Влияние интернета на развитие ребенка

Влияние интернета на развитие ребенка thumbnail

Здравствуйте, мамы и папы!  Сегодня в каждой семье есть компьютеры, ноутбуки, планшеты и телефоны. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни и жизни наших детей. Поэтому сегодня затронем эту тему – влияние интернета на ребенка.  Как всемирная паутина будет влиять на ребенка, определяется установленными правилами, действующими в вашей семье.

Одни дети пользуются интернетом для поиска полезной и интересной информации, другие впитывают весь «хлам», опубликованный в сети.

Как поступить правильно, когда без пользования интернетом нельзя, а уберечь свое чадо хочется?

Содержание статьи

Положительное влияние интернета на ребенка

  •  сегодня интернет необходим детям для учебы (от поиска информации для реферата до сведений для лабораторных работ).
  • общение с родственниками и друзьями из других городов, стран.
  • интернет – место, где можно найти специальные программы для обучения детей читать и считать, для развития логического и стратегического мышления. Обучения иностранным языкам и другое.
  • умение ловко использовать функции и программы компьютера и интернета – вклад в будущее вашего гения, ведь мир прогрессирует и интернет – неотъемлемая его часть.
  • ознакомление с другими странами (виртуальные путешествия), изучение исторических фактов расширит мировоззрение ребенка.
  • для детей – инвалидов, интернет чуть ли не единственная возможность общаться со сверстниками и не чувствовать себя изгоем.

Если вы предполагаете, что ребенок использует интернет не по необходимости, а для просмотра «взрослой информации, видео», нелишним будет установить на компьютере функцию родительского контроля, но и это не будет 100% защитой любознательного чада. Влияние интернета на ребенка тем выше, чем меньше внимания ребенок получает от родителей и чем меньше контроля этому моменту с их стороны.

Отрицательное влияние интернета на ребенка

  • любопытство деток часто заводит их на сайты с пропагандой алкоголя, курения и наркотиков. На сайты со «взрослым» видео контентом.
  • искривление различных отделов позвоночника, снижение остроты зрения и другие сопутствующие заболевания подстерегают несмышленыша, долго сидящего перед монитором компьютера или планшета.
  • всё больше на просторах всемирной паутины появляется web-страниц и групп, оказывающих психологическое влияние на настроение и поведение ребёнка. Подталкивают на необдуманные и опасные поступки.
  • постоянное «сидение в интернете» вызывает дефицит живого общения со сверстниками и может стать причиной асоциального поведения.

Чтобы обойти стороной возможные проблемы при взаимодействии чада с интернетом, важно завоевать его доверие и стать примером и авторитетом почемучки.

Хотите отучить малыша проводить все время за компьютером? Перестаньте сами пользоваться социальными сетями и другими интернет-ресурсами. Наглядный пример будет лучше и безболезненнее восприниматься.
Влияние интернета на ребенка – вопрос важный и многогранный. Он несет с собой как положительную, так и отрицательную стороны. Важно понимать, что в современном мире интернет не только помощник в поиске ответов на вопросы, но и «скрытый учитель», принимающий участие в формировании мировоззрения ребенка и социальных ценностей.

Влияние интернета на подростка

Родителям детей переходного возраста нужно быть особе терпеливыми и стойкими, так как переход от детства ко взрослой жизни не так легко принимается подростками.  Особенности функционирования гормональной системы накладывают свой отпечаток на поведение школьника: нелогичные и необдуманные поступки и резкость в высказываниях лишь малая часть перестройки психики подростка. Последствия у этих перестроек не всегда благоприятные.

Неприятие подростка сверстниками – одна из причин «зависания» в сети, а не во дворе с друзьями. Так юноша или девушка убегают от насмешек и оскорблений своих товарищей. Если вовремя не обратить на это внимания, то может привести к интернет-зависимости подрастающего поколения.

Дружеская и искренняя беседа родителей с подростком могут исправить его психологическое состояние и помочь преодолеть этот нелегкий период.

Споры о социальных ценностях ведутся на протяжении столетий, но единого мнения так и не сложилось ведь отчасти, мы все заложники прогресса. Так что решение о пользовании интернетом и его запретом только за вами. Главное, помните, что влияние интернета на ребенка зависит от того, насколько теплые и доверительные отношения в семье.

