Влияние генотипа на развитие ребенка

Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим — их сочетание между собой.

Биологический фактор

Биологический фактор — наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.

Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.

Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).

Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.

Социальная среда

Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.

В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.

Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.

Окружение

На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.

Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.

Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.

Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.

Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.

Источник

Влияние генотипа ребенка на его развитие

Наверное, нет таких родителей, которые не мечтали бы о том, чтобы их ребенок вырос здоровым, талантливым и успешным человеком. Сегодня есть возможность позаботиться об этом практически сразу после рождения малыша. Современная наука и медицина могут помочь взрослым предупредить появление у детей проблем со здоровьем и как можно раньше направить малышей на правильный путь развития.

Гены и спортивные занятия для детей

Гены определяют в нашей жизни многое — от творческих и физических способностей до склонности к различным заболеваниям. В настоящее время наука достигла таких высот, что у ученых даже появилась возможность раскрывать некоторые тайны. Так почему бы этим не воспользоваться?

К сожалению, нередко случается так, что родители выбирают не самый подходящий путь развития для своего малыша. Возьмем, к примеру, спортивные занятия для детей. Хорошо, если у взрослых получилось угадать со спортивной секцией, и она подходит под генотип малыша. А если не получилось? Тогда не исключена вероятность того, что ребенок будет часами тренироваться, изматывая себя физически, но демонстрируя при этом весьма скромные результаты. В чем причина такой несправедливости? Все очень просто — малыш по своему генотипу может быть прирожденным тяжелоатлетом, а родители, не подозревая об его истинных талантах, записали его, скажем, в секцию акробатики или волейбола.

На самом деле существует множество генов, которые отвечают за метаболизм углеводов, экспрессии инсулина, формирование костной структуры и так далее. Все это можно проанализировать заранее. Так почему бы тогда не определить, что дала человеку матушка природа и каким спортом ему лучше заниматься. Это поможет не потерять драгоценное время и по возможности раньше начать развивать сильные качества ребенка.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка через творчество

Анализы для определения генотипа ребенка

Генотип человека можно определить при помощи специального генетического анализа, который сейчас делают во многих медицинских учреждениях нашей страны. Это может быть анализ на:

  • особенности системы регулирования артериального давления (разные формы гена ангиотензинпревращающего фермента);
  • чувствительность к адреналину (вариации гена бета-2 адренорецептора);
  • выбросы инсулина после приема пищи (VNTR повторы гена инсулина);
  • регуляцию возбудимости мышц и нервных клеток (формы гена АТФ-зависимых К каналов).

Влияние генов на привычки поведения человека

Медицина не стоит на месте, и сегодня она достигла такого уровня, что специалисты в состоянии определять генетическую предрасположенность ребенка не только к занятиям для детей, но и к будущей профессии во взрослой жизни. У человека все эмоционально значимые ситуации воспринимаются через личный опыт и особенности его высшей нервной деятельности. В наше время можно считать доказанным, что большая часть психологических и психофизиологических характеристик человека имеет наследственный компонент, участвующий в формировании его привычек поведения.

Генетические особенности поведения человека не ограничиваются влиянием одного или двух генов. Это работа большого количества генов. Например, существует две формы агрессии — реактивная и проактивная. Проактивная агрессия приводит к социальному доминированию, что может быть полезным для работников управленческого аппарата, а также руководителей оперативных структур. В то время как основное направление реактивной агрессии — это причинение физического вреда. Человек, имеющий генетическую предрасположенность к проявлениям реактивной агрессии, может сделать карьеру военнослужащего, то есть стать профессиональным военным, способным хорошо адаптироваться в экстремальных ситуациях и проявлять устойчивость к разного рода стрессам. Кстати, некоторые ученые считают, что набор студентов в профессиональные военные училища был более эффективным, если бы предполагал генетическое тестирование абитуриентов.

