Влияние глухоты на развитие ребенка

Влияние глухоты на развитие ребенка thumbnail

Более 80% информации
об окружающем мире мы получаем благодаря
зрению. Только 3% – через слух. Однако
нарушение зрения не приводит к резкому
изменению процесса развития.

А
нарушение слуха кардинально меняет
весь ход развития. Это происходит потому,
что благодаря сохранному слуху мы
овладеваем речью,
а речь играет огромную роль в нашем
развитии: она является основным средством
общения,
помогает усваивать опыт, накопленный
поколениями живущих до нас людей,
зафиксированный
в слове
, а
также является орудием
мышления.

Поэтому
глубокие и
стойкие нарушения слуха

оказывают отрицательное влияние на
весь процесс психического,
физического
и личностного
развития ребенка. Стойкие нарушения
слуха могут быть врожденными
и приобретенными
.
Диагностика в основном опирается на
показания родителей и поэтому бывает
затруднена. Бывает так, что ребенок
рождается глухим, а родители обнаруживают
это только тогда, когда ему исполняется
год и более.

Согласно
современным взглядам на происхождение
глухоты до 90% нарушений слуха, так или
иначе, наследственно предопределены
(даже в случаях приобретенного ввиду
действия экзогенных причин нарушения
слуха). Согласно этим данным 25% населения
являются носителями гена глухоты.

Чисто наследственная
глухота, наследуемая по доминантному
типу, составляет ничтожный процент от
всех случаев (не более 2% всех случаев
глухоты).

Причины,
вызывающие
нарушения слуха и воздействующиев
пренатальном

периоде: краснуха, грипп, герпес,
токсоплазмоз, прием матерью ототоксичных
препаратов, химические интоксикации
(мышьяк, ртуть, свинец); травмы плода.

Причины,
способные
вызвать нарушения слуха в
постнатальном

периоде: менингит, корь, скарлатина,
паротит (редко, но к глухоте), грипп,
отиты, преходящие в лабиринтиты; аденоиды,
синусит, ототоксичные препараты, в том
числе – хинин; интоксикации (мышьяк,
ртуть, свинец); постоянный шум и особенно
вибрации, травмы, гемолитическая болезнь
новорожденных.

Различают
два вида поражений слухового анализатора:
тугоухость
и глухоту.

Глухота
– это стойкое нарушение слуха, при
котором невозможно самостоятельное
восприятие речи на слух и самостоятельное
овладение речью на слух.

Тугоухость
– это такое понижение слуха, которое
вызывает затруднения в восприятии речи
на слух, однако восприятие речи все же
возможно (при использовании звукоусиливающей
аппаратуры, усилении голоса или
приближении говорящего к самому уху.).

В
соответствии с данными определениями
различают две большие категории детей:
глухих
и слабослышащих.
Однако такого деления оказалось
недостаточно. Дело в том, что при
одинаковой потере слуха дети могут
очень сильно различаться по уровню
речевого развития. Те дети, которые
потеряли слух в возрасте до года и те
дети, слух которых оставался сохранным
до пяти-шести лет, очень сильно отличаются
друг от друга по уровню развития. Поэтому
в сурдопедагогике принято учитывать
также время
потери слуха, т.о. среди глухих детей
различают ранооглохших
и позднооглохших
детей. Собственно глухие (или глухонемые
в устаревшем или житейском толковании)
– это ранооглохшие дети. Обычно это
дети, утратившие слух в возрасте до 2-х
лет. После 4-х – позднооглохшие.

Что
способны различать
на слух глухие

дети? Сначала следует отметить, что
почти не существует детей, совершенно
не воспринимающих мир звуков, т.е. живущих
в полной тишине. Как правило, глухие
дети воспринимают различные звуки (чаще
низкие) при достаточном их усилении
(свыше 80 дб.). В сурдопедагогике всех
глухих, в зависимости от диапазона
воспринимаемых частот, подразделяют
на четыре группы. Первая группа (дети с
восприятием только низких частот) может
услышать заводской гудок, шум поезда.
Вторая группа при достаточном усилении
воспринимает некоторые гласные: о, у.
Третья группа может услышать гласные:
а, о, у, ритмическую структуру слова,
ударный слог. Четвертая – все гласные
при достаточном усилении, соноры,
количество слогов в слове.

