Влияние физических упражнений на развитие ребенка

Влияние физических упражнений на развитие ребенка thumbnail

Татьяна Зологина
Влияние физических упражнений на организм ребенка

Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи, как укрепление здоровья, закаливание организма, всестороннее физическое развитие и особенно развитие быстроты, силы и выносливости, формирование правильных двигательных навыков, воспитание высоких моральных и волевых качеств.

Известно, что полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности. Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Для полноценного физического развития ребенка необходимо, чтобы он занимался физическими упражнениями, играл в подвижные игры, пользовался лыжами, коньками, совершал пешеходные экскурсии.

В подвижных играх, физических упражнениях развивается быстрота, ловкость движений, а также находчивость, выдержка, умение действовать сообща.

Следовательно, в физическом воспитании должны найти свое место как меры по укреплению здоровья ребенка и закаливанию его организма, так и умело подобранные игры, физические упражнения. Чем яснее родители и воспитатели осознают важность всех указанных задач, тем легче найти общую линию воспитания в семье и в детском саду.

Я считаю, что игра одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

В нашем детском саду постоянно организуются физкультурные досуги, ежегодно — физкультурные праздники (летний и зимний, когда дети показывают свои умения, соревнуются в скорости и ловкости.

Основные движения ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как ходят, бегают, прыгают трехлетние и семилетние дети, как выполняют они задания, связанные с быстротой, ловкостью, умением владеть своими движениями, действовать сообща, преодолевать препятствия.

Но не только возраст играет здесь роль. Все эти ценные качества и умения развиваются хорошо, если ребенок имеет возможность упражняться; в противном случае он и к концу дошкольного возраста остается неловким в движениях, несмелым.

Важно подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их. В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон.

В коллективном воспитании детей в детском саду подвижным играм мы уделяем большое внимание. Ежедневно с детьми проводится та или иная игра, выбираются игры с разными видами движений: с бегом, прыжками и т. д.

В воспитании физически крепкого, всесторонне развитого ребенка значительное место отводится также гимнастике. Каждый комплекс упражнений повторяется две недели. Во время гимнастики обеспечена максимальная двигательная активность детей.

Следует также присматриваться к тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, и, если нужно, показать ему правильные приемы движений.

Адаптационные возможности органов дыхания и сердечнососудистой системы в дошкольном возрасте ниже, чем у взрослых, поэтому физические упражнения строго дозируются.

Можно использовать готовые комплексы, а можно составлять самим с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма: потягивание, ходьба, мышцы шеи, рук и плечевого пояса, мышцы туловища и живота, мышцы ног, общего воздействия, силового характера, на расслабление, дыхательные.

Полезны занятия в форме так называемых двигательных рассказов, где ребенок может создавать знакомые ему образы, т. е. имитировать и подражать героям.

Использование таких приемов, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Источник

2016-06-16
Wizzard

Когда дети играют в пятнашки (салки) или занимаются другими физическими активностями, они не только укрепляют свои мышцы, но и становятся умнее. Физические упражнения оказывают множество положительных эффектов на головной мозг не только взрослого человека, но и ребенка. Согласно исследованиям, чем младше ребенок, тем эффективнее это положительное воздействие.

Положительное влияние физических упражнений на мозг вашего ребенка.

Вот лишь малый список преимуществ, которые получает ваш ребенок при физических занятиях:

