Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста курсовая

Определение игры, её сущность и особенности, проблематика и классификация. Развивающие игры и их условия: влияние игры на развитие и формирование личности ребёнка, как важнейший вид детской деятельности, развития творчества и игрового замысла ребенка.

Подобные документы

  • Теоретические основы игры как средства обучения. Понятие и сущность игры. История возникновения первых игр. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Развитие детского творчества и игрового замысла. Игра как средство воспитания детей.

    курсовая работа, добавлен 16.04.2012

  • Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка. Психологическая характеристика игровой деятельности. Роль деятельности в развитии личности ребенка. Развивающие игры и их условия. Роль игры в воспитании положительного отношения к школе ребенка.

    курсовая работа, добавлен 26.01.2013

  • Происхождение и сущность игры. Сюжетно-ролевые игры и их классификация. Театрализованные, творческие, дидактические и музыкально-дидактические игры. Влияние игры на развитие ребенка. Образцы для решения новых задач, возникающих в познании, труде.

    контрольная работа, добавлен 13.02.2012

  • Классификация и характеристики видов игры. Исследование их влияния на формирование и развитие личности ребенка, творчества, психического здоровья. Использование игры как средства воспитания. Нынешнее состояние игровой деятельности с дошкольниками.

    курсовая работа, добавлен 14.01.2014

  • Влияние дидактической игры на умственное развитие дошкольника. Формирование правильной речи и звукопроизношения. Развитие сенсорных способностей ребенка. Исследование значения игры для психического развития. Мотивационно-потребностная сфера ребёнка.

    курсовая работа, добавлен 10.02.2014

  • Происхождение и значение игры, классификация детских игр, игрушка. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников: общее влияние игры на детей, умение играть, влияние различных видов игр на развитие ребенка. Суть дидактической игры.

    дипломная работа, добавлен 11.03.2014

  • Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста. Влияние игры на развитие познавательных интересов младших школьников. Экспериментальное исследование ресурсов игры и изучение условий ее эффективного воздействия на развитие ребенка.

    курсовая работа, добавлен 03.02.2016

  • Детская игра как психолого-педагогическое явление. Особенности классификации игры. Методика организации игровой деятельности, ее значение для развития личности ребенка. Экспериментальное изучение влияния игры на развитие личности младшего школьника.

    курсовая работа, добавлен 10.09.2017

  • Модернизационные процессы в системе дошкольного образования, задачи формирования личности ребенка-дошкольника в контексте сложных процессов современной социализации. Роль в развитии и воспитании ребенка игры как важнейшего вида детской деятельности.

    статья, добавлен 27.02.2019

  • Математика и ее роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребенка. Развитие математических способностей, его структура, элементы и характеристика, критерии определения. Дидактические игры в формирования у ребенка математических представлений.

    аттестационная работа, добавлен 16.01.2009

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

Тема: «Влияние игр на развитие детей дошкольного возраста»

Игра – это огромное светлое окно, через
которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий. Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский

Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, обыденное становится необычным. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». ((Горький А. М. О молодёжи. – М.: 1949г стр. 244)

Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра способствует развитию творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении. Так старшие дошкольники объединяются для игры, продумывают игровые действия, развивают, поддерживают игровой диалог. Дети учатся самостоятельно продумывать атрибуты необходимые им для организации игры. В игре старших дошкольников отражаются переживания детей, их отношений к жизни.

Игра побуждает детей знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В своей самостоятельной деятельности старшие дошкольники активно используют настольно – печатные дидактические игры, а так же творческие игры: сюжетно – ролевые, режиссёрские.

Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры – драматизации – разыгрывание сказок и рассказов, строительные).

Творческая игра служит поводом для расширения кругозора. Игровые переживания способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали её. В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. В старшем дошкольном возрасте дети стараются все свои мысли, действия облекать в слова. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Так в режиссерской игре «Музей глиняной посуды» если ребёнку достаётся роль экскурсовода, он охотно рассказывает «посетителям» об экспонатах выставки. Выполняя игровое действие, он через игру показывает, какими знания владеет сам, ненавязчиво передаёт их своим сверстникам. Кругозор ребёнка «экскурсовода» можно расширить до игровых действий через индивидуальную беседу, рассматривание экспонатов, иллюстраций…

Больше влияние на развитие речи дошкольников оказывают и дидактические, настольно-печатные игры. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, а так же и как средство воспитания, различных сторон личности ребёнка.

Дидактическая игра может быть использована как часть занятия и как самостоятельная деятельность. В первом случае ведущую роль выполняет воспитатель, который создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. С помощью игр – занятий воспитатель вносит определённые знания, учит играть.

Во время игры – занятия идёт прямое обучение детей с использованием игровых приёмов действия.

