Влияние двигательной активности на развитие речи ребенка
Ольга Чурсина
Развитие речи в двигательной активности
Развитие речи в двигательной активности
Чурсина О. А.
Слайд 1.
ФГОС ДО определяет речевое развитие как самостоятельное направление, которое красной нитью проходит через все виды детской деятельности, в том числе и двигательную.
Слайд 2.
В нашем детском саду в основе ООП лежит здоровьесберегающая модель развития ребенка. Средствами здоровьесберегающих технологий реализуются все направления развития дошкольников, в том числе и речевое.
В последнее время все чаще у детей возникают проблемы с речью. Организуемая мной двигательная деятельность активизирует речь дошкольников. Малыши с увлечением включаются в предлагаемые мной образовательные ситуации с использованием нетрадиционного оборудования, которое изготовлено мной и родителями. Это позволяет разнообразить занятия по физической культуре, проводить их максимально интересно и эффективно.
Слайд 3.
Целью моей работы в данном направлении является: Создание игровых условий для двигательной деятельности, активизирующей развитие речи дошкольника.
Слайд 4.
Задачи:
Содействовать естественному формированию и совершенствованию основных движений детей и речедвигательной активности;
Побуждать детей к проговариванию действий и называнию упражнений,
Поощрять речевую активность в процессе двигательной деятельности,
Обсуждать пользу закаливания и занятий физической культурой;
Организовывать игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек;
Привлекать к сотрудничеству родителей через разнообразные совместные формы работы по физическому воспитанию.
Слайд 5.
Чтобы физкультурные занятия были развивающими, интересными, увлекательными, познавательными я использую прием, который назвала «Поле чудес». Этот прием увлекает детей своим разнообразием. Они с удовольствием приходят на занятия, активно участвуют в играх, перевоплощаются в различных героев, проявляют большую фантазию в соответствии с сюжетами, раскрепощаются, освобождаются от напряжения, позитивно взаимодействуют в среде сверстников. У детей формируется интерес произносить и быть услышанными.
Слайд 6.
Когда дети увлечены в сюжет или образ я начинаю применять игровые технологии для достижения своей цели.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, или без него.
Логоритмика не новая технология, но если ее использовать с различными предметами или в образе, то она всегда для детей становится новой.
Слайд 7.
Алфавит телодвижений.
Методика Веневцева С. И. «Алфавит телодвижений» — комплекс двигательных действий.
Цель: с помощью увеличения двигательной активности осуществлять коррекцию развития речи, физического развития, а также способствовать обучению дошкольников грамоте.
«Алфавит телодвижений» состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита. Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву. В данном случае соединяется абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.
Слайд 8.
Мнемотаблицы.
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотаблицы я использую часто в сюжетно-игровых занятиях, в подвижных играх.
Слайд 9.
Двигательный игротренинг.
Фитбол-гимнастика – гимнастика на больших гимнастических мячах. На них я учу детей выполнять веселые упражнения, сказки, забавные упражнения.
Игровые упражнения на координацию движения и речи. Главная задача данных упражнений – коррекция речи ребенка, простейших элементов в движении в сочетании с ритмичной вибрацией мяча, где темп покачивания задается воспитателем.
Дифференциация гласных звуков.
Поднимание мяча вверх и наклоны туловища вправо и влево из исходного положения «стоя», мяч в опущенных руках. Обратите внимание ребенка на то, что руки держат мяч свободно, мягко, не напрягаясь, все выполняемые движения «округлые», как бы «ленивые».
Автоматизация звука – О.
Не под окном, а около
(Сесть, спрятаться за мяч и встать).
Каталось «О» и охало.
(поднять мяч над головой и опустить).
«О» охало, «О» охало,
Не под окном, а около.
(Стоя, мяч над головой, наклоны в стороны в соответствии с ритмом слов).
Следующий этап работы – это «Звучащие стихи». Каждое упражнение серии разучивается как маленькая песенка.
