Влияние физического развитие на состояние здоровья ребенка

Влияние физического развитие на состояние здоровья ребенка thumbnail

Физические
упражнения, подвижные игры, а затем и
занятия спортом при соблюдении принципа
последовательности и постепенности
содействуют развитию детей и подростков.
Физические упражнения влияют не
изолированно на какой-либо орган или
систему, а на весь организм в целом. Они
вызывают изменения не только в мышцах,
суставах, связках, но и во внутренних
органах и их функциях, а также в обмене
веществ. Под влиянием физической работы
и однократных физических упражнений
резко (в 8—10 раз по сравнению с состоянием
покоя) возрастает потребление тканями
кислорода. Повышенная потребность
тканей в кислороде при мышечной работе
рефлекторно вызывает значительные
изменения в деятельности дыхательной
и сердечно-сосудистой систем; частота
дыхания увеличивается в 2—2’/2 раза,
пульса в 2 – 3 раза. Резко возрастает
выделение углекислоты с выдыхаемым
воздухом и продуктов обмена веществ с
потом и мочой.

Однако
оздоровительное влияние на организм
оказывают не однократные, а многократные
повторения физических упражнений.
Установлено, что ежедневные, правильно
выполняемые физические упражнения
благоприятствуют физическому развитию
детей и подростков. У них отмечается
несколько большая, чем присуще данному
возрасту, годичная прибавка массы, длины
тела, окружности и экскурсии грудной
клетки, жизненной емкости легких и силы
мышц. Так, например, средние показатели
физического развития юных спортсменов
16, 17, 18 лет выше, чем аналогичные показатели
у учащихся этого же возраста, не
занимающихся спортом. У юных спортсменов
рост больше на 5—6 см, масса тела на 7—
9,5 кг, окружность грудной клетки на
5,7—6,1 см и жизненная емкость легких на
1100 мл.

Одновременно
с улучшением показателей физического
развития улучшается деятельность
сердечно-сосудистой системы. У подростков,
систематически выполняющих физические
упражнения и занимающихся спортом, как
в покое, так особенно при физической
нагрузке, увеличивается ударный объем
сердца и в меньшей степени частота
сердечных сокращений, повышается тонус
сосудов. Более экономичной становится
и работа органов дыхания. Потребность
организма в кислороде, возрастающая во
время мышечной работы, у тренированных
обеспечивается в большей степени за
счет увеличения глубины дыхания, в то
время как у нетренированных за счет
увеличения частоты дыхания.

Существенные
изменения происходят в обмене веществ.
У тренированных лучше усваиваются
тканями питательные вещества, более
глубоко протекают окислительные
процессы, вследствие чего вредные
продукты распада поступают в кровь в
меньшем количестве.

Благоприятно
отражается движение детей и на высшей
нервной деятельности. Под влиянием
систематических занятий физкультурой
и спортом повышается сила, улучшается
подвижность и уравновешенность нервных
процессов в коре головного мозга. Нервная
система становится более пластичной,
т. е. приобретает способность быстрее
приспосабливаться к новым видам работы
и обстановке.

Физическое
воспитание строится с учетом возрастных,
половых и индивидуальных особенностей
детей и подростков. В яслях-садах грудным
детям и детям первых лет жизни проводятся
гимнастика и массаж. Гимнастику и массаж
широко рекомендуется включать в режим
дня грудных детей и детей преддошкольного
возраста, не посещающих детские
учреждения. Для обучения матерей
организуются кабинеты здорового ребенка,
школы матерей и университеты здоровья.

В
детских дошкольных учреждениях находятся,
как правило, здоровые дети, не имеющие
абсолютных противопоказаний к занятиям
физическими упражнениями. Организму
детей дошкольного возраста присуща
высокая степень саморегуляции физической
нагрузки в процессе самостоятельной
двигательной активности и выполнения
физических упражнений, поэтому практически
перегрузить ребенка физической работой
затруднительно. Тем не менее, руководствуясь
результатами углубленного медицинского
осмотра, врач детского учреждения
сообщает воспитателям оценку состояния
здоровья каждого ребенка и дает
индивидуальные назначения в отношении
двигательного режима и физической
нагрузки. Эти сведения воспитатель
заносит в листок здоровья,

Различные
упражнения, направленные на развитие
и совершенствование ходьбы, бега,
лазанья, уже широко представлены в
режиме детей дошкольного возраста.

В
детском саду в младшей группе в конце
учебно-воспитательного года организуется
ежедневная утренняя гимнастика,
продолжительность которой в средней
группе доводится до 5 мин, а в старшей
до 8 мин. Специальные занятия гимнастикой
и подвижными играми проводятся 2 раза
в неделю. В младшей группе такие занятия
продолжительностью до 12 мин вводят в
конце первой половины года. В средней
группе продолжительность специальных
занятий по физическому воспитанию
установлена 20 мин, а в старшей группе
30 мин. Физические упражнения и подвижные
игры включают в работу одновременно
большое число крупных мышц.

