Влияние логопеда на развитие ребенка

Формирование речи ребенка зависит от многих факторов. Конечно, основополагающим является речь родителей и ближайшего окружения. Правильная, красивая речь взрослых людей благотворно влияет на развитие малыша, но, к сожалению, не всегда ребенок растет в гармоничной речевой среде.

Прежде всего, стоит отметить чем раньше родители начинают общаться с ребенком, тем перспектива полноценного речевого развития малыша реальнее. Очень важен процесс общения малыша с мамой, как вербального, так и невербального. Для полноценного развития речи ребенку, особенно на ранних этапах развития, необходим образец речи. В семье этим образцом обычно становятся родители, которые с момента появления ребенка несут ответственность как за его развитие в целом, так и за развитие речи в частности. Стоит помнить, что с ребенком необходимо разговаривать, обсуждать, рассуждать.

Малыш не должен находиться в ситуации речевого вакуума. Стоит отметить стремление каждого ребенка к общению со взрослыми людьми, желание подражать. Помимо правильного и красивого образца для речи, который может предоставить родитель, ребенку полезны, а часто просто необходимы, беседы. Это необязательно четко структурированные и организованные занятия. Это может быть беседа в конце дня о том, как у ребенка прошел день, это может быть обсуждение просмотренного вместе мультфильма, прочитанной книги, обсуждение характера героев, их поступков и поведения. Взрослый должен побуждать ребенка строить собственное речевое высказывание, учить высказывать свою мысль. Кроме всего прочего, родителям необходимо приходить на помощь ребенку, когда возникают сложности с подбором нужного слова, построением предложения.

Почему возникают нарушения в развитии речи ребенка?

Стоит отметить, что в случае пагубного влияния сбивчивой речи родителя, нарушения в развитии речи могут возникнуть даже у нормально развивающихся детей. Соответственно, сложно оценить степень урона, наносимую в ситуации, когда ребенок, первоначально имевший речевую патологию, попадает в неблагоприятную речевую среду.

Родителям необходимо понять, что каждая мелочь в общении с ребенком может сыграть на пользу или же навредить. Прежде всего родителям необходимо осознать свою лидирующую роль, стать для ребенка полноценным образцом и эталоном речевого общения. Родитель должен помогать ребенку, руководить, контролировать развитие его речи. Особенно, если говорить о детях, имеющих, речевую патологию. Родителям необходимо взять под контроль как свою речь, так и речь ребенка.

Часто искаженное звукопроизношение не является показателем патологического развития речи, а выступает в качестве подражания неправильному навыку родителя. Поэтому, при автоматизации звуков важно, чтобы с ребенком дома занимался тот родитель, у которого отсутствует речевая патология или же она выражена меньше.

В процессе развития ребенка родители должны обращать внимание на его речь, особенно на ошибки ребенка, как грамматического, так и звукового характера. К сожалению, политикой многих родителей является «невмешательство» в развитие речи, это в корне неверно. Необходимо не только обращать внимание на ошибки ребенка в устной речи, но и акцентировать ребенка на правильном произнесении, просить ребенка произнести правильно. Разумеется, надо ориентироваться на возрастные особенности малыша, не переоценивая его возможности. В то же время важно помнить, о перспективе развития речи и о той пользе, которую можно достичь без специальных занятия, одним лишь вниманием к речевому общению с ребенком.



Помимо всего прочего, вредоносное влияние имеет на детей торопливая, смазанная и сбивчивая речь взрослых. Помимо того, что ребенок в этом случае перенимает такую модель воспроизведения речи, малышу сложно разобрать структуру слов, окончания, иногда, полностью слова, отсюда могут последовать нарушения грамматического строя речи, звуко-слоговой структуры слов, лексики.

Каких правил следует придерживаться, формируя полноценную благоприятную речевую среду?

С раннего детства необходимо общаться со своим ребенком, поощрять его эмоциональные проявления, лепет улыбками и теплыми словами.

