Влияние детско родительских отношений на развитие ребенка

        Влияние особенностей детско-родительских отношений на формирование и развитие личности ребенка.

        Влияние родителей на психическое развитие ребёнка изучается с 20-х гг. ХХ в. Л. Б. Шнейдер писала: Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при сохранении и укреплении его здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Психическое здоровье включает в себя благополучие ребёнка в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формирование личности, нервно- психическое состояние детей».

Все перечисленное возможно реализовать только в условиях семейного воспитания. Ребёнок является неотъемлемой частью семьи. Семья без ребёнка не может быть полной так же, как ребёнок не может быть полноценным без семьи. Связь между родителями и детьми является наиболее сильной среди человеческих связей.

У того же автора читаем: «Разрушение единства семьи влечёт за собой и разрушение архиважных для развития детской личности чувственных связей, микросреды развития».

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием всех ее членов. Гармоничному развитию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера, и такая система семейных взаимоотношений, которая позволяет ему чувствовать себя защищённым и одновременно стимулирует и направляет его развитие.

Указывая на специфичность воздействия на ребёнка внутрисемейных отношений, особенно Л. Б. Шнейдер выделяет такой компонент детско-родительских отношений как родительская любовь: «Человек должен … всё своё детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей».

Детство – период высокой сензитивности ребёнка к воспитательным воздействиям и влиянию среды. В этом возрасте формируется основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение.

Семья для ребенка – особый мир, в котором он постепенно приобщается к социальной жизни, опосредует нормы человеческих взаимоотношений, усваивает нравственные ценности.

В каждой семье объективно формируется определённая, часто не осознаваемая ее членами система воспитания. Сюда могут быть отнесены и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, понимание того, что допустимо, а что нет относительно ребёнка.

Влияние семьи реализуется следующим образом:

Семья обеспечивает базовое чувство безопасности, гарантирует безопасность ребёнка при взаимодействии с внешним миром, в ходе освоения способов его исследования и реагирования на его стимулы.

Дети перенимают у родителей определённые способы поведения, усваивают конкретные готовые модели поведения.

Родители служат источником необходимого жизненного опыта.

Родители оказывают влияние на поведение ребёнка, поощряя или осуждая то или иное поведение, а также применяя наказания и поощрения, определяя допустимую степень свободы в поведении ребёнка.

Взаимодействие с родителями позволяет ребёнку выработать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка зависит от условий общения предоставленных ему в семье; чёткости и ясности общения в семье.

Семья создает определённый морально-психологический климат и служит для ребёнка школой отношений с людьми. Именно в семье формируются представления о добре и зле, о порядочности, об уважении, об отношении к материальным и духовным ценностям. Ребёнок во взаимодействии с близкими людьми переживает первый опыт любви, дружбы, чувства долга, ответственности, справедливости.

Взаимоотношения в семье носят разноплановый характер. На детско-родительские отношения оказывают влияние тип семьи, позиция, занимаемая взрослыми, стили отношений и роль, отводимая ребёнку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется детская личность.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку характеризуется высокой психологической напряжённостью и многообразием своих проявлений. Наиболее часто, по его мнению, наблюдаются следующие типы отношений:

– внимательные,

– боязливые,

– тщеславные,

–сердитые,

– раздражительные,

– приспособляющиеся,

– общительные,

– сенсационные,

– настойчивые,

– постоянные,

– уверенные,

– обнадёживающие.

П. Ф. Лесгафт определил шесть позиций родителей относительно  детей, оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети отличаются лицемерием, лживостью, невысоким интеллектом или задержкой умственного развития.

Читайте также:  Значение совместного отдыха детей и родителей в развитии личности ребенка

2. Родители всегда восхищаются своими детьми, считают их совершенством. Дети характеризуются эгоистичностью, поверхностными интересами, самоуверенностью.

3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети добросердечные, интеллектуально развитые, стремятся к знаниям.

4. Родители почти всегда недовольны ребёнком, его часто критикуют и порицают. Ребёнок отличается раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью.

5. Родители излишне балуют и оберегают ребёнка. Он растет ленивым, социально незрелым.

6. Родители с выраженными финансовыми трудностями формируют детей с пессимистическим отношением к окружающему миру.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие типы родительских отношений:

  1. Принятие / отвержение.

Принятие: ребёнок нравится родителям такой, каким он есть. Родители уважают индивидуальность ребёнка, симпатизируют ему.

Отвержение: родители считают своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачником, по большей части испытывая к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Такие родители не доверяют ребёнку, не уважают его.

2. Кооперация – родители заинтересованы в делах и планах ребёнка, стараются всегда помогать ему. Высоко оценивают его интеллектуальные и творческие способности, испытывают чувство гордости за ребенка.

