Влияние игры на психическое развитие ребенка по эльконину

Влияние игры на психическое развитие ребенка по эльконину thumbnail

По
мнению Д.Б. Эльконина игровая деятельность
играет очень важную роль в психическом
развитии ребенка, однако значение
ролевой игры исследовано еще недостаточно.

  1. Игра
    и развитие мотивационно – потребностной
    сферы

Игра
выстпаует как деятельность, имеющая
ближайшее отношение к потребностной
сфере ребенка.

  • Здесь
    происходит первичная эмоционально –
    действенная ориентация в смыслах
    человеческой деятельности.

  • Возникает
    сознание своего ограниченного места
    в системе отношений взрослых

  • Возникает
    потребность быть взрослым

  • Возникает
    новая форма мотивов (мотивы начинают
    иметь форму обобщенных намерений)

  1. Игра
    и преодоление «познавательного
    эгоцентризма»

Игра
выступает как реальная практика:

  • смены
    позиции при взятии на себя роли

  • отношений
    к партнеру по игре с точки зрения то
    роли, которую выполняет партнер

  • действий
    с предметами в соответствии с приданными
    им значениями

  • координации
    точек зрения на значения предметов без
    непосредственного манипулирования
    ими

В
игровой деятельности происходит
познавательная и эмоциональная
«децентрация» ребенка

  1. Игра
    и развитие умственных действий

В
игре могут возникать такие комбинации
материала и такая ориентация в его
свойствах, которые могут приводить к
последующему использованию этого
материала в качестве орудий при решении
задач. В игре развиваются более общие
механизмы интеллектуальной деятельности.

Выводы:

  1. Игра
    – это такая деятельность, в которой
    воссоздаются социальные отношения
    между людьми вне условий непосредственно
    утилитарной деятельности.

  2. Проблемой
    игры занимались:
    Е.А.
    Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер,
    Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин,
    Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже
    и другие ученые – психологи.

  3. С
    переходом общества на более высокую
    ступень развития, ребенок все позже
    включается в производительную
    деятельность взрослых, увеличивая,
    таким образом, период детства.

  4. По
    мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий
    тип деятельности дошкольного возраста,
    где

  • Сущность
    игры – исполнение желаний, обобщенные
    аффектов

  • В
    игре ребенок принимает на себя различные
    роли взрослых

  • Всякая
    игра есть игра по правилам

  • Игра
    требует от ребенка действий

  • Игра
    – источник развития

  1. Д.Б.
    Эльконин выделил4
    уровня развитии игры, которые различаются
    по содержанию, значению роли для ребенка,
    наличием правил и рядом других признаков.

  2. Общий
    путь развития подчинения правилу
    выглядит следующим образом:

    полное
    неподчинение правилуВлияние игры на психическое развитие ребенка по эльконину

    появление
    правила, но преобладание желания

    преобладание
    правила над желанием, но не во всех
    случаях

    полное
    преобладание правила над желанием

  3. Игра
    оказывает существенное влияние на
    психическое развитие ребенка в целом.
    Особенно на развитие мотивационно –
    потребностной сферы, умственных
    действий. Так же игра помогает ребенку
    преодолеть познавательный и эмоциональный
    эгоцентризм.

11

Соседние файлы в папке 2 курс 2семестр

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Сюжетно ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольного и младшего школьного возраста, оказывая влияние на развитие мотивационно — потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления ребёнка, формирование внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного и младшего школьного возраста.