Слабослышащие
дети
,
как правило, воспринимают широкий
диапазон частот. Их подразделяют на две
большие группы в зависимости от состояния
их речи.
Первая
группа

– это слабослышащие дети с развитой
речью с незначительными нарушениями
ее произносительной стороны. Вторая
группа

– это дети со значительным речевым
недоразвитием.

Сила
звука, которая необходима для того,
чтобы его услышал глухой или слабослышащий
человек, составляет: от 30 до 80дб у
слабослышащих, и более 80дб — у глухих.
Болевой порог – 120дб. Учитываются
показатели речевого диапазона, т.е. от
250 до 2000 гц.

Наиболее
ярко особенности психического развития
глухих
детей проявляются в их речи. Понятно,
что глухой ребенок сам говорить не
начинает. Речь может появиться у него
только в результате специального
обучения. Для того, чтобы научить глухого
ребенка разговаривать используются
сохранные анализаторы: зрительный,
тактильный, кинестетический. Но поскольку
такая речь формируется в отсутствии
слухового контроля, то она часто лишена
модуляции. Произношение
глухих отличается невнятностью,
нечеткостью, смазанностью. Для них
типичны: слабый голос, неадекватная
высота, фальцет, гнусавость, резкость,
неестественность тембра.

Но
произношение – это только одна из сторон
речевого развития. Обогащение лексического
запаса, формирование понятий
– длительный и сложный процесс. Для
того, чтобы он протекал в наиболее
оптимальном режиме в школы для глухих
детей введен особый предмет:
предметно-практическое обучение (ППО).

Помимо
этого на первоначальном этапе формирования
речи используется дактиль
(дактильная азбука). Дактильная азбука
– это система знаков, изображаемых
пальцами правой руки и соответствующих
родному алфавиту.

Дактиль
нельзя путать с жестовой
речью
, которая
к родному языку почти не привязана.
Жестовая речь является самостоятельной
формой речи, рождающейся, как и всякая
речь, из потребности человека (в данном
случае глухого человека) в общении с
себе подобными. На сегодня существуют
разные точки зрения на использование
жестовой речи в учебном процессе: от
чистого устного метода до обучения
глухих глухими на базе жестовой речи.
Один из вариантов использования жестовой
речи в процессе обучения – метод
тотальной коммуникации.

Существуют
две формы жестовой речи: РЖЯ (разговорный
жестовый язык) и КЖР (калькирующая
жестовая речь). Разговорный жестовый
язык – это та форма речи, которая является
естественной для глухих и возникает из
потребности глухого человека в общении.
Подчиняется собственным законам,
содержит не более 3 тысяч слов-понятий,
развивается в процессе общения неслышащих
людей. Различается регионально.

Калькирующая
жестовая речь в своей основе имеет также
разговорную жестовую речь, но отличается
от нее тем, что включает ряд искусственно
созданных слов, обозначающих понятия,
присущие языку, на котором разговаривают
соотечественники глухих и не всегда
достаточно ясных глухому. Используется,
главным образом, при сурдопереводе.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 168

Ввиду
того, что понятия у глухих формируются
замедленно и не всегда достаточно
полноценно, их мышление
носит своеобразный характер. Оно
формируется на базе наглядно-действенного
и наглядно-образного мышления, позже к
нему подключается жестовая речь. Ввиду
этого мышление глухих отличается
бедностью представлений и понятий, их
примитивностью. При осуществлении
анализа, синтеза, сравнения и обобщения
часта опора на несущественные признаки.

При
этом мышление
слабослышащих,
а
не глухих детей производит впечатление
мышления умственно отсталого человека.
Происходит это оттого, что слабослышащие
дети в большей степени склонны доверять
своему речевому запасу, считают себя
вполне слышащими и часто с удовольствием
используют те слова, понятие о которых
у них еще не до конца сформировано.

Своеобразно
развивается речь
слабослышащих

детей. Как мы помним, слабослышащим
считается такой человек, слух которого
позволяет ему начать овладение речью
без посторонней помощи. Но эта
самостоятельно сформированная речь
практически всегда недостаточно
полноценна.