  • Физические упражнения повышают приток крови к головному мозгу. Кровь доставляет кислород и глюкозу, которые необходимы для повышения концентрации внимания и умственного развития. Физические упражнения способствуют осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая при этом ребенка. Исследования 2007 года доказали, что если ребенок в течение трех месяцев постоянно занимается спортом, это позволяет на 30% увеличить приток крови в ту часть головного мозга, которая отвечает за память и обучаемость.
  • Физические упражнения формируют новые мозговые клетки в той части головного мозга, которая называется зубчатой извилиной и отвечает за память. Ученые утверждают, что физические упражнения стимулируют рост нервов. Люди, которые занимаются спортом на постоянной основе, развивают кратковременную память, обладают быстрой ответной реакцией и имеют высокий уровень творческого потенциала.
  • Исследования доказали, что физические упражнения формируют основной уровень нейротровического фактора головного мозга. Этот фактор способствует разветвлению нервных клеток головного мозга, их объединению и взаимодействию этих клеток друг с другом в новых нейронных путях, которые заставляют вашего ребенка быть открытым к изучению и более активным в стремлении к знаниям.
  • Психологи обнаружили, что ребенок с хорошей физической подготовкой выигрывает в серии познавательных задач, а МРТ показывает значительно большее базальтовое ядро, которое является ключевой частью головного мозга,  отвечающей за поддержку внимания, проверку исполнения и возможностью решительно координировать действия и мысли.
  • Независимые исследования обнаружили, что головной мозг ребенка, который ведет активный образ жизни, имеет гиппокамп, превосходящий по размеру гиппокамп ребенка, который не занимается спортом. Гиппокамп и базальновое ядро оказывают влияние на структуру и функции головного мозга.
  • Физические упражнения развивают способности ребенка к изучению. В 2007 году немецкие исследователи обнаружили, что после выполнения физических упражнений люди учили на 20% больше словарных слов.
  • Физические упражнения развивают творческие способности. Эксперимент 2007 года доказал, что 35-минутная пробежка на беговой дорожке с повышением пульса до 120 ударов в минуту улучшает познавательную способность, эффективность мозгового штурма, производительность творческих способностей и оригинальность мыслей.
  • Активности, которые включают балансировку и прыжки, усиливают вестибулярную систему, которая формирует пространственное воображение и умственную активность. Это позволяет заложить основу для чтения и других академических способностей.
  • Стресс разрушает мозг ребенка (статья на эту тему). Физические упражнения снижают воздействие стресса, сохраняя мозговую деятельность в равновесии и способствуя балансу между химической, электрической системами органов. Этот эффект очень похож на действие антидепресантов.
  • Ученые установили связь между победами в спортивных состязаниях и академической успеваемостью, проводя исследования среди детей начальных классов. Исследования показали, что дети, которые принимали участие в спортивных мероприятиях, были более уверенны в своих силах, учились работе в команде и лидерству. 81% женщин, которые преуспели в бизнесе, активно принимали участия в спортивных соревнованиях, когда учились в школе.
  • Шведские ученые доказали, что кардио  тренировки (бег, прыжки и т.д.) неразрывны с приобретением знаний в детстве. Занятия аэробикой способствуют выработке специального гормона роста и протеина, которые стимулируют работу головного мозга.
  • Физические упражнения повышают силу, гибкость и выносливость вашего ребенка. Это дает ребенку преимущество во время преодоления физических трудностей, с которыми он сталкивается по мере взросления, например, бежать за уезжающим школьным автобусом, нести тяжелые книги и завязать шнурки на ботинках.

Рекомендации для родителей.

Ниже представлены подсказки, которые помогут вам сделать ребенка более активным:

1. Будьте примером для вашего ребенка. Для начала вы сами должны много гулять, бегать, кататься на велосипеде или играть в различные виды спорта. Исследования доказали, что ребенок дошкольного возраста, чьи родители ведут активный образ жизни, также стемятся быть активными. Родители могут влиять на ребенка тремя путями: быть образцом для подражания, помочь ему быть активным и быть активным вместе с ним.

2. Сделайте фитнес приоритетным занятием в вашем доме. Введите ограничения на просмотр телевизора, видео игры и интернет.

3. Сделайте фитнес веселым занятием. Поддерживайте ребенка в его стремлении заниматься спортом. Не ограничивайте его в этом направлении.

4. Подталкивайте вашего ребенка к прогулке. Не используйте автомобиль, если вы идете вместе с ребенком в место, которое находиться в пешей доступности. Ищите возможность для прогулки (ходите в магазин или на рынок, больше поднимайтесь и спускайтесь по лестнице). Постепенно увеличивайте расстояния, которые вы преодолеваете с ребенком, таким образом вы будете укреплять необходимые группы мышц. Заставьте ребенка полюбить пешие прогулки. Это будет огромным преимуществом для него в будущем.

5. Прививайте ребенку любовь к пробежкам. Бегайте вместе с ребенком или сделайте это общей деятельностью с друзьями и родственниками.

