Влияние интернета на психическое развитие ребенка

Как Интернет и современные гаджеты влияют на детскую и подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.

Ребёнок в виртуальном мире

К сожалению, наука и практика все ещё находятся в поиске ответов. Под сомнением пока даже само понимание такого феномена как «интернет-компьютерная зависимость». Зависимость или аддикция, с точки зрения медицины, это все-таки биохимический процесс, проходящий в мозге человека. Глубоких теоретико-эмпирических исследований на эту тему пока недостаточно, ввиду новизны наблюдаемого явления. Интересные исследования ведутся в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) в отделении нейробиологии под руководством доктора Питера Уайброу.

Ученые-нейробиологи сравнили привлекательность компьютерных игр и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Оказалось, что, когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании о дозе, а именно – выработкой дофамина – гормона «удовольствия».

Это дало основание Питеру Уайброу, назвать экраны компьютеров «электронным кокаином». Если ребенок испытывает выброс дофамина во время компьютерной игры, а играет он часто, то со временем его организм адаптируется, привыкает к «дозе». Он перестает получать тот же уровень удовольствия и возбуждения, что провоцирует играть все чаще и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превращается в порочный «дофаминовый» круг и формирует реальную зависимость на биохимическом уровне.

Исследования нейробиологов приоткрыли тайну процесса формирования зависимости, но не дали ответа на вопросы о том, как с ней бороться и есть ли подобный выброс дофамина у зависимых от социальных сетей. Дискуссии на эту тему не утихают.

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «игровое расстройство» в 11-е издание «Международной статистической классификации болезней» (ICD-11). Текст утвердили на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Однако, он вступит в силу лишь 1 января 2022 года. Документ описывает «игровую зависимость» как навязчивую и регулярно возникающую потребность в игре, настолько острую, что она «превосходит по важности прочие жизненные интересы» . Заметьте, о зависимости от социальных сетей или гаджетов в нем нет ни слова.

Влияет ли Интернет на психику детей?

На мой взгляд, влияет. Особенно подвержены этому влиянию дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учебе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка. В параллельной реальности этих проблем нет, поэтому ребенок сбегает в мир, который удовлетворяет его естественные потребности: в стабильности, в комфорте, во внимании и признании. Интернет дает возможность окунуться в воображаемый мир, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные будни. Поколение назад примерно ту же роль выполняли книги и хобби.

Когда я консультирую родителей, я всегда обращаю внимание на то, что так называемая «зависимость» может быть симптом другой, более серьезной проблемы, без решения которой «симптоматическое лечение» будет бессмысленным. Степень и характер влияния компьютерных игр и интернета в таком случае имеют прямую зависимость от трудностей в реальном мире.

Почему в младшем возрасте дети увлекаются компьютерными играми, а, становясь старше, уходят в социальные сети? В этом отражается естественный процесс взросления и становления личности.

Возраст ребёнка от 3 до 9 лет

Дошкольников и младших школьников (3 — 9 лет) интересует окружающий мир и возможности, которые тот им предоставляет. Они смотрят на виртуальное пространство и изучают его как часть обычного мира. «Что это? Как это сделано? А что будет, если сделать так?». Они экспериментируют также, как делали бы это в любой новой и интересной среде. Их увлекают игровые элементы: бонусы, баллы, уровни, и возможность заниматься широким кругом деятельности: строительство города, выбор персонажа, действия этого персонажа, прокачка навыков.

Все это использует индустрия игровых развлечений для привлечения и удержания внимания. В этом возрасте можно наблюдать пристрастие или увлеченность, но не игровую зависимость. Опасность возникает только в том случае, если доступ к компьютерным играм и гаджетам неограничен и бесконтролен, а у ребенка уже есть определенные особенности нервной системы, например, очень слабо сформированные волевые механизмы, что совершенно нормально для возраста 3-7 лет.

Детская площадка, театральный кружок, каток или бассейн могут дать ребенку не меньше пространства для игр и экспериментов, но ведь туда их должны привести взрослые. В противном случае дети будут сидеть, уткнувшись в экраны, а проблема начнет приобретать серьезные масштабы.

Возраст ребёнка от 10 до 15 лет

Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.

Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.

Возраст ребёнка от 12 до 15 лет

В возрасте 12-15 лет увлеченность игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту

Возраст ребёнка от 16 лет

Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?»

Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. На этом этапе игра нередко переходит в реальность, подростки встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.

Компьютерные игры лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни. Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе, постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями.

