Влияние аденоидов на развитие речи ребенка

Влияние аденоидов на развитие речи ребенка thumbnail

Аденоиды у детей в носу влекут за собой шлейф самых разных видов патологических процессов в органах ЖКТ, сердечнососудистой, дыхательной системы, деформируют уродливыми изменениями скелетный каркас ребенка. Не говоря о том, что на фоне затрудненного носового дыхания у детей развивается кислородное голодание мозгового серого вещества, чем обуславливаются нервно-психические расстройства, затормаживание в умственном развитии ребенка.

Помимо этого, дети, у которых диагностировали симптомы пораженных аденоидами носоглоточных миндалин, приобретают специфический, бросающийся сразу в глаза (при обращении) дефект, – гнусавый, невыразительный голос (ринолалия). Речь утакого ребенка невнятная, при попытках разговора он брызгает слюной (гиперсаливация), не выговаривает не то что звонкую гласную букву «р», картавит, а большую часть алфавита (страдает дизартрией).

Таких детей трудно понять, что они хотят сказать. Помимо членов семьи, которые чаще находятся с таким ребенком и привыкли его понимать, для остального социального сообщества его нарушение речи становится неопредолимым препятствием для речевой коммуникации.

По какой причине у детей происходит подобная приобретенная патология – нарушение важнейшего коммуникативного способа общения с окружающим миром, – речи?

Два супер негативных фактора в нарушении речи при аденоидитах – гиперсаливация и дизартрия

Основная причина известна – аденоидная вегетация, проявляющаяся аденоидами у детей в носу, глотке. Именно она, распространяя через кровеносное русло массу опасных бактерий, микробов из гипертрофированных миндалин интенсивно патогенезирует внутренний слой эпидермиса носоглотки. Под воздействием активной аденоидной интоксикации слизистый эпидермис этого висцерального сектора:

  • Гиперемизируется;
  • Поражается проявлениями асцита, гипергидролизации в тканях носоглотки;
  • Деструктурирует антропологические и морфологические параметры задней стенки носоглотки, носовых каналов, голосовые связки, слуховой орган (уши).

В совокупности этих факторов, проявляющихся в симптомах инвазии аденоидами у ребенка и, приплюсовывая клинические характеристики (стадии аденоидита, степени тяжести протекания, врожденный ослабленный иммунитет ребенка к аденоидному патогенезу), вырисовывается явная патозвуковая, резонаторная дисфункция, – нарушение способности, воспроизведение фонематической функции (четкость произношения речи).

Логопеды, дефектологи дифференцируют нарушение речи у детей на 2 типа:

  • ФФНР (функциональное фонематическое нарушение речи);
  • ОНР (общее (врожденное) нарушение речи).

Понятно, что по поводу второго пункта разговор в отдельной теме – генетические аномалии внутриутробного, наследственного фактора в аспекте нарушения речевой функции у детей. Тогда, как первый пункт подпадает исключительно, под тему данного обсуждения. Поэтому, два заявленные в названии раздела, клинические определения, – гиперсаливация и дизартрия возвращают читателей к продолжению разговора о злободневной проблеме (ФФНР), – патологическое нарушение речи, приобретенное по вине аденоидов, дисфункция речевых анализаторов у детей (низкий порог артикуляции, неразвитость около губных мышц, тромбирование инфицированной слизью носовых пазух). Что обозначают эти медицинские термины?

  1. Гиперсаливация. Словосочетание происходит от греческой словесной этиологии, состоящей из двух смысловых понятий – «Hyperis» (сверх возможности, преобладающая степень над-чем либо) и прибавление слова «слюна, слюноистечение» по-латыни – «Salivation». С позиции патомикробиологии выражается в чрезвычайной, обильной выработке секреторной жидкости в слюнных железах.

Внимание! Детская висцеральная медицина (сфера ЛОР заболеваний, отоларингологии) относит подобную картину при аденоидитах к патологическим проявлениям, ненормальным, приносящим действенный и стойкий удар по возрастному развитию детей. Зараженные аденоидновирусной инфекцией слюни скапливаются в носоглотке. Из-за оплывшей слизистой, затруднена возможность свободного оттока слюнных выделений. Поэтому они «заливают» резонаторные локации (Гайморовы пазухи, голосовые «пучки» связок).

