Влияние ходьбы на развитие ребенка

Влияние ходьбы на развитие ребенка thumbnail

Важнейшими достижениями раннего детства является овладение прямым хождением, речью, развитие предметной деятельности.

Первые самостоятельные шаги ребенок делает, как известно, в конце младенческого периода. Овладение прямой ходьбой является трудным делом для нее. Маленькие ножки ступают с большим напряжением, управление движениями ходьбы еще не выработалось, поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Наименьшие препятствия (стул, который нужно обойти, мелкий предмет, попавший под ноги) утомляют, и ребенок после нескольких шагов падает на руки взрослого или на пол.

Важную роль в этой ситуации играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребенка в овладении пространством. Похвала взрослых, их радостное поддержка побуждает ребенка при падения подниматься и снова шагать. Довольно быстро она начинает получать удовольствие от того «что делает со своим телом. Ежедневные упражнения вызывают совершенствования ходьбы, развитие двигательного аппарата. Они все меньше падают, уверенно идут к цели, но их движения еще долго остаются недостаточно координированными.

Постепенно дети начинают передвигаться значительно свободнее, выполнять движения без большого напряжения. Полуторагодичные малыши ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, различные неровности, наступают на мелкие камешки. Просто бег и просто ходьба их уже не устраивают. Они намеренно усложняют свою ходьбу: крикет вперед спиной, крутятся, передвигаются с закрытыми глазами.

На 2-м году жизни ходьба становится потребностью, дети много и самостоятельно передвигаются, проявляют исключительную активность. Интересы ходьбой несколько ослабляется, когда она осуществляется по ровной поверхности автоматизировано.

Итак, на первых порах овладения ходьбой является для ребенка особой задачей, связанным с сильными переживаниями. Автоматизация этого способа передвижения достигается постепенно, и он перестает вызывать у ребенка самостоятельный интерес.

Овладение ходьбой играет важную роль не только в физическом, но и в умственном развитии ребенка. Научившись ходить, она вступает в новый период своей жизни. V ребенка появляются новые возможности познания мира.

1. Доступность все большего количества предметов. До года ребенок мог играть с игрушками, которые давали ей взрослые. Умение ходить дало ей возможность активно знакомиться с новыми, привлекательными для нее предметами, часто с такими, которые взрослый не дал бы ей.

Благодаря ориентировочно-исследовательском рефлекса, который И. Павлов назвал рефлекс «что такое?», Ребенок, узнав возможности передвижения по комнате, преодоления его границ, чаще и охотнее прибегает к ходьбы. Она стремится знакомиться с предметами, которые используют взрослые. В этих действиях быстро совершенствуются, становятся точными, направленными и согласованными ее движения, обогащаются опыт и знания.

Основным средством ознакомления ребенка с предметами в первой половине раннего возраста е действие с ними. На 2-м году жизни манипулирования с предметами разнообразнее, приобретает другого качества. Действия с ними ребенок выполняет не только с помощью рук и глаз, в этих действиях все чаще участвуют корпус, шея, ноги. Сфера действий с предметами заметно расширяется.

В середине 2-го года жизни дети усваивают разнообразные движения: переносят вещи в руке, передвигают их, толкают; возят за шнурок назад и вперед, с одного края комнаты в другой передвигают предмет вдоль стола, дивана или доски, выдвигают из-за других предметов, подвозят под стол; перевозят или переносят предметы из одной комнаты в другую, прячут под кровать или шторку, получают с подоконника, устанавливают на полочке и т.

Такая двигательная активность имеет важное значение для развития моторики, выработка точности и согласованности движений ребенка, координации работы рук и ног, контроля глаза.

На 3-м году жизни, когда ходьба обычно усвоена, предметные действия все больше становятся игровыми и трудовыми. Они еще не имеют сюжетного замысла, поэтому их нельзя назвать игрой. Однако выполнение этих действий свидетельствует о новых возможностях ребенка, когда они становятся четкими и мотивированными. Ребенок подчиняет их не только своим желаниям, но и требованиям воспитателя.