Читайте также:  Воспитание и развитие ребенка от 0 до 3 лет галина шалаева

Анатомо-физиологические
особенности детей дошкольного возраста
исключают применение специальных
упражнений, развивающих силу и
выносливость, связанных с упором и
висом. Не даются упражнения, требующие
длительного, напряженного внимания и
изолированного движения кистями рук,
стопой или головой, так как дошкольникам
трудно расчленять движения. При подборе
упражнений строго учитывают возрастные
особенности детей. Так, например, для
развития навыка метания в младшей группе
подбирают игры, подготовляющие к
бросанию, ловле, метанию: катание мяча,
перебрасывание его от воспитателя к
ребенку; в средней группе вводят
перебрасывание мяча от ребенка к ребенку
и бросание мяча вдаль; в старшей группе
задания усложняются до метания мяча в
цель с определенной дистанции. К
выполнению этих упражнений, требующих
относительно сильных и точных движений,
дети старшей группы подготовлены
предшествующими занятиями в младшей,
а затем и в средней группе детского
сада. При проведении специальных занятий
учитывается и индивидуальная
подготовленность детей.

В
тех случаях, когда с детьми не проводились
систематически специальные занятия, и
они не умеют выполнять простые задания,
с ними проводят упражнения и подвижные
игры, предназначенные для детей более
младшего возраста. В старших группах
детского сада может проводиться обучение
подготовленных детей плаванию, ходьбе
на лыжах, катанию на коньках, езде на
велосипеде.

При
проведении физических упражнений с
детьми младшего школьного возраста
(7—12 лет) учитываются необходимость
смены упражнений, исключения однообразных
движений, очень ограниченное использование
силовых напряжений, неблагоприятно
влияющих на сердечно-сосудистую систему
и дыхание. Сроки начала тренировочных
занятий детей по разным видам спорта
различны. Разрешается принимать в ДЮСШ
детей в секции: гимнастики художественной
и спортивной (девочки), фигурного катания,
плавания, настольного тенниса с 7 лет;
гимнастики спортивной (мальчики),
акробатики, прыжков в воду, лыжного
спорта (гонки) с 8—9 лет; конькобежного
спорта, бадминтона, борьбы, водного
поло, волейбола, баскетбола, футбола,
хоккея, гребли академической с 10 лет;
легкой атлетики, санного спорта, тенниса,
конного спорта с 11—12 лет.

В
среднем школьно-подростковом возрасте
(12 – 15 лет) ограничивают применение
упражнений, которые способствуют
развитию мышечной силы и могут задерживать
рост костей в длину. В этот возрастной
период, не исключая необходимости
дальнейшей всесторонней физической
подготовки, можно начинать занятия по
таким специальным видам спорта, как
велосипед, тяжелая атлетика, бокс,
стрельба стендовая.

Однако
с учетом анатомо-физиологических
особенностей, присущих этому возрастному
периоду, особенно таких, как несоответствие
в развитии сердца и сосудов, с одной
стороны, и массы сердца и массы тела—с
другой, к назначению физических упражнений
для подростков следует подходить
осторожно.

В
юношеском возрасте (15—18 лет) на уроках
физкультуры и специальных спортивных
занятиях выполняются физические
упражнения с определенной последовательностью:
скоростные, затем на выносливость и в
последнюю очередь силовые.

Особенности
организма девочек (расположение органов
малого таза, относительная слабость
мышечной системы и др.) диктуют
необходимость уменьшения общей нагрузки,
исключения резких прыжков (с высоты на
твердую поверхность), сокращения
количества упражнений в упорах на
снарядах. На время менструаций девушек
освобождают от занятий физкультурой и
спортом.

Детей
и подростков на основании данных
углубленного медицинского осмотра и
степени физической подготовленности
разделяют на три группы: основную,
подготовительную и специальную. Основную
группу формируют из здоровых и физически
подготовленных детей, подростков и
юношей. Подготовительную группу
составляют из учащихся с незначительными
отклонениями в состоянии здоровья, но
недостаточно физически подготовленных.
Детям, подросткам и юношам, отнесенным
к подготовительной группе, вводят
ограничения в учебных занятиях по
физкультуре, особенно в упражнениях на
снарядах, в беге и прыжках. Им противопоказаны
длительные лешие и лыжные походы, занятия
футболом, хоккеем и всеми видами
физических упражнений, требующих
значительного усилия. Дети и подростки,
включенные в подготовительную медицинскую
группу, нуждаются для улучшения своего
физического развития в дополнительных
занятиях, повышении двигательной
активности в режиме дня. С этими учащимися
следует организовывать подвижные игры
в перерыве между занятиями в школе и
подготовкой уроков и дополнительные
занятия во внеклассное время в секциях
общей физической подготовки. Все дети,
отнесенные к подготовительной группе,
должны проходить медицинский осмотр 2
раза в год, а также после всякого изменения
в состоянии здоровья и в связи с длительным
(месяц) заболеванием. Дети, подростки и
юноши, входящие в специальную группу,
имеют значительные отклонения в состоянии
здоровья и занимаются физкультурой по
особым программам.

Читайте также:  Роль педагога в развитии личности ребенка

Источник

Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:

1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;

2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);

3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).

4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.

Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска:

1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно — педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).

4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.

5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).

6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.

8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.

Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)

Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.

Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд

факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.

На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.

К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность — поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.

Читайте также:  Понятие нормы и отклонения в психическом развитии ребенка

Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.

Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.

Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:

— употребление алкоголя,

— употребление наркотиков и др. токсичных веществ,

— курение,

— компьютерная и интернет- зависимость.

Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.

Подростковый возраст — особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести «моду» на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.

В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.

Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.

Источник