Различают следующие структурные компоненты игры: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми. Роль раскрывает для ребёнка смысл правила, делает возможным его понимание, принятие и подчинение правилу. Выделяют четыре стадии в развитии способности ребёнка подчинить свои действия правилу:

1. правила отсутствуют и не выделяются ребёнком, что часто приводит к нарушению самой логики роли в игре;2. правила в явной форме ещё не выступают, но выполнение роли уже подчинено правилу;3. правило выступает в явной форме, осознаётся и формулируется ребёнком, но преимущественно лишь в ситуациях нарушений игры и возникновения конфликтов между сверстниками по поводу игры;4. правило осознаётся, формулируется ребёнком как основание его ролевого поведения, выполнение роли регулируется правилом. Принимая роль, ребёнок берёт на себя обязательство подчиняться правилам. Игровое употребление предметов замещение – важнейшая характеристика сюжетно ролевой игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т.е. расхождение видимого и смыслового поля. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно — действенной форме ребёнок, используя один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т.е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.^

1 .развитие мотивационно-потребностной сферы;

2.преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка;

3.развитие идеального плана;

4.развитие произвольности действий.

Наблюдая за развитием ролевой игры у дошкольников, можно заметить, что, прежде всего, возникает представление о роли (костюм, инструменты), затем роль начинает диктовать определенные действия, и, наконец, в воображаемую ситуацию вовлекаются другие дети, от которых требуется соблюдение определённых правил поведения, соответствующих данной ситуации.

Игра имеет чрезвычайно большое значение для умственного и нравственного развития ребёнка, для формирования его способностей и становления личности в целом.

Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир.

Только дошкольный возраст в силу специфики ведущей деятельности — игры — позволяет сделать коммуникативно ценными практически любые языковые единицы, в том числе звуки, слоги, слова.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе внеклассной работы. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка.

Игра всегда предполагает принятие решения, как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети об этом не задумываются. Для них игра, прежде всего — увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание языка. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения — «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Однако, прежде чем приступить к игре, ответьте на следующие вопросы:

1. какова цель игры, чему в ней должен учиться ребёнок?

2. умеет ли ребёнок строить такое высказывание

3. Ответив на эти вопросы, попробуйте сами превратиться в ребёнка и придумать, в какой интересной ситуации могло бы возникнуть высказывание по такой модели.

4. Подумайте, как обрисовать эту ситуацию ребёнку таким образом, чтобы он её сразу принял…

5. С удовольствием играйте с ребёнком сами!

Цель ролевой игры — побуждать к спонтанной речевой деятельности, способствовать формированию более прочных умений и навыков.

Ребёнок в ролевой игре может выступать в роли себя самого, английского ребёнка или взрослого, сказочного персонажа или животного, ожившего предмета и т.п. — возможности здесь безграничны.

Детская игра — понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребёнок воображает себя лётчиком, а стулья — сверхзвуковым самолётом. Это и игра по заранее установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.), где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.

По существу, в каждой игре мы имеем дело с одним — двумя речевыми образцами, повторяющимися многократно. Поэтому с точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение.

С другой стороны, игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Сюжетно-ролевые игры, с нашей точки зрения, способствуют выполнению важных методических задач:

— созданию психологической готовности детей к речевому общению;

— обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

— тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

Психологическая природа предмета диктует необходимость широкого применения игры: в искусственно создаваемых ситуациях, когда все реальные задачи общения могут быть решены детьми на родном языке, общение на иностранном языке — всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее будут соблюдаться здесь законы игры, тем эффективней будет иноязычное общение.

Рассмотрим основные функции игры, которые реализуются как бы в двух планах.

1. Для учителя игра — аналог упражнения, действие, в котором дети учатся артикулировать звуки, воспринимать звуковые различия, понимать слова, выбирать слова составлять фразу по модели, подбирать модель, необходимую для данной ситуации, изменять слово для придания ему нужного значения и т.п.

2. Для ребёнка игра — интересное, увлекательное взаимодействие с педагогом и сверстниками, в котором создание высказывания определенного типа диктуется внутренними потребностями игры.

Обучение иностранному языку в школе включает в себя: классную (урочную) и внеклассную работу. Внеклассная работа представлена и осуществляется кружками английского языка. Именно во внеклассной работе дети имеют практику в применении английского языка, в овладении коммуникативной компетенции, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка, сколько практическому овладению иностранным языком.

В конце моего выступления хотелось бы привести пример как я использую сюжетно ролевые игры в кружках по английскому языку в 1 классе.