Смена интересов отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто сцена, на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Стало ли им от этого легче? Не думаю. Напротив, такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали процесс более опасным. Именно об этих опасностях и о том, как с ними справляться стоит говорить с современными подростками.

Как контролировать экранное время подростка

Может, стоит просто запретить там сидеть и оградить ребенка от влияния компьютера и интернета?

Нет! Компьютер, интернет и социальные сети – многофункциональный инструмент, решающий огромное количество задач. Не вина инструмента в том, что им «забивают гвозди». Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека и будут играть ещё большую роль в будущем наших детей. Поэтому запреты не имеют смысла. Необходимо формировать навык работы в цифровом мире, как естественный навык поколения, которому в этом мире жить.

Расширение интересов в реальной жизни, установление ограничений на пребывание перед экраном, постепенное, в сопровождении взрослого, исследование цифрового мира и поэтапное формирование самоконтроля – в этом я вижу выход. Спорт, искусство, живое общение, развлечения всей семьей – все это должно вернуться не только в жизнь ребенка, но и в жизнь взрослых. Ведь дети учатся, подражая и наблюдая за нами. А значит, необходимо подавать пример активной жизни в реальности!

Ответьте себе на вопросы: Каким видом спорта вы увлекаетесь? Когда в последний раз ходили в театр или на выставку? Как давно выезжали на пикник с друзьями или играли в настольные игры с детьми? Есть ли у вас дело, которым вы увлечены? И последнее, откройте приложение «экранное время» на своем телефоне/планшете и посмотрите, сколько часов в день вы проводите перед экраном? Это именно то время, которое вы готовы позволить своему ребенку?

В среднем, «экранное время» должно варьироваться от полутора до четырех часов в день в зависимости от возраста ребенка. Это время включает общение в социальных сетях, игры и выполнение домашнего задания на любых носителях (телефон, планшет, компьютер, телевизор). Это ограничение должно быть твердым, поддерживаться всеми членами семьи и не изменяться в выходные или праздничные дни.

Любые изменения начинаются с себя, а работа над собой – это самое сложное, что может делать человек, но только так мы можем менять окружающий нас мир и формировать осознанный взгляд на реальную жизнь у наших детей.

P.S. Привыкание к экрану у ребёнка наступает очень быстро – он начинает скандалить и требовать мультики или компьютер, возмущаться попыткам родителей установить правила и ограничения.

Что же с этим делать узнайте из моего семинара «ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

Автор статьи моя коллега Наталья Барложецкая.

Поделитесь в комментариях:
— Считаете ли вы, что ограничивать время пребывания ребенка в сети Интернет необходимо?
— Сколько времени ваш ребенок проводит перед экраном информационных устройств?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу бесплатный онлайн-курс «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

Источник

Сейчас невозможно представить мир без интернета. Компьютер, планшет, смартфон стали необходимы для человека, чтобы идти в ногу со временем. Порой дети лучше родителей разбираются в новых технологиях, так как детская психика заточена на новое, на развитие во всех сферах жизни. Задача родителей разумно подойти к проблеме использования детьми компьютерных технологий и влиянию интернета.

Влияние интернета на психику ребенка и подростка

Интернет предоставляет неисчерпаемые информационные возможности, что очень экономит время и силы. Можно, не выходя из дома, присутствовать на мастер-классах, различных уроках, провести запись к врачу через интернет и т.д. Но компьютерное обучение не может заменить общение с учителем, его реакции на ход мыслей учеников, общие обсуждения тем, разговоры, эмоции, объяснения – все из чего складывается урок. Дети нуждаются в разговорах с взрослыми, в их наглядных объяснениях действий с предметами, например, при счете. Поэтому, школьникам в европейских странах разрешено заниматься за компьютером не более 40 минут в день. Конечно, младшим школьникам надо сократить время до 15 минут в день.

Но дома родителям иногда бывает даже удобно, что ребенок долго сидит за компьютером, не пристает с просьбами, разговорами, и в то же время не болтается по улице. «Лучше пусть играет в компьютерные игры, тем более, если сделал уроки» — думают они.