Чаще всего дидактическая игра используется при обучении детей математике «Определи соседа», «Засели дом»; родному языку «Какой? Какая? Какое?», «Один много»…; ознакомлению с природой и окружающем миром «Что изменилось?», «Что с начала, что потом?»…, в развитии сенсорной культуры «Собери натюрморт», «Собери пейзаж», «Составь портрет»…

Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Где педагог может быть как учителем, так и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам, действиям, если эти правила ими усвоены. Для того чтобы привлечь внимание детей к дидактическим играм, пособиям, художественной литературе мы используем знаки мотивации: «Глаз», «Язычок», «Ухо», «Рот»…

Яркая, красочная среда речевого уголка привлекает внимание детей, «зазывает» дошколят к самостоятельному объединению к игровой речевой деятельности, а в старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развитие связной речи детей. Так «Восклицательный знак» призывает детей – поиграй со мной. «Глаз» говорит — расскажи, что ты видишь, рассмотри иллюстрации. «Рука» предлагает — открой книгу, полистай страницы….

Привлекают детей к дидактическим играм в речевом мини центре и значки сложности. Они пробуждают у ребят любознательность, инициативность. Так на игре не знакомой, новой сначала ставится знак «Три колокольчика», что означает — игра познавательная, сложная, интересная, новая. По мере усвоения правил игры, когда дети начинают играть самостоятельно, игра востребована, появляется знак сначала «Два колокольчика», затем «Один колокольчик», что означает игра простая, может использоваться детьми в самостоятельной деятельности.

Читайте также:  Особенности развития и поведения ребенка дошкольного возраста

Привлекают внимание детей плачущие знаки мотивации. Так знак «Слёзы» — призывает детей поиграть с невостребованной детьми игрой. Воспитатель, привлекая внимание детей, объясняет, что игру никто не берёт для игры, и она заскучала, заплакала. Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать желание у детей самостоятельно объединяться для игры, самостоятельно играя и соблюдая игровые правила, поддерживать игровой диалог. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариантности. Для этого надо вместе с детьми придумать более сложные правила. (Можно сделать временное ограничение для продолжительности игры, усложнить игровые правила…). Стимулируя игровую деятельность, используем поощрительные призы. Призовой стимул очень способствует развитию игровой деятельности. Участие воспитателя в этом случае носит косвенный характер, он равноправный участник игры, принимает участие в игре на общих основаниях. При определении победителя игры, даёт возможность детям самим оценить действия играющих, определить лучшего.

Большое влияние на развитие связной речи дошкольников оказывают словесные игры. Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. В процессе игры дети обучаются способам сравнения двух объектов.

Словесную игру можно использовать как часть фронтального занятия. Детям нравится по рассуждать во время игры «Хорошо – плохо», отстаивать свою точку зрения при рассматривании картины через игру «Волшебник времени». Увлеченно дети рассматривают картины с использованием «Волшебных трубочек» — технология ТРИЗ (Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине), рассказывают что видят, домысливают сюжет, а «Волшебные трубочки» помогают детям конкретизировать рассматриваемый объект, выделяя его из общего поля зрения.

Фронтальное или индивидуальное проведение дидактических игр, «Какой? Какая? Какие?», «Один – много», «Кто что делает?» способствуют расширению у детей активного и пассивного словаря. Дидактические игры типа «Забавные истории» помогают детям составлять описательные рассказы по серии картинок. Через игру идёт развитие внимания, памяти, развивается логика, связная речь, игра влияет на развитие фантазии (домысливание сюжета), обогащение словаря. Игры типа «Да – нет» учат детей использовать в речи развёрнутые вопросы, предполагающие краткий ответ.

Через дидактические игры закрепляем умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в логической четкости, доказательности речи, старшим дошкольникам очень важно овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета или явления, это умение потребуется для отгадывания и придумывания загадок, для правильного описания сюжетной картины.

Для того чтобы вызвать желание у наших детей к словотворчеству мы в группе оформили «кресло сказочника», изготовили атрибуты одежды сказочника, которые помогают детям быстрее войти в образ, изготовили алгоритм придумывания загадок. Для записывания, схематичного оформления загадки дети используют «Перо», рулон бумаги…Принимая на себя знакомый образ дети окунаются в словесное творчество. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. «Что лишнее?», «Что изменилось?» «Найди отличия». Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению глубоких знаний, умение свои знания выражать с помощью речи.

Таким образом, дидактические игры развивают речь детей, они пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Чтобы быть понятыми сверстниками дети (коррекционных групп) пытаются контролировать своё звукопроизношение.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о предметах, общественной жизни. Так, например дидактическая игра — «У кого какой предмет?» способствует активизации в речи слов, характеризующих цвет, размер, форму предметов.

Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий «Назови одним словом», «Четвёртый лишний». Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию («Многозначные слова»).

Используя настольно – печатные игры типа «Парочки», «Лото», ставим перед собой цель: научить детей узнавать и называть, находить предметы сходные по признаку, по назначению, внешней схожести (чашка, стакан, кружка; платье – сарафан; портфель – ранец).

Через игры дети знакомятся с огромным количеством вещей, которые его окружают. Бывает, ребёнок испытывает затруднение при назывании предметов сходных по назначению и похожих по внешнему виду (чашка – стакан – кружка). Умение группировать и классифицировать предметы можно закрепить через игры «Одень Машу и Алёшу» (одежда сезонная, домашняя, праздничная…); «Птицы» — перелётные, зимующие, болотные, домашние, водоплавающие; «Животные» — дикие, домашние, морские животные…

Через игру учим детей узнавать и называть цвета и их оттенки «Цветные странички», «Цветное лото», где сначала дети запоминают близкие друг другу по цвета красный – розовый, красный – оранжевый, розовый – сиреневый, далее упражняем детей в различении, назывании светлых, темных цветов. В ходе игры дети закрепляют обобщающие слова – темные тона, светлые тона…

Наблюдая за игровой деятельностью старших дошкольников, мы видим, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют наши дети, чем шире их духовный мир, тем игра становится интересней, самодеятельной. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.

                                                               Автор:
 Зенина Марина Владимировна
воспитатель,
МБДОУ «Вишенка»№13
 Республика Адыгея,пгт Яблоновский

Источник

Анастасия Гиденко
Реферат «Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте»

ВВЕДЕНИЕ

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным дети до семи лет большую часть дня проводят в игре. Ребёнок играя развивается. Пристальное внимание к развитию игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников. Игра — важное средство развития способности к творчеству. Игра для ребёнка — это сотворение собственного мира,в котором можно установить удобные для себя законы: избавиться от многих житейских сложностей, помечтать. Сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и её общеразвивающего значения ставит организацию игровой деятельности в разряд приоритетных. Ученые разных стран принимают активные попытки интегрировать различные подходы к игре, пересмотреть понятие игры. Известным ученым исследователем детской игры являлся Д. Б. Эльконин. В последние годы детские сады стали превращаться в маленькие школы, где акцент сделан на подготовку детей к учебной деятельности. Но естественное состояние ребёнка-дошкольника — это всё-таки игра, а не учёба, поэтому мы решили взять за цель нашей работы — исследования развития игровой деятельности в дошкольном возрасте. В дошкольной педагогике игра рассматривается как средство познавательного развития, воспитания определённых качественных и индивидуальных способностей; как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и свободно протекающей игре создаются детские дружеские сообщества, складываются между играющими определённые отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы. В игре, как ведущей деятельности, происходят существенные изменения личности дошкольника, освоение им общественных ролей и связей, нравственных норм поведения, его интеллектуальное и эмоциональное развитие. Объект исследования выступает процесс игровой деятельности в дошкольном возрасте. Так как детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка. В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми». Творческие игры различают по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные). Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы — подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх — без этого не может успешно проходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.А отличия заключаются в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развития сюжета. В играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил. Предмет исследования особенности сюжетно — ролевой игры.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам до года мальчика видео

1) Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

2) Степень и характер влияния игры зависит от возраста и уровня развития игровой деятельности ребёнка.

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Общие представления об игровой деятельности

Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Согласно подходу отечественных психологов, мир ребенка — это, прежде всего взрослый человек, который удовлетворяет все его биологические и психологические потребности. Только через общение и отношения со взрослым ребенок приобретает свой собственный, субъективный мир. Даже в случаях противостояния и противодействия взрослому этот взрослый совершенно необходим ребенку, так как именно он дает возможность почувствовать свою автономность и независимость. Ребенок живет не в воображаемом мире грез, а в обществе людей и в обстановке человеческих предметов. Именно они и составляют главное содержание мира ребенка. Специфика этого детского мира заключается не во враждебности миру взрослых, а в особых способах существования в нем и его освоения. С этой точки зрения, детская игра — это не уход от мира взрослых, а способ вхождения в него. Важнейшей особенностью работ отечественных психологов в области психологии детской игры является, по мнению Д. Б. Эльконина, прежде всего преодоление натуралистических «глубинных» теорий игры. Согласно взглядам М. Я. Басова детская игра, особый вид поведения, ее отличительная черта — процессуальность. Отличительной особенностью игры является свобода во взаимоотношениях со средой, а именно отсутствие у ребенка каких-либо определенных обязательств, так как его существование обеспечивается родителями, а общественных обязанностей на нем еще нет. Социальное содержание игры определялось им как характер взаимоотношений ребенка со средой, зависящей от условий его существования. Под руководством М. Я. Басова был проведен структурный анализ игровой деятельности дошкольников. Особую точку зрения на игру развивал П. П. Блонский. Он приходит к мысли, что вообще нет особой деятельности, именуемой игрой. То, что обычно зовется игрой скорее строительное или драматическое искусство. Во всех своих формах игра, по его мнению, подлежит исследованию со стороны ее социального содержания. Несомненный вклад в развитие представлений об игре как деятельности внес С. Л. Рубинштейн, который рассматривает игровую ситуацию главным образом со стороны мотивов и игровых действий. Исходная особенность,определяющая сущность игры — это ее мотивы: переживание значимых для ребенка сторон действительности. Рубинштейн отмечает особенности игровых действий: они скорее являются выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Эти действия выражают отношение к цели, с чем и связано замещение одних предметов другими, приобретающими значение, определяемое их функцией в игре. С. Л. Рубинштейн разделяет позицию об игре, как об особом виде деятельности, ее особый тип, выражающий определенное отношение личности к окружающей действительности. Наиболее значительный вклад в развитие представлений об игре ребенка, безусловно, внёс Л. С. Выготский. Он заложил основу для дальнейшего ее изучения как деятельности, имеющей определяющее значение в психическом развитии ребенка. Этот аспект нашел свое отражение в исследованиях его учеников и последователей Д. Б. Эльконина. В отечественной психологии показано, что развитие человека происходит в его деятельности. Причём деятельность — это не только поведение, но и представления, желания, переживания, связанные с каким-то предметом. Создавая какой-либо предмет (материальный или идеальный) человека «опредмечивает» своё «Я», определяет себя, находит своё место в мире. Все способности человека, и его личность не только проявляются, но и формируются в его деятельности. Для каждого возраста существует определённая деятельность, которая ведёт за собой развитие — она так и называется — ведущая. В младенческом возрасте это общение со взрослым, в раннем (от 1 до 3-х лет) — действия с предметами, в дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью становится игра. Вместе с тем сегодня исследователи отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Это связано с переходом отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития. На начальных этапах становления общественного дошкольного воспитания, игра служила средством «проработки» знаний. Педагогический процесс детского сада был настолько не расчленен, что трудно было понять, где и как надо давать детям знания, а где они должны иметь возможность действовать свободно. Но сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний. В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет сюжетно-ролевой игре «освободится» от чисто дидактической функции «проработки» знаний.Существенна и другая причина: разрушение естественного механизма передачи игровой культуры. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастныхгруппах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт — и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры. Но у современного дошкольника существует мало шансов приобрести их, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время — большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени. В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой, особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Тревожные признаки развития ребенка до года

ГЛАВА 2. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1 О пользе детской игры

Одна из причин того, что дети не играют, — недооценка этой деятельности взрослыми.Главный аргумент взрослых: игра — бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем (в отличие от письма и счета). Под бесполезностью в этом случае понимается отсутствие жизненно необходимого результат. Эту функцию выполняет сюжетно-ролевая игра. Именно в игре ребёнок совершает порыв из области реально существующего «здесь и теперь» в область воображаемого. В игре он впервые осуществляет интеллектуальную систематическую работу, с помощью образов, громкой речи и игровых действий удерживает идею игры, создаёт сюжет и следует ему, строит поведенческие коллизии. Но самое главное, в игре дошкольник учится относиться к придуманному им миру как к настоящему, со всей серьёзностью. Играя, он всегда находится на стыке реального и игрового мира,занимает одновременно две позиции: реальную — ребёнка и условную — взрослого. Это — основное достижение игры. Она оставляет после себя вспаханное поле, на котором могут произрастать плоды теоретической деятельности — искусство и наука. Многие известные ученые, такие как, Ф. Фребель, Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, М. Александер, В. Райх, отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка. Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а так же создают оптимальную двигательную среду. По мнению В. В. Гориневского, Е. А. Аркина подвижная игра — незаменимое средство физического воспитания ребенка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых физических и познавательных умений. В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе;в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели.Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования «Кто скорее добежит к своему флажку?» Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими,которое предполагает соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием, в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. П. Ф. Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой, выстраивать свое поведение согласно поставленной цели. Содержание игры включает в себя движения, используемые в игре, которые предварительно усваиваются ребенком в систематических упражнениях. Важной характеристикой игры являются игровые правила. П. Ф. Лесгафт рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, вводятся варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку действия, с более, повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения.Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел выиграть; был недостаточно внимателен. Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выбрать водящего и попросить затем объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он делает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли поручаются детям.

Источник