Влияние алкоголизма родителей на нервно психическое развитие ребенка
Педагогический опыт:
«Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей».
Подготовила: Кириченко Любовь Ивановна, педагог-психолог
МБДОУ № 16 «Ласточка
Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма. Хроническая, травмирующая психику ситуация в семье неблагоприятно отражается на здоровье всех ее членов. В таких семьях складывается обстановка, делающая невозможным полноценное воспитание и обучение детей: постоянные скандалы, грубость, насилие со стороны родителей, отсутствие взаимопонимания — все это ведет к умственной ограниченности и психофизическому недоразвитию детей.
Изучение детей родителей, злоупотребляющих алкоголем показало, что пьянство, даже в самой безобидной форме, оказывает отрицательное влияние на физическое и психическое развитие ребенка. Случаи, когда у злостных алкоголиков рождаются «вполне нормальные» дети, не доказывает безвредности алкоголизма родителей, а свидетельствует лишь о том, что фактор пьянства действует в совокупности с большим количеством других факторов. Кроме того, следует отметить, что развитие этих так называемых «нормальных детей» показывает наличие у них отклонений в эмоционально-волевой и личностных сферах. Будущим родителям надо знать, что эпизод употребления алкоголя (например, матерью во время беременности) может сыграть роковую роль в развитии ребенка.
Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности. Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют «алкогольной эмбриопатией». Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов. Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития. Признаки этого дефекта проявляются во всех сферах психическойдеятельности ребенка, в том числе в эмоционально-волевой.
Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы.
В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР, у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.
Усилению или появлению генетических отклонений в поведении у детей способствует неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых.
Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.
Внутренний конфликт является результатом столкновения в сознании ребенка противоположных, аффективно окрашенных отношений к близким людям при семейном алкоголизме подобные переживания возникают очень часто: это может быть двойственное отношение к пьющему отцу или матери либо сочетание обиды и любви к родителям у детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах.
Дети из семей алкоголиков очень впечатлительны. Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.
Почти все дети алкоголиков не могут идентифицировать или выразить свои чувства. Ребенок попросту изолирован от чувств. С рождения он ощущает диссонанс между поведением родителей и уверениями их, что «все в порядке», «ничего не произошло». Ребенок учится не замечать, не реагировать на чувства других, свои переживания старается держать в себе. То есть импрессивность (склонность к внутренней переработке чувств и переживаний) — качество, также присущее большинству детей из алкогольных семей. Особенно тяжело дети переживают обиду, полученную от родителей, которые в состоянии алкогольного опьянения оскорбляют, угрожают побоями. Но дети ни родителям, ни сверстникам никогда не скажут об этом, о своих страданиях. Ведь вполне естественно для детей гордиться своими родителями, однако, когда они понимают, что их семьи невыгодно отличаются от других, нo все равно начинают защищать свою семью. Дети лучше пережинают все в душе, они убеждены, то о чем не высказано вслух, того не существует. Сохранение этого «большого секрета» является более важным, чем рассказать о своих чувствах.
Выделяются следующие формы поведения детей алкоголиков:
1. Реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения. Могут наблюдаться тики, заиками, энурез. Более резким проявлением пассивного протеста являются попытки самоубийства, в основе которых лежит чрезмерно выраженное чувство обиды, желание отомстить, напугать. В некоторых случаях эти попытки носят демонстративный характер.
2. Имитационное поведение. У детей в силу их обшей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм имитационного поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество. Эти данные убедительно показывают роль окружения и предупреждении нарушений поведения и патологии характера у детей алкоголиков.
В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа. Все указанные нарушения могут стать основной для формирования стойких патологических свойств личности, затрудняющих ее социальную адаптацию.
У детей родителей, страдающих алкоголизмом, нередки указания на случаи мелкого воровства уже в дошкольном возрасте. Эти поступки не могут расцениваться как асоциальные, так как в них нет элементов умышленности, полной осознанности и произвольности. Напротив, именно отсутствие этих элементов и приводит к совершению таких действий.
