Влияние дидактических игр на развитие ребенка в раннем возрасте
«У ребёнка есть страсть к игре,
и её надо удовлетворять. Надо
не только дать ему время поиграть,
но и пропитать этой
игрой всю его жизнь»,
— говорил А.Макаренко.
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Маленький ребёнок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать её. «Главное – расширить для ребёнка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних, подчёркивает В. Алямовский.
Ребёнок в каждый период своего развития приобретает определённый «психологический багаж», который будет с ним всю жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребёнка, не следует торопить его «взрослеть», так как в данном случае малый не получит качественного и гармоничного развития.
Ведущий вид деятельности и основа личностного ребёнка до трёх лет – предметная игра. Поэтому с детьми этого возраста проводятся игры – занятия, на которых усвоение материала протекает в практическое деятельности, и незаметно для малышей.
Чем меньше ребёнок, тем большая помощь от взрослого ему требуется. Малыш не научиться удерживать и трясти погремушку, если взрослый не покажет ему образец действия с ней. Так начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками: стучат, бросают, передвигают, одевают…. В этот период ребёнок узнаёт отдельные свойства игрушки (шарик катится, можно надеть колечко на штатив пирамидки, у машинки крутятся колёсики…). Затем дети отражают в игре не только свойства, но и социальные назначения предметов (катают коляску, нагружают грузовичок кубиками…).
При правильной поддержки взрослых дети второго года жизни начинают от действий переходить к отражению смысловых связей между ними, формируются культурно – фиксированные действия. Самостоятельно кормит ложкой куклу, вытирает ей ручки полотенцем, укладывает её в постель, накрывает одеялом. Наша задача в этот период перенести жизненный опыт в игру, показать, как и во что играть.
К двум годам ребёнок может:
- Находить нужный цвет по словесной инструкции при выборе из четырёх предложенных ему;
- Дифференцировать однородные предметы на две группы по цвету, форме, величине;
- Собирать трехместную матрёшку, пирамидку из пяти колец, коробки – вкладыши, доску Сегена из четырёх элементов…
На третьем году жизни познание мира познание мира предметов продолжается. Ребёнку важно помочь выделять в предметах те свойства, которые он сам может и не заметить.
К трём годам ребёнок может:
- Расставлять от 3 до 5 картинок по порядку; знать, что было вначале, а что потом;
- Находить пару к каждому предмету, объяснить, какая между ними связь;
- Складывать по образцу постройки из конструктора;
- Различать и правильно называть цвета основного спектра;
- Понимать, какие предметы относятся к группе «мебель», «одежда», «игрушки», «продукты»;
- Называть действия людей животных;
- Самостоятельно составлять описание предмета.
- Подбирать противоположные слова.
Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности ребёнка.
С их помощью мы знакомим ребёнка с различными свойствами предметов, учим их выполнять задачи на подбор по сходству и различию. Действия с дидактической игрушкой свойственный этому периоду детства наглядно – действенный характер мышления, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение….
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику рук, вызывают желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.
Перечень игрушек, необходимых для ребёнка до трех лет:
- Для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки…);
- Для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
- Для прокатывания;
- Для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застёжками, липучками, шнуровками, молниями…);
- Разной величины, формы, цвета — для сравнения предметов (матрешки, яйца, бочонки, колпачки, мозаика, палочки, геометрические формы);
- Подбор сюжетно – образных игрушек для развития самостоятельной игры;
- Игрушки – забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребёнок;
- Музыкальные и заводные игрушки (игрушечное пианино, барабан, дудочка, юла…);
- Предметы – заместители (крышечки, палочки, колечки…);
- Природный и бросовый материал (шишки, веточки, коробочки, бусины…);
- Для развития движений (мячи, скакалки, клюшки, кегли…).
При организации игр необходимо помнить, что для малышей требуется показ взрослого и совместные действия родителей с ребёнком. С возрастом необходимо побуждать ребёнка действовать по слову взрослого и по воображению.
Источник
Влияние дидактических игр на развитие детей раннего возраста
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития ребёнка. Маленький ребёнок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать её. Ребёнок в каждый период своего развития приобретает определённый «психологический багаж», который будет с ним всю жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребёнка, не следует торопить его «взрослеть», так как в данном случае малый не получит качественного и гармоничного развития.
Ведущий вид деятельности и основа личностного ребёнка до трёх лет – предметная игра. Поэтому с детьми этого возраста проводятся игры – занятия, на которых усвоение материала протекает в практическое деятельности, и незаметно для малышей.
Чем меньше ребёнок, тем большая помощь от взрослого ему требуется. Малыш не научиться удерживать и трясти погремушку, если взрослый не покажет ему образец действия с ней. Так начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками: стучат, бросают, передвигают, одевают…. В этот период ребёнок узнаёт отдельные свойства игрушки (шарик катится, можно надеть колечко на штатив пирамидки, у машинки крутятся колёсики…). Затем дети отражают в игре не только свойства, но и социальные назначения предметов (катают коляску, нагружают грузовичок кубиками…).
