Влияют ли стрессы матери на ребенка в пренатальном периоде развития

Влияют ли стрессы матери на ребенка в пренатальном периоде развития thumbnail

В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.

Ключевые слова: перинатальное развитие, пренатальное развитие, психологические факторы, развитие личности.

В нашем обществе современными женщинами уделяется недостаточное внимание психологической подготовке к зачатию ребенка, периоду беременности и родам. Социально-экономические проблемы, занятость на работе, семейные проблемы часто не позволяют женщинам быть более ответственными по отношению к себе, как будущей матери и по отношению к будущему ребенка. Многие беременные женщины просто не понимают важности принятия на себя этой ответственности, не осознают, что нервно-психические перегрузки, стрессы, тревоги и жизненная неопределенность могут в последствие сказаться на психическом здоровье будущего ребенка. Осознание приходит позже, когда происходят патологические необратимые процессы в соматическом и психическом развитии ребенка. В связи с чем, проблема психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка, становится актуальной. От ее решения во многом зависит здоровье наших детей и сохранность семьи.

Важно понимать, что решение о рождение ребенка должно в полной мере осознаваться как матерью, так и отцом. Женщина, вынашивая ребенка, передает ему свои чувства, эмоции и настроение, которые в свою очередь зависят от отношения женщины к ребенку, от принятия себя в роли матери, от отношения мужа к рождению ребенка и общей гармонии семейных отношений.

Перинатальное развитие — это период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, совпадающий с ним или непосредственно следующий за ним. Пренатальное развитие — это развитие ребенка до рождения (психология беременности). Пренатальная стадия жизни — первая позиция человеческого существования, где духовные, психические и соматические факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику [9].

Исследованию перинатального периода развития личности посвящены работы таких зарубежных исследователей как Р. Ассаджиоли, А. Бертин, Т. Верни, Ж. Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Х. Никель, Д. Пайнз, Л. Нильсон, С. Фанти. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В. В. Абрамченко, А. С. Батуев, Н. А. Гармошова, А. И. Захаров, В. В. Петренко и др.

Кратко обобщая выводы выше перечисленных авторов можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения психологических факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности [1, 2, 3, 5, 6, 9].

В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития личности, а с другой стороны как состояние могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах зарубежных и отечественных психологов [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].

Наступление первой беременности способствует появлению чувства материнства. Именно в этот момент, важно осознавать характер собственных отношений с матерью, модель ее поведения для того, чтобы сформировать свою модель материнства, принять на себя ответственность за принятое решение. Процесс взросления, индивидуализации будет способствовать самоактуализации и личностному росту будущей матери и убережет от повторного проживания чужих чувств, фиксаций, переносов [1].

Согласно исследованиям Н. В. Боровиковой, знания женщины о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщин, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок [2].

М. П. Коваленко уделяет особое внимание изучению эмоционального состояния беременных женщин. Эмоциональный стресс, страх, тревога, апатия является основной причиной негативных нарушений состояния здоровья матери и плода. У мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии по причине стресса матери. У девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков [6].

Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждал, что негативные переживания беременной женщины передаются еще не родившемуся малышу и могут вызвать у него невротические расстройства [4].

З. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери [8].

А. И. Захаров, считает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери, так и со стороны ребенка [5].

Беременность, которая доставляет женщине дискомфорт, может привести к физиологическим осложнениям беременности, а у родившегося младенца к повышенной тревожности и депрессиям.

При вынашивании нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. Субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, очень противоречивы. Плод начинает идентифицироваться матерью как уже нечто существующее, отличное от нее [5].

Период появления ощущения, связанного с шевелением плода, в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В этот момент в самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но и, что особенно существенно, этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как сроднение.

Если ребенок нежеланный, роды у женщины чаще всего бывают преждевременными и масса тела новорожденных как правило ниже нормы. Дети рождаются слабыми, плохо едят, часто болеют, беспокойно спят, много плачут.

Переживания будущей матери из-за конфликтных отношений с супругом приводит к проявлению психогенной заторможенности у мальчиков, проявляющейся уже на этапе родов в отсутствии рефлекторного крика новорожденного. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек [6].

Стрессы в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек.

Нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи, а для девочек — быстрыми стремительными родами [5].

Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.

В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [7].

Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.

В качестве значимых отношений беременной женщины Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [9]:

  1.              Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
  2.              Отношение к отцу ребенка.
  3.              Отношение к вынашиваемому ребенку.

Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.

Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добрякова, И. М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [9].