Для того чтобы совершенствовать речевые умения и закрепить лексику по теме «Животные» я использую игру «In the zoo». Один из учащихся – экскурсовод или я, а остальные – группа учеников. Каждый ученик должен спросить у экскурсовода: Is the dog a domestic animal? Where does the dog live? What does the dog eat/drink?

Муниципальное образовательное учреждение

Лесноуколовская основная общеобразовательная школа

Красненский район

Белгородская область

Доклад

«Использование сюжетно ролевых игр во внеклассной работе по иностранному языку с младшими школьниками»

Подготовил учитель иностранного языка

Плешкова Елена Сергеевна

с. Лесное Уколово 2011

Источник

Д.Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребенка [32].

1. Развитие мотивационно-потребностной сферы

Возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы делаются более значимыми для ребенка, нежели личностные (происходит соподчинение мотивов). Важнейшими для ребенка мотивами становятся стремление к социально значимой и социально оцениваемой деятельности, а также мотив занять новую социальную позицию.

2. Преодоление познавательного и эмоционального эгоцентризма

Ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа, а также с позицией партнера по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.

3. Развитие произвольности поведения

Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения, соотносить с ними свое поведение, контролировать выполнение игровых ролей другими участниками игры. Таким образом, развивается произвольная регуляция поведения.

4. Развитие умственных действий

Формируется план представлений, развиваются психические способности, в том числе память ребенка.

Итак, игра является ведущей деятельностью, в процессе которой создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон развития ребенка. При правильной организации игры могут стать одним из средств коррекции аномального развития глухих детей, так как в условиях игр происходит формирование как отдельных психических функций, включая речевую (и их коррекция), так и личности ребенка в целом. Игра является источником различных видов творческой деятельности детей, действенным средством развития воображения, способствует развитию творческого восприятия и отображения детьми действительности.

На тему игры проведено много исследований и написано огромное количество статей, книг. Интерес к игре объясняется, с одной стороны, ее сложностью, а с другой стороны, той особой функцией и ролью, которую она выполняет в развитии ребенка.

Обучение детей игровой деятельности строится с учетом ее особенностей, закономерностей ее развития, опираясь на реальные возможности детей – их способность к подражанию, развивающуюся наблюдательность, интерес ко всему новому, любознательность, активность и т.д.

Страницы: 1 2 

Функции института образования в обществе
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования. Наиболее важные из социальных функций института образования. 1) Трансляция и распространение культуры в обществе — первая и наиболее существе …

Конфликт и личность.
Среди факторов, разрушающе действующих на общение, вызывающих разного рода конфликты, выделяют индивидуально- психологические особенности личностей. В интерпретации сути конфликта и конфликтных отношений зарубежная психология акцентирует внимание прежде всего на врожденных или возникающих в онтогенезе, но, как правило, неискоренимых влеч …

Сценарий Побежденного (Жертвы).
Побежденный (Жертва), наоборот, это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самом достижении или чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта. Если человек решил стать известным генералом, пошел в армию и с позором был оттуда выгнан, он Побежденный (Жертва). Если его политическая карьера законч …

Источник

В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других — детства практически нет

6 периодов развития ребенка

Эту периодизацию разработал Даниил Борисович Эльконин. Эльконин разработал периодизацию детского развития еще когда был Советский Союз и подавляющее большинство детей в нее вписывались. Ключевое в периодизации — ведущая деятельность. Критерий отличия ведущий деятельности от не ведущей — не количественный. Ведущая деятельность ведет за собой развитие и является самой важной для развития. На каждом этапе — своя ведущая деятельность.

ВД обеспечивает прежде всего формирование новых образований в психике ребенка. Изменение в личностных моментах развития ребенка. И наконец, ВД на каждом этапе, внутри себя формирует новые формы деятельности, которые возможно потом, на следующем этапе станут ведущими. ВД — очень продуктивная реальность.

Всего Эльконин выделяет 6 периодов и 6 ВД. Но Эльконин настаивал на том, что это не для всех народов и не для всех времен.

