Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста

Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Как компьютер влияет на вашего ребенка?

Сегодня 38,5 миллионов детей в стране в возрасте от 2 до 18 лет играют в компьютерные игры в течение, по крайней мере, 20 минут в день. Дети играют в них в домах у друзей и родственников и в собственных домах. Компьютер заменяет им друзей, братьев и сестер и даже родителей.

Цифровое поколение обучается иностранным языкам, чтению и письму с помощью чудо-техники. Каждый вид спорта может быть воспроизведен с помощью компьютерных технологий. Для дошкольников есть серия развивающих электронных игрушек и игр.

Наши дети, к большому сожалению, предпочитают просиживать у монитора за виртуальными играми, отказываясь от общения со сверстниками. Им не хочется бегать по улице, кататься на велосипеде. Гораздо приятнее уткнуться в клавиатуру и щелкать по иконкам на рабочем столе.

Вот нам и первый минус, когда в доме, где воспитывается маленький ребенок, стоит компьютерная техника. Это отсутствие настоящего человеческого общения.

Электронные новинки могут быть полезны, но и имеют негативные последствия для эмоционального состояния, если часто использовать.

Давайте рассмотрим некоторые плюсы и минусы, которые мы имеем, позволяя маленькому ребенку пользоваться компьютером или другим устройством.

Положительное влияние компьютера на развитие детей

Ребенок за компьютеромЧто касаемо положительных эффектов, играя в компьютерные игры у детей могут развиваться познавательные навыки. Многие популярные игры требуют абстрактного мышления высокого уровня для того, чтобы выиграть. Этим навыкам в детских учреждениях не учат. Например, детям необходимо следовать инструкциям, решать сложные проблемы и использовать логику во многих играх, которые сейчас популярны. Такой опыт будет полезен для ребенка.

Для детей дошкольного возраста электронные устройства могут помочь стимулировать чувства и воображение, улучшать их общее состояние. Некоторое применение может способствовать развитию понимания иностранной речи, изучению звуков и речи.

Электронные и компьютерные игры могут стимулировать когнитивное обучение и оказывать влияние на развитие аналитических навыков. Это может, в свою очередь, помочь детям построить логическое мышление и исследовательские навыки, сформировать стратегическое мышление и творчество.

Использование компьютеров может улучшить эмоциональное состояние, ловкость рук и способствовать компьютерной грамотности.
Освоение игры разовьет уверенность в себе и зрительно-моторную координацию.

Игры, которые поощряют игроков продвигаться по уровням и получать высокие баллы, могут помочь развить математические знания, а также мотивацию для достижения целей.

Отрицательное влияние ПК на развитие вашего ребенка и его общее состояние

Отец отводит ребенка от компьютераДети, которые тратят много часов в день на электронным устройством, часто даже не знают, как завязать собственные ботинки.

Время, затраченное на разных устройствах, потеряно для полезных с точки зрения здоровьесохранения мероприятий на свежем воздухе.
Когда дети играют в жестокие игры на протяжении долгого периода времени, они имеют тенденцию быть более агрессивными. Такие дети в состоянии нанести кому-то обиду. Они более склонны противостоять своим учителям, сверстникам, и родственникам.

Дети, которые проводят значительное время за компьютером, могут иметь трудности эмоциональным состоянием, с концентрацией внимания во время обучающих занятий.

Чрезмерное воздействие ПК и его влияние на мозг детей может стать привыканием. Это может привести к сидячему образу жизни, плохому здоровью и предпочтению в плане принятия пищи. О компьютерной зависимости можно прочитать в моей новой статье.

Влияние компьютера на эмоциональное развитие детей

Мало кто сомневается, что компьютеры становятся все более и более необходимы для детей.

Компьютеры завораживают. Интернет-серфинг и компьютерные игры легко отвлекают детей от других офф-лайн мероприятий, часто в течение длительных периодов времени.

Виртуальные переживания становятся все более реальными для малышей, им становится трудно различать настоящую жизненную реальность от вымышленной. Последствия этого негативно сказываются на эмоциональном развитии ребенка.

Ребенок в яростиЭмоциональные расстройства и негативные состояния включает в себя широкий спектр психологических или психических расстройств, вызванных неспособностью ребенка понимать и управлять своими эмоциями. Ребенок, например, может быть очень жестокими, может проявлять тяжелую социальную отстраненность. Эмоциональные расстройства обычно сочетаются с расстройствами поведения, так как поведение часто является выражением определенных эмоций. Они могут быть классифицированы как эмоциональные и поведенческие расстройства.