  1. Дизартрия.Также имеет греческую родословную и обозначает – издавать ясное, членораздельное произношение звукового ряда (слова, фразы речи), – «Dysatrios» и «Arthroō». Клиницисты Лого педиатрии классифицировали виды дизартрии, распределили их по степени тяжести. Несомненно, по единому мнению отоларингологов, дефектологов, педиатров, дизартрия – намного тяжелее формация, патоклинический признак в ОНР, чем саливация. В случаях запущенного аденоидита либо в просроченных стадиях заболевания у ребят прогрессирует совместный патологический комплекс, – скелетно лицевая деформация + глухота+ поражение звуковых нейрорецепторных центров в головном мозгу.

Важно! Практически во всех дизартрических видах, которых насчитывается порядка 9-ти основополагающих, присутствует один объединяющий признак – заражение аденоидотоксинами жизненно важных мозговых участков (головы), областей коры и подкорковой структуры. Поражаются те физиологические площади, где сконцентрированы нейросенсорные сочленения, пучковые связки, которые задействованы в формировании синтеза/анализа поступающих звуковых сигналов извне.

К самым распространенным видам дизартрии относятся:

  • Бульбарная/псевдобульбарная патоформа – (парез лицевых мышц, участвующих в активной артикуляции, мимике);
  • Мозжечковая – (поражение аденоидной микрофлорой мозжечка);
  • Корковая/подкорковая – (инфицирование субарахноидальной мельчайшей капиллярной сети);
  • Экстрапирамидная (гиперкинетическая), при которой деструктурируют нейросенсорные, посылающие сигналы лицевым, глоточным нервным окончаниям;
  • Паркинсоническая (подвид болезни Паркинсона), при данном патогенезе характерна тянущаяся, запинающаяся речь, бессвязная, непроизвольные подергивания головы, подбородка;
  • Холодовая, при ней изменяется речь под воздействием температурных влияний (холодный воздух вызывает сбой в ритме речевого дыхания, в прерывности речевого потока, появляются обрывочные слова, звукосочетания).

Следует отметить и не забыть упомянуть о просодической стороне в патогенном нарушении речи у детей. Просодика – звуковая, речевая эмоциональность, внятность, оттеночная характеристика. У детей, с перечисленными патогенными проявлениями отсутствует просодическая окраска. Голос монотонный, невнятно бубнящий – глухой, «заложенного» тембра звучания. Голосовой ритм – медленный, растянутый, лишенный эмоциональных всплесков/понижений.

Читайте также:  Консультации по вопросам семейного психического развития ребенка

Нарушение речи у детей с больными аденоидами миндалинами – душевное переживание, психическая травма

Нарушение речи у детей с больными аденоидами миндалинами

Источник

01.07.2014,

Categories  Видеоответы, Статьи Comments 

Аденоиды и речь

Всем здравствуйте!

На связи Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи, автор и руководитель проекта «Речь ребенка».

Мы открываем рубрику “Видеоответ”.

Тема сегодняшнего видеоответа – “Аденоиды и речь ребенка”.

Меня часто спрашивают о том, влияют ли аденоиды и диагноз аденоидит на развитие детской речи.

Вот, например, письмо, которое пришло мне от одной из подписчиц и участниц акции “Задай вопрос – получи видеоответ”:

“Моему сыну 2,2г. Пополз в 9 мес, пошел в 1,1г. Практически ничего не говорит, кроме мама, несколько звукоподражательных слов (бам, бух, ав, хрюкает, писссс). Хотя год назад были предпосылки к началу речи. Говорил: на, дай, деда, Дже (собака Джек), что-то еще, уже не помню. К осени все ушло. Активно жестикулирует. Дышал ртом с тех пор, как научился сидеть, и я это заметила в игре. Недавно провели операцию по удалению аденоидов 2-3 степени, стало влиять на слух. После операции заметила резкую перемену в характере.
Вопрос: насколько это заболевание может влиять на речь? Какие усилия приложить сейчас для выправления ситуации?”

Сразу хочу сказать, что да, аденоиды влияют на развитие речи ребенка. И в этом видео подробно расскажу о том, как именно. И поделюсь с вами тем, как развивать речь ребенка, который начал отставать от общепринятых норм из-за аденоидита.

Вы также можете использовать аудио-версию материала:

Сначала рассмотрим, что же происходит при аденоидите.

Во-первых, ребенку становится трудно дышать через носик, нарушается его носовое дыхание. Ребенок начинает все чаще и чаще дышать через рот вследствие чего к мозгу поступает гораздо меньше кислорода. А как вы знаете, полноценно мозг может функционировать только в том случае, если он поглощает достаточное количество кислорода. И наша речь может развиваться своевременно и в полном объеме только при полноценном функционировании мозга. И возникает прямая взаимосвязь – нарушается работа мозга и как следствие речь не может развиваться своевременно и полноценно и возникают разного рода речевые задержки.
Поэтому первое, на что влияет аденоидит, – нарушение работы мозга.