Если разобраться, некоторые компьютерные игры даже полезны: развивают мелкую моторику рук, память, внимание, визуальное восприятие, зрительную координацию, логическое мышление, быстроту реакции. Они учат ребенка добиваться поставленной цели, принимать нестандартные решения в сложных ситуациях. Ребенок учится таким премудростям, как анализ, обобщение и классифицирование, а также совершенствует навыки интеллекта. Но игры на компьютере сопровождаются серьезным нервным напряжением, т.к. требуют моментальной ответной реакции. Из-за такой кратковременной концентрации нервных процессов, ребенок быстро утомляется, испытывает нервное возбуждение и стресс. Поэтому, чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить с гаджетами: дошкольники — не более одного часа в неделю. Хотя некоторые английские психологи утверждают, что детям до десяти лет компьютер запрещен, так как подавляет интерес к старым добрым играм и общению со сверстниками. Но не все ученые так категоричны. Много зависит от родителей ребенка и от самого ребенка – его психики и здоровья. Если ребенок играет не в «пустые» развлекательные игры, а в серьезные и развивающие, он долго играть не сможет и сам.

К семи годам у детей, особенно у мальчиков, возникает интерес к играм, в которых убивают разными способами. Такие игры совсем не нейтрализуют агрессию, как считают многие, а наоборот, провоцируют ее. Адреналин, вырабатываемый во время такой игры, не нейтрализуется движениями, как это происходит в реальной жизни, а пагубно влияет на психику и физическое состояние организма (повышается давление, начинается потливость, головные боли, иногда судороги и т.д.). Ребенок становится нервным, агрессивным, грубым. Когда же его лишают компьютера в целях наказания, он начинает ненавидеть родителей и ведет себя неадекватно.

Вопиющие случаи все чаще происходят в нашей жизни и многие сами были тому свидетелями. Например, живя с десятилетним внуком на даче, бабушка и дедушка запретили ему играть в игры дни напролет. В результате чего, соседи по даче с ужасом слушали ужасные проклятия, которые выкрикивал взбесившийся внук в адрес стариков. Приехавшие родители, конечно, спасли ситуацию, но надолго ли. Этот случай очень напоминает ломку наркомана. Ведь компьютерная наркомания является угрозой, как для подростков, так и для взрослых во многих странах мира. На первый взгляд, безобидные стрелялки, где ребенок хочет почувствовать себя суперменом, затягивают в виртуальную жизнь, из которой не все могут выбраться. Поэтому, взрослым необходимо следить за временем, проводимым у компьютера, ведь дети увлекаются и не могут остановиться. Вы же не будете кормить ребенка одними конфетами или чипсами, не разрешите гулять ему весь день до позднего вечера. Ребенок должен соблюдать режим, делать уроки, подчиняться дисциплине. Поэтому надо принимать меры: строго ограничивать общение с компьютером, заменяя его чем-нибудь другим. Например, занятиями в секции, общением с друзьями, походами в театр, в гости, приобщением ребенка к помощи по дому. Конечно, для этого нужно родительское время и силы.

Когда двух-трех летнему ребенку дают планшет, то он для него гораздо увлекательнее игрушки, в которую поиграл, и она надоела. У компьютера несоизмеримо больше возможностей, например, развивающие игры для малышей. Но их надо сочетать с реальными играми. Маленькие дети очень быстро становятся зависимыми от гаджетов, особенно, когда родители сами подолгу сидят за компьютером, не находя времени для общения с малышом. В этом возрасте у ребенка развивается речь, и родителям необходимо как можно больше разговаривать с ним. Ведь порой, дети, не умея разговаривать, прекрасно управляются с планшетом. А став постарше, общаются через социальные сети, предпочитая такое общение реальному. Как правило, это дети, которым реальная жизнь неинтересна. Поэтому, после общения с компьютером, с ребенком надо идти на прогулку, чтобы он побегал, попрыгал, полазил. Дальше ребенок будет сам стремиться к реальным движениям, потому что для его организма противоестественно подолгу сидеть в статичной позе. Привыкший к движениям, к прогулкам на свежем воздухе, ребенок сам будет лимитировать время общения с компьютером. Воспитывать такую саморегуляцию необходимо с двух-трех лет, и она останется на всю жизнь. Он сам будет чувствовать дискомфорт, «отупелость» от общения с компьютером.

Приучая ребенка к реальному общению, делясь с ним своими чувствами и переживаниями здесь и сейчас, родители показывают разницу между реальным и виртуальным общением, где отсутствуют прикосновения, интонации и запахи. И пусть дети все равно общаются с ровесниками в соцсетях, для них реальное общение с друзьями будет предпочтительнее виртуального. Прививая ребенку вкус к реальному общению, к реальной жизни, родители уберегут его от погружения в искусственную виртуальную среду и научат использовать компьютер конструктивно: не застревать на играх и фильмах, а использовать всемирную сеть в образовательных целях.

