Влияние лепки на развитие речи ребенка
Галина Бондарева
Консультация для родителей «Влияние лепки на развитие ребенка»
«Истоки творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).
Пластилин – универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Для умственного развития
• Когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук. Научно доказано, что она напрямую влияет на развитие речи малыша, координацию движений, память и логическое мышление.
• Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.
• Когда он создает из стандартных кусочков пластилина новые формы или смешивает цвета, развивается образное, абстрактное и логическое мышление, проявляются творческие способности.
• Когда малыш двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что, в свою очередь, способствует развитию внимания и саморегуляции.
• Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и образы, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный результат, сравнив его с оригиналом.
• Когда ребенок лепит то, что сам придумал, развивается воображение, творческие способности и образное мышление.
Для здоровья и эмоционального состояния
• Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.
• Регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность.
• При необходимости, лепка помогает детям невербально выразить существующие внутренние конфликты и противоречия.
• Лепка позволяет «опредметить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать, смять фигурку или изменить ее, чтобы получилось что-то хорошее.
• Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний — волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.
• Лепка помогает ребенку выразить свои эмоции (в том числе негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой.
• Произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем.
• Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребенок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.
• Для маленьких мечтателей лепка становится своеобразным мостом из мира собственных фантазий в реальную жизнь. Она помогает принять существующий мир и свыкнуться с его несовершенством.
• Психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.
• Опыт создания шедевров из обычных материалов убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом, и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.
Для развития личности
• Лепка — простой, и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша, продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое начало.
• Лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий — твердый», «теплый — холодный», «мокрый — сухой».
• Работа с материалом, которому при желании можно придать любую форму, а потом, если нужно, изменить эту форму на новую, развивает у ребенка уверенность в собственных силах, ответственность и любознательность. Он экспериментирует, забыв о том, что что-то может не получиться.
• Ребенок учится новому и пытается осознанно использовать свое умение для достижения нужного результата.
• Помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.
• Работая над объёмными образами, дети изучают характерные особенности предметов, уточняют детали, осмысливают основные качества объектов. У них формируются знания о свойствах и законах окружающего мира, тренируется зрительное восприятие.
• Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и развитии у него чувства прекрасного.
Источник
Одним из сложных процессов для каждого ребенка является развитие речи. У одних детей первые слова появляются достаточно рано, у других намного позже. Чтобы речевая активность у ребенка была в норме, с ним обязательно необходимо заниматься, побуждать к разговору, стараться учить его новым словам и фразам, но не перегружать чрезмерно его психику.
Речь ребенка по своему формированию схожа с этапами развития человечества в целом: появлением жестов, возгласов, определенных слов и в последствие словесной речи. И так как речь человечества формировалась благодаря труду, речевая активность ребенка тоже зависит от его деятельности и увлечений. Если его окружают множество предметов, круг понятий малыша соответственно расширяется. А, если в игре ребенка есть определенные ограничения, словарный запас заметно беднеет.
Немаловажным фактором в процессе формирования речи играет контакт со взрослыми. Многими учеными уже доказано, что речевые центры, расположенные в коре головного мозга напрямую связаны с импульсами, исходящими от пальцев рук. В связи с этим лепка из глины будет только способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, а в последующем и речи. Начальные слоги появляются благодаря освоению ребенком тонких движений рук, а от дальнейшей тренированности пальчиков будет зависеть уже последующее развитие речи.
Тренировать моторику рук необходимо продолжать и в возрасте трех-пяти лет, чтобы подготовить малыша к школе. А здесь занятия лепкой будут как раз заменять пальчиковые игры. Благодаря освоению этого искусства, уровень интеллекта ребенка будет зависеть не от хорошего владения ножницами или карандашом, а от умения выполнять точные движения руками.
Глина помогает развить всевозможные стороны личности ребенка:
- Маневренность и силу пальцев;
- Координацию движения рук;
- Развитие речи;
- Моторику рук.
