Влияние игрушки на развитие ребенка презентация

Влияние игрушки на развитие ребенка презентация thumbnail

Источник

Слайд 1

Роль игрушки в развитии ребенка!!! . Игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.

Слайд 2

СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ ВИДЫ ИГРУШЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: Сюжетные или образные (куклы, мебель, посуда, предметы домашнего обихода, фигурки животных) ; Игрушки — забавы ( фигурки зверей, животных, человечков, например зайчик, играющий на барабане)- в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность. Назначение — вызвать смех, сопереживание, радость, воспитать чувство юмора. Музыкальные (погремушки, дудочки и т. д.) ;

Слайд 3

Театральные (Петрушка, куклы бибабо, их назначение- служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. Строительные игрушки , состоящие из геометричесих тел. Спортивно-моторные (способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве); Дидактические игрушки , с помощью которых знакомят с цветом, формой, величиной (матрешки, мозайки, пазлы, лото, домино) . Учатся собирать предметы. Так же игры на классификацию, обучению счету и обучению чтению. Эти игрушки воспитывают детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, способствуют развитию мелкой моторики

Слайд 4

АНТИИГРУШКА она не соответствует санитарным нормам, несет агрессию, издает неприятный звук или сделана из материалов ядовитого цвета. Даже обычная пирамидка может быть антиигрушкой. Например, если у нее конусообразное острие, это мешает ребенку самостоятельно выстраивать иерархию, а ведь именно для ее познания и придумана традиционная пирамидка.

Слайд 5

РОБОТ При продаже в голове этого робота был спрятан «чупа-чупс». Робот – мертвое, неживое существо, смесь человека и машины. Ребенок ассоциирует смерть со сладостями, и это страшно! Дети начинают бессознательно отрицать жизнь. Россия выходит на первое место в мире по числу детских самоубийств – ежегодно в стране погибают около 2500 детей в возрасте от пяти до 18 лет.

Читайте также:  Задержка у ребенка моторики развития

Слайд 6

ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЯЦ Сочетание зеленого и оранжевого – это китч, такое сочетание излишне возбуждает детей. Подобная игрушка формирует у ребенка неверное представление о мире.

Слайд 7

МОНСТР Агрессивное, демоническое изображение. Выплеснуть агрессию через такую игрушку нельзя, но в ней много знаков, и они притягивают детей – рога, зубы, демонические черты.

Слайд 8

ВОТ ТАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ

Слайд 12

Критерии выбора игрушек Соответствие игрушки интересам самого ребенка. (Интересы взрослого и ребенка очень часто не совпадают: многих взрослых привлекает внешняя красота, цена, сложность деталей или описанное развивающее значение, у детей же другие приоритеты: похожа ли на любимого сказочного героя, такая же есть у друга). Возможность что-либо с ней делать — это главное достоинство игрушки (разбирать-собирать, складывать, извлекать звуки). Разнообразие форм активности ребенка : чем игрушка более завершена, тем меньше простора для творчества (мячи, строительный материал могут занимать детей в течение длительного времени). Игровые действия должны быть самостоятельными (игрушки-загадки и игрушки-головоломки, которые сами подсказывают способ действия: матрешки, пирамидки). Эстетический аспект (игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессию).

Источник

Слайд 1

Родительский всеобуч « Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка». Психолог Облицова Т.В.

Слайд 2

Влияние игрушки на психическое развитие ребенка Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Игрушка — неизменный спутник ребёнка с самого рождения. Еще в младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета. В этом же возрасте он получает множество игрушек — заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и других. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Многие игрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли на определенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги, ножи и прочее имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка, готовящегося к будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время эти предметы превращены в своеобразные игрушки, которые, с одной стороны, как бы сохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу; стрела летит и попадает в цель; нож режет и так далее), но, с другой стороны, они уже не служат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости, чтобы придать стреле большую скорость и силу удара; игрушечная стрела имеет тупой конец, чтобы избежать несчастных случаев; игрушечный нож не имеет острого лезвия). Игрушки — копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств, например, меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки, происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.). Игрушки — копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

Слайд 3

Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов. Большинство из перечисленных предметов может быть использовано по-разному в зависимости от сюжета игры и ситуативных задач; в игре эти предметы выступают как полифункциональные. Они, выступая в качестве заместителей многих предметов, помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть действиями замещения. Если ребенок, получая в руки предмет с закрепленной за ним функцией, действует с ним в соответствии с этой функцией и затрудняется использовать этот предмет по другому назначению, то, получая полифункциональный предмет, он легко использует его в качестве множества других предметов, которые он замещает. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет себя» исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха . Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла или мягкая игрушка — партнер в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств. Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала, из которого она сделана. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать по отношению к игрушечной зверюшке радость, доброжелательность, сочувствие.

Читайте также:  Что дать ребенку для развития лекарство

Слайд 4

Наблюдения показывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую игрушку вместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотра фильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательно берут с собой мишек, собачек, котят, хотя у них есть и другие игрушки. Важное значение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено, что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза — такой облик игрушки вызывает у ребенка прилив нежных чувств. Куклы — копии человека имеют разное предназначение в игре. У традиционной «прекрасной» куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. «Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклу играют в основном девочки. У характерной куклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческие качества — наивность, глупость, озорство и т.д. Эти куклы несут в себе характерологическую заданность , которая часто определяет разыгрывание сюжета. Этих кукол любят все дети. Куклы — герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т.д. — также характерны по своей внешности (Петрушка, Винни-Пух , Незнайка и др.), но они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного поведения. Например, Красная Шапочка, Карлсон , обезьянка Анфиса всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Волк, Бармалей — плохие, злые, несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои не несут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем им приписывает, а отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт. Благодаря тому, что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы, куклы — герои мультфильмов любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Слайд 5

