Влияние детского сада на речевое развитие ребенка

Хочу спросить у тех мам, чьи дети долго не говорили (до двух лет), а потм «пррвало». Этот прорыв как-то связан с тем, что ребенок пошел в садик или нет?

Мы ходили к логопеду, она нам сказала, чтобы приходили в 3 года, посмотрим как садик на сына повлият. После моих слов, что мы не идем в сад, сказала, что очень жаль, что садик благоприятная среда для развития речи. Одно делр развитие моторики и другие занятия, другое — ситуации, в которых нужно общаться, иначе не поймут.

Или все же приходит время говорить, а садик тут не причем?

Комментарии

мы именно поэтому идем в садик — логопед настаивала, что у нее должна возникнуть мотивация

конечно нельзя говорить что именно сад так влияет, но он дает хороший стимул и толчок. в нашей группе мальчик есть. ему только что исполнилось 2. говорил не больше 5- слов. через неделю после начала садиковской жизни прорвало. конечно не стихи расказывает, но передложения из 2 слов строит.

Да, мы заговорили в 2 года. После посещения садика прорвало.

Через какое время?

ну через месяца 3

ааааа! а то мы только 3 недели ходим, а я уже жду лепета))))))))

неет. Пусть время пройдет. Они общяются, песни поют, книги читают. Рисуют, лепят, клеят. Между собой общаются. Так что скоро прорвет.

вообще всякие новые впечатления и много общения с детьми — да развивает речь.

и поход в сад как стимул в развитии речи может быть. но это учитывая то что ребенок по всем остальным показателям готов пойти туда. я знаю мальчика, который наоборот от стресса расставания с мамой обратно замолчал.

мы тоже в садик не идём. и с речью у нас не очень. но я стараюсь как-то ей обеспечивать и общение с детками, и с другими менее понятливыми чем мама взрослыми 🙂

Не только садик, но и просто общение с посторонним.

Мой племяш, пока общался только с родителями , тоже молчал, потом начал гулять с Иванкой, вынужден был начать разговаривать, сейчас ходит в логопедический садик, так как проблем с речью много (кесаренок был).

Внук моей подруги уорно изъяснялся междометиями до трех лет, в три года в сентябре пошел в садик, маме на работу надо было. Первое время там дрался, так как его не понимал никто, в январе уже болтал, хоть и не очень понятно, сейчас ходит в логопедический садик.

Так что получается, что долго не говорят дети с логопедическими проблемами, детский сад провоцирует активизацию речи, но качество речи требует все равно  помощи специалиста.

Но эти наблюдения мои про детей около трех лет, которые вообще молчали, не имея и своего языка практически. До двух многие молчат, точнее говорят на своем, накапливают информацию для прорыва. Философию изучали? Закон перехода количества в качество знаете?

А я полностью согласна с тем, что сад помагает развитию речи. Мой сынулькин говорил очень мало и не разборчиво. В сад пошли с 2,5. А вот теперь, каждый день забирая его из сада, я слышу новые слова и само произношение стало намного понятнее.

Я до 4 лет молчала. Родители уже смирились, даже начали подозревать, что я немая. Ну мычала немного и всё… Ни в какой садик не ходила вообще. Просто однажды прорвало… И до сих пор прям словестный понос!

Россия, Москва

Вероятно, сад является фактором. ребенка стимулирует то, что его не понимают в коллективе. А ведь маме своего малыша прекрасно понимает и без связной речи.

Для меня это не причина отдавать в сад.

У нас проблема с речью: в два года на уровне годоваса. Невролог назначил консультаю и занятия с психологом.

Россия, Барнаул

вот и у нас тоже — речь уровень 15 месяцев. Скажите, что сказал психолог? И вы сребенком туда ходили, как психолог с ним общался?

Россия, Москва

Прием психолога у нас на следующей неделе, поэтому пока ничего сказать не могу.

Galateya
5 сентября 2009, 13:17

Россия, Санкт-Петербург

у нас случился прорыв в речевом развитие в два года и три месяца, а в садик пошли в 2 года и пять месяцев…

но могу точно сказать. что посещение садика пошло дочке только на пользу… она стала петь песенки. танцевать, стала более самостоятельной…

думаю и на развитие речи детский сад влияет положительно. ведь мама ребенка понимает с полуслова, а в садике нужно постараться, чтоб донести до воспитателя и до других деток свои мысли, желания, потребности…

Россия, Барнаул

Что значит прорыв? То есть стало резко больше слов или совсем ничего не говорила, а потом заговорила? Расскажите, пожалуйста поподробнее.