В
том случае, когда потери слуха относительно
невелики, нарушение речевого развития
заключается в искажении
только
некоторых звуков.
Обычно это высокочастотные звуки,
восприятие которых страдает в первую
очередь. (шоссе – соше, тетрадь – кетрадь,
путаница – тупанита, цапля – тапля,
чашка – ташка и т.д.) Нарушено также
произношение окончаний, при произнесении
которых в нашей речевой традиции мы
приглушаем голос.

Состояние речи
слабослышащего, а порой и глухого
ребенка, а особенно его речевой запас,
в значительной степени находятся в
зависимости от условий, в которых
находится ребенок. Раннее слухопротезирование
и рано начатая специально организованная
коррекционная работа увеличивают
возможности реабилитации.

Если говорить о
качественном своеобразии остальных
познавательных процессов, то оно всегда
обусловлено именно речевой недостаточностью.
Так, зрительное восприятие
глухих,
вопреки расхожему мнению, нельзя
характеризовать как более превосходное,
чем у слышащих. Да, у глухих, действительно,
есть не характерные для слышащих людей
возможности по зрительному восприятию
протекающих во времени пространственных
образов. Однако если рассмотреть
зрительное восприятие глухими картины,
то мы можем констатировать, что глухие
выделяют меньше признаков, их восприятие
оказывается беднее, чем у слышащих. При
зрительном восприятии объектов глухим
испытуемым, более, чем слышащим,
свойственно отмечать все то, что
«бросается» в глаза: все яркое, контрастное;
выступающие части предмета и т.п. Кроме
того, глухие часто отмечают несущественные
особенности объектов, упуская те их
признаки и свойства, которые менее
заметны, но более существенны. Это
обусловлено тем, что в процесс зрительного
восприятия в норме активно включается
речь.

Еще
более значительное своеобразие отмечают
при исследовании памяти
глухих детей. При необходимости
длительного сохранения в памяти новых
знаний, глухие запоминают плохо как
словесный, так и наглядный материал.
Это опять же связано с тем, что при
запоминании и воспроизведении, в том
числе наглядного материала, мы используем
для опоры в запоминании словесные
обозначения. Глухие такой возможности
не имеют.

Обучение
глухих, так же как и обучение слепых –
цензовое, т.е. учебные планы и программы
в целом соответствуют учебным планам
и программам массовой школы. Обучение
в школе глухих опирается на принципы,
свойственные массовой школе с добавлением
некоторых специфических:

  • единство
    обучения
    основам наук с обучением словесной
    речи;

  • формирование
    словесной речи как средства общения;

  • дифференцированный
    подход;

  • индивидуализация
    обучения;

  • развитие остаточного
    слуха и коррекция произношения.

В связи с этим,
содержание обучения, помимо обычных
общеобразовательных предметов, включает
в себя развернутый цикл языковых
дисциплин: обучение разговорной речи,
обучение письменной речи, обучение
чтению, обучение произношению, обучение
чтению с губ (в школе слабослышащих),
развитие речи вне класса, развитие
слухового восприятия.

В
процессе обучения происходит компенсация
глухоты и тугоухости в двух направлениях:

  1. Формируется
    способность воспринимать речь окружающих
    зрительно (в письменной и устной форме)

  2. Преображается
    познавательная деятельность глухих и
    слабослышащих детей за счет включения
    в процесс обучения словесной речи и
    формирования на ее основе более или
    менее полноценной понятийной базы.

Вопросы и задания
для самоконтроля:

  1. Назовите
    причины нарушений слуха. Какую роль в
    потере слуха играют ототоксические
    антибиотики?

  2. Что
    такое глухота, каких детей называют
    глухими? Можно ли утверждать, что глухой
    ребенок абсолютно ничего не слышит?

  3. Объясните
    связь между глухотой и немотой. Объясните,
    почему неслышащего человека некорректно
    называть «глухонемым»?

  4. Что
    такое тугоухость, каких детей называют
    слабослышащими? При соблюдении каких
    условий слабослышащий ребенок может
    посещать общеобразовательное учебное
    заведение?

  5. Назовите
    принципы, на которых строится система
    обучения глухих детей.

