Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию «Берёзка»

Доклад

«Влияние искусства на развитие психических процессов ребенка

 (восприятия, эмоций, воображения, познавательной активности, речи)»

Составитель: Е.Ю. Уйменова,

                                                         педагог-психолог

2013 г.

Искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений. Искусство расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция искусства. Оно способствует также познанию окружающего мира через художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей, возрастает просветительская роль искусства.

Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. По мнению А. В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением. Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина считают, что необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

Так же нужно учитывать  влияния искусства на формирование мозга ребенка и, соответственно, на его развитие. Как известно, человеческий мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Левое полушарие отвечает за логическое мышление и аналитические процессы. Обычно при обучении в школе это чтение, математика и естественные науки. Правое полушарие мозга отвечает за интуицию, эмоциональное восприятие и творческий потенциал. Когда человек принимает участие в творческой деятельности при создании произведений искусства используется именно правое полушарие мозга. То есть в школе это такие предметы как ИЗО и музыка. Эту часть мозга в школе обычно меньше всего тренируется. Но для эффективной работы мозга оба полушария должны работать вместе одновременно. Поэтому необходимо стимулировать развитие и правого полушария. Дети должны подвергаться воздействию искусства, таким образом, укрепляя связь между полушариями.

Знакомство детей с искусством оказывает благотворное влияние:

  • Ребёнок учится мыслить творчески.
  • Ребёнок учится наблюдать и описывать, анализировать и интерпретировать.
  • Ребёнок учится выражать свои чувства словами или без слов.
  • Ребёнок узнает, что может существовать более одного правильного ответа и несколько точек зрения.
  • Искусство знакомит детей с культурами всего мира.
  • Ребёнок может успешно заниматься творческими занятиями и приобщаться к искусству, даже если у него физические, эмоциональные или психические проблемы.
  • Каждый ребёнок может почувствовать гордость за свои оригинальные художественные произведения.

Источник

СВЕТЛАНА ХИСМАТУЛЛИНА
Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №4 «Солнышко» село Кушнаренково

Муниципального района Кушнаренковский район РБ

Выступление на районном методическом объединение воспитателей старших и подготовительных к школе групп на тему:

«Влияния искусства на развитие творческих способностей дошкольников»

Воспитатель: Хисматуллина Светлана Сайфулловна

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Наиболее благоприятными для творческого развития детей являются игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.

Читайте также:  Родительское собрание тема развитие у ребенка мелкой моторики рук

Изобразительная деятельность способствует активному познанию ребенком окружающего мира, воспитывает способность творчески отражать свои впечатления в графической или пластической форме. Знакомя своих воспитанников в детском саду с произведениями изобразительного искусства, мы способствуем эмоциональному и художественному развитию, стараемся научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений, и увидеть, как по-разному отображают их в своем творчестве художники. По результатам систематического контакта с миром эстетически значимых примеров и явлений. Мы отмечаем, что ребенок открывает для себя природу в разнообразных красках, звуках, пластических формах. Он получает разного рода информацию, которая входит в него даже через чисто физиологические процессы – удовольствие или неудовольствие. Благодаря этому накапливаются впечатления – цветовые, звуковые, осязательные, которые и представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем зарождается интерес к гармонии цветов, звуков и пластике предметов. На основе интереса появляются простейшая эстетическая избирательность, и эстетические чувства. Знакомясь с произведениями искусства, дети учатся видеть его содержание, выделять и называть персонажи, определять их характер, настроение, и как все это передал художник, скульптор, народный мастер.

Для успешной работы по ознакомлению детей с изобразительным искусством требуется качественно изменить подход к развитию детского творчества, и, как следствие, активному внедрению в практику интегрированных занятий.

Их использование обусловлено следующими причинами:

• для детей дошкольного возраста художественное творчество носит синкретический (слитный) характер, в котором не отделены и не специализированны различные виды искусства;

• познание ребенком произведений искусства должно обязательно происходить как через эмоциональное восприятие им художественного образа, так и через осознание, понимание способов его воплощения;

• активизируют все психические процессы, обеспечивающие успешное осуществление детской художественно – творческой деятельности.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Взаимосвязь, взаимопроникновение различных видов искусств в разнообразной художественно творческой деятельности являются основным правилом в построении занятий с детьми. .

Традиционные методы в совокупности с инновационными методами способствуют в большей степени развитию художественно – творческих способностей детей, развитию детского восприятия, художественно – образному мышлению и активной творческой деятельности детей.