В одной культуре, детство длится долго (чаще всего, в развитых культурах). В других — детства практически нет (вспомним, стихотворение Некрасова «Однажды, в студеную, зимнюю пору…»). 

Этапы психического развития ребенка по Эльконину

© Magdalena Berny

Если мы возьмем европейски ориентированную культуру, не все дети от 0 до 18-ти лет не вписываются уже в ту периодизацию, о которой мы сейчас будем говорить.

Мы будем говорить о нас и наших детях. Об отдельных детях, которые пока еще вписываются в нашу периодизацию.

Младенчество (от 0 до 1 года)

Ведущая деятельность здесь это непосредственное эмоциональное общение со взрослым (по Эльконину). В рамках культурно-деятельностной психологии были и другие мнения (например, игра), но Эльконин доказал, что это именно общение, но не просто общение, а эмоциональное общение. И не просто со взрослыми, а с близкими взрослыми. Эльконин имеет в виду непосредственное эмоциональное общение помимо ухода.

Понятно, что значения слов ребенок не понимает.

Но интонации. Разнообразная речевая масса. Эльконин не просто так говорит, что такой именно тип общение в наибольшей степени развивает. Сама жизнь поставила эксперименты над детьми.

Эффект госпитализма: если дети помещены в детский дом и за ними хорошо ухаживают, но нет этого непосредственного общения. Эти дети отставали не только в своем психическом, но и в своем физическом развитии. 

Эрик Эриксон (у него своя периодизация, но у него была периодизация пригодная для всех времен и народов) говорил о том, что именно формируется у младенца, когда взрослые окружают его таким общением: у ребенка возникает базовое доверие к миру, ощущение защищенности, того, что все закономерно в этом мире и чуть что — добрый взрослый придет на помощь.

Дальше между этапами происходит то, что у возрастных психологов называется словом «кризис». Не стоит рассматривать это как негативный момент. Например, кризис после первого периода — вполне себе легкий.

Раннее детство (от года до 3-х лет)

Ребенку становятся интересны манипуляции с предметами. Следующей ВД становится предметно-манипулятивная деятельность. И взрослый у ребенка оказывается уже на заднем плане. 

Действительно, мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность ребенка. 

Второй кризис (свойственный именно для нашей культуры): ребенок вырастает, научился пользоваться ложкой и тп. И вот, возникает кризис трех лет. Ребенок говорил о себе до этого в третьем лице («Маша пойдет гулять», «Петя бежит»). И вот, в один прекрасный день, ребенок, называя себя в первом лице, говорит то, что мама не ожидала услышать:

«А я — не хочу гулять!». Этот кризис называется по-разному: кризис упрямства, негативизма. Здесь только-только начинается присвоение ребенком социальных норм. Он обнаруживает, что есть какие-то правила. И поэтому, присвоение социальных норм начинается, как ни парадоксально, с их отрицания.

Этапы психического развития ребенка по Эльконину
© Magdalena Berny
 

Дошкольный возраст (от 3-х лет до школы)

Этот кризис рано или поздно кончается, потому что ребенка помещают на хранение в детский сад. Наступает золотое время и для ребенка и для взрослых. ВД в этой деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Эта игра имеет некий сюжет, предполагающий участие нескольких людей. И игры очень хорошо отражают те ценности, которые господствуют в данное время, в данной культуре.

Раньше играли в партизанов. Потом — в бригаду и мафиозные структуры. Игры очень хорошо отражают некие ценности, которые в семье происходят. И поэтому даже есть такой прием, когда возрастной психолог предлагает играть Маше в маму, а маме — в Машу. 

У игры есть три важные функции:

Первая — игра помогает ребенку войти в мир взрослых ценностей и взрослых смыслов. Так незаметно, играючи, ребенок присваивает человеческие ценности, он моделирует их в игре. Он понимает смысл деятельности шофера, например, или врача.

Вторая функция — он учится общению со сверстниками. Учатся говорить иначе, разрабатываются формы общения.

