План работы по самообразованию воспитателя на тему развитие мелкой моторики ребенка в доу

План работы по самообразованию воспитателя на тему развитие мелкой моторики ребенка в доу thumbnail

Татьяна Мещанинова
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников»

План самообразования на 2016-2017 уч. г.

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»

Актуальность работы по развитию мелкой моторикидетей младшего возраста обуловлена возрастными психологическимии физиологическимиособенностямидетей: в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннеепредставление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления и форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо нетолькотренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

• Подготовить консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

• Провести анкетирование родителей.

• Составить картотеку пальчиковых игр для младшего и среднего возраста.

Формы работы:

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— индивидуальная работа с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

•нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой, крупой и т. д.

•конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором,блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина.

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• дорисовка (по принципу симметрии)

• лабиринты

• дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик, Пляшут мои ручки. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. (младшего и среднего возраста)

4. Подготовить консультации для родителей

5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так

важно её развивать?».

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 2016-2017

Сентябрь

1. Изучить литературу по данной теме (Т. Ю. Бардышева «Пляшут мои ручки» М. 2005 г)

2. Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».

3. Заучивание пальчиковой игры «Замок».

4. Обучение детей игре «Шнуровка».

5. Конструирование из счётных палочек «Заборчик», «Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Разбор красной и белой фасоли.

7. Игры с кубиками.

Октябрь

1. Изучить литературу по данной теме (Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик)

2. Подготовить для родителей консультацию «Что такое мелкая моторика

3. Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

4. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

5.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

6. Конструирование из палочек Кюизенера «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

7. Настольная игра «Найди фигуру».

8. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

9. Штриховка (овощей и фруктов).

Ноябрь

1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

2. Составить картотеку пальчиковых игр по темам.

3. Лепка из пластилина (баранок, печенье)

4. Учить детей одевать и раздевать кукол.

5. Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик в лес пошёл», повторить пальчиковую игру «Засолка капусты».

6. Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

7. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

8. Игра с прищепками «Маленькие помощники»

9. Изучить литературу по данной теме (Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007)

10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

Декабрь

1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста».

2. Разработать памятку для родителей «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников».

3. Заучивание пальчиковой игры «Снежок», повторение «Засолка капусты», «Замок».

4. Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек.

5. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

6. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

7. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

8. Игры с кубиками.

Январь

1. Подготовить для родителей консультацию «Пальцы помогают говорить»

2. Заучивание пальчиковой игры «Дружат в нашей группе девочки и мальчики», повторение «Снежок».

3. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии – снежные дорожки).

4. Игра «Шнуровка».

5. Учить детей выкладывать ёлочку из геометрических фигур.

6. Перекатывание карандаша между пальцами.

7. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

Февраль

1. Закрепление пальчиковых игр ««Снежок», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок».

3. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

4.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация, «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

5. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

6. Игры с кубиками.

Март

1. Заучивание пальчиковой игры «Семья».

Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.

6. Конструирование из разных видов конструкторов.

7. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

8. Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук)

9. Штриховка (мяча).

Апрель

1. Заучивание пальчиковой игры «Здравствуй пальчик, как живешь?», повторение «Замок», «Семья», «Засолка капусты».

2. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

3. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

4.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

5. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

6. Игры «Шнуровка», «Мозаика».

Май

1. Заучивание пальчиковой игры «Спал цветок и вдруг проснулся…».

2. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

3. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

4. Настольные игры «Мозаика», «Пазл».

5. Лепка знакомых предметов.

6. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

7. Самомассаж пальчиков.

8. Штриховка (цветов).

9. Игры с кубиками.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5

План по самообразованию

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников.

Подготовила воспитатель Реуцкая Ирина Владимировна

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук  у детей дошкольного возраста. Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Актуальность темы.

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. «Рука – это своего рода внешний мозг» — писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими». И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Форма отчета:

— мастер-класс для родителей;

— составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик.

Формы работы с детьми:

— совместная работа с детьми;

— индивидуальная работа;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

— массаж кистей рук;

— пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

— лепка из пластилина с использование природного материала;

— игры с кубиками, конструкторами;

— рисование с использованием шаблонов, трафаретов

— пальчиковый театр;

— пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

— нетрадиционные техники рисования;

— конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера.