Как видим, влияние компьютерной техники на состояние ребенка очень велико. Будете ли вы допускать к такого вида технике своего малыша, сможете ли контролировать время его нахождения за компьютером, выбирать подходящие для него виды игр, решать вам. Но в любом случае, нельзя оставлять факт общения ребенка с компьютерной техникой без внимания. Всегда надо помнить, что воспитывать детей должны живые родители, а не напичканная железом техника.

Источник

Развитие ребенка обусловлено разными факторами. Чем меньше возраст малыша, тем больше он нуждается в эмоциональном тепле и принятии родителей. Взрослея, он также нуждается в поддержке старших со стороны, однако его приоритеты меняются.

Так, в дошкольном возрасте, игра и проявление эмоций являются важными факторами, влияющими на развитие ребенка и благополучное становление его психики. Позже, когда он идет в школу, ведущей деятельностью становится учеба и общение со сверстниками. Последнее особенно важно, когда он растет, вступает в подростковый возраст. Там для него мнение родителей уже не является авторитетным — характер и поведение подростка определяет общение в кругу друзей.

На сегодняшний день важное место в жизни детей занимает компьютер и компьютерные игры. Они оказывают влияние на развитие ребенка, его досуг, склонности, качества характера и здоровье. В настоящее время мнения родителей по поводу влияния виртуальной реальности на психику детей разделились. Одни не видят ничего предосудительного в том, что ребенок проводит большую часть времени за компьютером — там он развивается, обучается, общается с друзьями — считают они. Другие же выступают против, и причинами отрицательного отношения называют элекромагнитное излучение, вред для позвоночника, зрения, мышечной массы, психологии детей.

На чьей стороне правда и какое влияние на самом деле оказывает компьютер на развитие ребенка? MedaboutMe попробовал разобраться и ответить на эти вопросы.

Развитие ребенка и компьютер

Развитие ребенка и компьютер

Когда ребенок подрастает и знакомится с компьютером, его интерес к нему очень увеличивается. Этому во многом могут способствовать родители — они показывают малышу мультики, смешные видеоролики, включают детские песенки или компьютерные игры. Некоторые родители считают, что без компьютера ребенок не может полноценно пройти все этапы развития. Это является абсолютным мифом. Развитие ребенка зависит прежде всего от его физиологических и психологических данных и того сопровождения, которое оказывают ему взрослые — родители, воспитатели, учителя.

Когда взрослые принимают активное участие в жизни малыша с начала его рождения, то определяющим фактором его развития будет не количество просмотренных электронных азбук и обучающих мультфильмов, а то, что получил ребенок в процессе живого общения. Просмотр развивающих передач и видеоуроков в этом случае не является вредным, когда имеет свою меру. Здесь мнение специалистов разделяется. Некоторые считают, что до семи лет компьютер вреден для детей, и лучше полностью заменить его творчеством. Другие на этот счет заявляют, что малыша в возрасте 3-4 лет вполне можно приучать к компьютеру.

Выбор в этом случае можно оставлять за родителями, поскольку им хорошо известна психология детей, особенности их развития и поведения.

Почему дети «зависают» в виртуальной реальности

Компьютер привлекает детей всех возрастов многообразием функций, набором ярких картинок, звуков, спецэффектов. Проводя перед монитором слишком много времени, дети могут потерять интерес ко всему, что происходит вокруг и особенно не отличается яркостью и красотой. Поэтому современным детям, привыкшим к набору быстро мелькающих картинок и какофонии звуков, бывает сложно заинтересоваться старыми сказками со смыслом или «пластилиновыми» мультфильмами.

Дети младшего и подросткового возраста все меньше подвергаются контролю родителей, потому как становятся более самостоятельными, поэтому они склонны проводить за компьютером столько времени, сколько им хочется. Родителям следует знать о том, что слишком сильное пристрастие к виртуальной реальности может быть вызвано проблемами в семейных отношениях. Часто ребята «прячутся» в играх или социальных сетях, потому что только там могут чувствовать себя нужными, сильными, способными.