Galateya
9 сентября 2009, 12:40

Россия, Санкт-Петербург

ну, дочка говорила отдельные слова… и даже сложные, хитомбыло слово «Ð±ÐµÑ‚Ð¾Ð½Ð¾Ð¼ÐµÑˆÐ°Ð»ÐºÐ°»…(неврапотолог сказала, что она должна бы уже фразами из трех слов говорить, и что отсает в речевом развитии)

но предложений практически не было… а потом вдруг стала выдавать огромные куски стихотворений про Мойдодыра например… сперва было непонятно чтоименно она говорит… но явно отрывки из этих стихов…

Читайте также:  Центры дошкольного развития ребенка витебск

например строчки » я за свечкой, свечка в печку» звучало как » я за пеку пека пеку»… а потом фразы стала строить сама… короче заболтала, не остановить…

Швейцария, Ньюшатель

У моих знакомых было так, что дочка пошла в садик и заговорила активно.

Сама я в садик не ходила, говорить связно начала после 3-х лет.

Дочку в садик не отдам, даже для развития речи!

Россия, Барнаул

А вы почему не хотите в садик дочку отдавать? Просто не так много родителей встречаю, особенно у нас, которые были бы против садика.

Швейцария, Ньюшатель

Я не только против садика, но и против школы. :)))

Так как я работаю дома, то нет никакого смысла в садике. Общение с другими детками организуем и без садика.

Я считаю, чем больше малыш с мамой и папой, тем легче предотвратить всякие нехорошие влияния со стороны.

Россия, Барнаул

Вера, а как вы хотите обучать дочку? Сами или приглашать учителей. И еще вопрос чему обучать? По школьной программе или самостоятельно как-то?

Я вот тоже эту тему пытаюсь разузнать, потому что не устраивает меня система образования нынешняя.

Швейцария, Ньюшатель

Я пока собираю информацию. Здесь, на блоге, узнала, что в России существует «ÑÐµÐ¼ÐµÐ¹Ð½Ð°Ñ» форма образования. Но, мы не в России… И я пока не в курсе, какие формы образования  разрешены в том месте, где мы обитаем сейчас…

Вообще, что такое знания? Это то, что остаётся после образования. :))) Я поняла, что, если человек способен к чему-то и делает это хорошо, люди будут в нём нуждаться и никому не будет интересно, есть у него диплом, или нет.  Правда, это подходит только к сложным профессиям, которым люди посвящают всю жизнь.

Источник

Юлия Андреева
Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника. Памятка для воспитателей и родителей по развитию грамотной речи

Оглавление:

1. Особенности развития речи у дошкольников….с. 3

2. Речевая среда и ее влияние на развитие речи

дошкольника….с. 5

3. Немного о произношении и ударении в русском языке…с. 7

4. Культура речи воспитателя и родителя. А Вы допускаете эти ошибки?

•Так все-таки: звОнит или звонИт? Ударение. Типичные ошибки…. с. 8

«Одеть» или «надеть»? Вот в чём вопрос… Типичные ошибки в произношении…с. 10

5. Приложение. Орфоэпический словарик. Правильно ставим ударение…. с. 11

6. Советы родителям. с. 14

Особенности развития речи у дошкольников.

В дошкольном детстве ребенок проходит долгий и сложный процесс овладения речью.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего, малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10–12, а иногда и большего количества слов. Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Когда ребенок активно использует в своей речи простые слова, начинается один из важнейших этапов овладения родным языком –овладение грамматической структурой языка. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, и основные грамматические закономерности ребенок усваивает к трем-трем с половиной годам. Так, к этому времени он упот-ребляет в своей речи все падежные формы, формы глаголов, сложные предложения с союзами

В младшем дошкольном возрасте дети только начинают осознавать особенности своего произношения, но в то же время они узнают и неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Также у детей на протяжении всего дошкольного развития активно формируется словарный состав речи.Но у каждого ребенка пополнение словаря происходит по-разному: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. В.Штерн приводит следующие цифры: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года – 1000-1100, в 6 лет – 2500-3000 слов.

Ребенок 3-5 лет начинает активно овладевать речью и, конечно же, творчески осваивать языковую действительность. Часто дети сами придумывают новые слова по законам грамматики родного языка. Такую способность к самостоятельному словообразованию называют словотворчеством. Очень много примеров детского словотворчества собраны в книге К. И. Чуковского «От двух до пяти». Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Осваивая грамматические формы языка, постоянно пополняя словарный запас, ребенок постепенно переходит к контекстной связной речи. Он может спокойно передать свои впечатления, рассказать о событиях из своей жизни, пересказывать прочитанные сказки или рассказы, описывать картины и т. д. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Читайте также:  Аристотель природа ребенка и его развитие

Но еще одним не менее важным фактором развития речи является полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Конечно же, во многом успех правильного грамотного развития речи зависит от взрослых, в том числе и родителей. И это касается не только речевого этикета и общения, не допускающего грубости и бестактности. Здесь имеется в виду использование грамотного произношения слов.

