Влияние доу на развитие ребенка

ЮЛИЯ КАГИРОВА
Влияние развивающей среды ДОУ на развитие психических функций у детей дошкольного возраста

Основоположники отечественной психологии А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец в своих трудах говорили о том, что деятельность в своём развитии постоянно меняет психологическое содержание в зависимости от обобщения субъектом опыта своей деятельности. Обобщённый опыт деятельности, формирующий образ мира ребенка, не только определяет ориентировку в условиях достижения цели конкретного действия при той или иной деятельности, но и обогащает последующее содержание. «Развитие ребёнка – как многоэтажное здание, в котором не могут быть прочными надстроенные этажи без фундамента, а пропуски этажей грозят обвалом всего здания» — говорил А. В. Запорожец, обращая внимание в своих трудах на необходимость обеспечения преемственности психического развития детей, происходящего при их деятельности. Деятельность строит психику. Бездеятельность, отсутствие возможности чем – то заняться ведёт к деривации личности, ограничению её возможностей.

Проведенные в 70-х годах 20 века научные исследования С. Л. Новоселовой показали, что обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к обогащению его сознания и психологического содержания деятельности. Ребенок становится «способнее», если имеет возможность постоянно совершенствовать способы своих действий в социо-предметной среде.

Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ были заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.). Авторы Концепции определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей и определяет следующие принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Для самых маленьких детей (2—4 лет) предусмотрены живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора). Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, но вместе с тем, каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Для реализации данного принципа необходима трансформация помещений, которая может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Определенные возможности в этом плане представляют шкафные перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции и планировку помещений, расположение проемов, ниш, перегородок. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая,друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и диапозитивов, математическими играми, наблюдениями и т. д.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления. При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

Для создания индивидуальной комфортности ребенка необходимо так организовать пространство, чтобы, например, интимные моменты его жизни проходили вне поля зрения других.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

Важно разместить в интерьере простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах.

7. Принцип открытости — закрытости.Этот принцип представлен в нескольких аспектах:

• Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы.

• Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

• Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

• Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Согласно ФГОС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса,обеспечивает возможности:

— построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

— организации разнообразной игровой деятельности;

— выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса;

— освоения детьми, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении, включая оказание им индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, а также необходимой технической помощи с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

Читайте также:  Ребенок с отклонением в развитии и поведении объект и субъект коррекционно педагогической деятельности

— и другое.

Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности.Это предполагает решение следующих задач:

1. Обеспечить чувство психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования.

2. Формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребёнка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств и элементов, многообразием материалов. Особое значение мы уделяем использованию в среде значков, моделей, символов, схем, планов.

Групповые помещения в МАДОУ «ДС № 473 г. Челябинска» являются местом организации различных видов детской деятельности совместно со взрослыми, самостоятельной деятельности детей, а так же участия родителей в реализации образовательной программы ДОУ.

В групповых комнатах находится детская удобная мебель, игрушки и шкафы для игрушек, многоярусное игровое оборудование, мольберты для рисования, диван, на котором и около которого на ковре располагаются дети, чтобы пообщаться со взрослым или со сверстниками.

Групповое помещение предусматривает смену обстановки, объектов среды в деятельности детей в связи с возрастными периодами развития.

Развивающая среда в каждой возрастнойгруппе детского сада имеет отличительные признаки:

— для детей третьего года жизни – это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

— в группе детей четвёртого года жизни – это насыщенный центр сюжетно – ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;

— в старшей группе – это разнообразные игры, формирующие предпосылки учебой деятельности, развивающие восприятие, память, внимание.

Всёпространство группы разделено на центры:

Центр сюжетно – ролевой игры. Игровая среда является гибкой и содержит модули, костюмы, предметы – заместители для самостоятельной деятельности детей. Имеет как стационарное, так и мобильное оборудование.

Центр природы и экспериментирования.

Центр строительства.

В центрах художественного творчества расположены стеллажи, на которых размещены предметы декоративно – прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в разных жанрах. В этом центре дети осуществляют свою проектную, оформительскую деятельность, результаты которой используются в игровой деятельности, в оформлении группового пространства и пространства детского сада.

Центр литературы. Библиотека наполнена не только традиционным содержанием (книгами, но и современными мультимедийными средствами, на которых собрана как художественная литература, так и познавательная информация. В групповых помещениях имеется оборудование, для использования этих средств образования.

