Влияние дополнительного образования на развитие личности ребенка

Влияние дополнительного образования на развитие личности ребенка thumbnail

«Влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение»

« Неумение использовать такое

врожденное богатство, как способность

к творчеству, то ли в силу незнания,

что она есть, то ли безразличия,

является не просто расточительством,

это предательство самого себя»

Масатоши Йошимура

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.

В системе непрерывного образования в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.

Особое значение для развития личности имеют младший школьный и подростковый возраст, когда закладывается фундамент личности.

Исследованием этих проблем занимались: Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, С.Т.Шацкий, Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.А.Сухомлинский, С.Л.Новоселова и другие.

Они утверждали, что цель творческого развития личности не может быть выполнена усилиями одной только школьной системы, в ее реализации призвано участвовать имеющие богатый опыт работы в нашей стране дополнительное образование, призванное удовлетворить постоянно изменяющиеся индивидуальные социо-культурные и образовательные потребности ребенка. Как показывает практика, реальные возможности большинства современных школ недостаточны для решения проблемы развития творческой активности личности ребенка, его самоопределения. Возникает ряд противоречий между:

  1. возрастающими требованиями жизни к формированию творческой, инициативной личности и отсутствием системы специальной педагогической работы, обеспечивающей этот процесс;

  2. массовой системой образования и индивидуальным характером процесса развития творческой активности ребенка;

  3. имеющимся опытом многолетней работы в данном направлении и отсутствием научно-обоснованных механизмов использования его в массовой практической деятельности.

Разрешению этих противоречий может способствовать дополнительное образование детей. Имея основной целью создание педагогических условий для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, дополнительное образование является для ребенка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для самоопределения.

Вместе с тем современное состояние образования порождает еще одно противоречие: между необходимостью интеграции основного и дополнительного образования в интересах развития личности ребенка и недооценкой роли педагога.

Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, определении жизненного пути (В.В.Давыдов).

Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь способна решать стратегические задачи современного образования:

  1. — обеспечивать непрерывность образования;

  2. — развивать в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования;

  3. — осуществлять социально-психологическую адаптацию;

  4. — проводить профориентацию;

  5. — развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности, творческой активности и самобытности ребенка.

Структура творческой активности учащихся состоит из мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов. Педагогическое руководство развитием творческой активности в процессе дополнительного образования осуществляется дифференцированно для каждого ребенка в зависимости от уровня сформированности у него данного качества личности.

В.А. Сухомлинский в свое время сказал:

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка» .

Поэтому каждому педагогу, работающему в области дополнительного образования необходимо представить детям и подросткам все возможности для экспериментирования и открытия нового в эстетической, художественной, культурной и социальной областях. Искусство и поэзия должны занять более значительное место, чем то, которое отводилось ранее. А для этого необходимо:

  • Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагогов, их отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка, что способствуют свободному проявлению творческого мышления;

  • Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

  • Поощрение высказывания оригинальных идей;

  • Обеспечение возможностей для упражнения и практики;

  • Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

Детское творческое объединение «Лингва» начало свою деятельность в 2009 году. Была создана образовательная программа, приоритетной целью которой была индивидуализация и развитие творческой активности учащихся в рамках дополнительной образовательной деятельности. Делалась ставка на активизацию, «раскручивание» творческого потенциала и познавательную мотивацию. Так как коллектив творческого объединения разновозрастный, то и задачи перед каждым ставятся индивидуально:

  • начальные классы — Познай себя (психология личности);

  • V кл. — VI кл. – Выдумывай и твори (саморазвитие);

  • VII кл. – VIII кл. Сделай себя сам (самостановление)

  • IX кл. — Утверждай себя (самоутверждение);

  • X кл. — Найди себя (самоопределение);

  • XI кл. — Реализуй себя (самоактуализация).