6. Пусть ребенок катается на велосипеде, самокате, роликовых коньках, скейтборде (убедитесь, что он имеет все необходимые средства защиты: шлем, налокотники, удобную одежду). На следующее день рождения подарите ему один из таких подарков вместо очередной видео игры.

7. Танцуйте с вашим ребенком. Танцы доставляют больше удовольствия, чем классические физические упражнения.

8. Устройте соревнования. Это может быть бег наперегонки (дайте фору детям помладше), прыжки на скакалке, гонки на велосипеде и т.д.

9. Ходите на пикники. И не забудьте взять мяч или фризби.

10. Не будьте слишком строги к активной жизни ребенка. Регулярные физические упражнения и активности – вот, что прекрасно. Перфекционизм – это не ваша конечная цель. Если у вашего ребенка был очень тяжелый день, старайтесь не откладывать прогулку или бег. Но если у него совершенно нет сил и времени, то конечно стоит отложить это на следующий раз.

11. Родители подростков должны быть более бдительны к контактным играм, таким как футбол. Исследования доказали, что дети в возрасте до 14 лет не должны участвовать в играх со столкновениями. Большинство детей, которые играли в контактные виды спорта в раннем возрасте, имели признаки хронической травматический энцефалопатии, то есть органическое поражение головного мозга. Это может привести к ухудшению памяти, депрессии и даже слабоумию.

Друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею с остальными. Мы желаем крепкого здоровья вам и вашим детям!

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Источник

Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма человека, формируют у него разнообразные двигательные умения и навыки.

По данным Министерства образования и Министерства здраво­охранения РФ, НИИ педиатрии РАН, общая двигательная активность детей с поступлением в школу снижается наполовину и продолжает снижаться от младших классов к старшим. Даже у младших школь­ников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только пятую-шестую часть суток. Здоровыми являются 15% школьников, 50% имеют отклонения в здоровье и 35% страдают хроническими заболеваниями.

Дефицит двигательной активности нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает здоровье ребенка. Приходится выдер­живать большие умственные нагрузки, сидя на уроках в школе и за уроками дома, из-за чего почти не остается времени побыть (похо­дить или побегать) на свежем воздухе. Это приводит к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

Читайте также:  Тема игровая деятельность в развитии личности ребенка

Важнейшая задача, стоящая перед учителями, тренерами, родите­лями, — создать условия, при которых дети школьного возраста смо­гут заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня и во внеучебное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности.

Систематические занятия фи­зическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека. Во все времена была известна польза физической культуры. О ней писали, ей посвящали трактаты. Древнегреческий философ Аристотель отмечал, что ничто так силь­но не разрушает организм, как физическое бездействие. Древнегре­ческий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их при­менения: «Гармония функций является результатом правильного от­ношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древ­неримский врач Гален писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здо­ровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

Многие великие люди говори­ли о пользе движения и физических упражнений.

«Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нуж­ды в употреблении лекарств… Умеренно и своевременно занимаю­щийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в ка­ком лечении, направленном на устранение болезни» (Авиценна).

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспо­собность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ).

«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболе­ешь» (Гораций).

В современных условиях человек меньше двигается, а значит, его мышцы, системы кровообращения и дыхания недостаточно ак­тивны, из-за чего быстро стареют. Ухудшающаяся экология и малоподвижный образ жизни ведут к быстрому ослаблению организма, и, как результат, человека начинают преследовать болезни. Чтобы избежать этого, необходимо постоянно тренировать организм, зани­маясь физической культурой и спортом.

Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Оздоровительная физическая культура предусматривает использование физических упражнений в целях повышения или поддержа­ния уровня физической дееспособности и здоровья. Необходимы такие упражнения, которые сопровождались бы значительным расходом энергии и давали бы длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям (т. е. аэробические упражнения).

Эффективность физических упражнений оздоровительной на­правленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режи­мом работы и отдыха.

В оздоровительных целях у детей школьного возраста недельный объем двигательной активности должен составлять 14-21 ч. Если двигательная активность мала, у здоровых детей проявляются: одышка при незначительной физической нагрузке; боль в области сердца, головокружение; боль в спине, как следствие недостаточного развития мышечного аппарата; уменьшение работоспособности, быстрая утомляемость; нарушение сна; снижение концентрации внимания; повышенная возбудимость и др.