Почему данная проблема так актуальна на сегодняшний день?

Дошкольное учреждение – это место, где ребенок только начинает получать основы начального образования. И именно на этом этапе ему необходимо заложить основы грамотной литературной речи, потому что в период дошкольного возраста образование проходит без каких-либо правил и норм,а лишь на одном примере взрослых: воспитателей и родителей. Известно, что ребенок дошкольного возраста легко наследует неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы, вульгаризмы. Ребенок быстрее научится правильно говорить, если будет слышать вокруг себя правильную литературную речь взрослых.

Речевая среда и ее влияние на развитие речи дошкольника.

Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей в транспорте и магазине, в музее и на улице и т. д. Но для маленького ребенка дошкольного возраста речевая среда – это прежде всего речь тех людей, с которыми он общается постоянно – то есть родителей и педагогов детского сада или детского центра. Подражая им, малыш перенимает все тонкости построения фраз, интонации, темпа и мелодики речи, употребления слов, но он также принимает и все ошибки!

Итак, правильно ли мы говорим с детьми? Вот несколько правил, помогающих организовать развивающую речевую среду для успешного формирования речи малыша.

Правило 1. В речинадо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л. В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

Правило 2. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родителии педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте,что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере.К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку».Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться».

Правило 3. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ,например: «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!

Правило 4. Избегайте многословия. Вместо того,чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?»Спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»

Правило 5.Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:

• сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)

• затем вопросы, требующие размышления анализа

• в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.

Например, 1) какие ты знаешь виды транспорта – 2) зачем нужен транспорт людям?Зачем люди придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный? – 3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем? Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.

Правило 6. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи, то есть правильное произношение слов и их употреблении.

Немного о произношении и ударении в русском языке.

Правильное произношение и ударение – свидетельство культурной, грамотной речи. Неправильное, нелитературное произношение некоторых слов сразу же обнаруживает низкий уровень речевой и общей культуры говорящего. Это известные «перлы»: звОнит, средствА, дОговор, катАлог, квАртал и другие. Однако, пожалуй, ни одна нормативная сфера не вызывает столь ожесточенных споров и столь огромное множество трудностей, как орфоэпия – наука о правильном произношении и ударении.

Орфоэпические нормы подвижны – развиваются быстро, часто представляют сосуществование нескольких вариантов произношения и ударения. Причины этого различны. Некоторые слова имеют старый и новый варианты произношения и ударения. Кроме того, определенное влияние на устную речь оказывает просторечная стихия. В особом положении находится произношение новых заимствованных слов, еще не устоявшихся.

Русское ударение — самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение в русском языке динамическое (силовое, то есть гласные звуки под ударением произносятся с напряжением и отчетливо. Русское ударение характеризуется разноместностью и подвижностью.Разноместность — это способность ударения падать на любой слог русского слов: на первый — Иконопись, на второй — экспЕрт, на третий — жалюзИ, на четвертый — апартамЕнты. Во многих языках мира ударения прикреплено к определенному слогу. Подвижность — это свойство ударения перемещаться с одного слога на другой при изменении (склонении или спряжении)одного и того же слова: водА — вОду, хожУ — хОдишь. Большая часть слов русского языка (около 96%) имеет подвижное ударение. Ударение помогает различать слова-омонимы и разные грамматическиеформы одного и того же слова: зАмок – замОк, засЫпать – засыпАть.

Читайте также:  Варианты индивидуального развития ребенка и его варианты это

Любой образованный человек в случае затруднений обращается к словарю. Классическим орфоэпическим словарём является труд под редакцией Р. И. Аванесова. Но появляется и множество современных словарей. В статье Натальи Лебедевой («Российская газета» от 3 сентября 2009 года) рассказывается о том, какие словари в современном языкознании являются авторитетными.Начинается статья с такого замечания: «С 1 сентября 2009 года любой гражданин нашей страны, который обсуждает «дОговоры по срЕдам» и пьёт «вкусное кофе» с «йогУртом», будет считаться вполне образованным и грамотным человеком».Автор статьи также отмечает: «Гражданское общество моментально отреагировало на это нововведение. Многих, например, заинтересовал вопрос, а почему не легализовали ударение в словах «звОнит» и «лОжить»?». За разъяснениями автор статьи обратилась к президенту Санкт-Петербургского государственного университета, академику РАН Людмиле Вербицкой.Она объяснила: «Считать, что с 1 сентября то, что написано в этих словарях, вдруг стало нормой – невозможно. Конечно, эти словари можно учитывать, но ограничиваться их рекомендациями категорически нельзя». Поэтому нужно очень внимательно и осторожно относиться к современным словарям.

