Влияние ходьбы на психическое развитие ребенка раннего возраста
Важнейшими достижениями раннего детства является овладение прямым хождением, речью, развитие предметной деятельности.
Первые самостоятельные шаги ребенок делает, как известно, в конце младенческого периода. Овладение прямой ходьбой является трудным делом для нее. Маленькие ножки ступают с большим напряжением, управление движениями ходьбы еще не выработалось, поэтому ребенок постоянно теряет равновесие. Наименьшие препятствия (стул, который нужно обойти, мелкий предмет, попавший под ноги) утомляют, и ребенок после нескольких шагов падает на руки взрослого или на пол.
Важную роль в этой ситуации играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребенка в овладении пространством. Похвала взрослых, их радостное поддержка побуждает ребенка при падения подниматься и снова шагать. Довольно быстро она начинает получать удовольствие от того «что делает со своим телом. Ежедневные упражнения вызывают совершенствования ходьбы, развитие двигательного аппарата. Они все меньше падают, уверенно идут к цели, но их движения еще долго остаются недостаточно координированными.
Постепенно дети начинают передвигаться значительно свободнее, выполнять движения без большого напряжения. Полуторагодичные малыши ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, различные неровности, наступают на мелкие камешки. Просто бег и просто ходьба их уже не устраивают. Они намеренно усложняют свою ходьбу: крикет вперед спиной, крутятся, передвигаются с закрытыми глазами.
На 2-м году жизни ходьба становится потребностью, дети много и самостоятельно передвигаются, проявляют исключительную активность. Интересы ходьбой несколько ослабляется, когда она осуществляется по ровной поверхности автоматизировано.
Итак, на первых порах овладения ходьбой является для ребенка особой задачей, связанным с сильными переживаниями. Автоматизация этого способа передвижения достигается постепенно, и он перестает вызывать у ребенка самостоятельный интерес.
Овладение ходьбой играет важную роль не только в физическом, но и в умственном развитии ребенка. Научившись ходить, она вступает в новый период своей жизни. V ребенка появляются новые возможности познания мира.
1. Доступность все большего количества предметов. До года ребенок мог играть с игрушками, которые давали ей взрослые. Умение ходить дало ей возможность активно знакомиться с новыми, привлекательными для нее предметами, часто с такими, которые взрослый не дал бы ей.
Благодаря ориентировочно-исследовательском рефлекса, который И. Павлов назвал рефлекс «что такое?», Ребенок, узнав возможности передвижения по комнате, преодоления его границ, чаще и охотнее прибегает к ходьбы. Она стремится знакомиться с предметами, которые используют взрослые. В этих действиях быстро совершенствуются, становятся точными, направленными и согласованными ее движения, обогащаются опыт и знания.
Основным средством ознакомления ребенка с предметами в первой половине раннего возраста е действие с ними. На 2-м году жизни манипулирования с предметами разнообразнее, приобретает другого качества. Действия с ними ребенок выполняет не только с помощью рук и глаз, в этих действиях все чаще участвуют корпус, шея, ноги. Сфера действий с предметами заметно расширяется.
В середине 2-го года жизни дети усваивают разнообразные движения: переносят вещи в руке, передвигают их, толкают; возят за шнурок назад и вперед, с одного края комнаты в другой передвигают предмет вдоль стола, дивана или доски, выдвигают из-за других предметов, подвозят под стол; перевозят или переносят предметы из одной комнаты в другую, прячут под кровать или шторку, получают с подоконника, устанавливают на полочке и т.
Такая двигательная активность имеет важное значение для развития моторики, выработка точности и согласованности движений ребенка, координации работы рук и ног, контроля глаза.
На 3-м году жизни, когда ходьба обычно усвоена, предметные действия все больше становятся игровыми и трудовыми. Они еще не имеют сюжетного замысла, поэтому их нельзя назвать игрой. Однако выполнение этих действий свидетельствует о новых возможностях ребенка, когда они становятся четкими и мотивированными. Ребенок подчиняет их не только своим желаниям, но и требованиям воспитателя.
Если на 2-м году жизни ребенок мог выполнять только одно действие, на которую ей было указано, то в конце раннего периода она способна выслушать, понять, запомнить и выполнить несколько требований.
