Развитие ребенка через хоровое пение

 Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение.

                                                  ПЕНИЕ

     Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают

музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано.

     В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи.

     Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Это и есть хоровое пение, которое является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями.                                                                                                                                                                             Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосием.

     Есть такие  известные слова В. Сухомлинского «Все начинается с детства». С детства и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

     «Запоют дети – запоет народ», — писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши дети или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, познакомимся с методическими приемами, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки.

     Прежде всего, нужно знать особые качества детского голоса. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка.  Также надо учитывать диапазон детского певческого голоса. В каждом возрасте он свой. При обучении пению диапазон, как правило, расширяется в сторону как нижнего, так и верхнего

регистров.

                         ВОКАЛЬНЫЕ  (певческие) НАВЫКИ

      Вокальные установки.  При обучении школьников пению надо следить за

тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот.

     Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

     Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом.

      Дикция. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

     В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание.

Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного О,

который звучит как  А. Поем «карова», а не «корова», «актябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя» и т. д. Поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег» и т. д. Часто неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях уместно применять прием правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой, например, «се-ры-е» (а не «се-раи») или «со-лны-шко» (а не «сол-нуш-ко»).

      Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координируют слух и голос. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.

     Фонопедический метод развития голоса, разработанный врачом-отоларингологом и певцом В. В. Емельяновым (учитель-исследователь), направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона голоса. Фонопедические упражнения широко используются в работе с детскими и взрослыми хоровыми коллективами, а также при лечении профессиональных заболеваний певцов.

      Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

      Дыхание. Проводятся специальные дыхательные упражнения  на хоровых занятия. Дыхание укрепляется и в процессе пения. Некоторым детям достаточно  показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание, и ребенок легко справляется с этим.

Читайте также:  Центр развития ребенка воронежская обл

       Чистота интонации.  В отличие от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух – качество индивидуальное.

      Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, т. е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать ее и правильно, не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать, хотя точно интонировать абсолютно все школьники не могут. Встречаются дети с хорошей интонацией, способные исполнить мелодию без искажения.

      Задача  педагога – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается.      На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку, дети стараются подпевать, их вокально — музыкальные данные развиваются.

      Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла)

     Хочется сказать, что если детей не торопить, не добиваться и не ждать быстрого результата, то этот самый результат сам собой вдруг является, удивляя не только родителей, но и самого педагога! Нередко, например, дети, которые не поют, рта, можно сказать не открывают, в один прекрасный день начинают петь сразу совершенно чисто. А дети, внимание которых невозможно было привлечь к себе, которые, кажется, и не глядели в твою сторону, все, оказывается, помнят год спустя и подсказывают слова, которые другие забыли.

                 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

     Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения детей пению педагог одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

     Принцип доступности  заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей

     Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком. Доступный материал не надо смешивать с легким: последний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявления старания, прилежания. А непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает интерес к музыке.

    Принцип постепенности, последовательности  и систематичности

заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара и дети не получают систематических знаний и навыков по пению.

     Принцип наглядности нельзя понимать узко, как обучение только при помощи органа зрения.

     В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие.

     Так, сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения педагог  показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких.

     Основной принцип наглядности – это исполнение педагога. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.

     Принцип сознательности.  В современной педагогике знания, умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми и дети могут их передавать словами. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.

    Педагог старается различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистрами, метроритмом, ладом), для того чтобы дети пели сознательно, не механически. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни и особенно любовь педагога к музыкальному искусству.

     Педагог стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.                                             

Читайте также:  Диагностическая карта развития ребенка средней группы

Принцип прочности.   Выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения  

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.

      Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Например, можно предложить петь  по одному, мальчикам, девочкам, около инструмента, вдали от него и т. д.

           ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

      Обучение на хоровых занятиях проводятся со всеми детьми. Но при этом педагог осуществляет индивидуальный подход к детям.

     У детей не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.

     Все дети отличаются один от другого.  Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти свой путь воздействия.

                                         ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ

      Основными приемами обучения пению являются: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приемы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.

      Показ с пояснениями.  Если в первый раз исполнить песню без всяких пояснений, дети не воспримут содержание песни, их может заинтересовать в этот момент любой окружающий их предмет, например какая-либо деталь в костюме педагога. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

   Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправлять свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

                                      ВЫБОР ПЕСНИ ИЛИ РЕПЕРТУАРА

     Правильный подбор репертуара – важнейшая задача педагога. Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, песни, которые им понятны.

     В репертуар детей школьного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. Окружающий нас мир очень изменился за последнее десятилетие. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или тропической хижине в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение СЛЫШАТЬ и ВИДЕТЬ красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

       Обязательно в репертуаре младших школьников должны быть музыкальные игры с пением.

      Надо отметить, что работа над песней требует от педагога большого терпения и такта. Нереально добиваться точного выполнения учебных заданий от каждого ребенка. Даже если кто-то не справляется, это не повод, чтобы ребенка ругать и тем более наказывать. Главным методом воздействия должна быть похвала.

                                      ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА

   Педагог должен не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в классе, педагог  тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Также нужно проводить соответствующую работу с родителями. 

                                                   Заключение 

    Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Пение в хоре дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами. Народные и лирические, военные и шуточные, патриотические и игровые песни способствуют формированию человека доброго, отзывчивого, гуманного, пробуждают у детей чувства товарищества, сопереживания, гордости за Родину, любви к природе. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства.

    Задача педагога – научить  любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью.

Читайте также:  Доска для развития ребенка своими руками

    Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагогов большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачена зря.

Источник

Исаева Екатерина Олеговна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга

Цель статьи — показать роль хорового пения в развитии творческих способностей учащихся.

Автор считает, что освещение данного вопроса является важным и актуальным в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике.

Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей на музыкальных занятиях в современном обучении. Ребенок приходит на первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков.Педагог должен поддержать ученика, не погасить желание заниматься музыкой.

Хоровое пение влияет на общее развитие организма детей, упражнения помогают развитию и укреплению лицевых мышц, совершенствованию артикуляционного аппарата, что способствует улучшению дикции и детской речи. Ровное положение корпуса во время пения сидя и стоя укрепляет спинные мышцы и мышцы пресса, формируя правильную осанку, что является профилактикой искривления позвоночника.
По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Правильная поза поющих, систематическое выполнение упражнений ФМРГ регулирует и углубляет дыхание (достаточно посмотреть, как хорошо развита грудная клетка у профессиональных певцов), разогревает голосовые мышцы, что приводит к укреплению голосового аппарата и лёгких, и, как следствие, является профилактикой утомляемости и заболеваний голосового аппарата.

Пение  оказывает положительное влияние на развитие личности.Занятия в группе позволяют «домашним детям» привыкать к общению со сверстниками в коллективе, что помогает в быстрее и легче адаптироваться к обучению в школе. Запоминание большого количества мелодий и текста способствуют развитию памяти. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного и нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию.

Приобретая в процессе хоровых уроков определенные знания о музыке, умения и навыки, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер.
Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса.
Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.
Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию. Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.
Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально — эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Таким образомзанятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.

Давно доказано, что к поющим детям простуда не пристает.Для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, ведь исполнять их нужно широко от диафрагмы. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ежедневная дыхательная гимнастика укрепляет самочувствие и здоровье всех хористов, ведь чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.

Концертно-исполнительская деятельность — важнейшая часть творческой работы хорового коллектива. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических  процессов. Публичное выступление хорового коллектива на концертной эстраде вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов хора.

Занятия искусством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение.

Источник