Влияние компьютера на психическое развитие ребенка

Влияние компьютера на психическое развитие ребенка thumbnail

Информационные технологии изменили наш мир. Сегодня компьютер стал частью жизни практически каждого человека, а для детей естественной частью детства, как игра в мяч или езда на велосипеде.

Исследования не позволяют еще дать однозначной и целостной оценки влияния компьютера на психику ребенка. Компьютер может стать полезным инструментом для терапии различных расстройств, специфика его использования улучшает координацию глаз и рук. Научные исследования показали, что компьютерные игры стимулируют психические процессы малыша, побуждают его к размышлению, стимулируют воображение, развивают познавательную сферу.

Но вместе с этим постоянное времяпровождение за компьютером может привести и к негативным изменениям в личности. Помимо риска различных физических нарушений (ухудшение зрения, риск ожирения, головные боли, заболевания позвоночника и спины и т.д.) могут возникнуть и различного рода нарушения в психике ребенка.

Негативное влияние на социально-психическое развитие

Часы, проведенные в интернете, чатах, за играми вызывают психологическое привыкание. Меняется сфера эмоций и социальных контактов. Подсчитано, что среди пользователей сети около 23% интернет — зависимых, а это уже проблема с которой, как правило, очень тяжело справиться самому. Такой ребенок не выходит из дома, не встречается со сверстниками, не устанавливает новых связей, перестает мечтать, у него усугубляется чувство одиночества. Виртуальный мир затягивает его, отрывая от реальности жизни.

В случае отказа от компьютера появляется синдром отмены, т. е. дрожание рук, повышенная потливость, бессонница, тревожно-депрессивное состояние. Такие же симптомы можно наблюдать у людей с зависимостью от алкоголя.

Негативное влияние на нравственное развитие

Играя в компьютерные игры, ребенок перенимает некоторые модели поведения. Особое беспокойство вызывает, если эти модели являются агрессивными. Наблюдая за таким поведением, дети переносят агрессивные реакции на жизненные ситуации. Победы в играх укрепляют чувство собственного достоинства и успеха, а поражения могут вызвать вспышки гнева и повышенную тревожность. Неоднократно после компьютерной игры возникает чувство одиночества и потерянности.

Как показали результаты проведенных исследований влияния и последствия «агрессивных» компьютерных игр на психику детей, дети, посвятившие много времени таким играм отличаются большей агрессивностью, низкой моральной чувствительностью, подозрительностью и раздражительностью. Моральную бесчувственность в сочетании с повышенной агрессивностью можно определить как склонность к психопатии, а личность, с такой характеристикой, как личность асоциальную. Таким образом, результаты исследования четко показали, что использование игр с агрессивным содержанием может сформировать в детях склонность к девиантному поведению.

Стоит отметить и неконтролируемый, легкий доступ к сайтам аморального характера, которые содержат насилие, секс, нецензурную лексику. Их негативное влияние очевидно.

Однако не стоит запрещать ребенку «общению» с компьютером. Тем более что запретный плод всегда будет искушением. Все хорошо в меру. Компьютер может быть злейшим врагом, а может стать помощником. Используя его в образовательных и познавательных целях он, несомненно, ускорит развитие ребенка и расширит его интересы.

Источник

Современные дети часто злоупотребляют компьютером, и психологи с педагогами заговорили о негативной стороне такого явления как тотальная компьютеризация и свободный доступ детей к модным гаджетам. В материале данной статьи мы рассмотрим положительное и отрицательное влияние компьютера на развитие ребенка.

Полезное влияние компьютера на ребенка

Обучение ребенка за компьютером

Компьютер обладает рядом особенностей, способных положительно воздействовать на психику и развитие малышей.

  1. Развивающие программы. Многие родители применяют для развивающих занятий специальные кубики и предметные картинки, книги. Однако современные компьютерные игры и специальные программы дают лучший результат, активнее развивают мышление, память и внимание.
  2. Формирование творческих способностей. С помощью скачанных или купленных программ ребенок может развивать творческое мышление: учиться рисовать, сочинять музыку или заниматься дизайном.
  3. Постоянный доступ к информации. Раньше, для того, чтобы подготовить сообщение или написать реферат, нужно было идти в ближайшую библиотеку. Сейчас для того, чтобы отыскать нужную информацию, достаточно просто пару раз кликнуть компьютерной мышкой. Поэтому компьютер чаще всего позитивно влияет на успеваемость школьника.
  4. Отдых. Для того чтобы отдохнуть от учебной нагрузки после уроков или снять стресс, можно включить интересный мультфильм или немного поиграть в любимую компьютерную игру.
  5. Скорость реакций увеличивается. Многие компьютерные игры позволяют развивать реакцию у малышей, учат быстро принимать решения, и реагировать на поставленные задачи.
  6. Киберспорт. Ребенок, хорошо играющий в компьютерные игры, имеет шанс стать успешным в сфере киберспорта. Сегодня киберспорт активно развивается и даёт возможность хорошо зарабатывать и быть популярным среди  молодежи.
  7. Общение. С помощью Интернета ребенок без труда может связаться с любимой бабулей, которая проживает в другом городе или поговорить с одноклассниками во время болезни.
  8. Техническая грамотность. С молодых ногтей общаясь с техникой, малыш растет технически осведомленным. В отличие от нас, взрослых, он не боится исследовать технику, ставить эксперименты.
  9. Развитие тонкой моторики рук. Работая с мышью, мелкие мышцы руки развиваются эффективнее. У ребенка формируется соотношение движения рук с тем изображением, что изменяется на экране монитора.
  10. Ранняя подработка. Компьютер даёт возможность начать зарабатывать на фрилансе еще будучи школьником.
Читайте также:  Что такое сенсорное развитие ребенка с дцп