Взаимопонимания вам с детьми, дорогие родители! =)

Больше интересных статей у нас на сайте: https://solnze-vdom.ru

Источник

Интернет покорил взрослое поколение, затем соблазнил подростков и вот добрался до самых маленьких. Уже не редкость встретить трехлетнего малыша, увлеченно нажимающего кнопки на папином планшете. Но, что скрывается за этим безобидным времяпровождением?

Как интернет влияет на ребенка

В чем опасность интернета

У дошкольников слабо развита тормозная система. Они быстро возбуждаются, вовлекаются в процесс, а вот затормозить чувства и желания им сложно. Всемирная сеть пестрит динамичными играми, красочными пейзажами, супергеройскими способностями. Даже взрослому трудно устоять, что говорить о малыше. Его это завораживает, увлекает. Он становится заложником виртуальной реальности.

Интернет — это наркотик для детей. Затягивает незаметно, вырваться сложно.

Последствия

Да, во всемирной паутине много развивающих игр и познавательных мультфильмов. Есть там детские презентации, которые малыш смотрит с удовольствием и расширяет полученные знания. Но за этими небольшими плюсами скрываются огромные минусы.

Читайте также:  Методики развития слуховой памяти у ребенка

Искривление осанки

Долго сидеть за компьютером — нагрузка на позвоночник. Теперь интернет стал доступен через планшет и телефон. Дети играют лежа на животе, на спине, полулежа, сгорбившись в три погибели. Поскольку скелет ребенка еще только формируется, такое времяпровождение чревато искривлением позвоночника.

Влияние интернета на развитие ребенка

Падает  зрение

Длительное время смотреть в одну точку вредно. К тому же дети не соблюдают расстояние от глаз до экрана, зачастую играют в темноте. Это нагрузка на глазные мышцы. Они устают и атрофируются, что ведет к ослаблению зрения.

Отстает развитие речи, страдает мышление

В раннем возрасте идет активное формирование клеток головного мозга, отвечающих за речь и мышление. Ребенок развивается посредством общения. Задавая вопросы, он учится думать, анализировать. Закладываются основы логического мышления. Замещение реального общения интернетом ведет к односторонней связи. Вопросы не задаются, ответов нет, отсутствует диалог. Как итог — отставание в речевом развитии и мышлении.

Искажение реальности

Маленький ребенок не умеет мыслить критически. Любую полученную информацию он воспринимает за правду. В интернете полно искаженного и ложного материала. Компьютерные игры строятся на несуществующих способностях героев и вымышленных свойствах окружающих предметов. Ребенок переносит полученные знания в жизнь. Известны случаи, когда дети, представляя себя супергероями, спрыгивали с крыш домов.

Мультфильмы и виртуальные игры закладывают неправильные ценности. Теперь героями правят не добро и справедливость, а сила и хитрость. Жажда наживы и грубость занимают не последнее место. Дети больше не хотят быть космонавтами и учеными. Они хотят быть блоггерами, киллерами, не работать вообще.

Формирует жестокость

Во всемирной паутине много развлечений, содержащих сцены насилия. Когда ребенок их видит регулярно, у него формируется отношение к агрессии как к нормальному, естественному проявлению черт личности. Если жестокость закладывается уже в раннем детстве, как отразится в будущем? Измененное сознание, нет жалости, сопереживания. Всемирная сеть воспитывает жестокое поколение.

Информация не по возрасту

На многих сайтах, независимо от тематики, размещают баннеры недетского содержания. Ребенок, лазая по веб-страницам, может случайно нарваться на «откровенные» картинки.

Программирует зависимость

В детском возрасте зависимость формируется быстрее, чем во взрослом. Красивая графика, суперспособности, насыщенность спецэффектами и динамичность виртуальной реальности гипнотизируют ребенка. Время, проведенное в сети, связывается с радостью, экстримом и яркими впечатлениями. Этого достаточно, чтобы зафиксировалась устойчивая связь «интернет = удовольствие».

Влияет на нервную систему

Компьютерные развлекательные игры, для какого возраста они бы не предназначались, перевозбуждают нервную систему. Эти развлечения по содержанию своему очень динамичны. В них часто присутствует эффект неожиданности, что может испугать малыша. У детей появляются необоснованные страхи. Так как психические процессы ребенка еще не сформированы, последствия могут быть непредсказуемыми.

В настоящее время медики связывают растущую гиперактивность детей с частой и резкой сменой картинок на экранах, динамичностью компьютерных игр.

