Влияние игры на развитие речи ребенка
Антонида Любушкина
Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста
«Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Младший возраст является наиболее сенситивным периодом для усвоения речи. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь. Удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен идти в интересной, доступной игровой форме. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Малышам еще трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, поэтому в своей работе я использовала преимущественно игровые формы образовательной деятельности.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребенка.
Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей. Например, дидактическая игра «Поезд», где детям предлагается двигаться за воспитателем, выполняя его поручения и издавая звуки поезда, затрагивает области: «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание». Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке», направленная на активное использование слов в речи, составление сложных предложений («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»). Дидактическая игра «Оркестр», в которой детям предлагалось отгадать загадку о музыкальном инструменте, кто первый отгадает тот получает инструмент, таким образом получается оркестр. Данная игра интегрирует в себе образовательные области «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Труд».
Дидактические игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком.
В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие игры:
Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»)
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:
— формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо было назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии» (учить соотносить существительное с глаголом) ; «Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением) ; «Выполни команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета) и др.
— развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто лучше слышит», где детям предлагалось разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в барабан и др., задача первой команды — отгадать все звуки, затем команды меняются местами. Также были подобраны чистоговорки, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке», «Заборчик», «Часики», «Лошадка», направленные на развитие артикуляционной моторики и др.
— развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» — дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой это предмет; в игре «Где наши ручки?» дети учатся образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось найти игрушку, в ответах использовать предлоги, другой вариант игры: воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать спрятанный предмет.
— для развития связной речи (монологической и диалогической) я использовала дидактические игры «Назови, что сделал умей-ка» — составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было бы если?», где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение по поводу каких-либо высказываний, например «Что было бы если бы все дети ели только одни конфеты?». Сюжетно-дидактические игры. В которых дети выполняют определенные роли: роль доктора и пациента в игре «Больничка», продавца и покупателя в игре «Магазин» и др. В этих играх дети не только учатся свободно общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и нормы поведения.
В результате целенаправленной и систематической работы по образовательной области «Коммуникация» мы добились положительных результатов. Дети к концу учебного года легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателем, родителями и сверстниками. Речь у ребят стала более четкой, больше используются в речи обобщающие слова. Предложения при составлении описательных рассказов стали сложными распространенными. Развивающая среда в группе пополнилась картотекой дидактических игр на развитие речи, дыхательных гимнастик, пальчиковых гимнастик, атрибутикой для сюжетно-дидактических игр.
Таким образом, систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем мире.
Источник
Дина Чернова
Влияние игры на развитие речи старших дошкольников
(выступление на педагогическом совете)
Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, обыденное становится необычным. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра способствует развитию творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении. Так старшие дошкольники объединяются для игры, продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог. Дети учатся самостоятельно продумывать атрибуты необходимые им для организации игры. В игре старших дошкольников отражаются переживания детей, их отношений к жизни.
Игра побуждает детей знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В своей самостоятельной деятельности старшие дошкольники активно используют настольно – печатные дидактические игры, а так же творческие игры: сюжетно – ролевые, режиссёрские.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры – драматизации – разыгрывание сказок и рассказов, строительные).
Творческая игра служит поводом для расширения кругозора. Игровые переживания способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали её. В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. В старшем дошкольном возрасте дети стараются все свои мысли, действия облекать в слова. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Так в режиссерской игре «Музей глиняной посуды» если ребёнку достаётся роль экскурсовода, он охотно рассказывает «посетителям» об экспонатах выставки. Выполняя игровое действие, он через игру показывает, какими знания владеет сам, ненавязчиво передаёт их своим сверстникам. Кругозор ребёнка «экскурсовода» можно расширить до игровых действий через индивидуальную беседу, рассматривание экспонатов, иллюстраций…
Больше влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, а так же и как средство воспитания, различных сторон личности ребёнка.
Дидактическая игра может быть использована как часть занятия и как самостоятельная деятельность. В первом случае ведущую роль выполняет воспитатель, который создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. С помощью игр – занятий воспитатель вносит определённые знания, учит играть.
Во время игры – занятия идёт прямое обучение детей с использованием игровых приёмов действия.
Чаще всего дидактическая игра используется при обучении детей математике «Определи соседа», «Засели дом»; родному языку «Какой? Какая? Какое?», «Один много»…; ознакомлению с природой и окружающем миром «Что изменилось?», «Что сначао, что потом?», в развитии сенсорной культуры «Собери натюрморт», «Собери пейзаж», «Составь портрет»…
Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Где педагог может быть как учителем, так и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам, действиям, если эти правила ими усвоены. Для того чтобы привлечь внимание детей к дидактическим играм, пособиям, художественной литературе мы используем знаки мотивации: «Глаз», «Язычок», «Ухо», «Рот»…
Яркая, красочная среда речевого уголка привлекает внимание детей, «зазывает» дошколят к самостоятельному объединению к игровой речевой деятельности, а в старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развитие связной речи детей. Так «Восклицательный знак» призывает детей – поиграй со мной. «Глаз» говорит — расскажи, что ты видишь, рассмотри иллюстрации. «Рука» предлагает — открой книгу, полистай страницы….
