Влияние братьев и сестер на развитие ребенка

Анна Золотарева
Влияние наличия старших братьев, сестер на лексическое развитие младших детей в семье

В данной статье представлен краткий обзор проведенного исследования, направленного на выявление особенностей лексики детей, которые имеют старшего брата и/или сестру, в данном случае – активного и пассивного словаря детей до 4 лет.

В существующих исследованиях развития младших детей в семье изучаются индивидуально-психологические особенности детей (прежде всего интеллект) в зависимости от порядка рождения, интервалов между рождениями и количества детей в семье. В этих исследованиях показано, что интеллект имеет тенденцию снижаться: 1) от старших детей к младшим, 2) при увеличении количества детей в семье и 3) при уменьшении интервалов между рождениями ([1, с. 15], [2, с. 137], [3, с. 40]). Мы считаем, что кроме изучения когнитивных способностей детей, имеющих братьев и/или сестер, необходимо подробнее исследовать и их речевые способности.

В нашей работе производился количественный анализ МакАртуровских тестовкоммуникативного и речевого развития детей раннего возраста (72 теста детей от 8 мес. до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер). Для исследования мы выбирали только тех детей, чьи братья и/или сестры по возрасту были старше их не более чем на 4 года, потому что наибольшее воздействие на речь младшего ребенка старший оказывает, лишь имея с ним общие интересы.

В отличие от предшествующих исследований, мы проанализировали не только активный, но и пассивный словарь детей. Результаты показали целесообразность такого разделения, поскольку данные в отношении активного и пассивного словаря оказались различными.

Анализ МакАртуровских тестов показал что девочки, имеющие старшего брата и/или сестру, обладают более богатым пассивным лексиконом, нежели девочки, не имеющие старшего брата или сестру. У мальчиков наблюдается противоположная тенденция. Полученные результаты демонстрируют, что считавшееся ранее непреложной истиной положение о том, что словарь не первых детей в семье всегда хуже словаря первых детей, — не совсем справедливо: оно не распространяется на пассивный словарь в том случае, если речь идет о девочках.

Остановимся подробнее на различиях в активном лексиконе. После анализа Мак-Артуровских тестов выявились такие результаты (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 8 мес. до 1,5 лет): девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 17 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру – 11,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 12 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 8 слов. Эти данные показывают, что дети, имеющие старшего брата и/или сестру, имеют в целом заметно более низкий показатель по сравнению с их сверстниками, не имеющими старшего брата или сестру: количество слов в активном лексиконе у них меньше, чем у их сверстников.

При анализе освоения активного лексикона детьми от 1,6 до 3 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, также было выявлено, что у девочек богаче активный лексикон, чем у мальчиков. При этом самый богатый активный лексикон оказался у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру. В подтверждение этому приведем полученные нами данные (среднее количество слов в активном лексиконе на одного ребенка от 1,6 до 3 лет): девочки, не имеющие старшего брата и/или сестру – 215 слов, девочки, имеющие старшего брата и/или сестру- 189,5 слов; мальчики, не имеющие старшего брата и/или сестру – 200 слов, мальчики, имеющие старшего брата и/или сестру – 167 слов.

Таким образом, соотношение количества слов в активном лексиконе детей анализируемых нами групп (девочек, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, и мальчиков, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер) – аналогично у детей от 8м. до 1,5 лет и у детей от 1,6 до3 лет, что позволяет считать такое соотношение устойчивой тенденцией.

В пассивном лексиконе детей от 8 мес. до 1,5 лет, имеющих и не имеющих старших братьев и/или сестер, были выявлены и гендерные различия: оказалось что более богатым пассивным лексиконом обладают девочки, а более бедным – мальчики. Эти данные были вполне ожидаемыми, т. к. известно, что лексикон девочек развивается раньше лексикона мальчиков.

Однако в исследовании выявились и новые факты, ранее никем не изучавшиеся. Мы предположили, что, возможно, существуют различия в освоении лексики детьми, имеющими старшего брата и/или сестру того же пола, что и сам ребенок, и старшего брата и/или сестру другого пола, чем сам ребенок. Разделив детей на «однополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети одного пола) и на «разнополые пары» (условное название для пар детей, у которых младшие и старшие дети разного пола, мы выявили, что самый богатый пассивный лексикон – у девочек, которые имеют старшую сестру, а самый бедный – у мальчиков, имеющих старшую сестру.