  6. Найдите
    ответ на вопрос, полезно ли раннее
    слухопротезирование слабослышащему
    ребенку.

  7. Ответьте,
    почему глухой человек не превосходит
    слышащего по уровню развития зрительного
    восприятия?

  8. Раскройте
    понятия «коррекция», «компенсация»,
    «адаптация» и «реабилитация» применительно
    к глухим детям.

  9. Можно
    ли глухого ребенка научить говорить,
    и каким образом это можно осуществить?
    Подумайте над тем, является ли обучение
    произношению единственной проблемой
    при обучении глухих детей речи.

  10. Охарактеризуйте
    особенности устной речи глухих.

  11. Сравните
    дактильную и жестовую речь, охарактеризуйте
    их роль в обучении глухих.

  12. Какими
    специфическими чертами отличается
    мышление глухих?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Дети с нарушением слуха всегда развиваются по особому пути, ведь один из способов восприятия мира у них искажен или изолирован вовсе. Чтобы восполнить недостающую информацию, которую в норме ребенок получал бы из звуков, организм переключается на компенсаторный режим. Есть ряд особенностей воспитания, которые просто необходимо знать родителям, няням и воспитателям детей с нарушением слуха.

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

  1. Наследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.
  2. Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.
  3. Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.
Читайте также:  Роль обучения в психологическом развитии ребенка

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Диагностика слабослышащих детей

Первичное обследование проводится сразу же после рождения малыша. У детей до 2-летнего возраста в ответ на речь или звуки срабатывают безусловные реакции. В норме это приводит к тому, что голова поворачивается в сторону источника звука, малыш смеется и улыбается, начинает моргать глазами или зажмуриваться. Если родители этого не заметили, то показано посещение врача-сурдолога. Специалист окончательно определяет, есть ли отклонение и какова его природа.

Детям старше 2 лет, которые уже умеют разговаривать, называют слова из списка Неймана высокой и низкой частоты. Важно, что произносят их шепотом, средним и громким голосом, оценивая реакцию ребенка.

Диагностика детей с нарушениями слуха преследует 3 основные задачи:

  • оценить общий уровень развития ребенка;
  • определить остроту слуха;
  • проанализировать речевые навыки.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха начинается с установления доверительного контакта между педагогом-психологом и ребенком. После беседы с родителями и маленьким пациентом специалист оценивает следующие параметры:

  • наличие признаков основного заболевания;
  • соответствие биологического возраста ребенка его уровню физического развития;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • согласованность и темп движений рук;
  • определение доминирующей руки;
  • оценка познавательной деятельности (мышление, воображение, концентрация внимания, память на ближайшие и отдаленные события).

Методики диагностики детей с нарушениями слуха включают в себя:

  • счет в прямом и обратном направлении;
  • запоминание простых слов и возможность их повторить;
  • называние предметов, изображенных на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и т.д.

Характеристика и классификация детей с нарушениями слуха

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход. Выделяют следующие категории детей с нарушением слуха:

  1. Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Без адекватного слухопротезирования не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.
  2. Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

Дети с нарушениями слуха имеют отличительные черты развития. Для познавания внешнего мира в наибольшей степени задействован зрительный анализатор, особенно у неслышащих с рождения малышей. Однако зрительное восприятие имеет свои особенности. Ребенок воспринимает предметы на основе частных деталей и элементов, общие характеристики уходят на второй план. Поэтому перевернутая картина или машинка другого цвета вызывают уже некоторые трудности в узнавании.

В дошкольном возрасте доминирующее развитие органа зрения приводит к тому, что речь окружающих ребенок «понимает» по губам. Однако, чтобы этот навык сформировался, с дошкольником и школьником следует регулярно заниматься.

У детей с расстройствами слуха обострена кожная чувствительность. Они улавливают даже минимальную разницу в тактильных ощущениях. Это компенсаторная гипертрофия при недоразвитии одного из органов чувств, необходимая для познания внешнего мира.

Особенности развития детей с нарушениями слуха

Особенности детей с нарушениями слуха различны в том или ином возрасте. В каждом отдельном случае выстраивается стратегия воспитания и обучения малыша в зависимости от того:

  • насколько сильно снижен слух;
  • есть ли дефекты речи;
  • проводилось ли лечение;
  • уровня психического развития ребенка.