Проведенный анализ теоретических исследований пренатального периода развития личности показал огромную роль психологической готовности беременных женщин к рождению ребенка. Женщины нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностного адаптационного потенциала, подготовку к роли матери, к успешному прохождению беременности и родов. Важно формирование позитивного отношения женщин к будущему ребенку, которое во многом зависит от гармонии в семье, поддержки, доверии и взаимопомощи супругов, ожидающих ребенка.

Литература:

  1.              Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова. — М.: Знание, 2003. — 324 с.
  2.              Боровикова, Н. В. Акмеологический потенциал беременной женщины / Н. В. Боровикова. — М.: Наука, 1998. — 334 с.
  3.              Добряков, И. В. Ранняя диагностика и профилактика послеродовых депрессий / И. В. Добряков. — М.: РОП, 2000. — 315 с.
  4.              Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. — СПб.: Петербург 21 век, 1997. — 147 с.
  5.              Захаров, А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров. — СПб.: Питер, 1997. — 256 с.
  6.              Коваленко, Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н. П. Коваленко. — СПб.: Питер, 1998. — 366 с.
  7.              Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 1257–1259.
  8.              Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. — М.: Наука, 2001. — 365 с.
  9.              Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.

Источник

Первая беременность подразумевает вступление молодой женщины во взрослую жизнь и начало бесповоротных отношений мать и дитя. Во время беременности очень важно будущей матери сохранять спокойное и уверенное состояние. Однако различные жизненные ситуации и особенности женского организма нарушают душевное спокойствие беременной женщины и способствуют появлению негативных мыслей, а иногда и стресса.

Негативное воздействие на развитие плода могут оказать только сильные стрессы и длительные переживания. Как утверждают врачи-педиатры, быстропроходящие чувства тревоги, мысли и обычные волнения не способны оказывать существенного влияния на развитие плода, а потому обращение с беременной женщиной, как с маленьким ребенком, ограничивая ее, от обсуждения и решения ежедневных проблем, не имеет никакого смысла. Только стрессовые ситуации, такие как, плохие взаимоотношения между супругами, постоянные конфликты, смерть или потеря близкого человека, увольнение с работы и финансовые проблемы могут стать причиной серьезных отклонений в развитии и других патологий органов плода.

Однако не стоит отрицать тот факт, что мысли, с которыми делится женщина во время десятой недели беременности с малышом, ее чувство любви к будущему ребенку, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на формирование психики малыша и основных личностных качеств, сохраняющиеся на протяжении всей жизни. Вкус и слух у ребенка начинают развиваться уже с третьего месяца беременности. Поэтому ребенку очень важно с этого периода слышать ласковый голос матери и чувствовать ее любовь.

В результате исследований установлено, что если женщина во время беременности испытывает страх от необходимости родов или думают о прерывании беременности, то младенцы рождаются беспокойными, плохо спят и чаще отказываются от груди. Некоторые из них подолгу плачут и отличаются невротическими отклонениями. Если же будущая мама во время беременности была спокойной и умела радоваться жизни, то и новорожденные малыши подолгу спят, улыбаются даже во сне, с удовольствием сосут материнское молоко и вырастают жизнерадостными людьми.

Настроение у беременной женщины бывает переменчивой. Оно может несколько раз в течение дня меняться от яркой радости до глубокой грусти. Конечно же, все девять месяцев беременности никому не удается провести только в приподнятом настроении с радостной улыбкой на губах, скорее всего, будут обиды и печаль, легкое раздражение и ревность, небольшие выяснения отношений. Важно, чтобы беременная женщина в той или иной степени могла оказать воздействие на влияние этих факторов на ребенка. Для этого сразу в момент возникновения переживания она должна концентрироваться на позитивную установку: «Я жду ребенка!».

В этом случае у женщины появляется рефлекс защищать своего ребенка, как существо уже рожденное и она сознательно подавляет в себе все нежелательные эмоции. Мамы должны разговаривать с ребенком, когда он еще находятся в утробе матери, объяснять ему причину своего плохого настроения и успокаивать его, настраивая на позитивный лад. В это время малыш на клеточном уровне воспринимает информацию о том, что в жизни бывают взлеты и падения, а относиться к ним надо спокойно, как мама. Таким образом, закладывается основа сильного и выносливого человека.

При всех острых и хронических переживаниях связанных с серьезными проблемами в жизни женщина испытывает стресс. Ученые выяснили, что при стрессе в кровь матери выбрасывается гормон стресса кортизон, который оказывает значительное влияние на иммунную систему будущего малыша. Чем выше уровень гормонов в организме будущей мамы, тем заметнее ослабляется здоровье ребенка.

