатором является дофамин, поражая способность индивида испытывать положительные эмоции.

С другой стороны, младенец, получающий большое количество положительных впечатлений и поощрений, а также счастливчики в генетической лотерее могут в конечном итоге получить большее количество дофаминовых синапсов. Это будет в целом влиять на их отношение к жизни.

Дофамин, свободно проникающий в префронтальную зону коры головного мозга, помогает соответствующим участкам коры в их работе по осмыслению событий и быстрой адаптации к ним.

Он также помогает детям не бросаться сразу за вознаграждением, а остановиться и обдумать возможные варианты действий.

Ребенок с меньшим количеством клеток, производящих дофамин, будет меньше восприимчив к вознаграждениям, которые стоят за предложением, менее способен к адаптации, будет слабее с точки зрения мышления и может быть физически более медлительным, склонным к депрессии и к тому, чтобы быстро сдаваться.

От раннего опыта отношений ребенка зависят комбинации нейротрансмиттеров – способ, которым мозг кодирует наши чувственные впечатления в рамках нейронных проводящих путей.

Снижение количества этих нейротрансмиттеров также может повлиять на связи между различными уровнями мозга.

В частности, это может означать, что важные соединения между префронтальной зоной коры и подкорковой зоной, которые необходимы для осуществления функций регуляции, будут слабее.

То есть чем более позитивный опыт получит младенец, тем более развита будет сеть его мозга.

Важное во всем этом вот что – способность переносить стресс, адаптироваться к неурядицам, взаимодействовать с партнерами в будущем, быть психологически зрелым и успешным человеком зависит не от занятий, знаний, «развивашек», а от того, как мама или папа реагируют на запрос ребенка в общении, как отзывчивы они к нуждам ребенка, как часто они улыбаются и позитивны по отношению к нему.

Герхард также пишет, что у детей матерей, испытывающих депрессию, в 6 раз выше шанс испытывать депрессию в будущем. Дети таких матерей перенимают способы регуляции, взаимодействий, появляется «приобретенная беспомощность», безынициативность.

Но есть и хорошие новости.

Грудное вскармливание, которое в наши дни большинство младенцев получают лишь в самые первые недели жизни, может само по себе сыграть очень важную роль в становлении головного мозга и способности индивида получать удовольствие от жизни, обеспечивая структуры мозга жирными кислотами, содержащимися в грудном молоке.

Младенцы на грудном вскармливании демонстрируют более высокие уровни полиненасыщенных жирных кислот, чем дети на искусственном вскармливании.

Эти жизненно важные жирные кислоты участвуют в выработке таких нейротрансмиттеров, как дофамин и серотонин, особенно в префронтальной зоне коры.

Исследования на животных предполагают, что недостаток жирных кислот в младенчестве может давать пожизненный эффект.

Мозг не может восстановиться полностью в случае, если он не получает достаточного количества питательных веществ в период до перехода к взрослой пище, даже если в более поздние периоды этот недостаток был восполнен.

Из книги Сью Герхард “Как любовь формирует мозг ребёнка?”

По материалам: www.econet.ru

Была ли эта информация полезной?

ДаНет

Источник

Автор: Крендясова Екатерина Павловна
Должность: студент 4 курса
Учебное заведение: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности материнского отношения к детям раннего возраста»
Дата публикации: 31.03.2017
Раздел: высшее образование

Особенности материнского отношения к детям раннего возраста

Материнство как явление существует с древнейших времен, оно

проявляется в заботе матери о ребёнке и его здоровье, в воспитании его как

будущего члена общества, в любви к нему. Материнство изучается в русле

различных наук: истории, культурологии, физиологии, биологии, социологии,

психологии, педагогики.

Каждая наука исследует и определяет материнство, исходя из своих

целей и задач. Материнство исследуется в психологии в многообразных

аспектах, психологических школах и различных направлениях. Есть большое

количество научных и научно-популярных изданий, приуроченных к этой

проблеме. Различные аспекты материнского поведения затрагиваются в

психологии личности, в детской психологии, педагогической психологии и

т.д.

Важность материнского поведения для развития ребенка, его непростая

структура и путь развития, множественность культурных и отдельных

вариантов, а также большее количество современных исследований в этой

области дают возможность говорить о материнстве как самостоятельной

действительности, призывающей к разработке целостного научного подхода с

целью его исследования.