Если на 2-м году жизни ребенок мог выполнять только одно действие, на которую ей было указано, то в конце раннего периода она способна выслушать, понять, запомнить и выполнить несколько требований.

Итак, первым следствием овладения ребенком свободной ходьбой является возможность выполнять разнообразные движения и действия с предметами. Благодаря этому она знакомится со многими новыми для нее вещами, у нее интенсивно развиваются органы чувств (зрение, осязание, слух), которые начинают более согласованно работать; ее упражнения в выполнении различных действий с предметами развивают крупную и мелкую мускулатуру, мышцы туловища, ног, рук, то есть весь нервно-физический аппарат, необходимый для выполнения сложных действий.

2. Возможность благодаря ходьбе разносторонне познать предметы. Ребенок узнает не только мелкие предметы, но и больше. Младенец, сидя на коленях у матери, видел стол сбоку и сверху. Встав на ноги, ребенок обходит стол кругом, подлезает под него и вылезает с противоположной стороны. Она движет стул, тянет его за собой, перемещая табуретку и делает много других движений. Благодаря этому познает объем, форму предметов и их частей, делает выводы об их величине.

3. Расширение контактов ребенка с окружающей средой. Младенец познавало только ближайший пространство, в котором находилось, прежде всего благодаря действиям своих рук, к которым постепенно присоединялась работа глаза. Ребенок раннего возраста начинает ориентироваться в пространстве.

Начав ходить, малыши благодаря передвижению с помощью ног, узнают расстояние и направление выполнения своих движений. У них появляется определенная согласованность в работе глаз, ног и рук, развивается глазомер, вырабатывается умение оценивать расстояние и местонахождение предмета (близко, далеко, вправо, влево, вверх, вниз). Постепенно они определяют расстояние вещей, мебели в комнате. Ребенок выходит за пределы комнаты и таким образом расширяется круг вещей, которые она узнает.

Однако 1-летние и несколько старшие дети могут, например, стоя на земле, протягивать игрушку папе, который выглядывает из окна четвертого этажа, или спокойно шагают с краю кроватки вперед, не предвидя падение.

4. Постоянная необходимость преодоления трудностей и препятствий, возникновение все новых задач. Благодаря этому развиваются начальные формы мышления ребенка. Уже на 2-м году жизни он получает первые уроки практического мышления, на 3-м — часто самостоятельно применяет некоторые знакомые ей действия для решения конкретных задач: смело переворачивает коробочку, выбрасывает из нее только вложенную цветную шарик. Этого она научилась, подражая взрослому.

Первоначальную форму мышления иногда называют «мышление руками *, или действенным практическим мышлением. Оно необходимо для дальнейшего умственного развития ребенка.

5. Появление новых чувств, интересов и желаний. Ребенка переполняет радость от своих достижений, которые она видит каждый день, каждый час. Вскоре малыш проявляет разнообразную активность: залезает под стол, вылезает на ступеньки, радостно и гордо сообщая о своих достижениях. Такие переживания помогают ребенку осознать себя, свои силы, возможности. Она делает вывод: «Вот что я могу сделать сама».

6. Необходимость преодоления препятствий на пути к цели вправляют ребенка в выполнении первых волевых действий. Выполняя действия, ребенок иногда забывает о своей первоначальную цель, поскольку ее сильно привлекает само действие. Поэтому она по несколько раз залезает на диван, табуретку или заползает под кровать, получает игрушку и снова ее туда бросает. Она радуется своим достижениям. Так начинают развиваться самостоятельность и настойчивость.