Следующий момент, аденоиды разрастаются и начинают влиять на слух.

adenoidyiСлух ребенка снижается и как следствие нарушается восприятие речи. На что это влияет? Наша речь в упрощенном виде делится на два основных блока – это понимание речи и это собственная речь человека, и в том числе ребенка. Самый важный и интересный момент заключается в том, что собственная речь ребенка может сформироваться и развиваться только в том случае, если у него достаточно хорошо развито понимание речи. Это такой очень важный момент и это необходимо знать. А понимание речи, главным образом, состоит из речевого слуха, тоже развитого в достаточной мере и хорошо сформированного пассивного словаря. Но самым главным ключевым звеном здесь является именно речевой слух. И когда ребенок начинает хуже слышать, в результате разрастания аденоидов, то естественно нарушается его речевой слух. То есть умение услышать, различить на слух звуки, слова, фразы. И конечно тогда не может в достаточной степени сформироваться понимание речи и как следствие нарушается, запаздывает и не развивается дальше собственная речь ребенка. Поэтому следующий момент влияния аденоидита на развитие речи: нарушается слух. И как результат нарушение восприятия речи. Тогда у нас цепочка разрывается и речь не может развиваться полноценно.

И третье, на что влияет аденоидит – нарушается звукопроизношение. Произношение звуков становится носовым, речь становится искаженной, нечеткой, неясной, невнятной. Именно таким образом происходит из-за аденоидита.adenoidyi1

Думаю, теперь вы поняли, каким именно образом влияет аденоидит на развитие речи. И первая рекомендация, если у вашего ребенка аденоидит, то обязательно этот нужно держать под контролем совместно с врачом-отоларингологом или, более известно, ЛОР врачом. Вместе разрабатывать стратегию, тактику преодоления аденоидита и разработанной схеме следовать.

Следующее, что хотелось бы сказать, как развивать речь ребенка, если вследствие аденоидита у него уже началось отставание от норм. Если речь ребенка нарушена, если ребенок не говорит или говорит плохо, что же делать?

Возвращаемся к нашей схемке и вспоминаем основу и всю цепочку. Если у ребенка нарушился речевой слух, то мы, в первую очередь, проводим игры на развитие речевого слуха, на то, чтобы помочь ребенку этот самый речевой слух развить в достаточной мере и степени. Чтобы ребенок хорошо умел воспринимать и различать отдельные звуки родной речи, чтобы он умел различать слова, фразы, где у нас закончилось одно слово, началось другое слово. Чтобы он умел отличать темп речи и другие параметры.

Читайте также:  Гаврина кутявина 30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет купить

Следующий момент, нам нужно обязательно развивать пассивный словарь. Без хорошо развитого пассивного словаря, понимания речи в достаточной степени не сформируется. Поэтому в первую очередь, мы проводим игры на развитие речевого слуха и игры на развитие пассивного словаря. Благодаря этим играм будет развиваться понимание речи и, на следующем этапе, мы это понимание речи переводим в собственную речь. То есть пассивный словарь переводим в активный словарь, из понимания слов мы помогаем ребенку начать пользоваться собственной речью. И все эти игры, как их проводить, какие именно игры поводить, вы сможете найти у нас на сайте, я буду с удовольствием делиться с вами этой информацией. Поэтому заглядывайте к нам почаще, следите за обновлениями сайта. А на сегодня у меня все, оставляйте свои комментарии, задавайте вопросы.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Источник

Ольга Никулина
Нарушения речи при аденоидах: пути коррекции

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и не согретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.

В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие, являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям.

Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.

В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и тд., что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии, а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.

Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти, сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица.

Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.

Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения слова, слога.

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь,приводит:

а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. к нарушению фонематического анализа;

б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков ^)т ~1:4 в норме до 1: 2,1: 1 у детей с аденоидами, что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;

в) к нарушению произносительной

дифференциации — (из-за сильного носового оттенка

голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т («мебель»

= «небель», «Мила» = «мина», «мне» = «не», «Дина» = «Нина», «день» = «нень», «ладно» = «лано» и т. д.);

г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии.

Читайте также:  Развитие ребенка в первый месяц после родов

Аденоиды у детей являются причиной неразвитости слабости периферического отдела речевого анализатора

1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;

2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т. к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков,наиболее частыми из которых являются:

а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации.