3.Симбиоз – родители постоянно ощущают тревогу за ребёнка, он воспринимается ими как маленький и беззащитный. Родители не предоставляют ребёнку самостоятельности.

4. Авторитарная гиперсоциализация – родители настаивают на безоговорочном послушании и дисциплине. Они стремятся во всём навязать ребенку свою волю, пристально следят за социальным поведением ребёнка и требуют социального успеха.

5. Маленький неудачник – родители стремятся инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок считается неприспособленным, неуспешным, открытым для негативных воздействий. Родители стараются оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролируют его действия.

Анализ научных источников показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, характеризующих родительские отношения, всегда можно отметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

Е. О. Смирнова и М. В. Быкова говорят о двух противоположных моментах в родительских отношениях: безусловном (состоит из принятия, любви, сопереживания и т. д.) и условном (включает объективную оценку, контроль, направленность на воспитание конкретных качеств).

Ребёнок нуждается в обоих родителях – любящих отце и матери. Отношения между супругами имеют существенное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка формируют ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Конфликты между родителями травмируют ребенка.

Особенно негативно на развитие детей влияет пребывание в ситуации постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности. Дети из таких семей с раннего возраста страдают выраженными нарушениями нервно-психического характера (в виде задержки речевого / умственного / моторного развития). Такие дети обычно робки или, наоборот, перевозбуждены, недостаточно самостоятельны в работе, с трудом понимают требования, предъявляемые к ним. Отличаются, как правило, сниженной работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью и неспособностью сосредоточиться на заданной деятельности. Семья как социально-психологический феномен характеризуется определённой направленностью, индивидуальной системой ценностных ориентаций, общим стилем воспитания, сложившейся системой отношений между родителями и детьми. Каждая из этих характеристик семьи имеет свои особенности и оказывает специфическое воздействие на развитие ребёнка. Например, многочисленными исследованиями установлена  зависимость между преобладающим стилем воспитания в семье и особенностями психического развития ребёнка, выявлены связи между приоритетом тех или иных семейных предпочтений и ценностных ориентаций и качествами личности ребёнка.

Семья, являясь ближайшим социальным окружением ребенка, удовлетворяет его потребность в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении.

Именно в семье ребенок получает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат семьи, где воспитывается ребенок, существенно влияет на формирование его мировосприятия. В общении ребенка со взрослым формируется зона ближайшего развития, где сотрудничество со взрослыми позволяет ребенку реализовывать свой потенциал. Специфика самой потребности в общении заключается в стремлении познать и оценить других людей, а через них –познать и оценить себя.

Читайте также:  Развитие познавательной сферы деятельности ребенка

Итогом взаимодействия с родителями являются сформированный образ себя и другого, а также отношения, возникающие между людьми в процессе коммуникации.

Родителям с целью улучшения детско-родительских отношений и позитивного воздействия на учебную мотивацию  могут быть даны следующие рекомендации и указания:

— в младшем возрасте дети полностью доверяют родителям, безоговорочно принимают их оценки и замечания, а значит именно от того как будут оценены его результаты, успехи и неудачи очень сильно  зависит самооценка ребенка,

— родителям следует сформировать интерес к получению новых знаний у   ребенка, предоставлять ему возможность изучать и узнавать свои интересы,

— найти время для совместных занятий с ребенком, посещать с ребенком выставки, музеи, научные центры, культурные мероприятия, читать и обсуждать с ним познавательные книги, смотреть научно-популярные фильмы и совместно анализировать увиденное,

— содействовать формированию новых идей у ребенка, участвовать не только в школьных, но и в разных общественных мероприятиях,

— показать ребенку связь между обучением в школе и его интересами,

— найти в своем окружении старшего по возрасту ребенка с познавательной направленностью и способствовать общению детей,

— тренировать у ребенка трудолюбие и волевые проявления, поручать ему регулярные домашние обязанности,

— продумать систему вознаграждения ребенка за успехи, причем те, которые трудны и полностью зависят от приложенных им усилий, поощрять старание, даже если ребенок не достиг значимого результата,

— ставить перед ребенком краткосрочные задачи, цели, крупные задачи целесообразно разделять  на несколько меньших частей,

— научить ребенка организовывать свое время,

— формировать у ребенка чувство личной ответственности за достижение результата,

  • в период обучения демонстрировать положительное отношение к школе, высоко оценивать роль образования, быть осторожными в своих высказываниях в отношении педагогов.
    1. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С. Д., Ядрихинская И. Е. Подготовка ребенка к школе. – М, 1991. – 134 с.
    2. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1978. — №4.
    3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. – 276 с.
    4. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2003. – 672 с.
    5. Выготский JI.C. Психология развития ребенка.- М., 2003
    6. Детская практическая психология./Под ред. Богдан, Н. Н. —  Владивосток, 2003. — 340 с.
    7. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – 325 с.
    8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.,2001. – 464 с.
    9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка — М., 1997.
    10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 144 с.
    11. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М., 2000.
    12. Психологический словарь / под редакцией П.С. Гуревича. – М., 2007. – 800 с.
    13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. – 255 с.

    Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – Воронеж, 1991. – 416 с.

    Источник

    Анастасия Валерьевна Завалишина
    Конспект родительского клуба «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка»

    Цель: Осмысление родителями роли детско-родительских отношений в развитии личности ребенка. Помощь в нахождении более мягкого выхода из конфликтных ситуаций с ребенком. Развитие умения рассуждать, рефлексировать, выстраивать перспективы саморазвития в вопросах воспитания ребёнка.

    Форма проведения: круглый стол.

    Материал: музыкальный центр, стол, компьютер, Кукла Света, анкеты, памятки, косынки.

    Способы,средства:

    анкетирование по теме: «Отношения в семье»

    памятка для родителей

    советы и рекомендации родителям

    Структура родительского собрания:

    1. «Кольцо добрых слов».

    Цель: создать эмоционально-положительный настрой.

    2. «Белая ромашка»

    Читайте также:  Игра и ее роль в психическом развитии ребенка статьи

    Цель: Совместное решение конкретной проблемы, деление опытом.

    3. Беседа. Семейные традиции «Мы — семья».

    Цель: настроить участников на дальнейшую работу.

    4. Тест «На какой основе строится отношение матери и отца к ребенку?» (Н. И. Дереклеева)

    5. Упражнение «Запреты для детей» (Рефлексия)

    Цель: Помочь родителям увидеть положительные и отрицательные стороны запретов.

    6. Выдача памяток

    Водные слова:

    Только уверенность ребенка в том, что ребенок любим, дорог родителям таким, какой он есть, помогает ему добиться успеха. Замечательно сказал об этом поэт В.Берестов:

    «… Любили тебя без особых причин

    За то, что – ты внук

    За то, что –ты сын

    За то, что –малыш

    За то, что растешь.

    За то, что на папу и маму похож

    И эта любовь до конца твоих дней

    Останется тайной опорой твоей

    1. «Кольцо добрых слов»

    Все мы любим добрые слова в свои адрес. А нашему ребенку это сейчас особо важно и нужно. Запускаем кольцо добрых слов в адрес нашего малыша. Говорим кукле добрые слова и передаем ее по кругу.

    2. «Белая ромашка»

    Родителям предлагается ряд задач, которые нужно разобрать и обсудить.

    — ребенка вечером невозможно вовремя уложить спать;

    — Утром трудно поднять;

    — ребенок не хочет сам одеваться;

    — ребенка невозможно оторвать от компьютера;

    — ребенок вредничает, не слушается.

    3. Беседа. Семейные традиции «Мы — семья».

    4. Тест «На какой основе строится отношение матери и отца к ребенку?» (Н. И. Дереклеева)

    Если согласны с приведенными ниже утверждениями, ставите себе 1 балл, если не согласны – 0 баллов.

    Иногда немного жаль, что ребенок вырастает и становится взрослым.

    Если ребенок говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а фантазирует.

    Современные школьные программы чересчур сложны.

    Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.

    Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо его похвалить и за усилие.

    Наивная непосредственность – это достоинство детского возраста, а не недостаток.

    Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампочка – ночник.

    Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

    У каждого ребенка есть свои достоинства, которые важнее его недостатков.

    Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы педагоги относились к нему благожелательно.

    Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины прирожденные воспитатели.

    В детстве всем необходимы занятия спортом.

    За семейным столом лучшие кусочки должны доставаться детям.

    Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.

    Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры ограждать его от них.

    Результаты теста:

    15 баллов

    Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована Вашим настроением, а не поведением ребенка.

    Мать: вы очень любите ребенка, но забываете о том, что он вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

    8 – 14 баллов

    Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

    Мать: Ребенку необходимо больше Вашего эмоционального участия в его жизни.

    Менее 8 баллов

    Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

    Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

    5. Упражнение «Запреты для ребенка»

    В зал приглашаются один родитель, другие по очереди говорят, о своих запретах, которые часто звучат в их семьях, а тому родителю который в зале «завязывают» запреты.Например: «Хватит бегать» -часто говорим мы свои детям, участнику связывают ноги, «Не кричи» — завязываю платком рот, и т. д. В итоге родителя спрашивают «Как вы себя чувствовали когда вам все запретили»

    6. Памятки

    Источник