Итак, первым следствием овладения ребенком свободной ходьбой является возможность выполнять разнообразные движения и действия с предметами. Благодаря этому она знакомится со многими новыми для нее вещами, у нее интенсивно развиваются органы чувств (зрение, осязание, слух), которые начинают более согласованно работать; ее упражнения в выполнении различных действий с предметами развивают крупную и мелкую мускулатуру, мышцы туловища, ног, рук, то есть весь нервно-физический аппарат, необходимый для выполнения сложных действий.
2. Возможность благодаря ходьбе разносторонне познать предметы. Ребенок узнает не только мелкие предметы, но и больше. Младенец, сидя на коленях у матери, видел стол сбоку и сверху. Встав на ноги, ребенок обходит стол кругом, подлезает под него и вылезает с противоположной стороны. Она движет стул, тянет его за собой, перемещая табуретку и делает много других движений. Благодаря этому познает объем, форму предметов и их частей, делает выводы об их величине.
3. Расширение контактов ребенка с окружающей средой. Младенец познавало только ближайший пространство, в котором находилось, прежде всего благодаря действиям своих рук, к которым постепенно присоединялась работа глаза. Ребенок раннего возраста начинает ориентироваться в пространстве.
Начав ходить, малыши благодаря передвижению с помощью ног, узнают расстояние и направление выполнения своих движений. У них появляется определенная согласованность в работе глаз, ног и рук, развивается глазомер, вырабатывается умение оценивать расстояние и местонахождение предмета (близко, далеко, вправо, влево, вверх, вниз). Постепенно они определяют расстояние вещей, мебели в комнате. Ребенок выходит за пределы комнаты и таким образом расширяется круг вещей, которые она узнает.
Однако 1-летние и несколько старшие дети могут, например, стоя на земле, протягивать игрушку папе, который выглядывает из окна четвертого этажа, или спокойно шагают с краю кроватки вперед, не предвидя падение.
4. Постоянная необходимость преодоления трудностей и препятствий, возникновение все новых задач. Благодаря этому развиваются начальные формы мышления ребенка. Уже на 2-м году жизни он получает первые уроки практического мышления, на 3-м — часто самостоятельно применяет некоторые знакомые ей действия для решения конкретных задач: смело переворачивает коробочку, выбрасывает из нее только вложенную цветную шарик. Этого она научилась, подражая взрослому.
Первоначальную форму мышления иногда называют «мышление руками *, или действенным практическим мышлением. Оно необходимо для дальнейшего умственного развития ребенка.
5. Появление новых чувств, интересов и желаний. Ребенка переполняет радость от своих достижений, которые она видит каждый день, каждый час. Вскоре малыш проявляет разнообразную активность: залезает под стол, вылезает на ступеньки, радостно и гордо сообщая о своих достижениях. Такие переживания помогают ребенку осознать себя, свои силы, возможности. Она делает вывод: «Вот что я могу сделать сама».
6. Необходимость преодоления препятствий на пути к цели вправляют ребенка в выполнении первых волевых действий. Выполняя действия, ребенок иногда забывает о своей первоначальную цель, поскольку ее сильно привлекает само действие. Поэтому она по несколько раз залезает на диван, табуретку или заползает под кровать, получает игрушку и снова ее туда бросает. Она радуется своим достижениям. Так начинают развиваться самостоятельность и настойчивость.
Воспитатель обязан поддерживать и развивать самостоятельность ребенка, вызвать и беречь чувства радости, которое возникает у нее при достижении желаемой цели. В то же время нельзя допускать нарушения установленных правил поведения. Чем старше и активнее становится ребенок, тем большее значение приобретает руководство его поведением. Если воспитание младенца требовало от взрослых обычно соблюдение правильного режима и заполнения периодов его бодрствования простыми играми, то руководство поведением ребенка на 2-м и 3-м году жизни значительно сложнее. Нужно уже стремиться, чтобы ребенок усвоил установленные правила поведения, на их основе умела свободно и самостоятельно действовать.
Источник
Раннее детство — возраст от рождения до 3 лет — особый период для развития. Рассмотрим особенности данного периода (Н.М.Аксарина).
В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами, как ни в каком другом возрасте. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку: осваиваются основные движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.