На первый взгляд может показаться, что дети родителей, страдающих алкоголизмом, отстают от нормы лишь по темпам развития, повторяя качественно те же этапы, которые прошли их нормально развивающиеся сверстники, но в более раннем возрасте. В действительности же это не так. И вступление в новый период жизни — период обучения в школе со всей очевидностью показывает, что необходимость адаптации к новой социальной ситуации развития способствует формированию у них своеобразных личностных особенностей, качественно отличающихся от тех, которые свойственны дошкольникам и младшим школьникам, выросшим в нормальных семейных условиях.
Жалобы, с которыми обращаются педагоги и родители детей 7-8-летнего возраста, в первую очередь, касаются их неусидчивости, невнимательности, не целенаправленности, нежелания трудиться и т. п.
При обследовании этих детей отчетливо обнаруживаются признаки социально-педагогической запущенности в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний и сведений об окружающем мире, недостаточной усвояемости многих навыков (счет, чтение, письмо, рисование и др.). Они усвоили элементарные обобщающие понятия (животные, растения, транспорт, мебель и др., но при самостоятельном определении понятий ориентируются не на существенные, а на конкретно-ситуационные признаки.
Что касается личностных особенностей детей 9 — 12-летнего возраста то для них характерны завышение уровня притязаний и самооценки, отсутствие переживаний при неудачах.
Переживания детей, родители которых страдают алкоголизмом, поверхностны и неустойчивы, не оказывают существенного влияния на мотивационную и интеллектуальную сферы, а следовательно, и на поведение в целом. Это связано с недостаточным осознанием детьми своих переживаний; не попадая в сферу сознания, они быстро забываются и в результате дети редко задумываются о последствиях своих поступков и не планируют их.
Отставание в общем психическом развитии, с одной стороны, и высокие требования со стороны школы с другой, приводят к возникновению конфликтных ситуаций, основным способом выхода из которых в младшем школьном возрасте является уход: прогулы занятий, побеги из дома.
Нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме могут усугубляться за счет таких нервно-психических заболеваний, как эпилепсия, умственная отсталость, дефекты зрения и слуха.
Источник
- Главная
- Полезно
- Об алкоголизме
- Как алкоголизм родителей влияет на детей
Алкоголизм родителей — неблагоприятный фактор, который влияет на развитие ребенка, его здоровье, психоэмоциональное состояние, на то, как будет складываться вся его жизнь. Алкогольная зависимость нарушает взаимоотношения в семье. Психологическая обстановка в доме становится неблагополучной. Часто интересами ребенка пренебрегают в пользу заботы о зависимом члене семьи. Ребенок сталкивается с агрессией со стороны пьющего родителя.
Люди, употребляющие спиртное, склонны к безответственности, слабоволию, отрицанию собственных недостатков. Они винят других в своих бедах, не умеют сочувствовать и сопереживать. Из-за этого дети, растущие у таких родителей, не получают должного внимания, заботы, поддержки. Они могут чувствовать себя виноватыми в семейном неблагополучии. Пример родителей, социальное положение, особенности психики и другие факторы усиливают риск появления алкогольной зависимости и у них — так формируется «наследственный» алкоголизм.
Как меняется детская психика?
Изменения всегда негативны и могут проявляться в следующем.
Психическое развитие замедляется. Родители не участвуют в формировании личности, не контролируют и не стимулируют его. Ребенок растет предоставленным самому себе, часто даже элементарные его потребности (в безопасности, пище, одежде, обучении) не удовлетворяются.
Невротические расстройства. Появляются из-за нестабильной, напряженной обстановки в доме. Ребенок чувствует себя лишним, «мешается под ногами», он не знает, будут ли родители сегодня трезвыми, каким будет их настроение. Все это повышает уровень тревожности, провоцирует появление страхов, способствует развитию невроза, который может сопровождаться нарушениями сна, кошмарами, проблемами с засыпанием, пассивностью и безразличием к окружающему, энурезом, проблемами с поведением и учебой.