При правильной поддержки взрослых дети второго года жизни начинают от действий переходить к отражению смысловых связей между ними, формируются культурно – фиксированные действия. Самостоятельно кормит ложкой куклу, вытирает ей ручки полотенцем, укладывает её в постель, накрывает одеялом. Наша задача в этот период перенести жизненный опыт в игру, показать, как и во что играть.
К двум годам ребёнок может:
Находить нужный цвет по словесной инструкции при выборе из четырёх предложенных ему;
Дифференцировать однородные предметы на две группы по цвету, форме, величине;
Собирать трехместную матрёшку, пирамидку из пяти колец, коробки – вкладыши, доску Сегена из четырёх элементов…
На третьем году жизни познание мира познание мира предметов продолжается. Ребёнку важно помочь выделять в предметах те свойства, которые он сам может и не заметить.
К трём годам ребёнок может:
Расставлять от 3 до 5 картинок по порядку; знать, что было вначале, а что потом;
Находить пару к каждому предмету, объяснить, какая между ними связь;
Складывать по образцу постройки из конструктора;
Различать и правильно называть цвета основного спектра;
Понимать, какие предметы относятся к группе «мебель», «одежда», «игрушки», «продукты»;
Называть действия людей животных;
Самостоятельно составлять описание предмета.
Подбирать противоположные слова.
Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности ребёнка. С их помощью мы знакомим ребёнка с различными свойствами предметов, учим их выполнять задачи на подбор по сходству и различию. Действия с дидактической игрушкой свойственный этому периоду детства наглядно – действенный характер мышления, развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение….
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику рук, вызывают желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.
Перечень игрушек, необходимых для ребёнка до трех лет:
Для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки…);
Для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
Для прокатывания;
Для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застёжками, липучками, шнуровками, молниями…);
Разной величины, формы, цвета — для сравнения предметов (матрешки, яйца, бочата, мозаика, палочки, геометрические формы);
Подбор сюжетно – образных игрушек для развития самостоятельной игры;
Игрушки – забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребёнок;
Музыкальные и заводные игрушки (игрушечное пианино, барабан, дудочка…);
Предметы – заместители (крышечки, палочки, колечки…);
Природный и бросовый материал (шишки, веточки, коробочки, бусины…);
Для развития движений (мячи, скакалки, клюшки…).
При организации игр необходимо помнить, что для малышей требуется показ взрослого и совместные действия родителей с ребёнком. С возрастом необходимо побуждать ребёнка действовать по слову взрослого и по воображению.
Источник
Екатерина Иванова
Дидактические игры и их влияние на развитие цветовосприятия детей раннего возраста
Консультация для родителей на тему:
«Дидактические игры и их влияние на развитие цветовосприятия детей раннего возраста«
(Примеры Дидактических игр)
Сенсорное развитие, направленное на формирование пол-ноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетиче-ского воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия окружающего мира, к единству со словом, его обозначающим. С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия. Работа по развитию восприятия цветадолжна проводиться в процессе специальных мероприятий: НОД, наблюдений в природе, в повседневной жизни, в разнообразных играх.
В настоящее время, как и в прошлом, большое значение придается именно дидактической игре. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Так, дидактическая игра способствует:
• Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.
• Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.
• Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развитияфонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
• Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д.
• Художественному воспитанию – совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.
Дидактические игры, способствующие развитию цветовосприятия
1. «Разноцветные палочки»
Дидактическая задача: Научить детей различать основные цвета, группировать однородные предметы по цвету, развивать внимание, умение повторять действие воспитателя, мелкую моторику. Привлекать малышей к игровым действиям.
Материал для игры:4 стаканчика (синего, зелёного, желтого, красного цветов); деревянные палочки соответствующего цвета.
Ход игры: Воспитатель выставляет на стол разноцветные стаканчики и выкладывает палочки таких же цветов. Показывает палочку любого цвета, просит детей назвать этот цвет. Далее предлагает найти палочку такого же цвета и положить в соответствующую коробочку.
2. «Разложи яички в свои домики»
Дидактическая задача: Формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета; учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: Контейнер от яиц, заранее окрашенный основными цветами (красный, синий, зеленый, желтый, яички от киндер-сюрприза, так же окрашенные основными цветами (желтого, синего, красного и зеленого, 4 птички соответствующих цветов.
Ход игры: В начале игры можно сказать, что мамы-птички выронили свои яички из гнезд и теперь птички не могут понять, где, чьи яички. А детям предложить им помочь их найти. Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветами. По возможности назвать цвет яичка и цвет домика.
3. «Половинки (Цвета и игрушки)»
Дидактическая задачи: Развитие произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, памяти, образного и логического мышления.