— различные виды аппликаций

— рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты

— дидактические игры; доска «геометрик»

— шнуровка

— игры с мелкими предметами.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук (младшего и среднего возраста).

3. Подготовить консультации для родителей

Время проведения

Название мероприятия

Работа с родителями

сентябрь

Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

Мастер-класс  « Пальчиковая театральная игрушка»

октябрь

Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей».

Консультация для родителей  «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»

ноябрь

Памятка «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», 

декабрь

Консультация для родителей «Важные факторы в развитие мелкой моторики»

 Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика»

январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

февраль

Памятка для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

март

Консультация для родителей «Игровой самомассаж для кистей и пальцев»

Консультация на стенде информации «Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры».

апрель

Мастер-класс «Развиваем пальчики, развиваем ум»

май

Памятка «Пальчиками играем – стихи повторяем»

Работа с воспитателями

сентябрь

Мастер-класс  « Пальчиковая театральная игрушка»

февраль

Открытое занятие по развитию речи.

Работа с детьми

В теч. года

Включение пальчиковых игр в ООД, утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

В теч. года

  • Обучение детей игре «Шнуровка».
  • Разбор красной и белой фасоли, горох, рис, макароны.
  • Рисование кистью, ватными палочками, губкой. 
  • Изображение пальцами различных фигур: 

«Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок»

  • Конструирование из палочек Кюизенера 
  • Штриховка рисунков
  • Лепка из пластилина
  • Учить детей одевать и раздевать кукол.
  • Конструирование из разных видов конструкторов.
  • Настольные игры «Собери картинку» (крупные пазлы, мозаика).
  • Игра с прищепками «Маленькие помощники»
  • Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек
  • Игра «Шнуровка», «Геомерик»
  • Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок»
  • Учить детей пользоваться ножницами 
  • Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.
  • Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук)
  • Учить детей изображать пальчиками различные фигуры
  • «Пальчиковый театр».

Источник

Одной из самых перспективных и многогранных тем по самообразованию педагога дошкольного образовательного учреждения является тренировка мелкой моторики дошкольников. Правильная речь, острое зрение, красивый почерк — это далеко не полный перечень физиологических характеристик малыша, обладающего развитой моторикой рук и пальчиков. Но и по этим факторам развития можно сделать вывод о необходимости методической разработки проблемы для воспитателя. При этом важно грамотно составить план самообразования на эту тему, а также выстроить стратегию работы.

Теоретические аспекты самообразования педагога по развитию мелкой моторики дошкольников

Непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства за счёт знакомства, теоретического освоения и практического внедрения в собственную практику психолого-педагогических и методических разработок коллег называется самообразованием. Воспитатель занимается этим аспектом самосовершенствования на протяжении всей педагогической деятельности, выбирая те вопросы, которые вызывают у него затруднения в практической деятельности, а также находятся на острие новаторских идей учёных-педагогов. На разработку одной темы отводится 1 учебный год, в редких случаях — 2 (например, если выбрана тема, которая актуальна для обеих младших групп, такая, как «Активизация словаря детей младшей возрастной группы»).

Воспитатель сидит перед ноутбуком и делает пометки на листах в папке

Самообразование сопровождает воспитателя весь период занятия профессиональной деятельностью

Что такое мелкая моторика

С позиции физиологии «мелкая моторика» — это движения, которые выполняются мелкими мышцами кистей рук ребёнка. Учитывая то, что действия рук координируются глазами, несложно сделать вывод: для полноценных движений рук нужен контроль зрения. И, безусловно, нельзя забывать о том, что точки и зоны на ладонях имеют связь с разными зонами мозга человека, а значит, нервные импульсы от пальцев «тревожат» речевые зоны, тем самым провоцируя их на активную работу.

Развитие мелкой моторики — вопрос, важность которого невозможно переоценить для всестороннего развития ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.