Дефицит общения. Если оба родителя или один из них страдают от алкогольной зависимости, ребенок получает недостаточно общения. В раннем возрасте это — дефицит тактильного, эмоционального, речевого контакта, который может становиться причиной замкнутости, замедления, нарушений развития. По мере взросления возникает отчуждение, ребенок может становиться скрытным, избегать родителей, стыдиться или бояться их.
Трудности социальной адаптации. Основные паттерны поведения закладываются в семье. Если обстановка в ней неблагополучна, ребенок не имеет возможности научиться общаться правильно. Когда он попадает в детский коллектив в дошкольных или школьных учреждениях, это становится проблемой. Такие дети могут избегать любого контакта, общения. В других случаях они ведут себя агрессивно, могут совершать асоциальные поступки. Проблема усугубляется из-за того, что ребенок не умеет сочувствовать, сопереживать — его не научили этому в семье. Он не понимает других детей, не может полноценно взаимодействовать с ними, проявляет жестокость, не осознавая этого.
Дети, растущие в семьях, где один или оба родителя пьют, хуже учатся. Им сложно запоминать новую информацию, они не мотивированы на хорошую учебу, у них не сформирована система ценностей, которая позволила бы выстраивать нормальные отношения со сверстниками и с учителями.
То, как именно алкоголизм в семье повлияет на ребенка, определяется многими факторами: пьет ли только мать или отец или зависимость является семейной, какой образ жизни ведут родители, как они сами воспринимают свою зависимость, как она влияет на финансовый, социальный статус семьи.
Влияние на состояние здоровья
Если алкогольная зависимость в семье появилась еще до рождения ребенка, это может сказаться на его физическом здоровье (при употреблении спиртного матерью в период беременности или отцом в период зачатия). В этом случае возможны тяжелые генетические патологии, недоношенность, нарушения развития.
Если родители начали пить уже после рождения ребенка, это тоже скажется на состоянии его здоровья:
- неврологические нарушения: связаны с неблагополучной обстановкой в доме, постоянным напряжением, тревожностью, страхом. Проявляются треморами, тиками, энурезом, нарушениями сна, СДВГ, трудностями концентрации, запоминания;
- соматические заболевания. Могут быть связаны с дефицитом питания, недостаточным уходом, отсутствием медобслуживания, контроля над состоянием здоровья. Чаще всего это анемии, нарушения обмена веществ из-за неправильного питания, глистные инвазии, паразитарные инфекции, другие болезни, обусловленные неблагополучной средой.
Последствия во взрослом возрасте
Алкогольная зависимость у родителей — травмирующий фактор, действие которого сохраняется и после того, как ребенок взрослеет:
- нет позитивного примера семьи, навыков взаимодействия с супругом, родственниками. Выросший в таких условиях человек просто не знает, как строить брак, как заботиться о детях, какими должны быть отношения в здоровой семье. Часто это проявляется безэмоциональностью, низким уровнем ответственности, эгоизмом или страхом отношений, привязанности, обязательств. Другая крайность — выбор неблагополучных партнеров (с алкогольной зависимостью, склонностью к жестокому поведению);
- отсутствие базовых социальных навыков. Не получив навыков коммуникации в детском возрасте, взрослый человек испытывает трудности в формировании круга общения, выборе друзей, взаимодействии с коллегами, построении карьеры;
- наследственный алкоголизм. Формируется, если ребенок рано начинает употреблять алкоголь по примеру родителей. Он не знает другого образа жизни, считает его нормальным, склонен винить генетику в своей зависимости;
- отсутствие контакта с родителями. Отношения часто являются напряженными, конфликтными, ребенок может ощущать себя жертвой или винить себя в алкоголизме отца или матери. Это лишает его поддержки, когда он взрослеет, мешает правильному формированию личности.
Всем членам неблагополучных семей (и пьющим родителям, и детям) нужна психотерапевтическая поддержка, лечение. В центре «НаркоДок» работают программы индивидуальной и семейной психотерапии для пациентов, пострадавших от алкогольной зависимости.
Обращайтесь за лечением алкоголизма с последующей реабилитацией к нашим специалистам, звоните:
+7 (495) 191-15-75
Источник