Развитие творческой личности в деятельности ДТО «Лингва» предполагает решение следующих задач:

  1. становлении личности, проявляющей толерантное отношение к носителям иноязычных культур, иных ценностно-интеллектуальных позиций и убеждений;

  2. обучение нормам межкультурного общения на иностранных языках;

  3. социокультурное развитие учащихся (соизучение родного языка и родной культуры, иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения);

  4. развитие творческой активности и эстетического вкуса;

  5. повышение мотивации к участию в различных конкурсах для достижения определенных результатов творческом развитии;

  6. поддержка и дальнейшее развитие способностей одаренных детей;

  7. развитие творческого потенциала и раскрытия самобытности каждого ребенка;

Каковы педагогические условия развития творческой активности детей в процессе дополнительного образования?

Дополнительное образование, как определенная система может оказать существенное влияние на процесс развития творческой активности ребенка при наличии соответствующих педагогических условий:

  1. создание программ дополнительного образования, обеспечивающих творческое развитие детей при свободном выборе ими направлений своей деятельности;

  2. ориентация педагога на развитие творческого потенциала каждого ребенка в избранной им области деятельности, осуществляемая благодаря специальному отбору форм и методов работы;

  3. умение направлять усилия детей на решения творческих задач в избранном виде деятельности;

  4. — обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка, выражающегося в поддержке добровольного выбора ребенком вида деятельности, обеспечении необходимыми материалами для нее, эмоциональной поддержке его успехов.

Вся работа в ДТО «Лингва» строится в соответствии с принципами работы с одаренными детьми:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых заданий.

  • Принцип возрастания роли дополнительной образовательной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам, факультативы, индивидуальные занятия.

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Ежегодно делается анализ деятельности ДТО «Лингва». В том числе анализируется развитие творческого потенциала одаренных детей.

Объект анализа: воспитание личности одаренного учащегося в условиях дополнительной иноязычной образовательной деятельности в рамках детского творческого объединения «Лингва».

Предмет анализа: благоприятные педагогические условия, при которых активизируется личностное саморазвитие учащегося.

Предполагаемые результаты:

Саморазвитие одаренного учащегося — ценный для него и общества путь становления творческой личности, способной к самостоятельному выдвижению целей и постановке проблем, поиску и созданию новых способов и средств для их достижения, в том числе через самоизменение, в котором наиболее полно реализуются ее природные задатки и способности.

Английская пословица говорит: «Конкурс — точильный камень таланта». Поэтому об эффективности иноязычной творческой деятельности учащихся в детском творческом объединении говорят наиболее значимые достижения учащихся в творческих конкурсах:

  • участие в страноведческих олимпиадах, где необходимо проявлять не только знания, но и творческие умения и способности;

  • проектная деятельность и участие в научно-исследовательских конференциях;

  • интеллектуальные марафоны и викторины по иностранным языкам;

  • участие в проведении недели иностранных языков, посвященных определенной тематике: «Рождество», «День Матери», «Творчество У.Шекспира», «Хэллоуин» и т.д.

  • Создание школьных газет и журналов, электронных учебных пособий, мультимедийных презентаций и т.д,

  • выставки творческих работ в области поэзии, перевода стихов с английского языка на русский и сочинение лимериков;

  • участие в музыкальных фестивалях с исполнением песен и стихов на английском языке, драматизации отрывков из произведений английских авторов т.д.

Наиболее значимые достижения учащихся в 2011-2012 учебном году.

пп

Область развития творческого потенциала

Участники

Результаты

1

участие в интернет — олимпиадах по основам наук

1 тур – 27 человек

2 тур – 10 человек

3 тур – не проводился

Более 60% участников получили баллы от 70 до 94

(Max. -100 баллов)

2

участие в страноведческих олимпиадах «GO WEST»

1 тур – 12 участников;

2 тур – 8 участников

3 тур – не проводился

Все участники получили от 70 баллов до 96 баллов

(Max. -100 баллов)

3

проектная деятельность и участие в научно-практической конференции;

Проект «Медиа культура подростков»

Белоусов Денис —

2 место

4

интеллектуальные марафоны и викторины по иностранным языкам

Викторина «Творчество У. Шекспира;

Участники ДТО подготовили викторину.

Участвовали учащиеся 8-9 классов.

5

создание электронных учебных пособий, мультимедийных презентаций и т.д.

Создано 15 презентаций по творчеству англоязычных писателей.