Обязательная составляющая часть наших интегрированных занятий – музыка, которая позволяет в наибольшей степени создать эмоционально положительный настрой в соответствии с поставленной задачей, затрагивает самые сокровенные струны детской души. Знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной классики начинается на музыкальном занятии. Вместе с детьми мы учимся слушать и понимать произведения П. Чайковского, А. Вивальди, С. Рахманинова, Д. Шостаковича. Музыка продолжает звучать и в группе, способствуя творческому рождению маленьких детских шедевров.

На занятиях мы с детьми не просто слушаем музыку, а учимся сравнивать, сопоставлять музыкальное произведение и произведение живописи, выделять их основные выразительные средства.

Дети даже 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. И в этом случае большое практическое значение имеет навык цветоведения, т. е. ребенку просто необходимо дать элементарные представления о смешивании красок, развить умение получать новые оттенки, пользоваться палитрой.

Поэзия – богатейший в воспитательном и образовательном отношении материал, который раскрывает перед детьми богатство окружающего мира, рождает чувство гармонии, красоты, учит понимать прекрасное в жизни, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Активное использование на занятиях литературных произведений, особенно поэзии А. С. Пушкина, А. Фета, С. Есенина и других, помогает не только знакомить детей с поэзией, но и проводить словарно – семантическую работу с детьми, позволяет обращать внимание на орфоэпическое правильное произношение слов, на музыкальность их звучания, на образность языка стихотворения. Все это способствует развитию речи и обогащению словарного запаса детей, помогает вдумываться в смысловое содержание литературного произведения, приближает детей к творческому процессу. Знакомство с эмоционально-эстетическими терминами, с искусствоведческими терминами, с образными словами и выражениями, не только развивает речь детей, но и учит высказывать свое мнение и суждения, давать оценку увиденным произведениям.

Читайте также:  Этапы развития ребенка с синдромом дауна

Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, эмоциональному восприятию гармонии художественной речи произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве (красоту природных явлений, характерные особенности героев и др.) . Например, организуя с детьми наблюдения за явлениями природы осенью на прогулках, беседуя о них, разучивая стихотворения, предлагается нарисовать отдельные природные явления, воспитатель показывает детям, как кисточкой нарисовать, что «листочки по ветру летят», или «кап-кап, дождик идёт», нарисовать карандашами, свечой и т. д.

Изобразительность как черта художественного образа литературного произведения дает возможность ребенку передавать этот образ с помощью художественных средств выразительности. Основой же изображения служит не только отображенный в произведении литературы образ или явление, но и эмоциональное переживание дошкольника по отношению к изображаемому.

В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно развивается самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.

Таким образом, влияние произведений литературы на занятия художественным творчеством способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Одним из важных условий развития художественного творчествадетей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник: рисование пальцами, технику оттиска или печатки, кляксографии, монотипию, рисование с натуры, рисование по сырому листу, пластилиновое рисование, рисование по точкам, по трафаретам. Использование различных техник в практических занятиях позволяет раскрыть новые творческие возможности и способности, сделать занятия разнообразными и интересными. Знания об особенностях техник в живописи, умение подобрать и качественно использовать тот или иной вид техники расширяет кругозор в области использования разнообразных материалов и оборудования и способствует развитию интеллектуально – познавательных способностей детей.

Детям для выполнения заданий следует предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, фломастер, восковые мелки.

В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала детям предлагается тот или иной художественный материал. По мере взросления и накопления опыта, формирования навыков изобразительной грамоты, к выбору материала все более привлекать самих детей. Соответствующими вопросами побуждать их сделать правильный выбор. Постепенно дошкольники овладевают умением самостоятельно выбирать наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.

Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.

На наш взгляд для успешного развития творческих способностей детей необходимо создать такие условия, где ребенок мог бы

Просмотр фильмов созданных на основе детских творческих работ :

1. Осень, осень….

2. Моя мама самая, самая.

3. В лесу родилась елочка.

Источник

Доклад на тему:

«Роль искусства в развитии ребенка».

Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.

В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.

Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.

Читайте также:  Ребенок с проблемами в развитии сегодня

Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо как воздух способным, одаренным детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.

Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.

Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.

Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.

Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.

По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения.

Человек, обделенный в детстве творчеством, испытывает трудности в общении с другими людьми, ему трудно создавать семью и воспитывать своих собственных детей, трудно найти свое призвание в жизни. Поэтому приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.

В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.

Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.

Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые психологи говорят даже о пренатальном периоде.

Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни.

Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.

Подготовила Тарасова Мария.

Источник