Все вышеизложенное послужило основанием для организации по

изучению представлений современных женщин о развитии детей раннего

онтогенеза.

Становясь матерью, женщина открывает в себе самые лучшие качества:

нежность, доброту, любовь, терпение, самопожертвование, она ощущает себя

самым главным человеком в жизни ребенка.

В.А. Сухомлинский писал, что «родить ребенка — значит, на много лет

вперед отдать ему все напряжение своей мысли, все свое внимание, всю свою

волю». Только женщина, познавшая радость материнства, может быть

поистине счастливой.

Следует отметить, что мать оказывает непосредственное влияние на

формирование личности ребенка, на развитие его способностей, умений и

навыков, на его самооценку, поведение в обществе.

В настоящее время считается общепризнанным фактом, что роль

родительского отношения является важнейшим фактором психического

развития ребенка.

Социальная адаптация ребенка напрямую зависит от грамотного

поведения родителей (прежде всего, матери). В отечественной

психологической науке интерес ученых (А.Я. Варга[Варга А.Я.], Л.Н.

Гришина [Гришина Л.Н.,520-539], Е.В.Могилевская [Могилевская Е.В., С.288

], О.С. Васильева[О.С. Васильева, ], Г.Г. Филлипова[Г.Г. Филлипова, С. 240])

к изучению и исследованию вопроса материнского отношения появился

значительно недавно в рамках рассмотрения семейных взаимоотношений,

родительского отношения и его влияния на развитие личности ребенка.

Под родительскими отношениями понимают систему или совокупность

эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и

способов поведения с ним [Варга А.Я., С.144].

Г.Г.Филиппова предложила 5 стилей материнского отношения

[Филиппова Г. Г., С. 86]:

— адекватный;

— тревожный;

— эмоционально-отстраненный;

— амбивалентный или неустойчивый;

— отвергающий.

Учеными и практиками отмечается [Филиппова Г. Г., С. 89], что

главной характеристикой материнского отношения являются:

— любовь, которая определяет доверие к ребёнку;

— радость и удовольствие от общения с ним;

— стремление к его защите и безопасности; безусловное принятие и

внимание;

— требовательность и контроль.

Естественной потребностью общества выступает обеспечение

гармоничного развития ребенка в семье [Гришина Л.Н., С. 520], что

обеспечивается формированием у женщин способностей к адекватному

стилю отношения к детям. Значимым аспектом в данной ситуации выступают

представления женщин о развитии детей раннего онтогенеза, которые

характеризуют психосоциальную готовность к материнству.

Одной из особо острых областей исследования в педагогике как в

практическом, так и в теоретическом моменте является материнство.

В этом отношении немалое значение имеет целостное мнение о

материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом

развитии.

Общее мнение всех ученых, имеющих отношение к изучению

материнства, заключается в том, что, не взирая на исключительную

значимость его исследования для разработки вопросов психологии личности

(становление ребенка и психология родителей, в первую очередность —

матери), социальной психологии (психология семьи и общества),

культурологии (культурные модификации материнства и детства), оно не

гарантированно адекватным теоретическим подходом и методом

исследования.

Специфика взаимодействия матери с ребенком может быть

сформулирована в следующих научных позициях [Могилевская Е.В., С. 88]:

1. Содержанием функционирования организации «мать — ребенок»

представляет собой обеспечение матерью установленных функций для

успешного развития ребенка. Это подразумевает выяснение того, что это за

функции.

2. Поэтому эти функции, обеспечиваемые матерью для развития

ребенка, то необходимо выяснение того, какие особенности развития ребенка

требуют этих функций.

3. Поскольку мать входит во взаимодействие с ребенком, уже

обеспеченная отдельным исходным уровнем развития своих материнских

функций, то это предполагает выяснение развития этого исходного уровня до

возникновения системы «мать — ребенок».

4. Поскольку ребенок тоже вступает во взаимодействие с

матерью не с самого начала своего возникновения как биологического

индивида, то предполагается также выяснение исходного уровня его

развития.

5. Ребенок — представитель не только вида Homo sapiens, но и его

конкретно-культурного варианта. Это предполагает установление того, есть

ли отличия в материнских функциях по видотипичному и конкретно-

культурному критериям и как эти две категории материнских

функций обеспечены в индивидуальном развитии женщины.