Воспитатель обязан поддерживать и развивать самостоятельность ребенка, вызвать и беречь чувства радости, которое возникает у нее при достижении желаемой цели. В то же время нельзя допускать нарушения установленных правил поведения. Чем старше и активнее становится ребенок, тем большее значение приобретает руководство его поведением. Если воспитание младенца требовало от взрослых обычно соблюдение правильного режима и заполнения периодов его бодрствования простыми играми, то руководство поведением ребенка на 2-м и 3-м году жизни значительно сложнее. Нужно уже стремиться, чтобы ребенок усвоил установленные правила поведения, на их основе умела свободно и самостоятельно действовать.

Источник

Ирина Захтаренко
Ходьба для здоровья. Консультация для родителей

Ходьба для здоровья

Консультация для родителей

Дошкольный возраст — один из важнейших периодов в жизни человека. Именно в это время формируются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, основные двигательные навыки, проявляется интерес к физкультуре.

Движения — важнейшая потребность ребенка, с их помощью он познает окружающий мир, формируется психика, активизируется внимание.

Активные движения — непременное условие нормального развития, укрепления здоровья. Для этого полезно не только выполнять специальные упражнения, но и просто ходить. Научными исследованиями и практическим опытом доказана эффективность такого вида деятельности, как ходьба, поддающаяся дозированию, обладающая выраженным тренирующим эффектом.

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.

Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни.

Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться в пространстве, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т. е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движения и условий выполнения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она заметно увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов или двигаться по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым).

При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро,мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении. Эти особенности ходьбы ребенка вызваны слабостью мышц, участвующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

Ходьба у детей в возрасте 3 — 4 лет имеет еще неравномерный темп и недостаточную четкость движений, несоблюдение указанного направления, боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты.

В возрасте 5 — 6 лет координация движений улучшается, согласованные движения рук и ног улучшаются более чем у 70 % детей, становится более равномерным шаг.

К 7 годам почти у 1 % детей более согласованные движения рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает скорость ходьбы на расстояние. У большинства детей имеется правильная осанка при ходьбе.

«Дозированная ходьба»

Термин «дозированная ходьба» означает, что физические нагрузки регламентируются (увеличиваются или уменьшаются дистанция, темп, продолжительность) в зависимости от состояния здоровья и возраста воспитанников.

Оздоровительно-спортивная ходьба доступна и показана всем здоровым людям, в том числе и детям. Оптимальный ее эффект может достигаться лишь при соблюдении правильного общего режима.

Начинать с ходьбы по ровной поверхности в безветренную погоду (ветер увеличивает нагрузки, в медленном темпе (при быстрой ходьбе организм не успевает вработаться, что приводит к утомлению).

Величина нагрузки в оздоровительной ходьбе складывается из двух компонентов — интенсивности и объема. Интенсивность ходьбы должна быть такой, при которой можно вести разговор на ходу, не допуская перенапряжения, чтобы ЧСС составляла 60% от максимальной. Лучше увеличить дистанцию или время ходьбы, но не скорость передвижения.

Осваивать оздоровительно-спортивную ходьбу лучше в два этапа.

Первый этап — прогулочная ходьба в привычном для детей темпе.Нагрузка дозируется по продолжительности: начиная с 15 минут, доходя через несколько недель до 30. При хорошем самочувствии можно увеличивать расстояние, сохраняя скорость ходьбы постоянной (ЧСС 14-16 уд. /10 с).

Второй этап — оздоровительная ходьба. После того как дети могут без напряжения ходить в течение 30 минут, целесообразно переходить ко второму этапу. Нужно постепенно увеличивать скорость ходьбы (контролировать пульс, который на этом этапе должен быть в пределах 18— 20 уд. /10 с). Дыхание должно быть произвольное, через нос.

Рекомендации: если вы видите, что ребенок дышит через рот, значит, скорость слишком велика и ее нужно уменьшить.