«Качели»
Качаются качели,
Вверх-вниз летят они.
До неба долетели,
Попробуй, догони!
Сидя на мяче, руки опущены вниз. Прокатываясь на мяче вперед, поставить ноги на носки, одновременно подняв руки вверх, затем прокатываясь на мяче назад, поставить ноги на пятки, руки при этом максимально отвести назад, а туловище одновременно с этим движением наклонить вперед («Качаются качели»). Упражнение выполняется в быстром темпе, с большой амплитудой движения, энергично.
Выученная серия таких упражнений дает возможность практиковаться в двигательной сказкотерапии. Фитбол-сказки по мнемотаблицам дети старшего возраста сами показывают самостоятельно. Педагог только рассказывает сюжет сказки.
(Совместное занятие с родителями «Сказка про то, как дети птицу счастья искали», «Заяц-огородник» — на осенней недели здоровья.)
В своей программе «Гимнастика со всех сторон» я использую фитбол-гимнастику в музыкально-ритмических комплексах.
Слайд 10.
Эвритмическая гимнастика
Эвритмическая гимнастика – это вид оздоровительно-развивающей гимнастики, основанной на ритмических закономерностях речи, музыки, общеразвивающих упражнений, базовых шагов и элементов аэробики. Во время выполнения упражнений дети считают количество шагов. Либо проговаривают текс песни или стихотворения.
Слайд 11.
Алгоритм выполнения упражнений по схемам.
Слайд 12.
Подвижные речевые игры.
К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и т. д.
Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.
Слайд 13.
Работа по спортивным модулям
В период проведения тематических модулей по физическому развитию – словарь детей в это время пополняется новыми словарными терминами. Проводятся литературно-спортивные викторины, заучиваются стихи, сочиняются сказки и стихи о спорте. В рамках обучения по программе «Путешествие в Олимпию», дети знакомятся с историей Олимпийского движения, символами Олимпиады, спортсменами и видами спорта. На базе нашего детского сада создан музей Олимпийских игр. Дети много играют в дидактические и настольные спортивные игры.
Раздаётся детский смех
Прыгают косички.
На скакалках во дворе
Прыгают сестрички.
А на них глядят старушки,
Глазками умильными.
Дети будут со скакалкой:
Стройными и сильными.
Автор Фокин И. А.
Считалка про скакалку
Есть скакалка у меня,
Очень длинная она.
1, 2, 3, 4 –
Я скачу на ней в квартире,
И на улице скачу –
Выше звезд я улечу!
Слайд 14.
Опыт работы показывает, что двигательная активность с использованием игровых технологий наряду с укреплением физического здоровья способствует развитию речи. Все это дает основание продолжить работу в данном направлении.
Слайд 15.
Спасибо за внимание!
Сейчас я приглашаю вас на занятие (состоит из тех приемов, о которых рассказывала)
С наступлением весны все в природе оживает. Солнышко посылает на землю свое тепло в виде солнечных зайчиков, которые согревают озябшую землю.
Этапы мастер-класса «Развитие речи в двигательной активности».
Тема недели: «Неделя Добра»
Событие дня: «День Земли»
Игровой сеанс: «Путешествие солнечного зайчика»
1. Игровой прием «Поле чудес».
2. Ходьба, прыжки, бег с использованием опорных таблиц и логоритмики «Весна идет».
3. Дыхательное упражнение «Водоем».
4. Общеразвивающие упражнения по схемам «Приметы весны».
5. Алфавит телодвижений «Насекомые».
6. Эвритмическая гимнастика «Сирень».
7. Двигательные упражнения с использованием основных видов движений.
8. Фитбол гимнастика «Лесные жители».
9. Подвижная речевая игра «Сидела бабочка».
10. Рефлексия.
Я желаю вам профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!
