Влияние гимнастики на физическое развитие ребенка

С самого раннего возраста необходимо развивать у детей двигательные навыки. Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений ребенок познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, фор­мируется психика.

Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно применять гимнасти­ческие упражнения, которые благотворно действуют на цент­ральную нервную систему. Под влиянием движений у детей образуется много новых условных рефлексов; они становятся активнее, внимательнее, у них улучшается согласованность (координация) движений, создается бодрое, радостное на­строение.

Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка. Кости начинают хорошо расти и становятся более прочными; замещение хряща плот­ной костной тканью происходит без отклонений. Во время движений к мышцам поступает больше крови и лимфы, ко­торые приносят питательные вещества. Под влиянием упраж­нений мышцы ребенка хорошо развиваются и укрепляются, улучшается обмен веществ в них.

Гимнастические упражнения улучшают регуляцию дыхания, делают его более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы и способствуют нормальному развитию грудной клетки. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь быстрее обогащается кис­лородом; улучшаются все окислительные процессы в орга­низме. Ткань легких становится более эластичной, легочное кровообращение повышается, облегчается работа сердца.

Сердечно-сосудистая система под влиянием гимнастики работает эффективнее, организм лучше снабжается питатель­ными веществами, что особенно важно для организма ре­бенка. Мышца сердца сокращается энергичнее, сила ее возрастает, количество крови, выталкиваемое сердцем за одно сокращение, увеличивается, в связи с чем пульс несколько замедляется. Ускоряется также ток крови в сосудах, возрас­тает количество крови, циркулирующей в организме.

Под влиянием физических упражнений укрепляются мыш­цы брюшного пресса, улучшается работа органов пищеваре­ния, повышается моторная деятельность кишечника, устра­няются запоры и скопление газов, усиливается выделение пищеварительных соков, пищевые вещества лучше всасыва­ются и поступают в кровь.

Гимнастические упражнения усиливают общий обмен ве­ществ в организме. Под их влиянием улучшается аппетит ребенка, повышается усвоение питательных веществ тканями; ускоряется выделение продуктов распада из организма (через кишечник, почки, кожу). С помощью гимнастики развиваются правильные навыки движений верхних конечностей, полза­ния, сидения, стояния, ходьбы, воспитывается правильная осанка, а также улучшается ритмичность и экономичность движений.

Таким образом, физические упражнения оказывают поло­жительное влияние на все без исключения системы и органы ребенка. Однако они полезны только тогда, когда проводятся в сочетании с правильным уходом за детьми, строгим соблю­дением гигиенического режима, полноценным питанием и закаливанием.

Исаева Е.И.

Опубликовал Константин Моканов

Источник

Юлия Куликовская
Партерная гимнастика и ее влияние на физическое развитие ребенка

Партерная гимнастика и ее влияние на физическое развитие ребенка.

Подготовила

инструктор по физической культуре

Куликовская Юлия Григорьевна

МКДОУ № 5 «Улыбка».

Партерная гимнастика и ее влияние на физическое развитие ребенка.

Подготовила Куликовская Юлия Григорьевна, инструктор по физической культуре МКДОУ № 5 «Улыбка».

ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА.

Партерная гимнастика – это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле», то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров. В основном упражнения в партере выполняются с большой амплитудой движений, однако для увеличения интенсивности их воздействия можно использовать упражнения малой амплитуды. Упражнения могут быть как активные, так и пассивные, статические и динамические, комбинированные и т. п. Комплексы «партерной» гимнастики используются и в учебном процессе по физическому воспитанию для школьников.

Цели:

Всестороннее развитие ребенка, укрепление связочного аппарата, создание мышечного корсета, формирование правильной осанки, гибкости, развитие творческих способностей и индивидуальных качеств ребенка.