Это интересно. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Девочка и мальчик играют игрушками для развития мелкой моторики: палочками и фигурками пирамиды

Занятия мелкой моторикой, кроме всего прочего, развивают в детях умение сосредотачиваться на выполняемых действиях

Темы самообразования по развитию мелкой моторики детей

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определён круг тем, объединённых важностью развития моторики пальцев и рук. В перечень вопросов, напрямую связанных с тренировкой мелкой моторики у детей, входят:

  • «Развитие мелкой моторики дошкольников младшего (среднего) дошкольного возраста»;
  • «Развитие мелкой моторики у детей младшего (среднего) дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Кроме того, о важности мелкой моторики говорится и в темах, связанных с речевым развитием малышей младших групп:

  • «Речевое развитие детей раннего дошкольного возраста»;
  • «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в младшей и средней возрастных группах тема оказывается очень востребованной, так как именно в 2–3 года идёт активное развитие речи, а 3–4 года, когда малыш уже довольно сносно излагает свои мысли, часто возникает проблема появления дефектов в произношении.

Для старших групп мелкая моторика также важна, но этот вопрос освещается уже в рамках проблем развития сенсорных и физических способностей (навыка хорошо координировать движения своих пальцев и рук), а также как один из аспектов выбора дидактических игр на занятиях и во внеучебной деятельности (например, для выполнения письменных заданий, таких как, кто быстрее напишет строку «крючочков» и «петелек»). В целом эти направления работы носят подготовительный к школе характер, а именно готовят руку к письму.

  • «Развитие сенсорных способностей дошкольников». Как более узкий вариант — «Развитие сенсорных способностей дошкольников с помощью печатных тренажёров (прописей)». В качестве практических материалов для работы педагог делает подборку прописей и других дидактических пособий (в том числе набор пальчиковых игр), которые будут полезны в работе. На всех материалах должна стоять пометка о том, что они одобрены или рекомендованы Министерством образования и науки.
  • «Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры».
  • «Физическое развитие детей в игровой деятельности». Эта тема рассматривается обычно в рамках профилактики нарушений в работе опорно-двигательного аппарата, но можно сосредоточиться и на пальчиковых играх, предполагающих развитие мелкой моторики.
  • «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей». В контексте тренировки мелкой моторики эту тему можно освещать в рамках деятельности пальчикового театра.
  • «Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности через подготовку руки к письму».

Актуальность работы

После выбора того или иного аспекта темы педагогу необходимо сформулировать актуальность своей работы. Если говорить о развитии мелкой моторики, то своевременность исследования можно аргументировать так:

  • навыки моторики рук и пальцев формируются в контексте общего развития ребёнка, значит, и социальная, эмоциональная, познавательная сферы также зависят от того, насколько хорошо малыш координирует движения мелких мышц рук и пальцев;
  • моторика тормозит или, наоборот, активизирует процессы, происходящие в психике человека, тем самым организуя процесс поступления в организм информации из окружающей среды;
  • малыши с хорошо развитой моторикой успешно осваивают процесс шнурования обуви, застёгивания пуговиц, то есть приобретают навыки самообслуживания, а также собирают пазлы, мозаики, играют счётными палочками, осваивают навыки прописывания элементов букв (дети, у которых эти действия не получаются, часто чувствуют себя обеднёнными в сравнении со сверстниками, что негативно сказывается на самооценке).

Вывод: тренировка мелкой моторики — важный элемент полноценного роста дошкольника, который не только развивает речь, но и оказывает существенное влияние на развитие памяти, внимания, мышления и эмоциональной сферы.

Две девочки крутят игрушки с фигурками

В процессе тренировки мелкой моторики дети получают сенсорные представления о форме окружающих предметов

Пример формулировки актуальности темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников, и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики, развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знания, умения, навыки), а также словарный запас.

Цели и задачи самообразования по развитию мелкой моторики

Исследование одной из самых востребованных тем совершенствования профессионального мастерства ставит перед собой следующие цели:

  • развивать мелкую моторику детей дошкольного возраста (в том числе и в качестве предпосылки учебной деятельности, а именно подготовки руки к письму);
  • тренировать навык координировать движения рук между собой, а также с другими частями тела;
  • для работы над совершенствованием мелкой моторики привлекать различные виды деятельности (игровую, познавательную, трудовую);
  • работать над совершенствованием условий, способствующих развитию моторики пальцев, рук дошкольников (то есть создавать развивающую среду — материальные объекты для работы, например, массажные шарики в достаточном количестве).

При этом достижению поставленных целей способствует систематическое решение ряда задач.

  • Найти оптимальные методы и приёмы для улучшения точности движений рук, глаз, их координации.
  • Работать над развитием ритмичности движений пальцев (в процессе выполнения пальчиковой гимнастики).
  • Совершенствовать двигательную активность детей.
  • Способствовать нормализации функции речи.
  • Развивать наглядно-образное мышление, креативность, внимание, а также аудиовизуальное восприятие.
  • Пополнять предметно-развивающую среду (средства для материальной деятельности детей, помогающие моделировать учебно-воспитательные ситуации).