Не лишним будет проговаривание простых ежедневных действий, названий предметов. Совершенно не сложно, одевая ребенка на прогулку, проговаривать, что мы одеваем, какого цвета эта вещь и т.д. Необходимо четко проговаривать простые слова. Чтобы ребенок мог уловить их звуко-слоговую структуру, а в последствии и воспроизвести.

При общении с малышом важно, чтобы он видел родителя, его лицо, органы артикуляции. В этой ситуации, помимо слухового анализатора, подключается зрительный контроль. Это же правило нужно взять за основу при общении с ребенком в более позднем периоде развития, при коррекции звукопроизношения. Часто бывают случаи, что постановка звука не составляет труда, так как вся проблема заключалась исключительно в том, что ребенок не до конца понимал куда следует переместить язычок в том или ином случае. В подобной ситуации можно обойтись без помощи логопеда, изначально выстроив правильным образом общения общение с ребенком.

Помимо всего прочего, родителям во все периоды развития ребенка необходимо побуждать ребенка к общению, к построению собственного речевого высказывания. В младшем возрасте это может быть атмосфера игры, где надо объяснять игрушкам, как надо себя вести за столом, в транспорте и т.д. Родитель может предоставить ребенку образец общения с домашним питомцем. В более старшем возрасте побуждением к речевому высказыванию могут быть беседа с ребенком, как на бытовые темы, так и обсуждения совместно посмотренных фильмов, прочитанных книг, увиденных картин и т.д.

Конечно, при общении с ребенком следует исключить из совей речи слова-паразиты и прочие нелицеприятные речевые клеше. Важно помнить. Что ребенок является отражением свои родителей. Если мы хотим, чтобы наш малыш стал лучше, надо начать в первую очередь с себя. Важно помнить, что мы можем дать малышу гораздо больше нежели даем. Даже самые незначительные усилия над собой могут привести к массе положительных результатов в будущем.

Также по теме:

Источник

Елена Александровна Трафимова
Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным. Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды, в том числе недостаточное речевое общение ребенка с родителями. В процессе взаимодействия педагогов с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом — важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Не целенаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей.

Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома.Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Читайте также:  Особенности развития ребенка трех лет

Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

Задачи:

1. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.

2. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.

3. Определить эффективность выбранных нами форм работы с родителями.

Предварительный опрос родителей показал, что большинство (86%) родителей считают, что их ребёнок нуждается в логопедической помощи. Почти все из них считают необходимым участие родителей в коррекционной работе с ребёнком. Но все родители затрудняются в том, какую именно помощь они могут оказать своим детям.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу среди родителей по формированию у них компетентности в вопросах преодоления речевых нарушений у детей. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование на основе наиболее оптимальных для нашего ДОУ форм работы.Их можно условно разделить на 2 вида: просветительские и практические.

Просветительские формы работы с родителями:

Родительские собрания

Стенды «Поговори со мною, мама», «Говорим грамотно»

Папки-передвижки (на каждой группе)

Индивидуальные беседы

Практические формы работы:

Домашние задания (логопедическая тетрадь)

Открытые занятия для родителей

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы.

Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени.

Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов.

И в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Индивидуальная работа с родителями имеет то преимущество над коллективной, что позволяет установить более тесный контакт с родителями. Поэтому в своей практике я использую такой вид работы с родителями, как индивидуальные беседы. В беседе с родителями можно выделить те проблемы, которые их интересуют в коррекции речевых нарушений. В ходе беседы родители получают советы, рекомендации.

Консультации: В совместной работе учителя-логопеда и семьи необходимы для решения тех или иных проблем речевого развития детей.Наиболее актуальные темы для консультаций: «Артикуляционная гимнастика», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуем выставки пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.

Одной из форм работы с родителями является Тетрадь. В ней записываются индивидуальные задания по коррекции звукопроизношения, что помогает привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка. Выполнение заданий позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата. Успех коррекционной работы зависит от добросовестного отношения родителей к выполнению предложенных заданий.

Нарушение звуко-наполняемости и слоговой структуры слов родители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.Отсюда появилась проблема: как информировать всех родителей по формированию у дошкольников лексико-грамматического строя речи.