Задачи:

-способствовать формированию правильной осанки;

-содействовать профилактике плоскостопия, развитию чувства ритма, координации движений;

-развивать мышечную силу, ловкость, гибкость, выносливость;

-содействовать развитию памяти, внимания, воображения;

-содействовать развитию дыхательной системы;

-поддерживать интерес детей к организованной деятельности по физическому развитию.

Все упражнения выполняются на полу, таким образом, снимается нагрузка на спину и на опорную ногу, что дает возможность сосредоточить внимание на работе определенной группы мышц. В процессе занятий улучшается выворотность, формируется правильная осанка, улучшается растяжка. При занятиях партерной гимнастикой нагружаются не только верхний слой мышц спины, но и затрагиваются глубокие мышцы. Партерная гимнастика направлена на устранение сутулости в грудном отделе позвоночника, на развитие гибкости в области лопаток, укрепления мышц спины, что в последствие даст большую свободу движения рук и ног.

1. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад:

«Змея»

И. П. : Лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.

1-4- Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Задержаться нужное время. Живот лежит на полу.

5-8- Медленно вернуться в исходное положение.

«Кошечка»

И. п. Встать на колени, прямые руки поставить на пол на уровне плеч (четвереньки).

1- Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая «кошечка»)

2- Опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая «кошечка»)

«Лодочка»

И. п. Лечь на живот, руки вытянуты вперед, соединив ладони. Ноги вместе, носки натянуты.

1. Поднять без рывков голову, грудь, ноги, вытянутые руки насколько можно выше, прогнуться. Задержаться нужное количество времени.

Читайте также:  Анализ особенностей психического развития ребенка

2. Вернуться в и. п.

«Кораблик»

И. п. Лечь на живот, руки вдоль туловища.

1 – 4-Ухватить руками ноги выше щиколотки (ноги вместе). Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь и бедра насколько возможно. Задержаться нужное время.

5-8- Вернуться в и. п.

«Кузнечик»

И. п. Лечь на живот, касаясь пола подбородком. Ладони лежат на полу, руки вытянуты вдоль тела.

1- Отталкиваясь руками, медленно поднять правую ногу как можно выше. Нога прямая, носок оттянут. Задержаться нужное время.

2- Вернуться в и. п.

3-4- Повторить все левой ногой.

2. Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед:

«Книжка»

И. П. : Сидим, ноги в натянутом положении, пятки вместе, носочки натянуты. Руки поднять вверх.

На 1-4 — Наклоняемся вниз, доставая руками к носочкам (книга, закрылась)

На 5- 8 — Возвращаемся в исходное положение, книга раскрылась

«Горка»

И. П. Лежа на спине на полу, прямые вытянутые ноги ребенка приподняты на 10 см. от пола.

На 1-4 удерживаем «Угол – горку»

На 5-8 Опускаем ноги медленно на пол

«Страус»

И. п. Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены вниз.

1-2 -Не сгибая колени, наклониться вперед, стараясь лбом коснуться колен. Постараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ногами. Руками обхватить ноги сзади. Задержаться нужное время.

3-4-Вернуться в и. п.

«Черепаха»

И. п. Встать на колени, носки оттянуты, сесть на пятки. Руки подняты вверх, ладони сложены вместе.

1-4- Медленно наклониться вниз, пока лоб и ребра ладоней не коснуться пола. Вытянуться как можно дальше. Руки, прижатые к голове, держать прямо. Ягодицы плотно прижаты к пяткам. Задержаться нужное время.

5-8- Вернуться в и. п.

«Веточка»

И. п. Лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз. 1-4-Не сгибая ноги в коленях, сохраняя оттянутые носки, медленно поднять ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться нужное количество времени.

5-8-Медленно вернуться в и. п

3. Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны:

«Морская звезда»

И. п. Встать прямо. Ноги поставить чуть шире плеч. Руки развести в стороны на уровне плеч ладонями вниз.

1- 2- Медленно наклониться вправо, не сгибая ноги и руки, коснуться правой рукой правой ноги, посмотрев на ладонь вытянутой вверх левой руки. Задержаться нужное время.