Чтобы оздоровительная физическая культура оказывала на детей положительное влияние, необходимо сформировать у детей глубоко осмысленное отношение и устойчивый интерес к физкультурно-оздоровительной деятельности, потребность в ней, а также побуждать их к оптимальной активности.

В оздоровительной физической культуре применяются разнообразные методы и формы занятий физическими упражнениями с детьми школьного возраста: утренняя гимнастика, физкультурные минутки и физ­культурные паузы, общая физическая подготовка, оздоровительный бег, передвижение на лыжах, стретчинг, дыхательная гимнастика; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня; внеклассная спортивная работа в школе; внешкольная спортивно- массовая работа; дни здоровья и спорта; самостоятельные занятия школьников физическими упражнениями и др.

Утренняя гимнастика — или, как ее еще называют, зарядка — представляет собой комплекс физических упражнений, обеспечивающий постепенный переход от сна к бодрствованию. Она необходима для ликвидации застойных явлений после сна, активизации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма. Утренняя гимнастика состоит из общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов или с пред­метами.

Желательно, чтобы утренняя гимнастика выполнялась детьми в домашних условиях. Комплексы упражнений разучиваются на уроках физической культуры.

Физкультурные минутки и паузы — это кратковременные сеанс физических упражнений, которые проводятся для активного отдыха и поддержания работоспособности.

На общеобразовательных уроках в школе и при выполнении до­машних учебных заданий у учащихся проявляется три вида утомления: утомление глаз, утомление мышц кисти при письме, общее утомление мышц при длительной статической «сидячей» работе. Упражнения активизируют дыхание, кровообращение и обмен ве­ществ в организме, снимают общее утомление.

Физкультминутки: продолжительность — 1 (2) мин.

Физкультпаузы: продолжительность — 2-3 мин.

Общая физическая подготовка — это процесс совершенствования физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловко­сти), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Занятия по общей физической подготовке способствуют улучшению физического развития, повышению физической работоспособ­ности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена. Увеличиваются жизненная емкость легких, сеть капиллярных сосу­дов, мощность и энергоемкость мышц, утолщается сердечная мышца, улучшаются ее сократительные свойства, повышаются возможности совершать работу при относительно недостаточном поступлении кислорода к действующим мышцам, возрастает скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работ.

Оздоровительный бег всесторонне воздействует на организм (на дыхательную и сердечную деятельность, на костно-мышечный аппа­рат и психику). Недаром в Древней Греции, колыбели Олимпийских игр, был рожден лозунг: «Если хочешь быть сильным — бегай! Если хочешь быть красивым — бегай! Если хочешь быть умным — бегай!».

Читайте также:  Ребенку для полного и гармоничного развития его личности

Стретчинг (англ. — растягивание) — это система спе­циальных упражнений для растягивания мышц и повышения под­вижности в суставах.

Польза стретчинга заключается в том, что в мышцах при растя­гивании (и удержании определенной позы) активизируются процес­сы кровообращения и обмена веществ.

Физические упражнения и подвижные игры на переменах.

Их основное назначение: организовать здоровый отдых в процессе учебного дня с целью повышения работоспособности, содействовать формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объёма знаний и навыков проведения массовых самодеятельных форм активного отдыха; содействовать развитию творческой инициативы и самостоятельности, формированию навыков сознательной дисциплины.

Переключение с одного вида деятельности (учебные занятия) на другой (игровой) во время перемены способствует повышению продуктивности последующей учебной работы.

Игры и упражнения надо проводить на открытом воздухе, что способствует закаливанию организма и укреплению здоровья учащихся. В случае неблагоприятных условий занятия переносятся в помещение школы и проводятся в хорошо проветренных коридорах и рекреациях.

Спортивный час.

Основная форма занятий в группах продленного дня. Его ежедневно проводят со школьниками воспитатели групп на открытом воздухе с целью закаливания организма и обеспечения активного отдыха младших школьников. Он способствует психической разрядке, противодействует развитию чрезмерного утомления и тем самым повышают умственную работоспособность учащихся, способствует повышению двигательной активности, совершенствованию двигательных навыков, целенаправленному развитию физических качеств, воспитанию навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями, формированию умения организованно играть в коллективе сверстников, а также проводить простейшие игры с небольшой группой товарищей.