Без контроля

Влияние интернета на развитие ребенка

Вышеперечисленные последствия это только те, с которыми сталкиваются дошкольники. Если «вирус» вовремя не затормозить, то в будущем проблемы будут нарастать. Заглянем немного вперед и посмотрим, что грозит подросткам, бесконтрольно увлекающимся интернетом.

Недостаток свежего воздуха

Время, которое дети проводят в сети, раньше тратили на игры со сверстниками на свежем воздухе. Теперь их не выгнать на улицу. В интернете есть и развлечения, и сетевое общение. Дети страдают от недостатка свежего воздуха, что сказывается на здоровье.

как выглядит детство без интернета

Влияние интернета на развитие ребенка

Пропадает интерес к учебе

С появлением интернета ученые отмечают у детей резкий спад интереса к знаниям. Ребенку нет больше смысла утруждаться. Веб-сайты дают готовые ответы на вопросы, там легко найти необходимую информацию. В отличие от учебы, где нужно приложить усилия, чтобы получить результат.

Малообщительность

В интернете время проходит незаметно. 60 минут пролетает как 6. Ребенка в меньшей степени интересует общение с друзьями лицом к лицу. Виртуальная реальность ярче и привлекательней. Ей отдается предпочтение. Дети, зависимые от компьютерных игр, становятся замкнутыми, нелюдимыми, теряют контакт с обществом.

Снижение активности

Всемирная сеть быстро затягивает. Времени на другие виды деятельности не хватает. Спорт, танцы, соревнования и хобби становятся менее привлекательными, чем виртуальная реальность. Отсюда малоподвижный образ жизни, атрофируются мышцы, появляется склонность к ожирению.

Сексуально-девиантное поведение

Беспрепятственный доступ к запретной теме влечет ранний интерес и желание попробовать. Дети рано и неразборчиво вступают в половые связи, что ведет к незапланированной беременности и распространению специфических болезней.

Жертвы киберпреступников

Небольшой жизненный опыт не позволяет ребенку распознать опасность. Дети в интернете — легкая добыча для преступников, маньяков, сектантов. Последние 10 лет через сеть идет активная вербовка несовершеннолетних в различные незаконные группировки.

Виды виртуальной зависимости

Не всегда привязанность формируется посредством компьютерных игр. Чтобы вовремя распознать проблему, родителям следует знать и различать три вида интернет-зависимости.

  1. Игровая. Ребенок часто и подолгу играет в компьютерные игры.
  2. Сетевая. Чрезмерное увлечение перепиской в социальных сетях.
  3. Серфинг. Долгое, бесцельное просматривание сайтов и красивых картинок.
Читайте также:  Развитие правильной речи ребенка в семье скачать

Правила общения с интернетом

Так ли необходим маленькому ребенку интернет? На самом деле он дошкольнику не нужен. Все развивалки и логические смекалки есть в бумажных версиях. Это настольно-дидактические игры. Но если, все же, решили развивать ребенка при помощи всемирной сети, следует строго соблюдать следующие правила:

Время. Для детей разных возрастов установлены нормы пребывания за компьютером (планшетом, айфоном):

  • до 5 лет — не более 10 минут
  • 5-7 лет — до 20 минут
  • 7-11 лет — до 30 минут
  • 12-14 лет — до 45 минут
  • 15-16 лет — до 2 часов с перерывами

Контроль. Чтобы знать, чем ребенок занимается в сети, поместите компьютер таким образом, чтобы монитор был всегда на виду. Например, в проходной комнате, в прихожей.

Доступ. Существуют специальные программы ограниченного доступа, которые блокируют сайты и баннеры «недетского содержания». Даже если ребенок сделает запрос на эту тему, браузер ему выдаст краткий курс биологии. Строение органов мальчиков и девочек. Пусть развивается, раз такой любопытный.

Кроме этого в компьютере можно включить «родительский контроль». Его преимущества:

  • ограничивает время,
  • отслеживает все действия в интернете,
  • блокирует неприличные сайты,
  • позволяет скачивать игры с учетом возрастных ограничений.

Свободное время. Часто, ребенок увлекается компьютером от бестолкового времяпровождения, от незнания, чем себя занять. Не используйте интернет как няню. Проводите время с детьми. Гуляйте на природе, ходите в кафе, кино, беседуйте, читайте книжки.

Дополнительные занятия. Чтобы ребенок лишний раз не садился за компьютер, запишите его в спортивную секцию, кружок, танцы. Так вы убьете двух зайцев: меньше времени на интернет + физическое развитие.