3-4- Вернуться в и. п.

5-8 -Повторить все в левую сторону.

«Месяц»

И. п. Встать прямо, ноги вместе.

1-2- Прямые руки через стороны поднимаются вверх. Ладони внутрь.

3-4 Медленно наклонить туловище вправо, пока руки и грудь не будут параллельны полу. Ноги не сгибать, туловище не поворачивать. Задержаться нужное время. 5-6- Вернуться в вертикальное положение.

7-8-Вернуться в и. п.

«Маятник»

И. п. Лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. Руки в стороны, ладонями вниз. 1- Поднять прямую правую ногу в вертикальное положение.

2- Наклонить влево до касания пола, сохраняя угол в 90 градусов.

3- Вернуться в вертикальное положение.

4- Вернуться в и. п. То же проделать с другой ногой.

«Орешек»

И. п. Сесть на пол, ноги согнуть в коленях, пятки максимально придвинуть к ягодицам. Обхватить ноги под коленями, голову прижать к коленям.

1- Перекатиться на спину.

2- Вернуться в и. п.

«Лисичка»

И. п. Сесть на пятки. Руки за спиной («полочкой»).

1-2- Сесть на пол справа от пяток с прямой спиной. Задержаться нужное время.

3-4- Вернуться в и. п.

5-8- Повторить все в другую сторону.

4. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног:

«Бабочка»

И. п. – сесть на пол, ноги согнуты в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью. Руками взять стопы, подтянуть их поближе к себе, колени вниз. «раз – два –три — четыре» — Движения коленочками — «Бабочка машет крылышками и летит» «пять — шесть» — наклоняемся вниз, оставаясь в данном положении, как можно больше прижимая колени вниз на пол, спинку стараемся, чтобы была ровной. «Бабочка опустилась на цветочек и наклоняется попить нектар» «семь – восемь» — подымаем корпус, возвращаясь в исходное положение

«Лягушка»

И. п. – лечь на живот. Руки согнутые в локтях. Бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью. Спину максимально прогнуть назад, удерживая стопы и бедра на полу. Вначале, сделать «Маленькую лягушку» — немного согнув колени. Затем делаем «Большую лягушку» — Сгибаем колени, подтягивая стопы как можно больше к себе.

«Елочка»

И. п. Встать прямо, пятки вместе, носки врозь, руки опущены.

1-4- Постепенно раздвигать ноги «елочкой» как можно шире, наклоняясь вниз, руками упереться в пол. 5-8-Постепенно вернуться в и. п.

«Жучок»

И. п. Сесть в позу прямого угла. Руки в упоре сзади (высокий упор). Носки оттянуты.

1- Согнуть правую ногу в колене, подтянуть ее по полу пяткой к ягодице. Левая нога прямая.

2- Согнуть левую ногу и подтянуть ее к ягодице, одновременно выпрямляя правую ногу. Движения динамичные.

Читайте также:  Анализ развития ребенка по возрастам

«Зайчик»

И. п. Встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол.

1-4- Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки. Руки от пола не отрывать.

5-8-Вернуться в и. п.

«Велосипед»

И. П. : ноги на 90 градусов, стопы сокращены, руки вдоль корпуса. Музыкальное сопровождение: размер – 2/4 или 4/4, характер – чткий, темп – быстрый. Ноги поочердно сгибаются в коленях, описывая, круг в воздухе

«Восьмерка»

И. п. Сесть в позу прямого угла, руки в упоре сзади (высокий упор).

1-2-Поднять прямые ноги под углом 45 градусов с натянутыми носками и делать ими волнообразные движения, как бы выписывая восьмерки.

3-4-Вернуться в и. п. Движения динамичные.

5. Упражнения на укрепление и развитие стоп:

«Ходьба»

И. П. : ноги в 6 позиции, руки на поясе, голова в положении face.