6. Система взаимодействия матери с ребенком есть система подлинного

взаимодействия 2-ух независимых субъектов с разными уровнями развития

психики. Отметим, что система взаимодействия между матерью и ребенком

содержит различия двух видов:

а) онтогенетически различные уровни развития;

б) уровни развития, обеспеченные филогенетически различными

формами регуляции деятельности: осмысленный у матери и до

сознательный у ребенка. Это подразумевает выяснение того, как можно

изучать взаимодействие субъектов с разными уровнями развития

психики.

7. Мать представляется субъектом собственных потребностей и

субъективных переживаний, а потребности ребенка и обеспечение важных

условий для его формирования не могут быть полноценно представлены в ее

субъективном отражении, тем более на исторически ранних ступенях

развития[Гришина Л.Н., С. 539].

Эти закономерности становления ребенка, требующие вполне

адекватного выполнения материнских функций, только в последние

десятилетия, и то не полностью, стали предметом научного исследования, а

мать их успешно обеспечивает уже сотни тысяч лет.

Отмеченные выше факты подразумевают, прежде всего, установление

того, каким образом исполнение всех материнских функций

представлено в субъективной сфере матери, какие содержания этого

отражения являются осознанными матерью и также какова их взаимосвязь с

неосознаваемыми в обеспечении и формировании всей линии материнского

поведения.

Подобным образом, структура, содержание и развитие материнства

должны исследоваться в настоящее время с точки зрения того, какие функции

оно дает обеспечение для полноценного воспитания ребенка и как это

представлено в субъективной сфере самой матери, то есть параллельно

учитывать мать — как объект своего материнства и ребенка — как его объект.

Подводя итог стоит добавить, что именно в младшем дошкольном

возрасте у детей наблюдается особая привязанность к матери, и характер этой

привязанности откладывает отпечаток на все сферы его развития и, прежде

всего, на эмоционально-личностную. Кроме того, привязанность к матери не

ограничивается ранними этапами детства, а распространяется даже на

взрослую жизнь человека.

Материнские отношения можно рассматривать в данном ракурсе как

«эмоциональную связь, возникающую в качестве одного из продуктов

деятельности общения, в частности ситуативно-личностной формы общения

ребенка с взрослым»:

— привязанность активно действует на выстраивание его

межличностных отношений (дружба, любовь, общение, внутрисемейные

отношения);

— тип привязанности к матери накладывает отпечаток на

эмоциональную и когнитивную сферу человека в молодом и даже в зрелом

возрасте;

— привязанность оказывает влияние на самосознание и самооценку

ребенка, так как из этих отношений развиваются модели восприятия себя,

других и окружающего мира.

— материнская любовь и привязанность ребенка к матери способствуют

поддержанию эмоционального и психологического мира человека на

протяжении всей его жизни.

Список использованных источников

Беляева, М.А. Девиатное родительство в контексте репродуктивной

культуры современной семьи. // Социология и жизнь, 2012. — №3 – С. 207-212.

2

Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период

беременности // Брутман, В.И., Родионова М.С. Вопросы психологии. – 1997.

– № 7. – С. 38-47.

Варга, А.Я. Современный ребёнок и современный родитель:

Энциклопедия взаимопонимания / (под ред.: А.Я.Варга). М.: ОГИ, 2005

Гришина, Л.Н. Деятельность международных организаций в сфере прав

ребенка // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в

культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие,

социализация. 2013. № 1. С. 520-539

Гукасова, Г.С. Педагогические средства профилактики девиантного

родительства в среде подростков. // Сибирский педагогический журнал –

Новосибирск, 2012. – №4. – С. 78–81. 5.

Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб. : Союз, 1998.

Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.:

Питер, 2008.

Могилевская, Е.В. Психология материнства и родительства//

Могилевская Е.В., Васильева О.С. Перинатальная психология. М., 2015 – 288

с.

Пастухова, М.В. Развитие отцовства: норма и девиация. // Культура и

образование. – Сентябрь 2013. — № 1

Филиппова, Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во

Института Психотерапии, 2002. С.240

Шелехов, И.Л. Психология материнства. М., 2011

Источник