Примеры упражнений

Тема «Весна»

Образовать признак по аналогии: март —мартовский, апрель—апрельский. .

упражнение «До — между — после» (повторить последовательность времен года и месяцев).

Тема «Зимние забавы»

Упражнение

«Почему так назван?» (упражнение на словообразование, в том числе и образование сложных слов):

конькобежец (бегает на коньках, саночник (катается на санках, лыжник (катается на лыжах, хоккеист (играет в хоккей) и т. д

Тема «Фрукты» упражнение «Скажи ласково» лимон-лимончик, яблоко-яблочко, абрикос-абрикосик.

Тема «Овощи» Помоги Маше посчитать 2тыквы-5 тыкв, 2 огурца-5 огурцов, 2 помидора-5 помидоров.

Что можно приготовить? (образование относительных прилагательных): салат из капусты-капустный, а запеканка., салат из моркови., а запеканка-…

У нас составлен перспективный план проведения этой игры с родителями и детьми подготовительных к школе групп.

Задачи поставленные учителем-логопедом

· развивать у детей внимание к слову, его различным значениям,

· развивать графомоторные навыки.

· развивать связную речь,

· выработать умение выбирать из своего словарного запаса нужное слово,

· совершенствовать словесно-логическое мышление,

· развивать понимание чужой и активизация собственной речи.

В играх участвуют дети подготовительных к школе групп. Дети группы делятся на пять команд, так как в год всего проводится 5 игр. Каждая команда играет в игру,сценарий который составляется по одному из художественных произведений: К. Чуковский «Федорино горе», Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», П. Бажов «Серебряное копытце», А. Толстой «Буратино», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Для укрепления связей между детьми и родителями, для поднятия детской самооценки,для создания ситуации успеха в игре разработаны и строго соблюдаются следующие правила: отсутствует элемент соревновательный, дети и родители играют в одной команде, помогают друг другу, зрители помогают «зарабатывать» буквы, поддерживают участников аплодисментами и танцами.

Перед игрой осуществляется большая предварительная работа:

1.воспитателями: работа с детьми (чтение произведения, просмотр видеофильма, обсуждение сюжета); организация родителей (собеседование, анкетирование, обговаривание их роли в игре).

2. учителем-логопедом: работа с детьми (обучение детей звукобуквенному анализу и синтезу, развитие фонематического слуха и другое).

Организация интеллектуально-деловой игры «Большие буквы для маленьких детей» строится на основе следующих правил взаимодействия с родителями.

Правило первое – информированность. Родители знакомятся с содержательным аспектом интеллектуально-деловой игры. Им предлагается информация о возможных способах участия в игре, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет проходить игра. Для этого в групповой комнате выделено место, где размещается все, что касается совместной деятельности детей и родителей в предстоящей игре. Информация носит для родителей понятный и привлекательный характер.

Правило второе – добровольность и возможность выбора. Родителям заранее предлагаем выбрать месяц, когда они смогут поучаствовать в игре, а также варианты участия с учётом их интересов и возможностей.

Правило третье – чувство успешности. В письменной форме заранее предлагаются родителям и детям варианты упражнений, подобных тем которые используются в игре. Знакомые игры способствуют успешности выполнения игровых заданий. Мы поддерживаем и поощряем участие членов семьи, благодарим каждого участника за его персональный вклад по окончании игры. В группе также определено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Читайте также:  Развитие ребенка в период новорожденности реферат

Структура интеллектуально-деловой игры состоит из трёх этапов:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор литературного произведения, просмотр телепередачи в оригинале, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования, составление сценария, проигрывание однотипных игр, организацию родителей.

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игр–это анализ ее результатов: награждение семей-участников, обсуждение проблем родителей в воспитании детей.

Итак, какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят

Источник

Эльвира Порохова
Консультация «Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда»

Влияние электронной зависимости на развитие дошкольника. Взгляд логопеда.