Третья функция — именно в игре ребенок научается управлять собой и регулировать свое поведение. Почему? Потому что игра это всегда игра по каким-то правилам и эти правила очень жесткие и их нужно соблюдать,

иначе игры не будет.

В книге «Психология игры» — приведен пример реальной игры в прятки. Папа Эльконин организовал эту игру в прятки с двумя своими маленькими дочерьми — Наташей и Галей. Одной шесть лет и она прекрасно понимает, что такое играть по правилам, а другой — три годика. И Эльконин честно ходит по этой комнате и восклицает: «А где же мои девочки?» И слышат, что в шкафу разыгрывается драма. Трехлетняя девочка все время норовит выскочить из шкафа, а шестилетняя — зажимает трехлетней рот. Но все равно трехлетняя выскакивает из шкафа. А шестилетняя обижается на нее. В три года ребенок еще не умеет владеть собой и играть по правилам.

Включите некое действие, которое ребенок не хочет выполнять в значимую для него деятельность, в игру. И все сразу изменится. (фильм «Джентельмены удачи» — «Возьмите в руки космические ложки и подкрепитесь основательно — ракета до обеда на землю не вернется…!»

Проводили исследование: одно и то же действие в одном случае проходит без сюжетно-ролевой игры, а в другом в контексте сюжетно-ролевой игры. Смысл действия — запомнить десять слов. В одном случае — просто запомнить. В другом — игра про сходить в магазин и принести десять предметов. В первом случае не обеспечена мотивация, а во втором — в игре — есть мотивация и есть смысл запомнить.

Еще одно исследование на проверку остроты зрения. Стоит ребенок в кабинете окулиста, мама где-то за дверью. Какой плакат показывают детям? Плакат с животными. Или кольца Ландольта (каждое кольцо имеет разрыв слева/справа, сверху/снизу). Вторая серия исследований — устраивается сюжетно-ролевая игра. Петя — директор автобазы. А доктор — диспетчер автобазы. И кольца это не кольца, а гаражи с воротами.

Ранний школьный возраст

Вообще-то, нормальный ребенок хочет идти в школу. Он не видит обязанностей, которые он будет выполнять, он видит кучу прав — портфель, идти куда-то наравне с мамой и папой. Ребенок, не осознавая своего подлинного мотива, выдает то, что говорили взрослые по поводу школы («в школе учатся» и тп). На самом деле, почему ребенок хочет идти в школу? Расширяются права и повышается социальный статус.

Скоро десять лет Сереже,
Диме
Нет еще шести,—
Дима
Все никак не может
До Сережи дорасти.

Бедный Дима,
Он моложе!
Он завидует
Сереже!

Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.

У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь еще Сереже
Доктор выписал очки.

Кризис, возникающий у предыдущего возраста (дошкольного) связан с тем, что ребенок не готов к школе.

 По Эльконину, готовность к школе формируется в период сюжетно-ролевой игры и это умение подчинять социальным нормам. Вначале, в три года, ребенок обнаруживает эти социальные нормы и им не подчиняется, присвоение начинается с отрицания. А к школе готовность определяется тем, насколько ребенок может произвольно управлять своей деятельностью.

Средний школьный возраст

Когда начинается подростковый возраст? В отдельных культурах подростковых кризисов не существует и в помине. По идее, кризисом называется перелом от младшего школьного возраста к среднему. Здесь тоже возникают очень важные условия для второго рождения личности. Мучительный процесс и не только для взрослых, но и для самого ребенка. Почему это происходит и появляется какая-то новизна. Дело в том, что это ведущая деятельность — интимно-личное общение со сверстником. Петя Иванов открывает для себя Васю Сидорова как очень интересного человека. И сложность этого периода в том, что именно в этом возрасте начинаются мощные биохимические процессы, в связи с половым созреванием. Это тоже накладывает. Но кризис он не имеет источником эти биохимические и психологические проблемы. Почему считается, что это не источник кризиса, а дополнительная трудность?

