Влияние атмосферы семьи на развитие ребенка

Влияние атмосферы семьи на развитие ребенка thumbnail

В целом, психологический климат семьи можно считать все ощущения и эмоции, которые испытывает человек (не обязательно член семьи, находящийся продолжительное время в окружении всех членов семьи). Независимо от того, насколько большая семья, психологический климат в ней оказывает влияние на каждого из членов. Он воздействует как на психологическое, так и на физическое здоровье. От эмоциональной атмосферы в доме во многом зависит и долголетие человека. Также психологический климат очень важен при принятии некоторых решений, а также личностного роста человека, в том числе и ребенка.

Склонные к капризам и истерикам дети обычно появляются в семьях, где отношения между всеми членами нарушены. Если родители часто скандалят или привыкли срывать на ребенке плохое настроение, устремляют все внимание на ребенка, выделяют его среди братьев и сестер, конфликтуют со старшим поколением, то ребенок оказывается в неблагоприятной психологической среде. Он постоянно находится в противоречивом напряженном состоянии и не может гармонично развиваться. Ему сложно выработать приемлемое поведение в обществе и не вступать в конфликты. Неблагоприятные семейные взаимоотношения приводят к формированию у ребенка негативных черт характера, и проблемы в его жизни в дальнейшем нарастают снежным комом. Анализ отношений в семье и особенностей воспитания поможет выработать верный подход к ребенку и корректировать его поведение, избавить от капризности и склонности истерикам.

Виды психологического климата:

— благоприятный;

— не благоприятный.

Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье будет только способствовать психологическому здоровью человека. Если после изнурительного рабочего дня (или учебы) человека ждет в семье поддержка, любовь и взаимопонимание, то такой климат поможет ему быстрее отдохнуть, смыть стресс и восстановить силы. В случае, когда человек дома находится в постоянном напряжении, часто конфликтует и ссорится, то такой психологический климат будет способствовать появлению стресса, а при длительном таком состоянии может развиться депрессия. В таком случае семья является источником проблем и расстройства, и, естественно, возвращаться в такой дом после работы охоты не будет.

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Психологи считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения определяет как «состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества».

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д. X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи, адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

В вопросе влияния атмосферы семьи на детское психологическое здоровье важно отметить умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи.

Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.

«Здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Формирование здоровья ребенка связано с приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый член семьи должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но, если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы ребенка, что могут привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).

Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:

• позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений;

• социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния;

• адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании.

Итак. Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Семейная психологическая атмосфера благополучия является мощным фактором здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: «Нет» капризам и истерикам».

Е.Г. Кудрявцева https://www.b17.ru/article/45386/

Читайте так же на нашем сайте: «Как разговаривать с ребенком?», «Проявления родительской любви», «Отношения родители-дети».

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Источник

Уравновешенность ребенка зависит от атмосферы в семье

Рейтинг
21

Повседневные занятия помогут установить позитивную атмосферу в семье, оптимальную для развития ребенка

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Все родители хотят, чтобы их дети выросли счастливыми, здоровыми и уравновешенными. Чтобы достичь этой цели, многие родители читают книги и материалы в Интернете о развитии, психологии ребенка и методах воспитания. Однако при этом они упускают тот факт, что для воспитания детей более важным является ежедневное взаимодействие с ними. Атмосфера в семье играют важную роль для психического здоровья и благополучия всех ее членов.

Психологи утверждают, что ощущение безопасности и любви в семье, время, которое ребенок проводит вместе с семьей, совместные занятия, такие как игры, чтение книг или общение – очень важны для него, не меньше, чем правильное питание, физическая активность и сон.

Постоянная вовлеченность ребенка в дела семьи также способствует тому, что он начинает чувствовать эмоциональную связь с семьей, лучше адаптируется к социуму и чувствует удовлетворенность семейной жизнью. Однако для этого родителям следует не просто больше привлекать ребенка к семейным делам, а придумывать совместные занятия, которые будут нравиться всем членам семьи.

Американские психологи выделили 5 типов действий, которые устанавливают позитивную атмосферу в семье: заботливые отношения, установление ритуалов, установление ожиданий, адаптация к трудностям и связь с окружающим миром. Все 5 типов действий имеют большое влияние на качество семейной жизни и прочность взаимоотношений между ее членами.

Родители могут думать, что, если они привлекают ребенка к различным внешкольным занятиям и помогают делать уроки, то это обеспечит им успешное будущее. Однако при этом они могут проводить с детьми мало времени, и в этом их ошибка.