На «1» — сокращается правая стопа, голова наклоняется к правому плечу, левая нога в свою очередь находится в натянутой 6 позиции (натянутом положении, на «2» — стопа вытягиваются в И. П., голова возвращается в положение face, на «3» — левая стопа сокращается, голова наклоняется к левому плечу, на «4» — стопа и голова возвращают в И. П. Следить за максимальным вытягиванием и сокращением стоп, за подтянутым, прямым корпусом, втянутыми мышцами живота, правильным положением кистей рук на поясе (4 пальца вместе, прямой спиной.

«Покажи солнышку ножку»

И. п. – Ложимся на спину, ноги вместе, стопы очень вытянуты, спина прямая. «раз» — поднять выпрямленную правую ногу вверх; «два» — не меняя положение ноги, сократить стопу; «три» — вытянуть подъем; «четыре» — опустить ногу на пол.

«Гусеница»

И. п. Сесть в позу прямого угла, согнуть в коленях ноги, и, не разводя колени, пятки приблизить к ягодицам. Руки в упоре сзади.

1-Поднимая и подворачивая пальцы ног, ползающим движением продвинуть стопы вперед насколько возможно.

2-Тем же движением вернуться в и. п. Движение динамичное. Дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.

«Весело шагаем»

И. п. – Ложимся на спину, ноги вместе, стопы очень вытянуты, спина прямая. Упражнение выполняется аналогично упражнению под номером 4, только подымая правую ногу, мы поочередно то вытягиваем то сокращаем стопу (носок, пятка, носок, пятка – затем опускаем правую ногу в исходное положения продолжая сокращать стопу – носок, пятка, носок, пятка) Повторить все с левой ноги. Затем с двух ног. «Медвежонок»

И. п. Сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны.

1-4-Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено. Задержаться нужное время.

5-8-Вернуться в и. п. Повторить то же движение левой ногой.

6. Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса:

«Пчелка»

И. п. Сесть на пятки. Согнутые в локтях руки положить на бедра ладонью вверх.

1- Вывести вперед плечи, стараясь соединить локти перед грудью. Задержаться нужное время.

2- Вернуться в и. п.

3- Развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной. Задержаться нужное время.

4-Вернуться в и. п.

«Мельница»

И. п. Встать прямо, ноги вместе или на ширине плеч. Руки опущены. Поочередное вращение рук в плечевом суставе. Движение динамичное. Дыхание нормальное. «Учимся плавать»

И. п. Лечь на живот, ноги прямые вместе, носки вытянуты. Руки вытянуты вперед, ладонями вниз.

1-4-Приподняв голову и грудь, делать руками круговые движения (поочередно или вместе).

5-8-Вернуться в и. п.

7. Упражнения на упражнения для тренировки равновесия:

«Аист»

И. п. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.

1-4-Стоя на одной прямой ноге, согнутую в колене вторую ногу разместить стопой на внутренней стороне колена прямой ноги. Руки развести в стороны или поставить на пояс. Стоять по возможности дольше.

5-8-Вернуться в и. п. Повторить то же на другой ноге.

«Цапля»

И. п. Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе.

1-4-Поднять согнутую в колене ногу, носок сильно вытянуть, прикоснуться им к колену. Бедро параллельно полу. Задержаться нужное время.

5-8- Вернуться в и. п. Повторить все движение другой ногой.

«Петушок»

И. п. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены.

1-4-однять левую ногу, согнув ее в колене, и взять сзади левой рукой стопу левой ноги. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед. Голова поднята. Задержаться нужное время.

5-8- Вернуться в и. п. Дыхание нормальное. Повторить то же другой ногой

«Ласточка»

И. п. Встать прямо, ноги вместе, руки разведены в стороны, ладони вниз.

1-4- Стоя на одной ноге, не сгибая ее, перевести тело и вторую ногу (нога прямая с оттянутым носком) в горизонтальное положение. Руки прямые. Голова вперед, вверх. Прогнуться. Задержаться нужное время.