Читайте также:  Внутриутробный период развития ребенка характеризуется как тип развития

Большая разница между однополыми и разнополыми парами наблюдается и в активном лексиконе детей. Продемонстрируем это на примере полученных данных по детям от 1,6 до 3 лет. Так, у девочек, не имеющих старшего брата и/или сестру, средний показатель – 215 слов в активном лексиконе, у девочек из однополых пар – 204 слова, у девочек из разнополых пар – 175слов; у мальчиков, не имеющих старшего брата и/или сестру, – 200 слов, у мальчиков из однополых пар – 169 слов, у мальчиков из разнополых пар — 165 слов.

Итак, в своей работе мы проверили не только активный словарь детей, имеющих старших братьев и/или сестер (как это исследовалось ранее, но и пассивный словарь детей. Выяснилось, что если активный словарь первых детей в семье однозначно богаче активного словаря вторых детей, то эта тенденция не распространяется на пассивный словарь: во всяком случае, у младших девочек он оказался богаче, чем у единственных девочек в семье. Разделение детей на «однополые» и «разнополые» пары также дало интересные результаты. Полученные данные показали, что пассивный лексикон младших детей в семье вовсе не во всех случаях хуже лексикона единственных детей в семье, как это считалось ранее. Обнаружилось, что богатство лексикона напрямую зависит от соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка: если пол у них совпадает, то активный лексикон младших детей из таких пар по количеству слов приближается к лексикону единственных детей в семье; если же пол не совпадает, лексикон таких детей – существенно беднее лексикона единственных детей.

Все выявленные особенности заставляют задуматься о необходимости корректирования формирующей работы по развитию речи детей в ДОУ, об учете особенностей не только активного, но и пассивного лексикона детей, а также о целесообразности учета соответствия/несоответствия пола младшего и старшего ребенка в семье для того, чтобы сделать такую формирующую работу более «адресной», более соответствующей дифференцированному подходу к речевому развитию ребенка.

Литература:

1. Андреева Т. Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 1994.- 24 с.

2. Думитрашку Т. А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. — 1991. -№1.- с. 135-142.

3. Белогай К. Н., Сонина Н. А. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами // Л. И. Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. — М. ,2008.- с. 36-42.

Источник

Влияние на ребенка наличия братьев и сестер
 
 Эта статья о том, как развивается личность ребенка в соответствии с наличием или отсутствием у него братьев и сестер, об отношениях между детьми в семье и о том, как они влияют, и какую роль играют в судьбах друг друга.
 
На становление личности оказывает влияние множество факторов, среди них генетика родителей, отношения в семье, её социальный статус, психологическое состояние женщины во время беременности, а также отсутствие или наличие сестёр и братьев. Конечно, универсальных показателей не существует, но некоторые общие психологические закономерности поведения младших, старших или единственных детей можно выделить.
 
Один ребенок в семье
 
Единственный ребёнок, как правило, наследует характеристики своего родителя того же пола. Он спокойно переносит одиночество, но не умеет ценить интересы и потребности окружающих. У него  отсутствует навык непосредственного контакта с другими детьми и навык общежития. В будущем это может негативно сказаться на отношениях с супругой/супругом, коллегами, друзьями.
 
Постоянное внимание, не разделяемое с другими детьми в семье, взращивает в ребёнке эгоцентричность. У него часто завышенная самооценка и высокие требования к жизни. В то же время, он легко принимает критику и помощь от окружающих.
 
Единственная дочь чаще всего считает себя принцессой и обижается, если другие воспринимают её иначе. Она требует к себе всеобщего внимания и даже восхищения, а также удовлетворения всех своих желаний и прихотей. Её целеустремлённость и жажда всеобщего признания помогают достичь высоких результатов в избранной области знаний. Но, вместе с тем, она также очень плохо переносит условия, далёкие от идеальных.
 
Единственный сын зачастую становится в семье объектом гордости и обожания. И, вырастая, требует такого же отношения от окружающих, ничего не предоставляя взамен. Он плохо выживает в условиях конкуренции, так как уверен, что все должны любить его уже только за сам факт существования. Априори считает себя лидером, поэтому к лидерству никогда не стремится. Из единственных сыновей часто получаются неважные отцы.
 
Если в семье двое и более детей
 
После рождения второго малыша и вынужденного отделения от мамы старший ребенок начинает испытывать страх одиночества, боязни потерять мать совсем. Он переживает по поводу потери тех прошлых отношений с родителями, когда их внимание ещё не надо было делить ни с кем, когда маленьким был он сам. Чувства, которые переживает ребенок, противоречивы. Поэтому в его поведении можно видеть одновременно и скачок в личностном росте, и развитие самостоятельности, и регресс, и депрессию, и капризность, и истерики.
 