Когда родители проводят с ребенком много времени, когда они общаются и веселятся – это приносит огромную пользу. Так ребенок чувствует, что его ценят и любят, и это чувство остается с ним на долгие годы. Он получает возможность перенимать жизненные ценности своих родителей. В свою очередь, родители могут больше узнать о своем ребенке, о его достоинствах и недостатках. Таким образом, родители лучше понимают, как могут поддержать ребенка или научить его чему-то.

Когда родители проводят с ребенком время наедине, он получает возможность свободно выражать свои мысли и чувства. Между ребенком и родителями укрепляется эмоциональная связь, благодаря чему он становится более уверенным в себе и своих силах.

Рассмотрим несколько занятий, которые могут в этом помочь:

1. Принимайте пищу всей семьей. Это занятие предполагает, что все члены семьи совместно обсуждают меню, помогают в приготовлении блюд, накрывают на стол и убирают со стола после приема пищи. Важно, чтобы при этом присутствовали все члены семьи. Примите за правило, чтобы на время семейных завтраков или ужинов никто не пользовался мобильными телефонами или любыми другими электронными устройствами. Используйте это время для того, чтобы обсудить дела каждого из членов семьи или спланировать что-то вместе.

2. Возьмите в привычку читать вместе с ребенком книги несколько раз в неделю. У старших детей и подростков можно спросить, какую книгу они сейчас читают, и прочесть ее самим. В обоих случаях обсуждайте прочитанные книги с ребенком. Спросите, что ему понравилось в книге. Если книга художественная, спросите, что ребенок думает о ее развязке или о любом другом элементе сюжета. Также спросите, напоминают ли ему герои книги кого-то из его знакомых. Обсуждайте ценности и особенности характера героев. Если книга документальная, начните с того, что спросите ребенка, почему он выбрал именно ее. После этого можно поговорить о теме книги и интересах ребенка. Спросите, чему он научился, прочитав эту книгу, и как будет применять полученную информацию.

3. Посещайте вместе с ребенком общественные мероприятия. Это могут быть концерты, парады или благотворительные мероприятия.

4. Планируйте вечера игр вместе с семьей. Это могут быть настольные или компьютерные игры. Это занятие принесет ребенку много удовольствия.

5. Обменивайтесь с ребенком любимой музыкой – слушайте ее вместе, пойте или даже танцуйте.

6. Вместе с ребенком занимайтесь спортом или другими занятиями, которые предполагают физическую активность. С маленькими детьми вы можете просто играть в догонялки или футбол. Позже вы можете вместе ходить в спортзал или бассейн. Запускайте воздушного змея. Бросайте фрисби. Используйте все способы вместе проявлять физическую активность и получайте от этого удовольствие.

7. Постройте вместе с ребенком башню из кубиков или лего.

8. Посмотрите вместе с ребенком кино – дома или в кинотеатре. Обсудите посмотренный фильм. Подумайте, в чем он может быть поучительным. Обсудите с ребенком героев, сюжет и ценности, представленные в фильме.

9. Планируйте семейные мероприятия на выходные: катание на велосипедах, поездки за город, пикники и т. д.

Это всего лишь некоторые занятия, которыми вы можете заниматься всей семьей. Обсудите с членами семьи, как можно расширить этот список, и спланируйте ваши совместные занятия. Вы поймете, что совместное времяпровождение и веселье укрепляет эмоциональную связь между вами и ребенком, способствует открытому общению и дает всем вам возможность лучше узнать друг друга. Также вы можете обсудить с ребенком различные вопросы, поделиться своими ценностями и научиться друг у друга чему-то новому.

Наконец, такие занятия приводят к тому, что ваша семья становится более дружной и сплоченной. В ней ребенок будет чувствовать, что его любят и принимают. Вы все постепенно начнете понимать и ценить друг друга.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
4.20 из 5 на основе
5 оценок.

Развитие ребенка
16.07.2019

Источник

Очень часто, обсуждая ситуацию развития ребенка, специалисты отмежевываемся от супружеских отношений, как будто они никак не причастны к психическому состоянию детей. Тем не менее, дети и их родители не живут разделенными непроницаемой перегородкой. Поведение отца и матери по отношению друг к другу есть такая же реальность, как и отношение родителей к ребенку.

Осмысляя происходящее вокруг него, ребенок вглядывается и вдумчиво вслушивается не только в то, что родители ему демонстрируют, но и в то, что те наверняка хотели бы скрыть от чуткой детской души. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. И дело тут не только в том, что ссорящиеся между собой родители не создают в семье необходимой ребенку теплой, приветливой и безопасной атмосферы или что ссорящиеся родители не уделяют должного внимания воспитанию детей, что их требования непостоянны, необоснованны и случайны, но и в своеобразии восприятия ребенком человеческих взаимоотношений.