Источник
Библиографическое описание:
Любимова Н. Н. Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №2. С. 114-116. URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2055/ (дата обращения: 07.03.2020).
Я работаю воспитателем в логопедической группе.
Дети группы с диагнозом «Общее недоразвитие речи» имеют определенные особенности речевого и психофизиологического развития. В высказываниях детей нет четкости, последовательности изложения. Характерна отрывочность, акценты на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения. Также им присуще и определенное отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Также отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие тонкой моторики.
В коррекционно-развивающей работе для меня важнейшим является следующее теоретическое положение: мозг функционирует как единое целое, каждая часть которого взаимодействует со многими другими частями. Понимание этих взаимосвязей (даже на достаточно простом уровне) ведет к рефлексии, переоценке корректности своих профессиональных усилий. А это, в свою очередь расставляет новые акценты в работе с детьми и способствует более тонкому пониманию дефицитов каждого ребенка.
Именно поэтому, в своей работе я уделяю большое внимание разнообразной двигательной деятельности, которая тесно связана с речевой активностью и речевым развитием детей с ОНР.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма, когда активно развивается интеллект и его основной компонент — речь.
Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря целенаправленной и осознаваемой двигательной активности происходит социализация малыша.
Взаимосвязь общей и речевой моторики подтверждена исследованием многих крупнейших ученых. Точное динамичное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Упражнения для пальцев является важным стимулом возникновения речи, но и дальнейшем ее совершенствования.
В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.
Работу по развитию обогащенного словарного запаса я включаю в любую форму двигательной активности: в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, связанных с продуктивной или интеллектуальной деятельностью; в играх малой подвижности. Стараюсь дать детям опыт скоординированных движения и речи: стихи в упражнениях и играх подбирать так, чтобы дети могли соотнести ритм стихотворной строки с движением ног, рук, туловища.
Для удобства я пользуюсь таблицей, которая помогает мне структурировать различные типы двигательной активности.
Таблица 1
Тип двигательной активности | Формы двигательной активности | Конкретные примеры игр иупражнений | Как стимулируется психическое иречевое развития |
Крупная моторика | Подвижные игры с правилами | «Лохматый пёс»; «Космонавт»; «Мы веселые ребята»; «Горелки»; «Прятки». | Формирование схемы тела; формирование словесных понятий, связанных с 3-мерным пространством (и в первую очередь с предлогами) и описывающими параметры движения (слова — действия); пополнение словаря эмоциональных переживаний и социальных отношений (слова- описания). |
Физкультура, утренняя гимнастика, танцы | Комплексы утренней гимнастики. | Формирование схемы тела; формирование словесных понятий, связанных с 3-мерным пространством и описывающие параметры движения; последовательность, темп действий; пополнение словаря — части тела. | |
Сюжетно — ролевые и театрализованные игры | Театр теней; пальчиковый театр. | Развитие связной описательной речи; развитие социального интеллекта и словарного запаса, связанного с социальными отношениями; развитие экспрессивной стороны речи; развитие ассоциативного мышления. | |
Тонкая моторика | Продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка и др.) | Оригами; пластилинография; разные техники и приемы рисования (рисование подушечками пальцев); вырезывание. | Пополнение словарного запаса по лексическим темам; обогащение речи понятиями, связанными с различными формами восприятия (например: яркий — бледный цвет, шершавая- гладкая поверхность); развитие ассоциативного мышления; формирование словесных понятий, связанных с 3-мерным пространством и 2-мерным пространством листа (и в первую очередь с предлогами). |
Непосредственно речевая активность | Заучивание стихотворных текстов, пение, настольные игры, речь с движением. | Совершенствование артикуляции, развитие различных видов восприятия, развитие экспрессивной стороны речи; пополнение словарного запаса по лексическим темам. |
Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.
Главная задача дошкольного учреждения — всесторонняя подготовка ребенка к школе. Дети, интеллектуально и личностно не готовые к школе испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика. Именно поэтому важнейшей задачей педагогов и специалистов ДОУ является использование всех доступных резервов, чтобы полноценно подготовить ребенка к школе.