При изготовлении собственной поделки ребенок получит схожий эффект, что и на массаже. А если у него присутствуют дефекты речи, можно изготавливать отдельные части скульптуры, а потом соединять их в единое целое, при этом делать акцент на объяснении происходящего. Объяснив свои действия, попросите малыша, чтоб и он прокомментировал свои. Перед началом лепки можно поинтересоваться у него, что он хочет слепить, какого размера, конфигурации и как это желает украсить. С удовольствием малыш познает новые области искусства. Кроме того, стимулирование речи ребенка отлично скажется на словарном запасе школьника.
После завершения лепки, необходимо попросить ребенка, чтобы он проанализировал свой труд, дал оценку изделиям своих друзей, рассказал о полученных впечатлениях.
Необходимо сказать, что кроме развития речи, лепка оказывает психотерапевтическое воздействие. Когда малыш изготавливает фигурки животных, дает им забавные клички, разыгрывает сюжет из сказок или мультфильмов, он учится строить взаимоотношения. А тем более, когда эта игрушка создана своими руками, ребенок к ней бережно относится. Группе деток можно предложить слепить разных персонажей, а после занятий лепки разыграть спектакль. Таким образом, ребятишки будут взаимодействовать друг с другом, грамотно формировать и излагать свои мысли и идеи. Групповая коллективная работа благотворно повлияет на развитие речи, восприятие ребенка, поскольку умение решать общие задачи в коллективе – важнейший элемент для будущего ученика.
Источник
Светлана Сергань
«Пластилинография как способ развития речи ребёнка»
Психолого-педагогический портрет группы воспитанников.
Дети посещают логопедическую группу МАДОУДСКВ №15 станицы Старо-минской и имеют III уровень речевого развития. Дошкольники III уровня речевого развития могут более свободно общаться с окружающими. Их речь развернутая, фразовая с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Важно заметить, что у некоторых речь понятна только близким взрослым. Самостоятельное общение остается затрудненным. Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий. Нарушено звукопроизношение. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по артикуляции, смешение, недифференцированное произнесение звуков, смазанное произношение некоторых звуков. Слоговая структура сложных слов и слов со стечение согласных – нарушена. Страдает и речевая активность – дети неохотно пользуются речью для достижения своих целей, общения. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Важно отметить, что у всех детей группы отмечается пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Имеются специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом выполняют операции сравнения, обобщения. Эти дети, неловки, движения их плохо координированы недостаточно развита моторика рук. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», — писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев; лепка. Необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка, стимулирует активную работу головного мозга и совершенствует координацию движений.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Необходимо отметить, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большее влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики. Давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.
Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт — отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции дошкольника шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
В процессе своей работе привлекала родителей к активному участию в процессе по развитию мелкой моторики и развития речи ребёнка.
Актуальность опыта «Пластилинография, как способ развития речи ребёнка» определяется, прежде всего, ведущей ролью развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Данная проблема особенно сейчас актуальна. Количество детей, имеющих речевые трудности, очень сильно растет.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для ребёнка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления детей о окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции, подвижность артикуляционного аппарата, просодические компоненты речи.
Тактильная активность, особенно ярко проявляемая дошкольниками именно при рисовании пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у ребёнка фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребёнка, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.
Изобразительное искусство прекрасно и многогранно. Путь в этот мир начинается в душе человека. Художественное творчество — это во многом работа, исходящая от сердца. Настоящим художником может стать только тот, кто всей душой проникается искусством и приложит максимум усилий для совершенствования своего мастерства. Художественное творчество, пронизанное душевным теплом, создает прекраснейшие произведения.
В прямом смысле это касается работ с пластилином, потому что каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук мастера. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает повышенный интерес к творческому процессу и приносит удовлетворения результатами, побуждая к последующей деятельности.
Каждое новое творческое для ребёнка – это не просто умение, навыки, опыт; это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи «рука – мозг».
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
Новизна представляемого педагогического опыта.
Проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраст способствует:совершенствованию качества развития моторных умений детей с нарушением речи; развитию тактильных ощущений;расширению представлений детей об окружающем мире;
у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки;дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами;в работах детей преобладают новизна и оригинальность;у детей появился повышенный интерес, творческая активность;
алое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
Новизна моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционным методом «пластилинографии», оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, формирует механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Источник