5-8-Вернуться в и. п. Повторить то же другой ногой.

8. Дополнительные упражнения:

«Неваляшка»

И. п. – сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову.

1-2- наклониться вправо, стараясь коснуться локтем пола за коленом правой ноги;

3-4- вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.

«Березка»

И. П. : ноги лежат на полу, стопы натянуты, руки вдоль корпуса. На «1, 2» натянутые ноги поднимаются на 90 градусов, на «3,4» — носки стремятся ввысь, при этом таз отрывается от пола, и так же стремится ввысь. Должна образоваться прямая линия, начиная от стоп ног заканчивая лопатками. Держаться в таком положении 4 такта 4/4, на «1,2» — таз опускается на пол, на «3,4» — ноги опускаются на пол в И. П.

Читайте также:  Невербальное общение в психическом развитии ребенка

«Улитка»

И. п. – лечь на спину руки вытянуть вдоль тела. 1-2- поставить ноги на пол за головой; 3-4- вернуться в исходное положение.

Источник

Ольга Винникова
Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей

Влияние ритмической гимнастики на физическое развитие детей.

Цель занятий по физическому воспитанию является приобщение детей к ценностям физической культуры, рассматривать которую необходимо в единстве трёх составляющих её содержание компонентов – телесного, интеллектуального и духовно- мировоззренческого.

Телесный компонент предполагает развитие и коррекцию физических возможностей ребёнка.

Интеллектуальный –направлен на развитие познавательных процессов средствами специально организованных физкультурных занятий.

Духовно- мировоззренческий компонент предполагает целенаправленное формирование у детей навыков здорового образа жизни, желание и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

В настоящие время, ведущим элементом современной государственной системы физического воспитания является гимнастика. Её средства и методы находят своё применение во всех звеньях физкультурного образования, в том числе и в дошкольном. Одно из направлений гимнастики является ритмическая гимнастика. В основу ритмической гимнастики составляют физические и танцевальные упражнения различной направленности, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передовая её ритм, темп, характер с помощью движений.

В своей работе я широко использую ритмическую гимнастику: это и музыкальное сопровождения на физкультурных занятиях и при проведении утренней гимнастики. Сама разработала программу для утренней гимнастики с использованием музыкально – ритмических композиций, для каждого возраста с учётом возрастных особенностей.

Применение музыки в утреннюю гимнастику помогает бороться с монотонией, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжения мышц) и ускоряет овладение техникой движений.

Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы.

Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект.

Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Ритмические упражнения (упражнения под музыку) не требуют специальных снарядов, длительной подготовки, определенной площадки, они прививают занимающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений.

Ребенок, выполняющий ритмические упражнения под музыку испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет упражнения под музыку.

Сами упражнения совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств и особенно – через нервную систему. Упражнения под музыку могут служить не только как средство психофизиологической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения.

Задачи и средства

упражнений под музыку (Ритмика)

Основная задача при занятиях ритмики — это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

К частным задачам относятся:

• оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма, а также коррекция зрения;

• совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости, выносливости, скоростно — силовых и координационных способностей, а также мелкой моторики и проприоцептивной чувствительности;

• содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха;

• памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;

• оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу

ребенка;

• формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и

изящества танцевальных движений;

• содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.

Основными средствами ритмики являются физические упражнения общеразвивающей направленности, выполняемые без предметов, с предметами (мяч, гимнастическая палка, гантели и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке, футболах и др.). Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, на животе, на боку; сидя с прямыми и согнутыми ногами; на пятках; в упорах присев, упорах стоя на коленях; стоя, в висах.

Упражнения общей направленности включают строевые упражнения, Общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц и танцевальные упражнения.

Комплексы физических упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет», выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития.

Таким образом, ритмические упражнения имеют большое оздоровительное значение.

Источник