Психология детей и компьютерные игры

Психология детей и компьютерные игры

Даже изучая специальную литературу по детской психологии, невозможно «подогнать» под нее каждого ребенка. То, что подходит одному, категорически не подходит для другого. Таким же правилом следует руководствоваться старшим, когда они раздумывают, какую роль должен играть компьютер в жизни ребенка? Чтобы ответить на этот вопрос, следует знать о вреде, который он оказывает. Слишком частое сидение перед монитором снижает зрение, неправильная поза может способствовать искривлению позвоночника. Специалисты советуют детям младше семи лет не проводить за компьютерными играми больше 15 минут в день.

Психология детей такова, что постоянная виртуальная жизнь может снижать уровень психических процессов, таких как память, внимание, мышление. Также риск заключается в том, что ребенок может отказаться от других видов деятельности, живого общения, забыть о том, что в мире есть ролики, велосипеды, коньки и творчество. Вся его жизнь в таком случае протекает по ту сторону монитора, что в целом отрицательно влияет на психическую деятельность — снижается успеваемости в школе, не развивается способность проживать конфликтные ситуации, заводить новые знакомства.

Ребенок, который «живет» в компьютерных играх или интернете, и у которого имеются проблемы семейного или межличностного характера, внешне может быть раздражен или напротив, апатичен. Также у него могут наблюдаться неконтролируемые вспышки агрессии. По сути, в такой ситуации, он чувствует себя комфортно только перед компьютером, в остальном он словно не в своей тарелке — общение с окружающими ему не интересно и не приносит удовольствия.

Игры с родителями и творчество

Игры с родителями и творчество

Как бы хорош и полезен ни был компьютер, он не может заменить живого человеческого общения. Особенно, чем младше дети, тем более полезными будут для них игры с родителями и совместное творчество.

Во время таких занятий ребенок учится познавать мир и взаимодействовать с людьми, получая бесценный опыт, который навсегда останется с ним.

Живое общение, тепло, забота и улыбки близких намного важнее обучающих мультфильмов. Важно, чтобы дети знали, что компьютер и интернет — это полезное средство получения знаний, приложение к повседневной жизни в семье, но никак не наоборот.

Источник

Надежда Панова
Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на развитие детей дошкольного возраста»

Компьютерные игры — сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили формы детской игры. Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста. В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Однако бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его только как игрушку. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не только игрушкой. Известно, что дети, а особенно малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Так специалисты считают, что яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки — рефлекс слуховой. И для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.

Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое. Однако современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:

— мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;

— ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;

— на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;

— речь как способ общения остается примитивной;

— способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;

— при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации.

Рано или поздно перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то родители должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.

Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка.

Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике. Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием. В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.

Развивающие игры

Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.

К программам развивающего типа относятся:

— разнообразные графические редакторы, «рисовалки», «раскрашки», конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;

— текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;

«Конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;

— Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;

«Конструкторы сказок», совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.

Обучающие игры

В этот класс входят игры, связанные:

— С формированием у детей начальных математических представлений;

— С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;

— С обучением родному и иностранному языкам;

— С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;

— С эстетическим, нравственным воспитанием;

— С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Игры — эксперименты

В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.

Логические игры

Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры — забавы

В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.

Самое главное во всех компьютерных играх — это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Важно понимать, что компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой «видеоряд».

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с «мышью». Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.

Компьютерные игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.

Много программ и все они разные… Большой выбор их мы видим на прилавках магазинов, киосков… Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности, которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.

Уважаемые родители, помните, что игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Действительно, компьютерные игры создаются с таким расчетом, что это будет интересное, увлекательное действо, способное до конца держать в напряжении. Очень часто в связи с этим говорят о компьютерной зависимости. Это важная причина, чтобы ограничивать ребенка во времени. Ограничения в работе с компьютером связаны, в первую очередь с нагрузкой на зрение и позвоночник. А ведь организм ребенка еще не до конца сформировался и к большим нагрузкам не готов.

Чрезмерное увлечение компьютером сказывается на здоровье ребенка следующим образом:

— ухудшается зрение;

— повышается утомляемость;

— появляются головные боли;

— искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;

— начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;

— утомляются и начинают болеть пальцы рук;

— малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;

— появляется нервозность, нарушается сон.

Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.

Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:

— продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет — 10 минут;

компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;

— после занятий следует проводить гимнастику для глаз;

— стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экран.

Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.

Источник