Со временем старшему все больше и больше хочется доказать всему миру свою состоятельность, так как очень уж сильна детская травма – падение статуса единственного ребёнка и переключение родительского внимания на младшенького. В старшем ребёнке поселяется  дух соперничества и стремления к лидерству.
 
Старшие дети обычно трудно сходятся с людьми, так как не могут спокойно признать равноправие и нетерпимы к чужим ошибкам. Но из них получаются отличные руководители, способные держать удар и отвечать за свои действия.
 
Старшая сестра сестры — очень яркая и независимая личность, имеющая своё мнение обо всём на свете. Она недоверчива и с трудом принимает помощь и советы, в собственной семье стремится к лидерству.
 
Старшая сестра брата — идеальная жена. Её “повёрнутость” на мужчинах и желание опекать их может переходить все границы. В мужском обществе она чувствует себя, как рыба в воде, может оказывать тонкое влияние на шефа-мужчину и прекрасно организовывать работу коллектива.
 
Старший брат брата — вот кто настоящий лидер, жёсткий, авторитарный руководитель. Его стремление к совершенству проявляется в завышенных требованиях, как к себе, так и к окружающим. У него редко возникают близкие отношения с кем бы то ни было, чтобы завоевать его расположение, придётся изрядно попотеть.
 
Старший брат сестры спокойно переносит женские капризы и лоялен по отношению к окружающим. Впрочем, это не мешает ему быть грамотным руководителем. В семейной жизни взаимопонимание с женой для него важнее взаимоотношения с детьми.
 
Младший ребенок в семье
 
Младший ребенок в семье может  добиться гораздо большего успеха, чем старший, если разница в возрасте у них не очень большая. Такому младшему все детство кажется, что он сможет догнать, сможет бегать так же быстро, как брат, так же быстро считать, так же быстро писать… Во взрослой жизни достижения второго ребенка могут быть больше, чем достижения первого. У младшего желание догнать не проходит, ему необходимо доказать в первую очередь себе, потом родителям и миру, что он  не хуже, чем старший.
 
Но в некоторых случаях бывает и так, что младший ребёнок до старости может остаться “маленьким”.  На него оказывается меньшее давление при воспитании, ему больше прощается, его опекают, холят и лелеют. В результате этого, некоторые младшие дети не нацелены на успех, мнительны в принятии решений и обладают хорошими навыками манипулятора.
 
Младшая сестра сестры ветрена, легкомысленна, взбалмошна и капризна. Часто пытается превзойти свою старшую сестру – раньше выскочить замуж, нарожать детей. В работе младшая сестра – хороший исполнитель, но если ей что-то приходится не по нраву, тут же вспоминаются старые, как мир, детские способы сопротивления.
 
Младшая сестра брата зачастую уверена в своей внешней привлекательности и прекрасно чувствует себя в мужском коллективе, в противовес женскому. В случаях, когда отношения со старшим братом устанавливаются довольно тесные и тёплые, она может принять роль “своего парня” в мужской компании, исподволь манипулируя мужским доверием.
 
Младший брат брата коммуникабелен, дерзок и смел, но зачастую только в присутствии старшего защитника, в его отсутствии становясь робким и зажатым. Может быть злопамятным. Он редко добивается успеха в карьере, не знает цену деньгам и легко транжирит их направо и налево. С младшим братом трудно ужиться, никто никогда не знает, что в действительности у него на уме.
 
Младший брат сестры растёт “маменькиным сынком”. Вся жизнь в окружении женщин приводит к тому, что такой же опеки и заботы он требует от жены. Не любит сам прикладывать усилий для достижения чего-либо, но охотно добивается успеха под чутким руководством. В собственном сыне он будет неосознанно видеть соперника, а дочь окружит нежностью и любовью.
 
Близнецы обычно очень сильно привязаны друг к другу и функционируют, как одно целое, как маленькая команда в семье и в жизни. На них трудно влиять, зато они с помощью своего единства могут достичь впечатляющих результатов в жизни.
 
Впрочем, нельзя сказать, что характеры у близнецов идентичны, они могут кардинально различаться, но это не мешает им стоять друг за друга горой. Очень близко по характеристикам к близнецам стоят братья и сёстры, у которых разница в возрасте составляет 1 год.