Материал: Развивающий набор пазлов состоящий из восьми картинок с яркими разноцветными игрушками.
Ход игры: Воспитатель выкладывает на стол пазлы. Собирает одну картинку, называет, какую он игрушку собрал и какого она цвета. Раздаёт детям разобранные картинки и просит детей собрать их. В процессе игры воспитатель, если это необходимо, помогает ребенку.
4. «Собери капельки в стакан»
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении сравнивать цвета, находить нужный, активизировать в речи употребление слов, обозначающих названия цветов спектра.
Материал: Вырезанные из цветного картона капельки, стаканы или любые другие емкости.
Ход игры: На столе перед детьми раскладываются вырезанные из цветного картона капельки. Воспитатель кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета,проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберём много одинаковых капелек». И так повторяется с капельками всех цветов.Игровые действия: собрать в стаканы капельки красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого, белого и чёрного цветов.
5. «Собери цветочки»
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении подбирать нужный цвет по образцу, активизировать речь.
Материал: Вырезанные из картона серединки цветочков (красный, желтый, синий, оранжевый) и соответствующих цветов лепестки.
Ход игры: На столе разложены серединки цветочков. В стороне вперемешку лежат лепестки тех же цветов. Вызываются 2-3 ребенка. Воспитатель даёт задание.Игровые действия: собрать лепестки к серединкам цветочков красного, желтого, синего и оранжевого цвета.
6. «Спрячь мышку»
Дидактическая задача: Учить детей подбирать одинаковые цвета, развивать восприятие цвета.
Материал: Игрушка кошки, 4 мышки, 4 коробочки (красная, желтая, синяя, зеленая, 4 дверцы таких же цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает малышу игрушечную кошку, которая готовится идти на охоту. Чтобы спрятать всех мышек надо закрыть норки дверцами тех же цветов. Тогда кошка не заметит мышку. Дать ребёнку время спрятать мышек, пока кошка спит и только потом выпустить её на охоту. В случае неверного выполнения задания кошка заберёт у малыша мышку. Если это слишком расстроит ребёнка, надо помочь ему исправить ошибку.Игровые действия: закрыть все норки дверцами соответствующего цвета.
7. «Помоги рыбкам»
Дидактическая задача: Закреплять умение детей сравнивать цвета и подбирать нужный по образцу, активизировать речь.
Ход игры: На столе разложены рыбки-мамы красного, жёлтого, синего, зелёного, оранжевого, белого и чёрного цветов. В стороне от них вперемешку разложены рыбки-детки тех же цветов.Воспитатель говорит:
-Маленькие рыбки потеряли своих мам. Давайте поможем каждой рыбке найти свою маму. Ребёнок берёт рыбку-детку и кладёт её рядом с её мамой (большой рыбкой того же цвета). Игра продолжается до тех пор, пока все детки не найдут своих мам.Игровые действия: разложить рыбок-деток рядом с их рыбками-мамами соответствующего цвета.
8. «Посади бабочку на цветок такого же цвета»
Дидактическая задача: Закреплять умение детей подбирать нужный цвет путём наложения, активизировать речь детей.
Ход игры: На столе перед детьми разложены цветы всех цветов солнечного спектра. Отдельно вперемешку лежат бабочки тех же цветов. Воспитатель берёт красную бабочку и сажает на красный цветок,проговаривая свои действия: «Я беру бабочку красного цвета и сажаю на цветок такого же цвета. Смотрите, бабочка спряталась, её не видно. Теперь её не увидит и не поймает птичка. Теперь вы посадите остальных бабочек на цветочки таких же цветов, чтобы бабочек не было видно».Игровые действия: посадить на все цветочки бабочек такого же цвета.
9. «Подбери к чашке блюдце такого же цвета»
Дидактическая задача: Упражнять детей в умении находить нужный цвет активизировать употребление в речи названия основных и дополнительных цветов.
Ход игры: На столе перед ребёнком разложены в ряд чайные пары, но цвет чашки не соответствует цвету блюдца.Воспитатель говорит:
-Кто-то перепутал все чашки и блюдца. Давай с тобой исправим ошибки и наведём здесь порядок. (берёт красное блюдце и кладёт его под красной чашкой) Теперь ты продолжай, сделай так, чтобы чашка и блюдце были одинакового цвета.Игровые действия: ребёнок подбирает к чашкам разных цветов блюдца такого же цвета.
10. «Нарядим гусеницу»
Дидактическая задача: Учить детей подбирать нужный цвет путем наложения, развивать мелкую моторику, активизировать речь.
Материал: Сделанная из картона гусеница с маленькими кружочками разного цвета (красный, желтый, синий, зеленый, разноцветные фигуры (квадраты, треугольники, звездочки и т. д)
Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь гусенице нарядиться на праздник. Дети прикладывают фигуры к определенным частям гусеницы, соотнося по цвету.
Источник