б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.

г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.

3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога «в»).

Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.

Когда такой ребенок попадает к нам в логопедическую группу,возникает вопрос : что же делать? Ведь если просто заниматься непосредственно коррекцией речевого нарушения, это не будет эффективно. Конечно, в первую очередь мы направляем такого ребенка на консультацию к отолярингологу. А дальше? Как избавить малыша от привычки дышать ртом? Как научить его правильному носовому дыханию? В логопедической литературе существует много методик. Мы долго экспериментировали, пробуя одну за другой. Пока не познакомились с программой Михаила Львовича Лазарева «Здравствуй».

Его система дыхательных упражнений разработана на основе:

-системы дыхания йогов;

-различных школ восточных единоборств, которые уже имеют тысячелетнюю историю;

-на основе методики А. Н. Стрельниковой, которая успешно используется в работе с детьми, болеющими астмой; для профилактики респираторных заболеваний; для укрепления голосового аппарата певцов и артистов.

Некоторые из них мы рассмотрим:

«НАКАЧКА»

(Постепенное наполнение воздухом всего бронхиального дерева.)

И. П. — стоя. Полный выдох. Рот закрыт. Нос зажмите пальцами. Медленный вдох. Одна ноздря постепенно приоткрывается для короткого вдоха и зажимается снова. Воздух поступает мелкими порциями, как будто накачивается резиновая камера. Когда легкие полностью заполнены воздухом, нос затыкается. Дыхание задерживается на 2-3 секунды. Выдох через неплотно сжатые губы. Тоже самое повторить другой ноздрёй (1 раз)

.

«ПЫЛЕСОС»

(Тренировка мышц, участвующих во вдохе)

И. П. — стоя. Глубокий выдох. Нос и рот плотно закрыты. Производятся попытки вдохнуть через нос воздух. При этом предельно втягиваются все межреберные промежутки, подключичные впадины (1 раз)

«МАШИНА»

(Обучение постепенно выдыхать воздух)

Дети становятся на одной линии, делают вдох, «наливают бензин» и начинают движение вперёд,при этом делая губами: «бр-р-р». Победил тот, кто дальше всех уехал на одном дыхании.

«ИГРА С ПЕСКОМ»

(На напряжение и расслабление мышц)

На вдохе — песок в руки, сжать (задержка дыхания). На выдохе посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела

«АРОМАТЫ ПРИРОДЫ».

(Восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхания)

И. П. — стоя. После выдоха медленно втягивается воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы, Тело предельно расслабляется. Ребенок добивается ощущения, что он дышит.

«СЕНЬОР ПОМИДОР»

(Способствует улучшению микроциркуляции в ткани лёгких, раскрытию спавшихся альвеол)

И. П. — стоя. Рот плотно закрыт. Нос зажат пальцами. Делается попытка выдохнуть воздух.

Щеки при этом раздуваются, создается максимальное напряжение мышц, участвующих в выдохе (1 раз).

«ШАРИК»

Выдох, на вдохе животик надувается, как шарик. На выдохе поджимается назад.

«ВОЗДУШНЫЙ БОЙ»

Летают бомбардировщики («В», истребители («И», бомбардировщики сбрасывают бомбы(«В», взрыв «Г-Г-Г», истребители стреляют из пулемётов(«ТР», идут на таран(«В»). Орудия с земли стреляют залпами «КХ».

«КТО БЫСТРЕЕ?»

Дети соревнуются, кто быстрее всех на одном выдохе произнесёт «ДА-ДА-ДА…».

«ПЕТУШОК»

Петушок машет крыльями,на одном выдохе произносит: «КУ-КА-РЕ-КУ».

«НЫРЯНИЕ»

И. П. — стоя. Резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки, нос зажимается пальцами. На сколько возможно задерживается дыхание.

«ВЬЮГА»

Учить детей на одном вдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот.

«КТО ЛУЧШЕ НАДУЕТ ИГРУШКУ?»

Учить делать вдох носом, а выдох — ртом, выработка дифференциального дыхания»

(надуваем либо воздушный шарик, либо надувную игрушку).

Такие простые упражнения мы выполняем систематически на логопедических занятия. Опыт показывает, что улучшается здоровье ребенка, формируется правильное носовое дыхание, и,как следствие, повышается эффективность логопедического воздействия на детей.

Никулина Ольга Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ детский сад №5

Г. Уссурийск, Приморский край

Источник