Читайте также:  Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения

Источник

Народная мудрость гласит: если в семье у детей маленькая разница в возрасте, то родители воспитывают сразу двоих или троих, а если большая — растят каждого как единственного.

К появлению первенца родители не всегда готовы — ошибки молодости и психологическая незрелость негативно сказываются на детско-родительских отношениях. Молодым родителям приходится совмещать учебу, работу и родительство, и чаще всего на последнюю позицию остается меньше всего времени. Появление ещё одного ребенка через 8-12 лет после первенца связано с психологической готовностью и стабилизацией материального положения. Это событие коренным образом меняет взаимоотношения в семье. Старшие дети реагируют на пополнение в семье по-разному – и радостью, и протестом, поэтому задача родителей — создать такой микроклимат, чтобы братья/сестры стали по-настоящему родными людьми.

Ошибки и сложности

Стандартная ошибка родителей – уделять больше внимания младшему ребенку, ведь к моменту его рождения старший уже достаточно самостоятелен. Да, но в системе мира малыша изначально есть старший брат/сестра, а у первого ребенка мир меняется кардинально. Раньше он был единственным обладателем родительского внимания, и комната была только его, и игры… Часто старшие дети с появлением нового члена семьи начинают требовать больше внимания, и важно эту потребность удовлетворять, чтобы помочь им адаптироваться к новой роли.

Самая большая сложность в воспитании детей с большой разницей – это переживание возрастных кризисов. Когда разница между детьми достигает 8-12 лет, дети одновременно переживают разные кризисы, например, подростковый и кризис трех лет. Часто родители теряются и не знают, как и кому помогать справляться со своими переживаниями, а дети становятся все более неуправляемыми, борясь за максимальное внимание со стороны родителей. Родителям сложно адаптироваться к резким изменениям в поведении обоих детей и наладить для каждого ребенка свой способ коммуникации.

Читайте также:  Вещества для развития мозга ребенка

Находясь в разных возрастных периодах, дети по-разному познают мир. В младенчестве – это один способ, в школьном возрасте – совсем другой. Родителям, воспитывающим, например, дошкольника и подростка, предстоит постоянно переключаться с одного способа коммуникации на другой, опираться на разные модели общения. Если трехлетка познает мир посредством предметной деятельности, то подросток уже вовсю старается отделиться от родителей и погрузиться в мир чувств и коммуникации со сверстниками.

Плюсы большой разницы в возрасте детей – это помощь в уходе за малышом. Старший ребенок уже в состоянии помогать родителям, и если в семье царит атмосфера любви и заботы, то новоиспеченному брату или сестре ухаживать за малышом будет только в удовольствие. В подростковом возрасте старшие дети часто испытывают к малышам похожие на родительские чувства. Но важно помнить, что уход остается обязанностью родителей, а не старшего брата, и перекладывать ответственность на ребенка, объясняя это старшинством – серьезная ошибка.

Личное пространство

Серьезный вопрос, который предстоит решить родителям – право обоих детей на обособление. Если дети будут жить в одной комнате, важно сделать зонирование, определяющее границы пространства каждого ребенка. Обоих детей нужно учить уважать чужие вещи и личные границы каждого члена семьи.

При возникновении конфликтов между детьми важно не использовать возраст как причину для уступки. Например, «Уступи ему, ты же старший!» — не лучшая аргументация в споре за пользование компьютером. В семье должна быть своя система договоренностей, при которой каждый член семьи имеет право на выражение своих чувств, желаний, а главное, нежеланий. Старший не всегда хочет уступать младшему и ухаживать за ним, и он имеет на это право. Важно уметь договариваться.

Иногда происходит и обратная ситуация. «Ишь чего захотел, ты еще маленький!» — часто родители не уважают желания младшего ребенка, считая его недостаточно взрослым. Такое обесценивание и неуважение, конечно, негативно скажется на дальнейшем развитии младшего ребенка, а также на формировании отношений между братьями/сестрами, ведь старший ребенок будет расти с осознанием того, что младший пока ничего не хочет в отличие от него, уже взрослого.

Какой бы ни была разница в возрасте, проблемы все равно возникать будут. Для того, чтобы их своевременно решать, нужно уметь договариваться, правильно строить личные границы, а также, конечно, любить как своих детей, так и своего партнера, ведь в кризисных ситуациях всегда важно помнить, что семья строится на принципах любви, заботы и нежности.

Екатерина Головина

Фото с сайта ranak.me

Источник