Консультация для родителей: генотип и профилактика болезней

Гены определяют характер образования и обмена нейромедиаторов — веществ, при помощи которых нервные клетки обмениваются друг с другом сигналами. Скорость этого обмена определяет различные формы реакции на происходящие события, а также на качество памяти человека.

Дефицит нейромедиаторов или неспособность синтезировать их в достаточном количестве в стрессовой ситуации увеличивают вероятность появления депрессии. Кроме того, в случае слабого синтеза некоторых нейромедиаторов происходит их истощение, если работа связана с психологической нагрузкой. При этом возможно появление симптомов нервного истощения, вегетососудистой дистонии, лабильного артериального давления.

Генетический анализ склонность определить человека к тому или иному заболеванию. Исследования проводят при помощи методов секвенирования ДНК. Например, мутации в гене аполипопротеина ApoCIII, гене инсулина INS свидетельствуют о склонности к определенному типу диабета или нарушению жирового обмена. Таким образом можно предсказать вероятность появления лишнего веса и понять, как предупредить появление подобных неприятностей. При некоторых мутациях лишний вес корректируется в большей степени питанием, в то время как физические нагрузки обеспечивают меньший эффект. А при других генетических данных избавиться от лишнего жира ребенок (или взрослый человек) может только при физической нагрузке определенного типа. Хорошей профилактикой в данном случае становится определение подходящего типа питания или физических тренировок.

По мутации гена CYPIА2 можно определить влияние на организм сигаретного дыма. При определенных параметрах этого гена риск онкологической болезни легких возрастает в несколько раз. Хорошей профилактикой в таком случае станет воздержание от посещения мест, в которых присутствуют сигаретный дым или выхлопные газы и занятия для детей на свежем воздухе. Кроме того, генетический анализ дает возможность определить вероятность развития тромбозов, инфаркта и инсульта.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Генетические аспекты и генотип-фе-нотипические корреляции при редких формах эпилептической энцефалопатии удетей / Жилина С.С., Кожанова Т.В., Мещерякова Т.И., Ананьева Т.В., Лукьянова Е.Г., Прокопьева Н.П., Осипова К.В., Айвазян С.О., Канивец И.В., Коновалов Ф.А., Толмачева Е.Р., Притыко А.Г. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2017. — Т. 62 №4. — с. 169

Генетика мультифакториальных заболеваний: между прошлым и будущим / Пузырев В.П. // Медицинская генетика. — 2003. — Т. 2 №12. — с. 498-508

Источник

Этот вопрос является определяющим тогда, когда рассматривается внимательно результат развития ребенка (психического), над которым разбивают копья отечественные и зарубежные психологи. Но вот ответ на этот вопрос является очень неоднозначным, поскольку важным является каждый фактор. Но вот определяющим — их сочетание между собой.

Читайте также:  Урок рост и развитие ребенка

Биологический фактор

Биологический фактор — наследственные, видовые и врожденные черты: особенности строения всех функциональных систем, физические признаки. То, с чем человек родился (то есть его анатомо-психофизиологические особенности) являются его задатками, которые являются основой для развития человеческих свойств и способностей.

Наследственная информация передается генами, устойчивыми структурами, которые могут мутировать и изменяться. Но для этого необходимы внутренние и внешние причины (облучения, интоксикации и прочее). Именно этим объясняются аномалии развития: физический недостаток, соматическое заболевание и прочее.

Также многими причинами объясняется и врожденность некоторых особенностей, то есть то, каковы были особенности внутриутробного пребывания ребенка. На результат развития могут повлиять: здоровье мамы, влияние лекарств, алкоголя, никотина, наркотических веществ).

Поэтому ни в коем случае нельзя скидывать со счетов влияние биологического фактора. Но вот для полного разворачивания генетической программы необходимо разворачивание его в социальном плане.

Социальная среда

Ребенок попадает в определенную среду. Что же такое социальная среда? К среде может быть отнесены и воздействия природной среды и физической среды: солнечное влияние, климат и прочее. Но определяющим в развитии ребенка является социальное взаимодействие в человеческом обществе.