Больше общения. Приглашайте друзей ребенка в гости. Вдвоем, втроем играть гораздо веселее, чем одному. Развиваются коммуникабельность, воображение, творчество, речь. Виртуальная реальность не заменит «живого» общения.

Пагубное влияние интернета легче предупредить, чем лечить его последствия. Уделяйте детям больше внимания, и они будут меньше увлекаться виртуальной реальностью.

Читаем также:

  • Влияние планшета на ребенка: 10 причин сказать планшету «НЕТ»!
  • 10 признаков зависимости детей от компьютерных игр и интернета: вред от компьютера
  • Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)
  • Как мы теряем своих детей

Интернет – зависимость у детей: к чему это может привести

Источник

Переведенцева Анна Николаевна г. Саратов

Ребёнок и интернет: влияние на личностное развитие.

В наше время интернет стал неотъемлемым фактором существования современного общества. Объём полезной информации сталкивается с массой таящихся опасностей для незрелой психики ребёнка.

Конечно, не следует говорить о тотально одностороннем негативном влиянии интернета на психику ребёнка. Ведь дело даже не в самом интернете, а в том, как и в ущерб чему дети «проводят» в нём своё время. В большей степени нам следует говорить о негативном влиянии «свободного плавания» по паутинной сети ребёнка на фоне дефицита реального внутрисемейного общения, физического, коммуникативного, социального развития.

Зрелая личность заходит в интернет, имея определённые цели, основанные на его потребностях, интересах, ведущих мотивах с основным постулатом взаимодействия с окружающим миром — поддержание гомеостаза – внутреннего равновесия, приспособления к реальности.

Интернет – часть нашей реальности. Но может ли сам ребёнок адаптироваться к ней? Ответ однозначно отрицательный.

Бесконтрольное использование ресурсов сети негативно влияет на целостное развитие психики ребёнка.

Наша задача, задача окружающих ребёнка родителей, значимых взрослых и общества в целом обеспечить детям гармоничное взаимодействие с информационной магистралью, воспитав у ребёнка культуру общения с ней со своими нормами, правилами и ограничениями.

Ребёнку необходимо пройти длинный путь социализации, дабы воспитать в себе те качества, которые позволят ему гармонично вписать в свою общую деятельность современные достижения, не приведя себя к состоянию дезадаптации, общему нарушению взаимодействия с реальностью в виде ухода, игнорирования её, путем искусственного изменения своего психического состояния, формируя зависимое поведение.

Каждый родитель хочет видеть в своём ребёнке гармоничную адаптивную личность с выработанной волевой регуляцией поведения, нравственными основаниями и мировоззренческими установками, социальным интересом, потребностью принадлежать к определённой социальной группе, удовлетворяя свои потребности высшего уровня – принятие, уважение, самоактуализация.

Основную роль в формировании черт характера, личности в целом, стилей поведения играют формы и методы воспитания, эмоциональный контакт родителей и детей, обеспечивающие равномерность развития, темпа созревания психических и физических функций у ребёнка.

Но, что же, происходит с развитием личности ребёнка, если мы отпускаем его в «свободное плавание» по паутинной сети, предоставляя ему бесконтрольное временное пространство и информационное поле?

Мы теряем своё влияние на формирование личности ребёнка. И уже неконтролируемая нами информация несет в себе воспитательный эффект.

Рассмотрим негативный путь развития личности ребёнка в котором формируется зависимое поведение, нарушение социального функционирования.

Читайте также:  Академия развития ребенка тула проспект

Ребёнок погружается в информационное пространство, необходимость выхода сопровождается эмоциональными срывами, компьютер и интернет становятся основными комфортными, доставляющими ему удовольствие видами деятельности.

У ребёнка не развивается широта потребностной сферы, которая формируется посредством общения. Отсутствуют интересы к другим видам деятельности, требующими собственной активности, волевого аспекта поведения. Не нарабатываются разнообразные коппинг – стратегии (формы совладания со стрессами: спорт, эмоциональное общение с родителями, игра с животными, рисование, прослушивание музыкальных произведений, общение с природой).

Реальность представляется скучной, однообразной, не вызывающей глубины эмоциональных переживаний. Значительно снижается активность ребёнка и подростка в обыденной жизни – семья, учёба, которые наполнены ожиданиями, требованиями, границами, необходимостью установления компетентных межличностных отношений с наработкой навыков урегулирования конфликтов.