Центр музыки и театра. Оборудован местом, где дети могут выкладывать на фланелеграфе сценки из жизни героев полюбившихся сказок, устраивать режиссёрские игры. Дети свободно могут музицировать, осваивать основы ритма и нотной грамоты. Есть музыкальный центр, фонотека.

Физкультурный центр. Может располагаться в различных местах группового пространства и содержать как стационарное, так и передвижное оборудование, которое используется детьми во время разных видов самостоятельной деятельности.

Центр социализации наполнен в соответствие с задачами образовательной области «социализация» и предполагает как постоянные, так и сменные выставки в соответствии с содержанием образовательной деятельности и возрастными особенностями детей. Оборудование центра может располагаться как в одном определённом месте, так и быть представлено во всём пространстве группового помещения.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, планировать совместную и самостоятельную деятельность детей, а так же даёт возможность ребёнку побыть наедине с собой.

Музыкальный зал в нашем детском саду продолжает процесс формирования личности ребёнка, который может себя творчески выразить в танце, музицировании, в пении, в театральной роли. Помещение зала оформлено с большим вкусом. Помимо рояля зал содержит возможность использовать народные инструменты, музыкальный центр, мультимедийную установку. Зал оборудован небольшой сценой – подиумом по ширине торцовой стены зала и занавесом. Одна стена облицована зеркалами как в танц – классе. В зале предусмотрены световые эффекты. Убранство зала меняется по обстоятельствам.

Физкультурно – оздоровительный комплекс в нашем ДОУ включает физкультурный зал, спортивно – игровую площадку, систему оздоравливающих процедур, организованную в специальных помещениях. В каждой группе имеется спортивный центр, оборудование которого является как стационарным, так и мобильным и используется детьми и педагогами не только по прямому назначению, но и в различных видах детской деятельности. Все составляющие физкультурно – оздоровительного комплекса используются и как место для игры и как интересные познавательные пространства.

Сенсорная комната. Назначение её – отдых. Переключение внимания ребёнка со сложной деятельности на простую, более привычную организму и по – своему интересную.

Кабинет психолога – это своеобразная лаборатория. Развивающая среда в нём учитывает специфику работы ДОУ, особенности детей, посещающих детский сад, способствует гармонизации их психического здоровья. В свободное время в кабинете действует площадка – лаборатория «Лекотека», а так же дополнительная образовательная кружковая деятельность.

Кабинеты учителей – дефектологов и логопедов являются местом, где происходит тесное взаимодействие педагогов с воспитанниками, их родителями и педагогами, по коррекции и развитию всех составляющих компонентов личности ребёнка.

Развивающая среда нашего ДОУ обладает широким спектром функций:

Является носителем разнообразной информации об окружающем;

Влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;

Создаёт благоприятные условия для развития ребёнка в процессе его самостоятельной деятельности;

Способствует физическому развитию;

Обеспечивает разные виды активности ребёнка;

Обеспечивает индивидуальное раскрытие каждого ребёнка.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса нашего ДОУ предполагает свободу передвижения ребенка по всему детскому саду, а не только в пределах своего группового помещения. Способность наших детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться к особенностям школьной жизни.

Организованная в ДОУ предметно – развивающая среда:

• Инициирует познавательную и творческую активность детей;

• Предоставляет ребенку свободу выбора форм активности;

• Обеспечивает содержание разных форм детской деятельности;

• Безопасна и комфортна;

• Соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка;

• Обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Источник

Анна Гончарова
Влияние предметно-развивающей среды на развитие способностей у детей дошкольников (из опыта работы)

Читайте также:  Центр диагностики и развития ребенка

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса.

Предметно-развивающая среда детского сада не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для развития способностей каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес. Она является своего рода катализатором в процессе самореализации личности и в ее организации педагогу необходимо учитывать “зону ближайшего развития” каждого ребенка. Происходит направленное формирование у ребенка образа мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками.

При организации предметной среды учитываются коммуникативные особенности, уровни речевого развития детей, способность творчески осваивать новые способы деятельности. Происходит речевое (символическое) обозначение, маркировка многообразных предметов, объектов, действий.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства с учетом интересов, возраста, целей и задачей совместной игровой деятельности.

Нельзя забывать о праве каждого ребенка на речевое развитие в собственном темпе, на свободу выбора предметов и игрушек.

Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Безопасность предметно – развивающей среды это не только качественно сделанные игрушки из безопасных для ребенка материалов, но и понимание и принятие личности малыша, учет его точек зрения и умение взрослого понять чувства и эмоции ребенка, то есть психологическая безопасность среды.

Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.

В своей группе мы постоянно совершенствуем организацию предметно- развивающей среды и воспитательно-образовательный процесс в целом, стремясь к тому, чтобы предметно-пространственная среда в группе и на участке соответствовала возрасту детей.

В нашей группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно- печатного материала, способствующего социальному и эмоциональному воспитанию, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, карточки для определения эмоций и чувств человека. Хорошо оформлены речевой центр, в котором есть дидактические и настольные игры, центр художественно- продуктивной деятельности, центр чтения художественной литературы, центр конструирования, центр сюжетно-ролевых и драматической игры/ театр. Оформление «центров» и занятия в них стимулируют познавательные интересы, формируют интеллектуальные и сенсорные способности детей, способствуют развитию у детей логического мышления, творческого воображения. Необходимо помнить, что игровое поведение – один из фундаментальных видов инстинктивного поведения.

Предметно-развивающая среда необходима детям, она выполняет по отношению к ним информационную функцию. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Произведения народного, декоративно- прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетического вкуса. Совместно с детьми и родителями мы собрали вещи, предметы старины и народного искусства. И теперь в нашей группе появился уголок «Народного искусства». Где ребята могут рассмотреть и потрогать предметы старины.

Предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки. В нашей группе мы продолжаем знакомить ребят с куклами разных театров, приучаем слушать музыку, и пробуем импровизировать с музыкальными инструментами. А еще наши дети очень любят играть в кукольный театр «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. д. Особенно им нравится перевоплощаться в разных героев. Театральная деятельность помогает детям развивать творческие способности, разговорную речь и умение общаться друг с другом.

Не меньшее значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней, такая среда отрицательно влияет на ребенка. Развивающая среда в нашей группе мобильна и динамична. В организации среды мы учитываем не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и его потребности и способности.

А ведь предметно-развивающая среда, воздействуя и на эмоции детей, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности. У ребенка вырабатывается положительное отношение к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам. Зарядка после сна, босохождение по массажным дорожкам помогает дошкольникам постепенно проснуться и активизировать биологически активные точки стопы.Различные материалы: мелки, краски, кисти, карандаши, фломастеры, солёное тесто, ватман, ткань, позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира. Чтобы дети могли учитывать чувства и интересы других, мы учим их сопереживать самым близким людям – родителям, сверстникам, понимать их настроение. С этой целью у нас в группе есть альбом с картинками, фотографиями людей разного возраста, пола, в разных эмоциональных состояниях.

Предметно-развивающая среда в нашей группе меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, программы. Пространство группы позволяет ребятам заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Среда даёт возможности девочкам и мальчикам проявить свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности через сюжетно-ролевые игры «Дом», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Автобус».

Создавая предметно-развивающую среду,мы ставим перед собой следующие задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, заботиться об эмоциональном комфорте детей; общаться с детьми на познавательные темы, способствовать развитию речи, любознательности и инициативности; создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр, для экспериментирования; формировать у детей интерес к художественному творчеству. Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает дошкольников. Принцип динамичности предметной среды побуждает детей к преобразованию, исследованию нового. В своей группе мы меняем элементы интерьера, приносим в группу что-то новое, выставляем в центры новые игрушки, предметы. Всё это стимулирует познавательную и двигательную активность, развивает игровую деятельность, творческое воображение.

Читайте также:  Социальное общение ребенка как важнейшее условие развития речи

Мебель и оборудование в нашей группе расположено так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности детей. Дошкольники имеют возможность ходить, бегать, возить машины, катать коляски, строить из крупного строительного материала. Мебель, полки надёжно закреплены и безопасны для детей. Игры и игрушки расположены на низких полках, чтобы дети могли свободно брать и самостоятельно класть на место, не подвергая себя опасности. Дети приучаются отвечать за использование, хранение и бережное отношение к материалам и оборудованию.