Скачкообразность и неравномерность психического развития в этом периоде выражена ярче, чем в другом возрасте. Медленное накопление тех или иных особенностей стремительно сменяется наиболее быстрыми преобразованиями в психике. Причем темп и значение разных линий психического развития на разных возрастных этапах жизни ребенка неодинаковы.
На психическое развитие ребенка оказывает значительное влияние овладение прямой походкой. В конце младенческого возраста малыш начинает делать первые шаги. Перемещение в вертикальном положении — трудное дело для него. Маленькие ножки ступают с большим напряжением. Важным поощрением является мышечное чувство, которое возникает при ходьбе от работающих мышц ног, рук, спины и всего тела. Чувство овладения собственным телом служит своего рода самовознаграждением для ребенка. Ребенка в его намерении ходить поддерживает также возможность достигнуть желаемой цели, а также участие и одобрение взрослых. Очень скоро после первых робких шагов начинает формироваться способность к гармоничным прямолинейным движениям. На втором году жизни ребенок с огромным энтузиазмом ищет себе препятствия при передвижении. Трудности и их преодоление вызывают у малыша положительные эмоциональные состояния.
Способность к передвижению, являясь физическим приобретением, приводит к психологическим последствиям. Благодаря способности к передвижению ребенок вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. Овладение ходьбой развивает способность ориентироваться в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Это достигается совместной функцией зрения и осязания. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает ею направление и удаленность.
Освоив передвижение, ребенок получает возможность намного расширить круг вещей, которые становятся объектами его познания.
Он становится способным манипулировать с самыми разнообразными предметами, которые прежде родители не считали нужным предлагать ему. Новые предметы влекут за собой новые способы обследования, открывают малышу скрытые до этого свойства вещей и связи между ними.
Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивном овладении прямохождением важную роль играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребёнка освоить пространство. Одобрение взрослых, их радостная поддержка заставляют ребёнка при падении подниматься и снова шагать. Очень скоро ребёнок начинает испытывать огромное удовольствие от того, что он владеет своим телом. Каждодневные упражнения ведут к постоянному совершенствованию ходьбы и всего двигательного аппарата, что быстро расширяет сферу доступного ему окружающего удивительного мира. Полуторагодовалые дети ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, специально наступаютнакамешки.
Уже в середине 2-го года жизни ребёнок способен освоить разнообразные движения, носить и перемещать предметы. Самостоятельное передвижение следует поощрять. Оно расширяет контакт ребёнка с окружающей средой. Мир, доступный малышу для познания, при этом резко расширяется, улучшается восприятие расстояния и пространственного положения предмета. Приближаясь к предмету, ребёнок практически познаёт удалённость и направление, осваивает понятия «близко», «далеко», «вправо», «вверх», «вниз», «рядом». Свободно передвигаясь, ребёнок расширяет и круг познаваемых вещей.
Ходьба позволяет малышу узнавать и оценивать предметы с разных сторон — он практически узнает их форму, величину, цвет, запахи и другие свойства. Визуальный контакт с удалёнными предметами заменяется непосредственным контактом, который имеет очень важное значение в психическом развитии и реализуется в предметной деятельности ребёнка. Помогая малышу овладеть прямохождением, мы не только способствуем расширению поля его взаимодействия с окружающим миром, но и развитию его самостоятельности.
Источник
Светлана Фаткина
Консультация «Психическое развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой, её значение в развитии ребенка»
Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. Первые самостоятельные шаги нелегки для ребёнка: движения скоординированы недостаточно, малыш часто теряет равновесие. В интенсивном овладении прямохождением важную роль играет взрослый, его поведение, отношение к первым попыткам ребёнка освоить пространство. Одобрение взрослых, их радостная поддержка заставляют ребёнка при падении подниматься и снова шагать. Очень скоро ребёнок начинает испытывать огромное удовольствие от того, что он владеет своим телом. Каждодневные упражнения ведут к постоянному совершенствованию ходьбы и всего двигательного аппарата, что быстро расширяет сферу доступного ему окружающего удивительного мира. Полуторагодовалые дети ищут дополнительные трудности — идут туда, где горки, ступеньки, специально наступают на камешки.