Автор: Порохова Э. Г, учитель-логопед МКДОУ д/с «Рябинка» г. Тайшет

Электронная зависимость дошкольников — проблема детства, оказывает влияние на замедление речевого развития детей, снижение потребности в речевом общении.Задачи исследования: наравне с общепризнанной пользой компьютеров, телефонов и другой техники, определить их негативное воздействие на ребенка; установить, в каких условиях развивается электронная зависимость; установить взаимосвязь между электронной зависимостью и проявлениями задержки речевого развития. Результаты исследования подтверждают наличие семей, воспитывающих детей с зависимостью от гаджетов, обеспокоенных снижением темпов речевого развития.

Ключевые слова: связь «компьютер — дети», электронная зависимость, задержка речи, проблема воспитания в семье, анкетирование.

За последние 20 лет одной из остро стоящих проблем является возрастание количества детей с речевыми нарушениями, так детей с общим недоразвитием речи возросло с 4 до 32% (по данным ВОЗ – Всемирной организации здравоохранения). Изменение ситуации не в лучшую сторону педиатры и психологи обуславливают ухудшением экологии, снижением качества здоровья, увеличением количества родовых травм, а также появлением в нашей жизни различных новшеств и благ цивилизации, к которым можно отнести компьютеры и их производные «гаджеты1.

Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они, действительно, интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, с восхищением говорят о том, как их ребенок хорошо владеет «гаджетами», другие настойчиво пытаются оградить своих детей от современных веяний.

С появлением в нашей жизни электронныхпомощников появилась и новая проблема: электронная зависимость. И если при упоминании этой проблемы мы чаще подразумевали школьников подросткового возраста, то сейчас эта проблема захватила и дошкольников. Новые современные веяния диктуют свои условия, и от современной техники нам никуда уже не уйти. Связь «Компьютер и дети» с каждым годом становится все прочнее. Но насколько безопасна такая связь? Нужно ли давать ребёнку в руки планшет или телефон? Стоит ли ограничивать ребёнка во времени при просмотре мультфильма или компьютерной игры? Какое влияние оказывает электронная зависимость на развитие детей, в частности на речевое развитие?

Эти и подобные вопросы, возможно, стоит задать психологу, но попробуем рассмотреть этот вопрос с логопедической точки зрения.

1Гаджет (англ. gadget, приспособление, прибор, штуковина) — устройство, выполняющее ограниченный круг задач (специализированное, отличающееся малыми размерами, подключаемое по стандартизированному интерфейсу к более сложным устройствам (ru.wikipedia.org).

Группу широко распространенных гаджетов представляют мобильные телефоны и их производные (смартфоны и коммуникаторы). Без них мы не представляем себе нашу современную жизнь.

Остановимся на том, как растет и развивается современный малыш.

Как только ребенок овладевает способностью сидеть самостоятельно, ему вручается старый телефон, планшет, или, включается телевизор. Ребенок чем-то занят и у мамы есть время для себя. А как гаджеты выручают мам и пап в очереди в детскую поликлинику, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит вас везде! Наблюдая большое количество семей, беседуя с родителями,нередко слышишь от них: «Мы не знаем, что с ним делать, он закатывает нам истерики, если мы не даем ему или забираем телефон (планшет)», «Он может сидеть целый день и его даже на улицу не уговоришь выйти.» и др.

Нередко гаджет дает возможность родителям быть средством для «послушания» ребенка — «Если будешь делать как я скажу – дам поиграть», наказания – «Будешь себя так вести – отберу планшет», средством отдыха для передышки самих родителей – «Ребенок занят, сидит тихо, не мешает». Страдания родителей по поводу «Почему мой ребенок плохо говорит, в кого он такой?»порою вызывают желания ответить: «Что посеешь, то и пожнешь». Самое страшное в этой ситуации, что наши дети не умеют общаться, играть, фантазировать, выстраивать диалог. В дошкольном детстве ребенок должен освоить важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. Сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д. Б.Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой («кормит куклу», как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.

А для компьютерной игры характерно преобладание механического следования игровому сюжету с погружением в полисенсорный мир звуков и ярких цветовых эффектов, многократный повтор действия для достижения результата, малоосмысленное продвижение по уровням сложности и др. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.