Пространство нашей группой комнаты условно поделено на центры. Игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики собраны в интеллектуально-сенсорном центре. Играя, дошкольникипроизводят разнообразные действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают (игры «Отгадай, какая цифра спряталась», «Посади бабочку на цветок», «Собери бусы», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке?»). Здесь же собраны игры, сделанные своими руками из подручного материала. «Ёжики» – игра с прищепками и разные геометрические фигуры для творческого преобразования их с помощью прищепок в предметы и объекты (круг – солнышко, треугольник – ракета, морковка, овал – жучок и т. д.). Игра «Узнай на ощупь, какой на ощупь» – это чудо-коробочка с разными по весу и твёрдости шарики; длинные и короткие ленты; большие и маленькие пуговицы. Мозаика, шнуровки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для развития мелкой моторики рук.

Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр художественного творчества, музыкального развития, театральной деятельности, уголок ряженья и книги.

Разнообразие средств в центре художественного творчества открывают ребёнку возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина, оживлять красками скучные белые картинки. Наборы карандашей, пластилин, краски, кисти, трафареты, ватные палочки, мелки восковые, формочки – представлены в этом центре. Большинство ребят в нашей группе любят рисовать. Девочки предпочитают рисовать кукол, а мальчики – машины. Дети получают удовольствие от взаимодействия с разными материалами, тем самым обогащая свой тактильный опыт. Целью центра является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия, воображения, самостоятельности, активности.

Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами театра (настольный, плоскостной, пальчиковый, театр масок). Театр – это всегда игра, а игра ведущий вид деятельности детей. Театрализованная игра помогает удовлетворить потребности ребёнка в положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Дети сами разыгрывают несложные сказки «Теремок», «Репку», «Колобок», сопровождают движения простой песенкой. Рядом расположен уголок ряженья. Можно нарядиться и проявить свои артистические способности в игре.

Книжный уголок вызывает у детей интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении. Наши ребята сосредоточенно разглядывают, с интересом обсуждают такие журналы, как «Непоседа», «Тридевятое царство», «Маленькие академики». Мы часто читаем познавательную литературу «Динозавры», «Кто в море живет», «Морские сказки», рассматриваем книги вместе. Еще они приносят много своих книг из дома,например: «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Смешные рассказы для детей», «Приключения Незнайки и его друзей», которые мы с удовольствием читаем.

Известно, что развивающая предметно-пространственная среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в развитие математических способностей дошкольников. Для формирования математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность и развивали бы в ребенке именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, а также сохранение и укрепление психического и физического здоровья.

В группе создан «Центр математического развития» помещаются дидактические игры, направленные на освоение детьми основных приемов познания, развитие сенсорики, временных и пространственных представлений и так далее. Дидактический материал в «Центре математического развития» доступен для детей и постоянно пополняется новым дидактическим материалом.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детейсвоей занимательностью: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», пазловые мозаики, счетные палочки. Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности, поэтому не теряют актуальности для детей постарше. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры,сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселый счет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», и так далее. Дети совершенствуют умственные действия,выполняя задания с формулировкой: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось», «Чем похожи? Чем отличаются?» и др. В математической зоне есть тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). В математической зоне используются вещественные и графические модели для формирования у детей старшего дошкольного возраста конструктивно-моделирующего способа деятельности.

В настоящее время уделяется особое внимание направленного на сохранение и укрепление здоровья ребенка, повышение его функциональных возможностей. Для проведения оздоровительных пауз в «Центре математического развития» также помещен методический материал. Длительность оздоровительной паузы составляет 2-3 минуты. Проговаривая слова потешек или прибауток, дети обязательно сочетают их с движениями, направленными на увеличение двигательной активности или с элементами самомассажа, дыхательных и пальчиковых упражнений, гимнастики для глаз, способствующими расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Оздоровительные паузы проводятся с учетом физических нагрузок, эмоционального состояния воспитанников, их потребности в двигательной активности. Организуя оздоровительные паузы с детьми, педагоги могут ввести игровой персонаж, использовать музыкальное сопровождение.

Наибольшее эмоциональное воздействие на ребят оказывают физкультурные минутки, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, песней, музыкой. Содержание некоторых физкультурных минуток связано с формированием элементарных математических представлений: например, сделать столько и таких движений, сколько скажет воспитатель, подпрыгнуть на месте на один раз больше (меньше, чем кружков на карточке; поднять вверх правую руку, топнуть левой ногой три раза и т. д.

Таким образом, особое внимание надо уделять предметно-развивающей среде. При организации предметно-развивающей среды мы должны учитывать образовательные задачи для детей разного возраста. Главная задача обеспечить детям эмоционально положительное самочувствие, поощрять самостоятельность, помогать накапливать опыт предметно-познавательной и коммуникативной деятельности. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.

Источник