Вредное влияние компьютера на ребенка

Влияние компьютера на психику ребенка

Однако кроме положительного воздействия, компьютер может негативно влиять на психику и здоровье малыша.

  1. Быстрая утомляемость. Когда ребенок играет в компьютерные игры или общается в соцсетях, от него требуется огромная концентрация внимания и немедленная реакция. По неофициальным данным, ученые, которые изучали развитие психических процессов во время работы за компьютером, выяснили, что после 20 минут активного «общения» с чудо-машиной у малыша усиливается рассеянность и беспокойство, а деятельность ЦНС угнетается.
  2. Агрессия. Стрелялки в компьютере приучают детей с юных лет, что для достижения поставленной цели необходимо проявить жестокость и использовать оружие. Нет никакой гарантии, что малыш не применит эти умения и в реальной жизни. Ведь мировые новости все чаще сообщают нам о стреляющих в окружающих людей подростках.
  3. Эгоизм. Конечно, родителям гораздо проще, если их детка целый день сидит за столом и чем-то занят. А взрослым только остается приносить ему еду. Однако при таком способе воспитания у малыша развивается одиночество, эгоизм. Большая часть виртуальных игр приучает детей к тому, что «каждый сам за себя» и «выжить должен тот, кто сильнее».
  4. Потерянное время. Игры онлайн забирают массу времени, которое дети могли бы использовать на учебу, занятия спортом, общение с одногодками или помощь по дому родителям. Просиживая допоздна за компьютерным столом, наши дети лишаются настоящего детства: игры в прятки, походов на природу, коллективных дел с друзьями.
  5. Утрата интересов. Малыш, начиная играть в компьютерные игры и окунаясь в глобальную сеть, теряет интерес к другим увлечениям. Компьютер своими яркими картинками и быстрой сменой действий вытесняет из жизни маленького пользователя интересы реальной жизни.
  6. Яблоко раздора. Из-за чудо-машины в семье постоянные происходят ссоры, ведь не так-то просто уговорить малыша оставить такую увлекательную онлайн-игру.
  7. Нарушение самоидентификации. Во время игр ребенок начинает ассоциировать себя с персонажем компьютерной игры, пытается подражать его поступкам. Поэтому у него искажается представление о самом себе.
  8. Нарушение здоровья. Во время тесного общения с компьютером в первую очередь происходят нарушения в зрении малыша. Постоянная нагрузка на мышцы глаз, долгое удерживание взгляда в одной точке, превышение временных норм работы за компьютером приводят к ухудшению зрения. Кроме того, страдает позвоночник и нервная система.

Советы для родителей: Как уменьшить вредное влияние компьютера на школьника

Маленький ребенок за компьютером

Для психического и физического здоровья подрастающего поколения, родители обязаны строго контролировать общение собственного ребенка с компьютером.

  • Создавать ограничение на время, которое малыш находится за компьютером.
  • Не позволять маленьким детям оставаться без присмотра за монитором, самостоятельно выбирать контент для просмотра и игр. Поясняйте, почему не следует играть в те или иные игры, либо смотреть вредное для детской психики видео.
  • Храните на компьютере только полезные и развивающие программы, которые позволят малышу правильно и быстро формироваться.
  • Не разрешайте ребенку самому посещать разнообразные сайты и странички сомнительного содержания. Пользуйтесь функцией «Родительский контроль».
  • Обязательно не забывайте делать с ребенком гимнастику для глаз, минимизируйте отрицательное влияние на детское зрение.
  • Учите своих детей правильно общаться со сверстниками, поощряйте игры на улице в компании товарищей. Чаще разговаривайте со своим малышом, учите хорошим манерам.
  • Не позволяйте компьютерным играм вытеснять привычные для нас подвижные игры и другие развлечения: прятки, настольные игры, догонялки.

Мнение Дмитрия Карпачева: есть ли польза от компьютерных игр

Знаменитый психолог-практик имеет собственное мнение по данному вопросу.