Давным-давно,еще в прошлом веке Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья». Это очень печально и страшно, когда только телефон – друг, и не только телефон. Электронная зависимость способна привести к тому, что соцсети заменяют личные встречи и общение. В общем, когда вся реальность переходит в виртуальность, ребенку хорошо с телефоном или планшетом и никто ему больше не нужен. А если это вошло в жизнь еще на раннем возрасте, ребенок все чаще молчит, снижается его речевая мотивация и потребность в живом общении. Экран телевизора, планшета вытеснил сказки и колыбельные песенки, разговоры с родителями. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это таит в себе серьёзные опасности не только для здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много, но и для его психического развития. В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Читайте также:  Видео развития ребенка по методике монтессори

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержку речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако, при чём здесь телевизор и гаджеты? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. По данным исследования Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) – это непосредственно связано с экранным воздействием. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Французские авторы Кристин Керделлан и Габриэль Грезийон в книге «Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых» отмечают, что электронные игрушки способствуют появлению поколения детей, которые учатся стрелять раньше, чем говорить. Существует огромное количество развивающих и обучающих компьютерных программ для дошкольников. Это не «ходилки» и «стрелялки», а игры, которые помогают специалистам (логопедам, дефектологам, психологам) развивать способности ребенка и проводить коррекцию нарушенных функций. Кроме таких игр существуют образовательные программы по обучению детей дошкольного возраста, где компьютерная игра является элементом занятия, а не просто развлечением. Через 15 мин после начала занятия (либо игры) за компьютером с детьми необходимо провести специальную гимнастику для снятия зрительного напряжения, а в конце занятия (игры) – физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения.Длительность занятия за компьютером определяется санитарными нормами: 25 мин – для детей 5–6 лет, 30 мин – для детей 6–7 лет.

В 2017 году нами в ДОУ было проведено анкетирование родителей детского сада (60человек, 30% из которых были родители детей логопедической группы.Анкетирование показало следующие результаты: 1)96 % имеют дома электронные устройства, 4 % — не имеют; 2) 25 % (15 семей) отметили, что у ребенка имеется непреодолимая тяга к гаджетам, из них 7 семей, воспитывающих ребенка – логопата (это составило 46%); 3) На вопрос «Как часто ваш ребенок играет в электронные игрыбыли получены ответы: каждый день – 53% ; не часто –30 %; редко или не играет вовсе – 17%; 4) «Мешает ли вашему ребенку увлечение компьютерными играми общаться?» мешает – 25% (15 семей, не мешает – 75.

Родителям детей с электронной зависимостью было рекомендовано установить строгий дозированный режим в использовании гаджета, заменить простые игры на развивающие и обучающие, найти совместное занятие с ребенком целью уменьшения времени сидения за электронным устройством, ввести в семье традицию «День без компьютера, интернета и игр». Через 2 месяца использования такой «терапии» 7 семей отметили положительные сдвиги на пути вырвать ребенка из мира виртуальной реальности и наполнить его жизнь живым общением.

В заключении, хотелось бы отметить, как можно дольше оттягивать знакомство ребёнка с компьютером до тех пор, пока он, по-настоящему, не станет большой необходимостью. В возрасте от 3 до 6 лет происходит интенсивное развитие психики, более важными являются активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторики (особенно игры с природными материалами, речи и обеспечивают зарядом положительных эмоций. Пусть ребёнок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. А компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придёт время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.

Список литературы

1. Белоусова М. В., Прусаков В. Ф., Уткузова М. А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача // Практическая медицина. — 2009. — № 6 (38). — С. 36-41, https://mfvt.ru

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.

3. Карпов А. М., Чудновский Е. В., Герасимова В. В. и др. Компьютерная деятельность детей — фактор риска психических и личностных нарушений. Тезисы докладов III международного симпозиума «Феномены природы и экологии человека». — Казань, 1997. — С. 201-202.

4. Керделлан К., Грезийон Г.Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова. —Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 272 с.

5. Развитие личности ребенка / Под ред. Л. А. Головей. —Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 576 с.

Источник