Источник

Здравствуйте, мамы и папы!  Сегодня в каждой семье есть компьютеры, ноутбуки, планшеты и телефоны. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни и жизни наших детей. Поэтому сегодня затронем эту тему – влияние интернета на ребенка.  Как всемирная паутина будет влиять на ребенка, определяется установленными правилами, действующими в вашей семье.

Одни дети пользуются интернетом для поиска полезной и интересной информации, другие впитывают весь «хлам», опубликованный в сети.

Как поступить правильно, когда без пользования интернетом нельзя, а уберечь свое чадо хочется?

Содержание статьи

Положительное влияние интернета на ребенка

  •  сегодня интернет необходим детям для учебы (от поиска информации для реферата до сведений для лабораторных работ).
  • общение с родственниками и друзьями из других городов, стран.
  • интернет – место, где можно найти специальные программы для обучения детей читать и считать, для развития логического и стратегического мышления. Обучения иностранным языкам и другое.
  • умение ловко использовать функции и программы компьютера и интернета – вклад в будущее вашего гения, ведь мир прогрессирует и интернет – неотъемлемая его часть.
  • ознакомление с другими странами (виртуальные путешествия), изучение исторических фактов расширит мировоззрение ребенка.
  • для детей – инвалидов, интернет чуть ли не единственная возможность общаться со сверстниками и не чувствовать себя изгоем.

Если вы предполагаете, что ребенок использует интернет не по необходимости, а для просмотра «взрослой информации, видео», нелишним будет установить на компьютере функцию родительского контроля, но и это не будет 100% защитой любознательного чада. Влияние интернета на ребенка тем выше, чем меньше внимания ребенок получает от родителей и чем меньше контроля этому моменту с их стороны.

Отрицательное влияние интернета на ребенка

  • любопытство деток часто заводит их на сайты с пропагандой алкоголя, курения и наркотиков. На сайты со «взрослым» видео контентом.
  • искривление различных отделов позвоночника, снижение остроты зрения и другие сопутствующие заболевания подстерегают несмышленыша, долго сидящего перед монитором компьютера или планшета.
  • всё больше на просторах всемирной паутины появляется web-страниц и групп, оказывающих психологическое влияние на настроение и поведение ребёнка. Подталкивают на необдуманные и опасные поступки.
  • постоянное «сидение в интернете» вызывает дефицит живого общения со сверстниками и может стать причиной асоциального поведения.

Чтобы обойти стороной возможные проблемы при взаимодействии чада с интернетом, важно завоевать его доверие и стать примером и авторитетом почемучки.

Хотите отучить малыша проводить все время за компьютером? Перестаньте сами пользоваться социальными сетями и другими интернет-ресурсами. Наглядный пример будет лучше и безболезненнее восприниматься.
Влияние интернета на ребенка – вопрос важный и многогранный. Он несет с собой как положительную, так и отрицательную стороны. Важно понимать, что в современном мире интернет не только помощник в поиске ответов на вопросы, но и «скрытый учитель», принимающий участие в формировании мировоззрения ребенка и социальных ценностей.

Влияние интернета на подростка

Родителям детей переходного возраста нужно быть особе терпеливыми и стойкими, так как переход от детства ко взрослой жизни не так легко принимается подростками.  Особенности функционирования гормональной системы накладывают свой отпечаток на поведение школьника: нелогичные и необдуманные поступки и резкость в высказываниях лишь малая часть перестройки психики подростка. Последствия у этих перестроек не всегда благоприятные.

Неприятие подростка сверстниками – одна из причин «зависания» в сети, а не во дворе с друзьями. Так юноша или девушка убегают от насмешек и оскорблений своих товарищей. Если вовремя не обратить на это внимания, то может привести к интернет-зависимости подрастающего поколения.

Дружеская и искренняя беседа родителей с подростком могут исправить его психологическое состояние и помочь преодолеть этот нелегкий период.

Споры о социальных ценностях ведутся на протяжении столетий, но единого мнения так и не сложилось ведь отчасти, мы все заложники прогресса. Так что решение о пользовании интернетом и его запретом только за вами. Главное, помните, что влияние интернета на ребенка зависит от того, насколько теплые и доверительные отношения в семье.

Взаимопонимания вам с детьми, дорогие родители! =)

Больше интересных статей у нас на сайте: https://solnze-vdom.ru

Источник