    Коричневые бусины и маленькие игрушки в белом лотке

    Предметно-развивающую среду составляют в том числе и мисочки с бусинами, игрушками разных форм и размеров

  • Формировать и сохранять эмоционально-положительную обстановку содружества детей между собой и со взрослыми.

Формы работы

Самообразование нацелено, прежде всего, на собственное самосовершенствование, однако без сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса — детьми, родителями, коллегами — достичь поставленных целей не удастся. Вот почему приобретает актуальность вопрос выбора форм работы.

  • Индивидуальная. Эта форма предполагает, что воспитатель самостоятельно прорабатывает теоретическую базу по теме, подбирает оптимальные методы и формы для практической реализации полученного опыта.
  • Коллективная. Для этой формы характерно сотрудничество с коллегами в рамках изучения проблемы на всех этапах её разработки. При этом оно может быть опосредованным (другие педагоги выступают в качестве наблюдателей) или непосредственным. Относительно последней формы, это довольно редкие случаи, когда тема прорабатывается одновременно двумя воспитателями. Например, если из нескольких групп одного возраста есть две, работающие по программе инклюзивного образования. В этом случае обоих воспитателей заинтересует вопрос, связанный с речевым развитием здоровых детей и малышей с особенностями в рамках единого образовательного процесса. Однако и при этом педагоги могут выбрать разные аспекты темы: например, дидактические игры для развития речи в описанных условиях или нетрадиционные техники рисования.

В зависимости от того, с кем взаимодействует педагог, будут отличаться формы этого сотрудничества:

  • С детьми работа ведётся в рамках занятий, прогулок и разных видов деятельности (игр, театрализации и пр.).
  • С родителями формы работы варьируются в зависимости от того, какой аспект темы прорабатывается. Например, для исследования вопроса об уровне просвещённости семьи в вопросах возрастных речевых особенностей малышей удобно проводить анкетирование. Для определения спектра проблем и поиска способов активизации словаря младших дошкольников — круглый стол. А для помощи мамам и папам в работе с детьми, у которых есть дефекты речи, есть смысл провести педагогический тренинг.

    Родители сидят с детьми за столами в группе

    В детских садах, по образцу частных школ раннего развития, иногда практикуются совместные занятия с родителями

  • С коллегами наиболее продуктивными формами работы будут мастер-классы, выступления на педсоветах, заседаниях методического объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Для реализации таких способов взаимодействия педагог готовит презентации, доклады, пишет статьи в периодические и интернет-издания, составляет папку по самообразованию.

Стратегия работы

Теоретическое и практическое освоение темы развития мелкой моторики дошкольников происходит по определённому плану, каждый блок которого имеет временные ограничения и опирается на конкретные методы и приёмы реализации.

План

Рассмотрение вопроса самообразования включает 3 этапа.

Информационно-аналитический этап (август-сентябрь)

На этом уровне освоения темы педагог изучает накопленный психолого-педагогический и методический опыт, черпая его из:

  • книг (научно-популярных, методических);
  • периодической литературы (здесь важно обратить внимание и на издания, касающиеся общих вопросов здоровья, развития детей, а не только на профильные);
  • интернет-ресурсов (знакомство с сайтами воспитателей, занимающихся подобной проблемой, пассивное или активное участие в форумах, вебинарах, семинарах, которые проводятся методистами, педагогами и психологами).

Практический (октябрь-апрель)

На этом уровне проработки темы воспитатель разрабатывает программно-методическое сопровождение образовательного процесса своей группы в рамках темы самообразования. Составляет конспекты:

  • занятий;
  • прогулок;
  • развлечений.

А также ищет подборку игр, интересную информацию для родителей и коллег и т. д.

Малыши сидят на коврике и выполняют пальчиковую гимнастику

Подборка пальчиковых игр — важный этап проработки темы, касающейся развития мелкой моторики

Итоговый этап (май-июнь)

Этот этап работы является завершающим. Педагог отчитывается перед коллегами, родителями (участниками образовательного процесса) за свою работу. В отчёт входит краткий обзор изученных теоретических материал