Уже в середине 2-го года жизни ребёнок способен освоить разнообразные движения, носить и перемещать предметы. Самостоятельное передвижение следует поощрять. Оно расширяет контакт ребёнка с окружающей средой. Мир, доступный малышу для познания, при этом резко расширяется, улучшается восприятие расстояния и пространственного положения предмета. Приближаясь к предмету, ребёнок практически познаёт удалённость и направление, осваивает понятия «близко», «далеко», «вправо», «вверх», «вниз», «рядом». Свободно передвигаясь, ребёнок расширяет и круг познаваемых вещей.
Ходьба позволяет малышу узнавать и оценивать предметы с разных сторон — он практически узнает их форму, величину, цвет, запахи и другие свойства. Визуальный контакт с удалёнными предметами заменяется непосредственным контактом, который имеет очень важное значение в психическом развитии и реализуется в предметной деятельности ребёнка. Помогая малышу овладеть прямохождением, мы не только способствуем расширению поля его взаимодействия с окружающим миром, но и развитию его самостоятельности.
Предметная деятельность. Предпосылки предметной деятельности формируются ещё в младенческом возрасте. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Своеобразие этого периода состоит в том, что предметы начинают восприниматься ребёнком не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определённое назначениеи способ употребления: мяч можно катать, подбрасывать, матрёшку — разбирать и собирать из частей, ложкой удобней есть, если её правильно держать, из пластилина можно слепить «колобок», «колбаску». Многие действия с предметами, их свойства, о которых ребёнок ещё не скоро бы догадался сам, он познаёт в предметной деятельности совместно со взрослыми. Здесь особенно важно персональное обращение к ребёнку, одобрение его действий, деловое общение.
Формирование предметных действий тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребёнка. Если младенец, получив незнакомый предмет, манипулирует им всеми известными способами, то ребёнок раннего возраста выясняет, как его можно употребить. Ориентировка типа «что такое?»сменяется на другую: «что с этим можно делать?». Действия ребёнка с одним и тем же предметом постепенно из ручных становятся орудийными. Вспомним хотя бы, как далеко не сразу он овладевает таким, казалось бы, простым предметом-орудием, как ложка. Лишь после довольно длительного обучения ребёнок усваивает основные приёмы пользования ею: он ведёт её не прямо в рот, а вначале вверх, затем горизонтально, ко рту. Но впоследствии он ещё долго пытается взять ложку кулачком ниже верхнего широкого края ручки. Важно, чтобы взрослый, обучая ребёнка орудийным действиям с предметами, сообщал ему и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами (совочком можно рыхлить землю, насыпать песок в ведро, но нельзя бросать им этот песок на людей — ни на взрослых, ни на детей — можно засорить глаза и т. п.).
А как научить малышей обращаться с опасными предметами, предостеречь от травм? Интересные профилактические приёмы против травматизма и несчастных случаев использовали в своей семейной педагогике супруги Никитины. Они знакомили ребёнка с опасными вещами и ситуациями, как только он сталкивался с ними в первый раз, не откладывая до той поры, «пока он поумнеет». Предоставляя ребёнку, уже ползунку, как можно больше возможностей для самостоятельного познания мира и свойств вещей, не прятали от детей ни ножниц, ни вилок, ни ножей, они могли дотронуться до горячего чайника или утюга. Но при этом родители не были безучастными свидетелями — предупреждали ребёнка, что может быть больно, горячо, что он может упасть и т. п., но не мешали ему попробовать, так ли это на самом деле (конечно, предварительно убедившись, что серьёзная травма исключена). Иногда родители делали даже специальные ловушки, например, ставили кружку с холодной водой, когда малыш тянул всё со стола, «помогали» стульям и скамейкам падать в нужный момент, а иголкам и булавкам — вовремя уколоть пальчик и т. д. Обычно 2—3 таких уроков с опасным предметом бывало достаточно, чтобы ребёнок становился осторожным.
Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения способов употребления вещей происходит зарождение умственной деятельности, активно развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Она способствует и развитию речи ребёнка. Опыт использования речи как средства деловых контактов ребёнка со взрослыми, приобретённый в предметной деятельности, оказывает существенное влияние на адаптацию ребёнка к новым условиям, на развитие интеллектуальных и личностных качеств дошкольника. В предметной деятельности активно формируются и предпосылки изобразительной и игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте.
Источник