В том случае, если нет рядом человека с маленьким ребенком, то развития не происходит. Примером могут служить «тарзанятки», которые росли в логове зверей несколько лет. У них наблюдается отсутствие речи и нормальных интеллектуальных способностей, человеческих чувств и самосознания.

Общение с людьми позволяет ребенку освоить опыт поведения в человеческом обществе, основные правила и законы, овладеть речью. Более того, он впитывает в себя опыт, который был накоплен веками и который отражается с помощью письменности.

Окружение

На ребенка влияет непосредственное социальное окружение (семья, родственники, сверстники и непосредственное окружение), которое можно назвать социальные микро факторы. Но также непосредственное влияние оказывают макро факторы – средства массовой информации; социально-экономическая ситуация в стране и во всем мире; тип поселения.

Если учитывать все эти положения, то необходимо акцентировать два основных закона, принципа психического развития: принцип развития только в деятельности, принцип историзма.

Принцип историзма подразумевает то, что содержание всех периодов в детстве определяются конкретными историческими условиями жизни и социальной обстановкой. Ребенок впитывает в себя все эти особенности окружающей обстановки и фильтруются через социализацию, обучение и воспитание.

Принцип того, развитие происходит только в деятельности, сводится иносказательно к следующему: «чтобы научиться плавать, нужно плавать». Так и здесь, только в совокупности всех факторов и психологических особенностей, которые обязательно должны проявиться в жизни, заключается залог успешности в психическом развитии ребенка.

Исходя из особенностей взаимоотношений среды и генотипа, можно выделить основные этапы, их содержание и результат.

Источник

О новом взгляде на старые вопросы рассказывают профессор генетики и нейробиологии Кевин Митчелл и профессор когнитивного развития Юта Фриз

Фото: Chris Murray/Flickr

Вопрос о том, что в большей степени определяет поведение человека — гены или окружающая среда, — обсуждается на протяжении веков. Во второй половине XX века существовало два лагеря ученых, и обе группы уверяли, что природа или, соответственно, воспитание оказывают исключительное влияние.

Но такая точка зрения встречается все реже, так как исследования показывают, что гены и окружающая среда на самом деле взаимосвязаны и могут усиливать друг друга. Во время Научной недели в Берлине, организованной Королевским обществом, мы обсуждали, как меняется дискуссия в свете недавних открытий.

Возьмем грамотность. Визуализация языка — одно из самых выдающихся достижений человечества. Чтение и письмо имеют основополагающее значение для нашей способности процветать в современном мире, однако некоторым людям трудно учиться. Тому может быть много причин, включая дислексию, нейрологическое расстройство развития. Но оказывается, что ни гены, ни окружающая среда не несут полной ответственности за различия в способности к чтению.

Генетика и неврология чтения

Чтение — это культурное изобретение, а не умение или функция, которые сформировались в результате естественного отбора. Письменные алфавиты возникли в Средиземноморье около 3000 лет назад, но грамотность стала широко распространенной только в XX веке. Наше использование алфавита, однако, запрограммировано природой. Взлет грамотности привел к развитию мозговой схемы, которая связывает визуальный язык со слышимым — посредством буквенно-звукового отображения.

Сканирование мозга показывает, что эта «сеть чтения» проявляется практически в одном и том же месте мозга у всех людей. Она формируется, когда мы учимся читать, и укрепляет связи между областями мозга, отвечающими за язык и речь, а также «областью визуальной формы слова».

Читайте также:  Дифференциальная диагностика отклонений в психическом развитии ребенка

Способ построения базовой схемы каким-то образом закодирован в наших геномах. То есть человеческий геном кодирует набор правил развития, которые, будучи воспроизведенными, приведут к появлению сети.

Однако в геноме всегда есть вариации, и это приводит к вариациям в развитии и функционировании этих схем. Это означает, что существуют индивидуальные различия в способностях. Способности к чтению в значительной степени передаются по наследству среди основной части популяции, и дислексия по большей части имеет генетическое происхождение.