Заключение Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника — в игре. Игра вызывает качественные изменения в психике дошкольника, которые обуславливаются психологическими особенностями игры Игра способствует интеллектуальному развитию ребенка. В игре ребенок действует с заместителями предметов — это заставляет его мыслить абстрактно. Способствует также игра и развитию речи дошкольника. Если ребенок будет не в состоянии внятно и понятно для окружающих высказать мысль, то не сможет договориться с окружающими о правилах и условиях игры. Игра, как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его воли и воображения. Именно в игре возникает осознание своего места среди людей («Я еще ребенок!») и потребность стать взрослым. В сюжетно-ролевой игре дети моделируют на себя жизнь взрослых людей и отношения между ними. В условиях таких игр дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре. Ребенок хочет действовать правильно — как взрослый. И под влиянием этого желания он действительно начинает действовать — так, как будто он взрослый. Действия «понарошку» (условные и обобщенные) позволяют малышу улавливать смысл реального действия и эмоционально его переживать. Эмоциональное переживание предшествует интеллектуальному пониманию действительной сути взрослых занятий. Сначала ребенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя в этом собственный, личный смысл, и лишь затем, на этой основе, он способен овладевать техническими приемами и конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (и на их основе) техническая сторона действий. Это важный закон психического развития. В дошкольном возрасте этот смысл, то есть желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется у ребенка в ролевой игре. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Тем самым ребёнок становится частью общества, учится быть самостоятельным и учитывать желания других детей.

Читайте также:  Физическое и морфологическое развитие ребенка до года

Слайд 6

Анкета для изучения особенностей выбора родителями игрушки для ребенка. Укажите возраст Вашего ребенка: а) от двух лет до трех; б) от трех лет до четырёх лет; в) от четырёх до пяти; г) от пяти до семи. Укажите пол Вашего ребёнка а) женский; б) мужской Укажите, на что Вы обращаете своё внимание при покупке игрушек в первую очередь, во вторую, в третью и т.д. Около соответствующих вариантов ответов поставьте цифры, обозначающие очередность Вашего выбора (1, 2, 3, и т.д.): а) на её качество; б) на цену; в) внешний вид (цвет, форма, величина); г) развивающее влияние; д ) соответствие возрасту, полу; е) страну производитель. 4. Перечислите игрушки, которые нравятся Вашему ребёнку больше остальных.__________________ _______________________________________________________________________________________ 5. Укажите, какие развивающие игрушки Вы покупаете своему ребенку. 6. Укажите игрушки, которые Вы никогда бы не купили своему ребёнку. Почему?________________ 7. Перед Вами кукла Барби и традиционная красивая кукла. Какой из них Вы отдадите предпочтение при покупке: а) кукле Барби ; б) традиционной красивой кукле. Почему? _______________________________________________________________________________________ 8. Где Вы предпочитаете покупать игрушки? а) в магазине; б) на рынке; Почему? _______________________________________________________________________________________ 9. Как Вы считаете, какое влияние может оказывать игрушка на развитие ребёнка? _______________________________________________________________________________________ 10. Покупаете ли Вы своему ребёнку военные игрушки? Если «Да», то назовите, какие из них?: ___ а) танки; б) самолеты; в) машины; г) пистолеты; д ) солдатики; е) сабли; ж) набор полицейского (наручники, дубинку); з ) набор спецназовца (бронежилет, автомат и т.п.). В противном случае напишите слово « Нет» 11. Какое, по вашему мнению, влияние оказывают на личность ребёнка игры с военными игрушками?___________________________________________________________________________________ 12.Можно ли воспитать у мальчика мужественность и смелость без игрушечного оружия: _______________________________________________________________________________________ а) да (если «да», то укажите, каким образом) ; б) нет. 13. Какие игрушки Вы предпочитаете покупать своему ребёнку: а) отечественного производства; б) импортного. 14. Какие требования к безопасности игрушки Вы предъявляете? ____________________________________________________________________________________ 15. Спрашиваете ли Вы у продавца сертификат качества на выбранную Вами игрушку: а) да; б) нет. 16. Есть ли у Вашего ребёнка игрушки – герои современных мультиков? Если «да», то укажите какие:___________________________________________________________________________________ а) телепузик ; б) покемон ; в) черепашка Ниндзя; г) Бэтмен ; д ) Человек – паук; е) робот; ж) сейлормун ; з ) другие (допишите). Если таких игрушек нет, то напишите одно слово «нет». 17. Если ли в игротеке Вашего ребёнка музыкальные игрушки; а) да; б) нет. Если «да», назовите какие ___________________________________________________________________________________ 18.Какие игрушки, способствующие физическому развитию, есть у Вашего ребёнка? 19. Наблюдали ли Вы случаи проявления агрессивности со стороны ребёнка по отношению к игрушке? Если «да», то назовите обстоятельства, при которых это произошло: а) у ребёнка было плохое настроение; б) после того, как его наказали; в) после ссоры с друзьями; г) во время сюжетно — ролевой игры; д ) он воспроизводил действия, соответствующие образу игрушки. Благодарим за ответ.

Слайд 7

Интервью с детьми старшего возраста. Назовите игрушки, которые вам нравятся? Назовите игрушки, которые вам не нравятся? Какую игрушку вы выберете: кукла Барби или обычная красивая кукла? Нравятся ли вам военные игрушки? Какие? Почему? Есть ли у вас игрушки герои современных мультиков? Какие? Есть ли музыкальные игрушки?

Источник