В содержание спортивного часа включают упражнения и подвижные игры, ранее разученные детьми на уроках физкультуры:

Внеклассная спортивная работа по физическому воспитанию представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой во внеурочное время.

Задачи, содержание и организация внеклассной работы обусловлены целью и общими задачами физического воспитания подрастающего поколения.

Значение внеклассной работы огромно: она способствует повышению уровня двигательной активности детей и укреплению их здоровья; содействует полезной организации отдыха школьников; удовлетворяет их индивидуальные интересы в физическом совершенствовании, и способствуют формированию интереса к занятиям спортом; развивает социальную активность школьников.

Кружок физической культуры – основная форма организации внеклассной работы с учащимися начальных классов. Задачи: а) активизация оздоровительного двигательного режима младших школьников; б) расширение круга знаний из области физической культуры, двигательных умений и навыков учащихся; в) формирование интереса к занятиям физическими упражнениями.

Секция общей физической подготовки является одной из форм организации дополнительной работы с учащимися по предмету «Физическая культура» и своеобразной переходной ступенью от занятий общеподготовительной направленности к специализированным занятиям спортом. Задачи: а) приобщить возможно большее количество школьников к систематическим организованным занятиям физическими упражнениями и содействовать в выборе спортивной специализации; б) улучшить физическую подготовленность учащихся и на этой основе содействовать их общему физическому развитию и успешному выполнению требований учебной программы.

Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры. Их более частные задачи – демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы.

Праздники приобретают оздоровительное значение при условии насыщения их мероприятиями, в которых могут принимать активное участие все зрители.

Соревнования составляют неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса.

Задачи: а) содействовать улучшению общефизической и спортивной подготовленности школьников; б) обеспечить возможность выполнения норм спортивной классификации; в) проверить и объективно оценить качество работы по физическому воспитанию в школе; г) выявить сильнейших спортсменов и лучшие команды школьников; д) содействовать пропаганде физической культуры.

Формы внешкольной спортивно – массовой работы разнообразны. Они дополняют работу учебную и внеклассную, и помогают более качественно решать задачи физического воспитания. Внешкольная работа обеспечивает удовлетворение разнообразных интересов детей к занятиям физическими упражнениями, расширяет возможности выбора спортивной специализации. Узкоцелевая направленность отдельных форм занятий создает условия для совершенствования в избранном виде спорта.

Задачи: 1. Вовлечь возможно большее количество школьников в систематические занятия физическими упражнениями на основе удовлетворения индивидуальных интересов в собственном физическом совершенствовании.

2. Содействовать организации полезного досуга организации полезного досуга школьников, укреплению здоровья и повышению физической подготовленности и спортивной классификации.

3. Содействовать формированию интереса к проведению массовой физкультурной работы в различных звеньях системы физического воспитания школьников на основе совершенствования инструкторских и судейских знаний и навыков.

Дни здоровья и спорта.

Массовые физкультурные мероприятия являются важным звеном в системе физического воспитания учащихся. Организуются и проводятся в соответствии с общей целью и задачами физического воспитания, содействует направленному развитию физических и психических свойств личности школьников. Решают задачи по удовлетворению потребностей школьников в регулярных занятиях физкультурой, а также проявлять свои физические способности в соревнованиях.

Дни здоровья и спорта включают в себя:

  • Подвижные игры;

  • Спортивные игры;

  • Прогулки и походы с играми на местности;

  • Спортивные соревнования;

  • Конкурсы, различные развлечения, аттракционы;

В паузах для отдыха – викторины, настольные игры, выступления художественной самодеятельности.

Правильно организованные занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию и оздоровлению всех функций организма, укреплению нервной, сердечно- сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня.

Физическое благополучие, высокая надежность организма в целом и отдельных его систем, всестороннее и гармоничное развитие двигательных способностей – это может быть достигнуто при регулярных каждодневных занятиях физическими упражнениями. Физические упражнения, игры, спорт, туризм, система закаливания, дарящие и сохраняющие здоровье, должны на все годы жизни человека оставаться лидирующими в его шкале основных жизненных ценностей.

Источник