Маргарет Мид обратила внимание, что в каком-то племени индейцев абсолютно нет тех проблем, которые у нас возникают в связи с общением с подростками. Никаких проблем отцов и детей. Потому что в 12 и 13 лет девочка и мальчик уже муж и жена и уже ведут отдельную производственную деятельность и у них нет проблем отцов и детей, так как они не живут вместе.

Что произошло? В процессе учебной деятельности Петя воспринимал Васю как некую помеху и в процессе учебной деятельности, интимно-личностное общение возникает. Иногда возникают кризисы мировоззрения, потому что какое-то мировоззрение уже сформировалось.

У ребенка, в процессе воспитания выстраивается определенная ценностная структура и иерархия мотивов. Но дело в том, что ребенок оказывается в ситуации, когда ему кажется, что так как он смотрит на мир, смотрят на мир все. И это явление называется словом эгоцентризм. Это не эгоизм. Эгоцентризм открыл Жан Пиаже. Жан Пиаже, ровесник Выготского, крупнейший специалист в области психологии развития интеллекта. Он ввел в психологию понятие эгоцентризм и обнаружил, что вообще-то говоря, ребенок исходно занимает эту эгоцентрическую позицию и смотрит на мир со своей точки зрения. В этом смысле ребенок, рождаясь, еще субъективный идеалист и мир для него существует постольку, поскольку он его видит.

Например, девочка пяти лет говорит маме: «Сейчас сделаю темно!» и закрывает глаза. И она на полном серьезе считает, что погрузила мир в темноту. 

Пиаже наблюдал собственных детей и обнаружил, что эгоцентризм это сложное образование. Существовать значит быть воспринимаемым и раз ребенок не видит предмет, значит его нет. Чуть позднее ребенка так не обманешь. Гальперин предложил назвать факты, которые наблюдал Пиаже — феноменами Пиаже.

У Пети может быть мотив: «Жить нужно честно». У Васи — другая ценность: «Не обманешь, не проживешь». Петя уверен, что все живут так, как он. Вася — также. И поэтому Петя очень удивляется, когда видит, что Вася живет не так, как он. Вася — соответственно.

Оба в последней эгоцентрической позиции и каждый думает, что все человечество так живет.

Контрольная работа. Петя делает все сам, много всего поправил. Вася — списал чистовой вариант. Петя, который писал сам, получает три «за грязь». Вася — пять. А у Пети возникает экзистенциальный вопрос, как дальше жить? Оказывается, что что-то не так. Вася и папа Васи и мама Васи живут на основании других вещей. Основное содержание кризиса — ребенок ищет собственный путь в этом осложнившемся мире. И это осложнение возникает в результате интимно-личностного общения со сверстниками.

Обычно ребенок, зная, что есть разные варианты, выбирает хотя и сам, но часто ту систему ценностей, которой придерживаются родители. Но родители не должны насиловать его. Он выбирает сам.

Старшие классы

Когда Эльконин делал свою периодизацию, только-только ввели систему среднего образования.

Кризис последнего перехода из детства. Перелом замечается родителями иногда позитивно, а иногда негативно.

Например, Маша. Не курила, не пила и не водила мальчиков. Маша — круглая отличница. И тут вдруг Маша съехала на тройки и четверки. Маша выбрала для себя дальше путь: у нее слишком мало сил, чтобы все одинаково хорошо делать. Она выбирает гуманитарный ВУЗ и зачем ей математика и физика? Маша находится в последней ведущей деятельности, под названием учебно-профессиональная деятельность. А бывает обратная картина. Петя все время ничего не делал. А тут, в последние классы взялся за ум и начал заниматься тем, чем раньше никогда не занимался. К концу подросткового периода ребенок выбирает профессию. И какую огромную роль играют в этом взрослые. Вообще-то говоря (и это идет от школы Выготского и Эльконина-Давыдова) огромную роль в учебно-профессиональной деятельности играет взрослый. Не обязательно близкий, может быть и авторитетный взрослый со стороны или литературный герой. опубликовано econet.ru

Автор: Елена Соколова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Подпишитесь на наш ФБ:
,
чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!

Источник