Победитель Сыропятова Светлана

6

Создание литературных творческих работ

Сочинение стихов на английском языке и творческий стихотворный перевод.

Выпуск журнала для подростков.

Выпуск стенгазет к праздникам:

День святого Валентина;

День рождения В Шекспира.

Ипатова Евгения: лимерики.

Белоусов Денис:

Стихи о СМИ на английском и русском языках.

Журнал “SHOUT”

Создан учащимися 8-9 классов.

Иовлева К. и участники ДТО

7

Участие в фестивалях зарубежной культуры

Участие в 1 фестивале(2011 год)

Количество участников-15 человек.

Создание мультимедийной

«Всу, что нам надо – это любовь»

презентации для выступления.

Участие во 2 фестивале 12 мая 2012 года:

1 место по вокалу – Дурнева А.(старшая группа)

Додина Дарья(младшая группа)

2 место вокал –СыропятоваА(старшая группа)

Ипатова Е.- чтение стихов (2 место);

Общее выступление среди школ района – 1 место.

  1. Учащиеся 3-4 классов —

Мьюзикл «Непослушные котята»

  1. Стихотворение «Счастье и удача»

Р. Киплинга – читает Сыропятова С.

  1. «Yesterday” –песню исполняет Додина Д.

  2. «Let my people go”

Исполняет Дурнева А.

Выступление с концертными номерами на заключительном празднике «Прощай школа! Здравствуй лето!»

Май 2010-2011 учебного года

Сыропятова А. и

Дурнева А. выступили с песнями на английском языке.

Участие учеников в дополнительной образовательной деятельности позволил расширить диапазон их творческой деятельности. К наиболее значимым результатам следует отнести:

  • — повышение мотивации к изучению английского языка;

  • — развитие позитивного образа себя и других;

  • — повышение мотивации к творчеству в области иностранного языка, поэзии и вокала;

  • -развитие коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми;

  • -развитие творческих и коммуникативных способностей участников ДТО;

  • умение представлять свои творческие способности перед аудиторией, участвуя в различных конкурсах.

  • становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности;

Так, например, Ипатова Евгения – ученица 10 класса, которая участвовала в деятельности ДТО «Лингва» с момента его создания, приняла участие во многих конкурсах:

  • 2009-2010 – победитель в НПК с проектом «Мир вокруг нас опасен или прекрасен?»

  • 2010-2011 – победитель в НПК с проектом «Лимерики – это стихотворный жанр или форма?»;

  • 2011-2012- редактор газеты «Shout», участница фестиваля зарубежной культуры, участница интернет и страноведческой олимпиады;

В результате Ипатова Евгения планирует продолжать изучать английский язык на профессиональном уровне после окончания средней школы.

Следовательно, дополнительное образование формирует у воспитанников целостное восприятия мира, гармонизацию творческих способностей и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей. Блок дополнительного образования расширяет воспитательные возможности для создания культурного пространства в целях развития творческой активности и эстетического вкуса учащихся. Для воспитанников данных учреждений дополнительное пространство становится важнейшим средством обеспечения адекватного пространства для реализации индивидуальной образовательной траектории, способствует социализации и самореализации личности, дает актуальные прикладные навыки для реализации творческих способностей, создает возможности для сознательной профориентации.

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в дополнительной образовательной деятельности необходимо реализовывать целеполагающие принципы гуманизации и индивидуализации в целях развития творческого потенциала учащихся. Они, как показал опыт, это выражается на принятии и уважении интересов, переживаний и чувств учащегося в творческой деятельности, признании его права на самоопределение и действие в интересах собственного развития. Это способствуют переходу ученика на саморазвитие и активную жизненную позицию. Я уверена , что дети очень близки по своей сути к окружающей природе, поэтому творческое развитие является одной из главных составляющих их жизни. Задача педагогов помочь ребенку сохранить желание творчески развиваться, иначе у многих детей со временем это желание пропадает.

Я согласна с американским психологом Абрахамом Маслоу, который сказал: «Способности взывают к своему использованию и превращаются в творчество, лишь тогда, когда используются хорошо».