Что мы знаем о влиянии плохих, напряженных отношений между супругами на состояние детей? К сожалению, очень мало… Полистав популярную литературу, мы узнаем, что ссоры в семье делают ребенка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Если родители постоянно ругаются, дерутся да еще выпивают, ребенок растет в явно неблагоприятной среде, и ожидать можно самого худшего исхода. Вот, пожалуй, и все. Однако таких обыденных знаний хватает для понимания происходящего в одной десятой из числа таких семей. В других случаях этих знаний явно недостаточно. Ну а если семья внешне «порядочная», даже является примером для других, а ребенок, как говорится, без царя в голове? Или же оба родителя педагоги, так что точно знают, как воспитывать ребенка и прилично вести себя по отношению к друг другу, а их ребенок — несчастный и злой маленький человек. В чем тогда дело?

Обыденное сознание ищет выход из тупика, сваливая вину на плохое влияние улицы, школы, наследственности и т.д. Но если пристально вглядеться в данную семью, то, как правило, проблемы поведения ребенка есть соответствующая реакция на существующие между супругами разногласия. Трения между супругами, как правило, травмирующе влияют на ребенка.

Сам факт, что супруги живут вместе и их отношения оцениваются окружающими как хорошие, вовсе не означает, что муж и жена удовлетворены в браке. Под зеркальной поверхностью жизни семьи иногда бурлят страсти; в семье, рассматриваемой окружающими как «примерная», муж и жена могут просто ненавидеть друг друга, между ними простирается «зона арктического холода» или «море безразличия». Супруги, практически разошедшиеся, продолжают жить вместе из самых различных соображений. Для одних главное — сохранить внешнюю «порядочность» для карьеры, других останавливает страх перед неизвестным будущим, третьих — долг перед детьми. В последнем случае родители из благих соображений считают, что любая полная семья для ребенка лучше, чем развод.

Такая позиция представляет собой достаточно распространенное заблуждение. Иногда она обосновывается теми исследованиями, в которых показаны недостатки социального приспособления детей из разведенных семей, выявлены повышенная нервная раздражительность, эмоциональные проблемы у детей после развода. Конечно, так тоже бывает, но считать причиной бед растущего ребенка то, что его родители разведены, и теоретически и жизненно неоправданно.

Дело в том, что ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. На это особо обратили внимание психологи, которые показали, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, предшествующие расторжению брака. Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор.

Когда ссоры, конфликты, скажете, тогда все понятно. Да и то… Разве дети понимают, почему родители ссорятся? Более того. Ведь в некоторых семьях родители удерживают себя от бессмысленных ссор. Как же обстоят дела в «спокойных», интеллигентных семьях? Такой вопрос вполне правомерен. Как развиваются дети в семьях с сохраненным «фасадом», в которых, однако, родителей связывают эмоционально напряженные отношения, скрытое недовольство друг другом и семьей? Может, дети не замечают «психологических нюансов» в жизни родителей и они никак не влияют на них?

С первой частью высказанного возражения необходимо частично согласиться. Конечно же, часто истинная причина ссор родителей остается ребенку неизвестной (родителям, впрочем, тоже). Более того, встречаясь с необъяснимым, дети додумывают причину — простую, обыденную и понятную и впоследствии даже стремятся ее устранить. Вот несколько рассказов семилетних детей по картинке, побуждающей детей на раскрытие того, как они понимают отношения родителей.

«Родители злые, ругаются. Мама сердится, что отец смотрит в окно. Отец тоже злится, что ему не разрешают смотреть в окно».

«Отец стоит и смотрит в окно. Мама стоит рядом. Они не разговаривают. Отец злой. Разбилась ваза. Мама ее разбила. Он злится, что она разбила. Мама не очень хорошо себя чувствует. Она говорит: «Куплю новую вазу». Отец: «Откуда деньги возьмешь?» Мама: «Заработаю».

«Отец пришел с работы. Мама говорит: «Почему так поздно пришел ?» Отец: «Было собрание». Мама: «Почему не сказал ?» Отец: «Я же не знал». Дети думают, почему родители так долго ругаются».

В этих примерах, как и в большинстве экспериментально собранных детских высказываний о родительских конфликтах, выявляется стремление детей объяснить семейные конфликты им понятными житейскими обстоятельствами, причинами, которые нам со стороны кажутся наивными: не разрешают друг другу смотреть в окно, не договорились, куда идти гулять, кто-то разбил вазу и т.п. Дети хорошо улавливают типичные внешние обстоятельства, с которыми связан конфликт, но его суть остается для них скрытой. Нередко дети на основе своих суждений даже пытаются устранить «причину» ссор родителей. В одной семье, в которой ссоры происходили на финансовой почве, шестилетний мальчик со всей серьезностью обратился к отцу и матери: «Бабушка вчера мне подарила 100 грн. Если я вам их отдам, вы прекратите ссориться?»

Источник