До года у малышей зачастую отсутствуют какие-либо симптомы, поскольку они ведут себя так же, как другие дети – кричат, плачут. Однако особенности развития слабослышащих детей даже в этом возрасте присутствуют – агуканье и лепет начинается значительно позже, а плач ребенка безэмоционален и никак не меняется. На этом этапе очень важно поддержать потребность малыша в общении с мамой – ему необходимо знать, что она будет рядом, когда понадобится. Это, как и дальнейшее воспитание, влияет на нормальное психическое развитие детей с нарушением слуха.

Эмоциональный спектр у детей с расстройством слуха меньше – у них ярко выражены раздражительность и гнев. Но такие нюансы при верном поведении и воспитании корректируются. И тут важно общение – определяющий фактор развития личности детей с нарушением слуха. И если в младенчестве ребенку нужно общение с мамой и с членами семьи, то в дошкольном и школьном возрасте важны контакты с другими детьми и взрослыми, с окружающим миром, то есть социальная адаптация.

Общая характеристика детей с нарушением слуха дошкольного возраста – высокая подвижность. Такой активностью они реализуют свой исследовательский потенциал и лучше понимают мир вокруг. В частности, поэтому ограничивать их в самостоятельности нельзя, опекая и не предоставляя им никакой свободы действий. Такими действиями можно просто ограничить познавательное развитие детей с нарушением слуха. Возможность самостоятельного принятия решений и обучение заботе о себе напрямую стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка, ответственность и волю.

Физическое развитие детей с нарушением слуха отличается от нормально слышащих. Это объясняется неполноценным функционированием вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Вследствие этого нарушаются статические и двигательные функции, особенно у детей, плохо или совсем не слышащих с рождения. Такие малыши поздно начинают удерживать головку в вертикальном положении, долго не ходят. Возникают трудности с беганием, прыганием, лазанием.

Читайте также:  Развитие ребенка биологические факторы влияющие на него

Впоследствии навыки статики и ходьбы все же приобретаются. Однако они не совсем координированы, замедленны, ребенок боится высоты, хуже ориентируется в пространстве. Дети до 3 лет, которые плохо слышат, не могут сохранить статическое равновесие, шатаются, если стоят на одной ножке.

Исследователи выделяют еще ряд особенностей физического развития у малышей с нарушениями слуха:

  • шаркающая походка;
  • шаткость при ходьбе;
  • чрезмерная шумность при выполнении заданий и порученной работы;
  • рост и вес ниже среднестатистических;
  • слабость мышц и быстрая утомляемость;
  • мышечная гипотония;
  • повышенная потливость и другие вегетативные проявления.

Речь ребенка с нарушениями слуха формируется через сохраненные анализаторы. В первую очередь, это зрительный, затем кожный и двигательный.

У детей, у которых хоть в минимальной степени сохранен слух, можно сформировать речевые навыки. Они, как правило, имеют несколько искаженную форму – нарушается произношение и грамматическое построение предложения. Ребенку тяжело воспринимать речь окружающих и написанный кем-то текст.

Словарный запас детей с нарушениями слуха ограничен, причем как пассивная (восприятие речи), так и активная (использование речи) составляющая. Лучше всего понимаются те слова, которыми ребенок пользуется в жизни. Такие дети редко употребляют абстрактные слова (например, счастье, радость, скука), синонимы и слова, указывающие на части целого (например, шнурок от ботинка, пуговицы и рукава от рубашки).

Подобное развитие речи объясняется особенностями слухового восприятия:

  • ограниченный запас слов;
  • недостаточный речевой опыт;
  • способность расслышать только среднюю часть слова (начальные и конечные звуки воспринимаются с трудом).

Методы воспитания ребенка с нарушением слуха

Помощь психолога родителям детей с нарушением слуха просто необходима, особенно если они испытают шок от новости о глухоте или тугоухости. Самому ребенку, помимо поддержки родителей, также важна психологическая помощь, особенно если потеря слуха произошла уже в сознательном возрасте. Это позволит ему понять свою уникальность и особенности.