Привлекают детей к дидактическим играм в речевом мини центре и значки сложности. Они пробуждают у ребят любознательность, инициативность. Так на игре не знакомой, новой сначала ставится знак «Три колокольчика», что означает — игра познавательная, сложная, интересная, новая. По мере усвоения правил игры, когда дети начинают играть самостоятельно, игра востребована, появляется знак сначала «Два колокольчика», затем «Один колокольчик», что означает игра простая, может использоваться детьми в самостоятельной деятельности.
Привлекают внимание детей плачущие знаки мотивации. Так знак «Слёзы» — призывает детей поиграть с невостребованной детьми игрой. Воспитатель, привлекая внимание детей, объясняет, что игру никто не берёт для игры, и она заскучала, заплакала. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать желание у детей самостоятельно объединяться для игры, самостоятельно играя и соблюдая игровые правила, поддерживать игровой диалог. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариантности. Для этого надо вместе с детьми придумать более сложные правила. (Можно сделать временное ограничение для продолжительности игры, усложнить игровые правила).
Стимулируя игровую деятельность, используем поощрительные призы. Призовой стимул очень способствует развитию игровой деятельности. Участие воспитателя в этом случае носит косвенный характер, он равноправный участник игры, принимает участие в игре на общих основаниях. При определении победителя игры, даёт возможность детям самим оценить действия играющих, определить лучшего.
Большое влияние на развитие связной речи дошкольников оказывают словесные игры. Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. В процессе игры дети обучаются способам сравнения двух объектов.
Словесную игру можно использовать как часть фронтального занятия. Детям нравится порассуждать во время игры «Хорошо – плохо», отстаивать свою точку зрения при рассматривании картины через игру «Волшебник времени». Увлеченно дети рассматривают картины с использованием «Волшебных трубочек» (технология ТРИЗ, рассказывают что видят, домысливают сюжет, а «Волшебные трубочки» помогают детям конкретизировать рассматриваемый объект, выделяя его из общего поля зрения.
Фронтальное или индивидуальное проведение дидактических игр, «Какой? Какая? Какие?», «Один – много», «Кто что делает?» способствуют расширению у детей активного и пассивного словаря. Дидактические игры типа «Забавные истории» помогают детям составлять описательные рассказы по серии картинок. Через игру идёт развитие внимания, памяти, развивается логика, связная речь, игра влияет на развитие фантазии (домысливание сюжета, обогащение словаря. Игры типа «Да – нет» учат детей использовать в речи развёрнутые вопросы, предполагающие краткий ответ.
Через дидактические игры закрепляем умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в логической четкости, доказательности речи, старшим дошкольникам очень важно овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления, это умение потребуется для отгадывания и придумывания загадок, для правильного описания сюжетной картины.
Для того чтобы вызвать желание у наших детей к словотворчеству мы в группе оформили «кресло сказочника», изготовили атрибуты одежды сказочника, которые помогают детям быстрее войти в образ, изготовили алгоритм придумывания загадок. Для записывания, схематичного оформления загадки дети используют «Перо», рулон бумаги…Принимая на себя знакомый образ дети окунаются в словесное творчество. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. «Что лишнее?», «Что изменилось?» «Найди отличия». Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению глубоких знаний, умение свои знания выражать с помощью речи.
Таким образом, дидактические игры развивают речь детей, они пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Чтобы быть понятыми сверстниками дети (коррекционных групп) пытаются контролировать своё звукопроизношение.
Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о предметах, общественной жизни. Так, например дидактическая игра — «У кого какой предмет?» способствует активизации в речи слов, характеризующих цвет, размер, форму предметов.
Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий «Назови одним словом», «Четвёртый лишний». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию («Многозначные слова»).
Используя настольно – печатные игры типа «Парочки», «Лото», ставим перед собой цель: научить детей узнавать и называть, находить предметы сходные по признаку, по назначению, внешней схожести (чашка, стакан, кружка; платье – сарафан; портфель – ранец).
Через игры дети знакомятся с огромным количеством вещей, которые его окружают. Бывает, ребёнок испытывает затруднение при назывании предметов сходных по назначению и похожих по внешнему виду (чашка – стакан – кружка). Умение группировать и классифицировать предметы можно закрепить через игры «Одень Машу и Алёшу» (одежда сезонная, домашняя, праздничная); «Птицы» — перелётные, зимующие, болотные, домашние, водоплавающие; «Животные» — дикие, домашние, морские животные…
Через игру учим детей узнавать и называть цвета и их оттенки «Цветные странички», «Цветное лото», где сначала дети запоминают близкие друг другу по цвета красный – розовый, красный – оранжевый, розовый – сиреневый, далее упражняем детей в различении, назывании светлых, темных цветов. В ходе игры дети закрепляют обобщающие слова – темные тона, светлые тона…
Наблюдая за игровой деятельностью старших дошкольников, мы видим, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
Источник