Хочется привести в качестве примера занятие по лепке с детьми 6–7 лет, иллюстрирующее, как различные типы двигательной активности стимулируют развитие речи, обогащение словаря, развитие ассоциативного мышления.
Занятие: «Букет для мамы».
Цель занятия:
1) воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой;
2) развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные изображения;
3) закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объём и выступают над поверхностью основы;
4) формировать композиционные навыки;
5) мотивировать детей к разговорной речи, описание цветов их формы, окраски, характера.
Ход занятия: воспитатель спрашивает детей, что обычно дарят на день рождения, на праздники близким и друзьям. Дети с удовольствием делятся своим опытом и рассказывают, что дарят.
Воспитатель: «Любой подарок будет приятен, а букету цветов будут рады все, особенно женщины. А как вы думаете почему?»
Дети: «Потому что цветы очень красивые»
Воспитатель вместе с детьми разучивает стихотворение:
На день рождения, на юбилей
В подарок любимой подруге своей
На празднике в школе, на именины
Мы дарим гвоздики и георгины,
Нарциссы, тюльпаны и алые розы
И веточки желтой, пушистой мимозы.
Приносит нам радость красивый букет
Впитали цветы теплый солнечный свет,
И звезд, и небес, и земли красоту,
Душевную щедрость и доброту.
Воспитатель рассказывает, чем привлекают к себе внимание цветы: внешним видом, разнообразием, некоторые — своим нежным запахом. У цветов, как и у людей, есть свой характер. Дети рассказывают о характере цветов, выбранных ими, и стараются показать это в движении и эмоционально. Например: «Роза — гордая, считает себя царицей цветов, гвоздика — строгая, серьезная, василек — скромный, ромашка — обаятельная и т. д».
Слушая музыку П. Чайковского «Вальс цветов», дети рассказывают, какие цветы каждый представляет.
Воспитатель рассказывает историю, почему цветы такие красивые и привлекательные:
«Однажды я услышала, как один цветок рассказал секрет своей красоты. Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки. Хотите, я вас тоже научу цветочной зарядке?»
Дети встают в круг и говорят вместе с воспитателем:
Подними-ка свой листок (Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени).
Да головкой покачай (Вращение головы)
Утром солнышко встречай
Стебель наклони слегка (Наклоны)
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся, (Встряхивание кистей рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Дети садятся за столы. Затем, выбирая разные цвета пластилина, используя разные приемы лепки, под руководством воспитателя, из колбаски, шарика, ленточки лепят различные формы цветов.
Воспитатель: «У нас получились чудесные букеты, вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Ваш букет никогда не завянет, и будет радовать ваших любимых мам круглый год»
Я хочу вам прочитать стихотворение: «Цветы для мамы». Потом мы его выучим.
Я пришел сегодня к маме
С поздравлением и цветами
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ.
И сказала, что цветы –
Небывалой красоты.
Эти маки, эти розы,
И ромашки и мимозы
Я не рвал, не покупал,
Вылепил сегодня сам.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок, речевая активность.
Похожие статьи
ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя…
Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей… ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок, речевая активность.
Пути оптимизации двигательной деятельности детей
ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок…
ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя…
Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей… ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок, речевая активность.
ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя…
Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей… ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок, речевая активность.
Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как…
двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.
Обогащение двигательного опыта в играх с предметами
Формы двигательной активности: – утренняя гимнастика
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, игра, ранний возраст, самостоятельная двигательная деятельность, движение, малыш.
Активизация развития речи детей через лингвистические игры…
игра, ребенок, уровень знаний детей, дошкольный возраст, цель развития речи, развитие самостоятельности мышления, развитие речи, умственная активность, мыслительная деятельность.
Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста
Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся…
«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!»…
Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Источник