Воспитание глухих и слабослышащих детей проводится на протяжении всего дня. В детском саду и школе работа не прекращается ни на минуту – занятия проводятся в основном в игровой форме. С ребенком в домашних условиях должны общаться все члены семьи.

В зависимости от возраста, уровня развития речевых и познавательных навыков, применяются следующие методы воспитания детей с нарушением слуха:

  • наглядные – наблюдение за происходящим, рассматривание картинок, фильмов, книг, подражание образцу и т.д.;
  • словесные – рассказы, объяснения воспитателя/учителя, чтение беседа, выполнение просьб, детальные инструкции;
  • практические – игры, простейшие опыты, моделирование ситуации;
  • игровые – широко используются среди детей дошкольного возраста.

Реабилитация слабослышащих детей

Важное значение имеет причина проблем со слухом у ребенка – наследственный это недуг, врожденный или приобретенный. Если в первом случае глухота может генетически передаваться от родителей, то врожденная тугоухость может возникнуть ввиду дефекта внутриутробного развития, родовой травмы, болезни. Приобретенные патологии развиваются на фоне болезней и травм.

Нарушение слуха может быть разной степени: от легкой до полной глухоты. Тугоухость зачастую поддается лечению – хирургическому и медикаментозной терапии, корректировке с помощью слухового аппарата или слухового импланта. Очень важно вовремя обратиться к врачу, так как от этого часто зависит развитие ребенка. Например, чем раньше появились нарушения слуха, тем тяжелее проблемы с речью, а значит и с психологическим развитием. К тому же своевременная терапия в некоторых случаях помогает сохранить допустимый уровень слуха и научиться говорить. Маленькими пациентами с расстройствами слуха разной этимологии и тяжести занимается врач-сурдолог.

Нарушения слуха могут сопровождаться другими патологиями – слепотой, потерей речи, а также снижением активности и отсталостью в умственном развитии. Но во всех случаях дети с тугоухостью и глухотой поддаются обучению и развитию. Также нарушение слуха и умственная отсталость далеко не всегда сопровождают друг друга.

Родителям важно понимать, что несмотря на то, что они не могут получать информацию по одному из привычных нам каналов, дети с дефектами слуха могут быть успешны в учебе и далее в работе и карьере, занимаются спортом и творчеством, в том числе и музыкой. Сегодня не существует серьезных ограничений для дееспособности детей с нарушением слуха. Особенности общения и воспитания помогают реализоваться таким детям в полноценных личностей, ведь умственное и познавательное развитие детей с нарушением слуха отличается лишь методами передачи информации.

Слух – лишь один из органов чувств. И если у ребенка сохранилось зрение, возможность двигаться, вкусовые ощущения и обоняние, это дает ему возможность успешно развиваться как психологически, так и интеллектуально.

Для полноценного развития детей с нарушениями слуха важна коррекционная работа. Она позволяет обучать ребенка устной речи благодаря интенсивному вовлечению в процесс слухового анализатора. Именно на этом принципе основан профессиональный подход сурдопедагога.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха включает в себя несколько важных звеньев:

  1. Создание необходимой среды. Ребенок должен слышать речь (как можно больше). С ним много разговаривают, в помещении установлена звукоусиливающая аппаратура. Устная речь в общении должна стать доминирующей. Детей постоянно мотивируют для освоения речевых навыков.
  2. Комплексная слухоречевая диагностика. Важно выявить уровень развития слуха и речи, а также оценить сохраненные возможности, чтобы в будущем их развить в полном объеме. Проводится проверка произношения и понимания речи собеседника. Назначается адекватное слухопротезирование.
  3. Дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем функционирования органа слуха. Постоянный контроль над полученными результатами и перевод ребенка на следующую ступень обучения по мере развития речевых навыков, слухозрительного восприятия и т.д.
  4. Правильное планирование и постановка коррекционных задач для детей с нарушениями слуха с учетом этапов формирования слуховых представлений. Вначале это восприятие на слух, затем речевое различение, опознавание речи и распознавание на слух.

Правильно составленные и проводимые психолого-педагогические программы с детьми с нарушениями слуха – это залог наиболее полной социальной реабилитации ребенка, а значит, успешности его взрослой жизни.

Источник