Для оздоровительной ходьбы характерны:

— активное отталкивание стопой с мягким перекатом с пятки на носок;

— поворот таза и активное движение в тазобедренном суставе путем подтягивания туловища к опорной ноге;

— постановка стоп почти параллельна друг другу с минимальным разворотом их в стороны. При этом нужно избегать «стопора», т. е. натыкания на край пятки, для чего голень не следует выносить слишком далеко вперед.

Переходить от обычной ходьбы к оздоровительной нужно постепенно, с периодическим включением ее отдельных элементов, пока новая техника не станет привычной. Тренировка в оздоровительной ходьбе проводится раз в день (4—5 раз в неделю, в зависимости от самочувствия. Второй раз в течение дня может использоваться только медленная, прогулочная ходьба.

Так постепенно ребенок приобретает подвижность, гибкость, силу и выносливость. Физические упражнения — незаменимые средства поддержания и укрепления здоровья.

Дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию,используется как метод физкультуры в лечебных целях:

формировать правильный стереотип ходьбы и правильную осанку;

развивать ориентировки в пространстве и зрительное внимание.

Рекомендации: обязательно измеряйте у детей пульс до и после ходьбы, а также наблюдайте за их самочувствием визуально во время ходьбы.

Упражнения в ходьбе для детей 3 — 4 лет.

Эти упражнения развивают чувство равновесия. Ребенок приобретает гибкость, быстроту и грацию будущей походки.

Исходное положение (одно и то же для всех упражнений): руки на поясе, большие пальцы сзади. Плечи и локти отведены назад. Лопатки сведены. Голова держится прямо.

«Волчий шаг» — поднять ногу, вынося колено вперед. Ступню выпрямить. Бесшумно поставить ее на землю.

«Мышиный шаг» — укрепляет свод ступни. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, но ногу нужно опускать на носок.

«Шагом, рысцой, галопом» — при ходьбе поднимать бедро до горизонтального положения. Ступня расслаблена и вытянута вперед.Передвигаться в различном темпе: шагом, рысцой, галопом.

«Солдатский шаг» — развивает чувства равновесия и ритма. Руки опустить. Идти, выбрасывая ногу вперед. Размахивать в такт руками.

«Подпрыгивание» — развивает мышцы ног и укрепляет ступню. Руки все время на поясе. Пятки вместе.

«Прыжки на носках».

Упражнения в ходьбе для детей 4—5 лет.

Исходное положение то же.

«Краб» — развивает равновесие и рефлексы. Пятиться назад, грудь слегка наклонена вперед для сохранения равновесия.

«Гигантский шаг» — развивает мышцы ног и придает легкость походке. Выбросить согнутую ногу как можно дальше вперед. Туловище наклонить вперед. Руками покачивать в такт движению.

«Ходьба с остановкой» — развивает координацию движений и внимание. По сигналу (например, хлопку руками) ребенок останавливается и стоит на правой ноге. Затем начинает движение. Новый сигнал — останавливается на левой ноге. И так далее.

«Ходьба с предметом на голове» — вырабатывает легкую походку, ребенок учится правильно держать голову.

Найти легкий предмет, например большую пластиковую губку. Вначале можно разрешить ребенку поддерживать предмет рукой. Потом нужно научить его поворачиваться на месте, удерживая предмет на голове, без помощи рук.

«Газель» — руки на поясе. Голову держать прямо. Ходить, выдвигая прямую ногу вперед. Ставить ступню на носок. Постепенно ускорять темп. Не утомляйте ребенка, делая эти упражнения слишком много раз в день. Варьируйте их.

ДЕТСКАЯ ОБУВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ:

1. легкая и гибкая нескользящая подошва;

2. небольшой каблучок, который предотвращает заваливание назад;

3. жесткий удлиненный задник, фиксирующий ступню и повышающий устойчивость;

4. широкий носок, дающий свободу пальчикам;

5. шнурки (или липучки, которые позволяют закрепить ботинок так, чтобы он плотно прилегал к ножке;

6. супинатор внутри.

ХОДИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

Источник