  1. Компьютерные игры положительно влияют для развития визуального восприятия объектов, умения быстро принимать решение, многозадачности, мелкой моторики, памяти, внимания, координации движений. И самое главное – они способствуют развитию интеллекта. Данные утверждения доказаны в ходе эксперимента в университете Рочестера.
  2. Знания и умения играть в модные компьютерные игры делают ребенка популярным среди сверстников, позволяют выплеснуть накопившуюся агрессию.
  3. Сами по себе компьютерные игры не несут вреда психике малыша. Проблему составляет образ мышления самого ребенка. Его-то и необходимо корректировать, не отстраняя ребенка от компьютера, а лишь ограничив время на игры.
  4. Интернет сегодня – это средство для общения со сверстниками и возможность быть модным и информированным. Интернет дает возможность школьникам получить доступ к учебному материалу в доступной и интересной форме.
  5. Главная задача компьютерной техники и ее возможностей – снятие психоэмоционального напряжения, своеобразный способ ухода от невыносимой реальности.
  6. Персонаж в компьютерной игре отлично справляется с переносом психического напряжения со своей собственной жизни на другой объект игры.
  7. Если вы решили отлучить своего ребенка от компьютера, важно подумать, какие альтернативные способы развития могут заменить ему жизнь онлайн. Однако то, что вы хотите ему предложить, должно быть интересно и эффективно для его развития.
  8. Спросите себя, готовы ли вы к тому, что ваш ребенок станет «белой вороной» в глазах сверстников? И самое главное, как именно вы сможете помочь ему справиться с вытекающими отсюда последствиями. Поэтому полное отлучение ребенка от компьютерных игр – это такая же крайность, как и полное погружение в них.
Читайте также:  Педагогическая помощь семье в развитии ребенка

Сколько общаться с компьютером малышу, и какой контент предлагать своему ребенку, должны решать только его родители, при этом учитывая рекомендации психологов, педагогов и педиатров.

Загрузка…

Источник

Негативное воздействие компьютера

на психическое здоровье детей

ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями (в начале 90–х годов XX века он стал считаться неким символом благосостояния), в том числе и мировая информационная сеть Интернет. Сейчас и компьютер, и Интернет считаются, пожалуй, простой необходимостью каждому человеку. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Компьютер подрастающему поколению, порой, даже заменяет друзей, родителей, школу…

Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: «Компьютерами» — и не менее гордо: «Он/она за ним круглые сутки сидит!». Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь нескольких клавиш управления (вверх, вниз, влево, «огонь») совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга.

«Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял». В своё время также говорили и о повальном уходе молодёжи в религию во времена экспансии заокеанских проповедников-сектантов, пока ситуация не вышла из-под контроля, а коррекция зомбированной психики не составила проблему даже для некоторых опытных психиатров.

Почти то же самое происходит и с модным ныне увлечением детей компьютерными играми, а также общением в социальных сетях.

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье.

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства –  это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

  В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.

По мнению психологов, формирование детских характеров все чаще происходят социальными сетями, реже признают это педагоги и сами родители. При этом много говорят о пользе, о более быстром освоении компьютерных азов, но все чаще стали говорить об отрицательном влиянии социальных сетей на формирование характера.  Ученики и студенты все чаще зависают в различных социальных сетях, в большинстве которых имеются чаты с телефоном и видео. Безобидное на первый взгляд времяпрепровождение таит в себе множество подводных камней. Общение со сверстниками дома, во дворе, в школе  все больше заменяется виртуальным.  При виртуальном общении собеседники не видят друг друга, не знают разницы ни в поле, ни в возрасте, могут писать все что угодно и как угодно – краснеть не придется.   В реальной жизни некоторые из них при встрече не могут связать несколько слов, особенно при встрече с противоположным полом. Говорят на языке во многом не понятном старшему поколению.  Сетезависимые дети страдают полным небрежением к грамоте, становятся бесчувственными к окружающим в реальном мире, теряют чувство времени, становятся необязательными в выполнении обещаний, не переносят непривычный некомпьютерный труд, книги читают абзацами, перелистывая страницы. Все перечисленное выше только вершина айсберга. Обо всех плюсах и минусах нужно и надо говорить как можно больше. Возможно, в этом кроется отношение нынешней молодежи к учебе,  познанию наук, работе,  старшим…

Читайте также:  Развитие абсолютного слуха у ребенка

В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Вместе с несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков.

Прежде всего, негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.

 Компьютерная зависимость (как и любая другая) — форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми — и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь — идеальный  выход.

 Ребенка привлекает в игре:

·        Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;

·        Отсутствие ответственности;

·        Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;

·        Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;

·        Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.

        Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости.

Основными критериями,  определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:

·        беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавленного до эйфорически-приподнятого, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;

·        ухудшение памяти, внимания;

·        снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;

·        ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;

·        уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;

·        пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;

·        появляющиеся изворотливость, лживость;

·        неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;

·        приступы депрессии, страха, тревоги.

Данный тип зависимости, как и любая другая зависимость, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению    агрессии,   замкнутости.

У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения со взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности.

То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир. Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.

Развивается меркантильность детского сознания. Далее развивается вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. Нарастает тенденция к танатизации – мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы.

Что же может спасти наших детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами – ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей.

Единственным проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагогов, родителей организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе  и   компьютера.

Источник