В то же время это не значит, что существуют «гены чтения». Существуют генетические изменения, которые влияют на то, как мозг развивается и функционирует. По неизвестным причинам некоторые такие варианты негативно влияют на схемы, необходимые для говорения и чтения.

Окружающая среда тоже имеет значение

Но гены — не вся история. Давайте не будем забывать, что опыт и активное обучение необходимы для изменений в мозговых связях, которые в первую очередь отвечают за чтение — хотя мы еще не знаем, в какой степени.

Исследования показали, что чаще всего проблемы с грамотностью сопровождаются трудностями в фонологии — способности сегментировать и манипулировать звуками речи. Оказывается, что люди с дислексией также, как правило, долго не разговаривали в раннем детстве. Эксперименты показали, что они медленнее, чем другие люди, называют объекты. Это также относится к письменным символам и связывании их со звуками речи.

И тут на первый план снова выходит воспитание. Трудности в обучении чтению и письму особенно заметны в языках со сложными грамматическими и орфографическими правилами, таких как английский. Но они гораздо менее очевидны в языках с более простой системой правописания, таких как итальянский. Тесты по фонологии и называнию объектов, однако, обнаруживают дислексию и у итальянцев.

Таким образом, отличия, присутствующие в мозге с дислексией, вероятно, везде одинаковы, но, тем не менее, отличаются в разных системах правописания.

Усиление и циклы

Гены и воспитание традиционно противопоставляются друг другу. Но на самом деле воздействие окружающей среды и опыта часто усиливает наши врожденные предрасположенности. Причина в том, что эти врожденные предрасположенности влияют на наше субъективное восприятие различных событий и на нашу реакцию, а также на то, как мы выбираем опыт и окружающую среду. Например, если вам что-то легко дается, вы, скорее всего, захотите заниматься этим.

Эта динамика особенно явно прослеживается в отношении чтения. Дети, которым чтение дается легко, делают это с большим удовольствием. Больше читая, они улучшают навыки чтения, делая опыт более полезным. У детей, чьи способности к чтению не настолько хорошие, наблюдается обратное — они стараются читать меньше и со временем отстают от сверстников.

Но есть возможности разомкнуть этот круг. Как мы видели в случае чтения на итальянском, воспитание может смягчить последствия неблагоприятной генетической предрасположенности. Точно так же хороший учитель, который знает, как использовать поощрение, может помочь тем, кто читает плохо, разрешая сокращения и помогая с мнемоникой для правописания. Таким образом читатели с дислексией могут стать хорошими читателями и наслаждаться этим. Поощрение и практика усиливают друг друга, что приводит к большей мотивации и большим стараниям — такая положительная спираль.

Поэтому вместо того, чтобы воспринимать природу и воспитание как непримиримых противников, стоит рассматривать их как звенья одной цепи, где положительное влияние одного фактора увеличивает положительное влияние другого — производя не сумму, а улучшение. Конечно, этот же принцип работает и с отрицательным влиянием, так что циклы могут быть как добродетельными, так и порочными.

Поскольку наследование (как генетическое, так и культурное) имеет значение, этот эффект также виден в более широком масштабе, охватывающем несколько поколений. В прошлом родители, которые отправляли своих детей в школу, создавали благоприятную среду для них и их внуков. Но, в свою очередь, родители получали выгоду от существования культуры, которая побуждает инвестировать в школы. Конечно, такие инвестиции не всегда распределяются равномерно, и может случиться перекос в пользу тех, кто уже находится в выгодном положении. Такой цикл иногда называют «эффект Матфея» — хорошее случается с теми, у кого и так все хорошо.

Интерактивные петли между природой и воспитанием простираются за пределы жизни отдельных людей, затрагивая целые сообщества и поколения. Признание этой динамики дает нам силу разорвать эти циклы как в нашей собственной жизни, так и в обществе и культуре.

Источник