В данном пособии представлены некоторые примеры литературного произношения, которые наиболее часто употребляются в повседневной речи, в том числе и в работе с детьми.

Культура речи воспитателя и родителя. А Вы допускаете эти ошибки?

Так все-таки: звОнит или звонИт? Ударение. Типичные ошибки.

1) Правильно говорить «звонЯт», «звонИт», «перезвонИт», «созвонИмся» и т. д.

— Сейчас позвонИм маме и все ей расскажем.

2) ТвОрог или творОг?Более корректным и традиционным считается ударение на втором слоге: «творОг». Правда, вполне допустимо и употребление в речи этого слова с ударением на первом слоге.

— Сегодня на завтрак у нас творОг со сметаной.

3) СвЁкла или свеклА?Здесь ответ однозначный: свЁкла. Чтобы научить этому правилу детей, придумали даже оригинальную «запоминалку»:

«Не ФеклА, а ФЁкла, на свеклА, а свЁкла».

4) ТортЫ или тОрты? В этом случае тоже раздумывать не приходится – конечно, тОрты! Для проверки используйте уменьшительно-ласкательное «тОртики». Это же правило относится и к слову бАнты, а не бантЫ.

— К празднику мамы испекли вкусные тОрты.

5) БаловАть или бАловать? В соответствии с правилами русского языка в слове «баловать» ударение должно ставиться на последний слог – «баловАть». Именно этот вариант произношения фиксируется словарями, как нормативный, литературный, единственно правильный. Произношение же «бАловать» с ударением на «а» в первом слоге помечается как не рекомендованное, ошибочное.

— Совсем мы тебя избаловАли!

6) КрасивЕе или красИвее? По версии орфографического словаря ударение в слове красИвее ставится на букву «И»

— Какое платье для куклы красИвее: красное или белое?

7) ПонялА или пОняла?Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании:

отнЯть — Отнял — отнялА — Отняли;

понЯть — пОнял — понялА — пОняли;

начАть — нАчал — началА — нАчали.

— Я так и не понялА, что он хотел мне этим сказать.

8) По срЕдам или по средАм?Правильно: по средАм, если речь идет о дне недели; срЕдам, если среда — это окружение, обитание, присутствие или средой называется вещество, которое заполняет собой какое-либо пространство, например окружающая среда, социальная, воздушная, жидкая и т. д.

-По средАм у нас занятия по развитию речи.

9) КвартАл или квАртал? Не зависимо от того, будь это 14 года или 14 города,ударение ставить на последний слог: квартАл.

— Перспективное планирование на первый квартАл.

10) ОбеспечЕние или обеспЕчение? Безусловно, нормативным является вариант с ударением на третьем слоге – «обеспЕчение». Однако ряд словарей, изданных в последние годы, приводит в качестве правильных оба варианта – и «обеспЕчение» и «обеспечЕние».

11) ЧерпАть или чЕрпать? В данном слове ударение ставится на слог с буквой Е — чЕрпать.

— Мы чЕрпаем знания из книг.

12) ВключИт или вклЮчит? Правильно будет включИт. То есть ударение падает на окончание не только в данной форме, но и в других формах глагола включить.

— Сейчас Мария Ивановна включИт нам мультфильм.

«Одеть» или «надеть»? Вот в чём вопрос… Типичные ошибки в произношении.

1) Одеть можно кого-то, надеть — что-то (на что-то):

— Одевать капризного ребёнка довольно сложно; В холода надеваю на него комбинезон.

2) «Ложат» или «кладут»? Здесь важно понимать, что выбирая, как правильно говорить – «ложат» или «кладут», надо отталкиваться от конкретного действия и слова, которое необходимо будет получить в результате. «Класть» используется только без приставки. Во всех остальных ситуациях корректнее будет взять корень -лож- и «собрать» слово

— Я кладу книгу на колени, но Я положил книгу на колени.

3) «Лягте» или «ляжьте»? Единственно правильной формой повелительного наклонения глагола «лежать» является «ляг» или «лягте».

— Лягте на