Источник

Влияние дополнительного образования в школе на развитие личности ребенка

В свете совершенствования и изменения системы российского образования и его правовой основы одну из первостепенных ниш занимает дополнительное образование детей в школе. Данный вид образования способствует формированию уникальной личности и раскрытию ее внутреннего потенциала.

Дополнительное образование существует независимо от основного общего образования, в то же время оно находится в неразрывной связи с поэтапным развитием личности, разработанным в концепции общего образования. Дополнительное образование выполняет следующие функции:

— развивающая;

— воспитательная;

— образовательная;

— информационная;

— коммуникативная.

На сегодняшний день система дополнительного образования имеет своей задачей удовлетворение интересов детей, организация их досуга. Его цель – формирование разносторонне развитых индивидуумов с развитым творческим потенциалом.

Для реализации поставленных задач каждый педагог дополнительного образования создает и реализует на практике собственную образовательную программу, учитывая особенности преподаваемого предмета, предпочтений и способностей обучающихся.

В условиях конкретного предмета «хореография» выделяются следующие задачи для каждого этапа обучения:

Первый этап (начальная школа)

Выявление творческого и физического потенциала, уровень предварительной подготовки, обучение азам хореографического искусства, подготовка к дальнейшим нагрузкам.

Второй этап (средняя школа)

Выявление способностей к предмету, раскрытие потенциала, обучение практическим хореографическим навыкам.

Третий этап (старшая школа)

Формирование и закрепление практических хореографических навыков на завершающем этапе обучения, развитие личности, помощь в самоопределении индивидуумов, их профориентации.

Дополнительное образование в школе дает возможность развитию творческих навыков и умений прямо в процессе получения основного общего образования. Оно не требует поиска интересующих секций и кружков, не занимает дополнительных временных затрат, связанных с перемещением из школы до секции/кружка.

Занятия хореографией дают возможность ребенку почерпнуть знания, которые, возможно, позволят ему определиться с будущей профессией. Помимо всего прочего, физическое развитие обучающихся хореографией позитивно влияет на здоровье и выносливость. Таким образом, занятия хореографией выступают в качестве физической нагрузки, дополняя и закрепляя эффект от занятий физической культурой в школе.

Между тем, моя педагогическая деятельность развивается, помимо хореографического искусства, еще в одном направлении. Мною был создан, как одна из форм дополнительного образования, театр моды «Сэнк».

Данная форма дополнительного образования позволяет развить в обучающихся следующие качества:

— коммуникативность;

— решительность;

— активность;

— смелость;

— упорство;

— стремление к победе.

Занятия в детском театре моды влияют на развитие лидерских качеств. Так, выступления театра моды «Сэнк» за последние несколько лет получили десятки призовых мест в конкурсах районного, городского и республиканского уровня. Можно заметить прогрессию в количестве призовых мест в каждом учебном году, что связано с постепенным раскрытием творческого потенциала у детей. Развитые  благодаря таким занятиям лидерские качества позволяют впоследствии этим детям занимать ведущие позиции в коллективе не только школьном, но и студенческом.

На основании вышеизложенного анализа работы педагога дополнительного образования можно сделать следующие выводы:

— дополнительное образование в школе способствует всестороннему развитию личности;

— дополнительное образование в школе необходимо для дальнейшего успешного профессионального роста;

— дополнительное образование направления «хореография» дает необходимую для развития организма физическую нагрузку;

— дополнительное образование творческого направления способствует повышению качества обучаемости основному среднему образованию;

— дополнительное образование творческого направления дает возможности для развития системного мышления.

На основании вышеизложенных выводов можно сделать заключение о том, что дополнительное образование является необходимой отраслью основного среднего образования. Его функционирование именно параллельно и наряду с основными учебными занятиями дает большие возможности для обучающихся, тем более, если такая секция функционирует в стенах школы, гимназии или лицея. Отсутствие необходимости дополнительных расходов и экономии времени, которые могли бы быть затрачены в пути до места проведения дополнительных занятий, привлекает большее количество учащихся. Таким образом, больший процент учеников получает всестороннее развитие индивидуальности и творческих способностей.

Источник