У ребёнка формируются черты зависимости, тревожности, избегающее поведения, стремление уходить от ответственности, скрытый комплекс неполноценности на фоне отсутствия компетентности в других видах деятельности (реальное общение, спорт, учёба). Снижается переносимость трудностей в повседневной жизни.

Виртуальное общение, игровая деятельность становится некой коробкой, которая реализует чувство безопасности.

У ребёнка не формируются саморегулирующие механизмы — ведь отсутствует сама деятельность, которая помогает им контролировать эмоции, общаясь с окружающими.

Более того, ограничение реальной коммуникации, акцент на интеллектуальном развитии ребёнка формирует эмоционально – неустойчивый рисунок поведенческого реагирования на внешние (мешающие реализации зависимого поведения) ситуации.

Преждевременная информативная нагрузка на ещё недостаточно функционально развитое левое полушарие приводит к быстрому утомлению и компенсаторно — реактивному эмотивному типу поведения. Возрастает аффективность в виде обидчивости, недовольства, капризности, истерик.

Не развивается эмоциональная компетентность детей – выражены низкие коммуникативные навыки, недостаточны чувство эмпатии, умение самостоятельно решать свои проблемы, адаптация к стрессам.

Кроме того, вне специально организованных условиях блокируется развитие воображения, не развивается функция созерцания. Нет зоны для проявления творческой активности.

Где таятся корни этих нарушений? Скорее всего, их можно найти в характере детско – родительских отношений. «Удобство», невозможность противостояния детской напористости оправдывают бесконтрольные отношения своего ребёнка с информационной системой.

Конечно, чтобы ежедневно повышать уровень эмоционального, личностного развития ребёнка необходимы собственные родителей усилия, направленные на изменение структуры свободного времени ребёнка, планирование совместного времяпровождения. Это настольные игры, лыжи, коньки, игра в мяч, поездки на велосипедах, лошадях, выезды на природу, совместные семейные культурные мероприятия – театры, музеи, картинные галереи, консерватория, совместное исследование компьютерных технологий. В этом надо отдавать себе отчет.

Через совместное общение – реальное и виртуальное – ребёнок выработает определённое мировоззрение, иерархию ценностей, нравственные приоритеты, чувство ответственности. Его поступки будут наполняться личностным смыслом, совершаемые действия иметь свои причины, появится сознательная избирательность в выборе деятельности, в контактах с окружающими как реальными, так и виртуальными.

Подводя итог, хочется сказать, что на родителя накладывается высшая гомеостатическая функция — помощь ребёнку на стадии прогноза, планирования данного вида деятельности, определения основных целей посещения сети, выполнения внешнего мониторинга, то есть та функция, которая незрелой личности не по силам. Правильно организованное родителями время пребывания ребёнка в информационной сети будет иметь развивающее действие. В обратном случае можно ожидать только негативных последствий.

Интернет – реальность, которую не нужно избегать, игнорировать, но к которой необходимо сознательно приспосабливать ребёнка, гармонично включая сеть в его деятельность, вырабатывая нормы и правила взаимодействия с ней, зорко следя за тем, чтобы она не изолировала его от реального существования в обществе.

Возрастные аспекты взаимодействия ребёнка с интернетом.

Дошкольный возраст – первые шаги на пути нового исследования. Все действия должны осуществлять исключительно совместно с взрослым — проводником в мир непознанного. Демонстрация основных возможностей общения с компьютером. Исследование детских сайтов под контролем взрослого. Время пребывания 20 минут.

Младший школьный возраст – хочу знать больше, зарождение интереса к запретной информации. Интернет под контролем взрослого сохраняется. Обучение ребёнка навыкам получения информации и работы с компьютером, способствующих интеллектуальному, эмоциональному развитию. Время пребывания максимум 40 минут.

Старший школьный возраст — желание самостоятельности, независимости, чувство «взрослого». Выработка чётких правил взаимодействия с интернетом, с договорённостью по времени, ограничениями по сайтам, контролем (отчёты о деятельности подростка в интернете). Время пребывания максимум два часа в день целенаправленной подготовки школьных проектов и заданий. Не подразумевается досуговая деятельность.

Литература:

  1. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: «МЕДпресс», 1998.

  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

  3. Семенович А.В. Введение в нейпропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 2-е изд.,испр. и доп. – М.: Генезис, 2008.

  4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. – Новосибирск: Изд.НГПУ,2003.

  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. – Л.: Медицина, 1988.

  6. Шапиро Л. Как воспитать ребёнка с высоким коэффициентом эмоционального развития. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Источник