Ученые из Великобритании доказали, что у женщин, которые в период 18-32 недель беременности часто находились в состоянии стресса на 60% больше вероятности рождения детей с астмой. Оказалось, что риск развития шизофрении и других психических заболеваний на 67% выше у тех людей, чьи мамы в первые три месяца беременности испытывали стресс.

Каждой женщине в период беременности надо просто ждать появление малыша на свет и ничего от него не требовать. Некоторые родители, особенно мужчины, уже после первого прохождения УЗИ, узнав, что будет девочка, воспринимают это как нереализованность их желаний иметь сына. Таким настроением они побуждают у ребенка еще до рождения необходимость завоевывать право быть в этой жизни таким, каким желают видеть его родители. Обычно такие дети всю жизнь стараются «отрабатывать» свое право на жизнь и чувствуют себя вечно обязанными родителям. Они часто обвиняют родителей в неправильном воспитании, а в случае возникновения конфликтов, испытывают к ним неприязнь из-за нереализованности ее желания быть желанной и любимой ими.

Источник

Дискуссионными, даже противоречивыми в науке остаются вопросы характера взаимодействия будущего ребенка и его матери. Так, американский психолог С.Грофа считал рост ребенка в утробе матери беспроблемным раем, опирающейся на их физическое и эмоциональное симбиоз. Подтверждая эти идеи, Дж.Грехем говорит о переживаниях плодом безопасности, защищенности и глубокой удовлетворенности.

Несмотря на эти оптимистические взгляды вышеупомянутых психологов, в США появился противоположный подход, предложенный С.Киссинджером и С.Фанти. Указанные ученые считают пренатальный период развития ребенка его внутриутробной войной с матерью, что сопровождается борьбой двух организмов в силу несовпадения иммунных систем. Фанти утверждает, что доказательством проблемного сосуществования беременной женщины и плода является то, что периоды интенсивного роста ребенка вызывают депрессивные симптомы матери.

Взгляды относительно характера взаимодействия будущей матери и ребенка

Рис. 2.2. Взгляды относительно характера взаимодействия будущей матери и ребенка

Нормальное развитие организма ребенка и зарождение ее психики во время пренатального периода зависят от ряда факторов, как биологических, так и социальных. Существуют психологические факторы, существенно влияющие на зарождение психики ребенка в пренатальном периоде:

o желание и готовность будущих родителей иметь ребенка. Восприятие факта зачатия как неожиданного, а перспективы рождения ребенка как нежелательной, подавляет психику беременной женщины, вызывает колебания, которые могут завершиться искусственным

прерыванием беременности. Сохранение чувства нежелательности будущего ребенка в течение его вынашивания подавляет защитные силы плода и становится угрозой будущем личностном здоровью и

Внешне здоровый новорожденный умер через 21 час после кровавой рвоты. Вскрытие ребенка обнаружил у нее три язвы пищеварительного тракта. Позже установили, что мама переживала сильный стресс во время беременности: родители заставили ее выйти замуж за отца ребенка — алкоголика бил жену

самоотношении малыша. Наличие благоприятных экономических и психологических семейных условий, личностной зрелости будущих родителей создает хорошие основы для воспитания ребенка;

o психологический микроклимат семьи — конфликтность или гармоничность взаимоотношений беременной женщины с родственниками. Если будущая мама постоянно находится в зоне родственных конфликтов, а хуже, часто ссорится с мужем, то это невротизирует ее и на физиологическом уровне передается ребенку, существенно усложняя внутриутробные условия развития малыша;

o психоэмоциональное состояние самой женщины — ее стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность. Гормональные изменения, сопровождающие беременность женщины, могут вызвать у него раздражительность и уязвимость, избыточность которых проецируется на психику ребенка. Переживания будущей мамой сильных и длительных стрессов обычно негативно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка.

А.И. Захаров, описывая влияние эмоционального стресса матери на плод, указывает, что при негативном переживании в кровь матери выделяются гормоны обеспокоенности, достигающие и плода. Поскольку у ребенка еще не развита система нейтрализации этих гормонов, то они накапливаются в организме и околоплодной жидкости. Соответственно, плод тоже начинает испытывать обеспокоенность, стресс. Одновременно ребенок переживает еще и дефицит кислорода из-за сужения кровеносных сосудов вследствие действия гормонов стресса, способствует накоплению перинатальных нарушений.

o уровень страха беременной женщины перед родами. Сам по себе страх родов является естественным, однако если он чрезмерный, то вредит женщине, и, соответственно, ребенку. Уменьшение страха возможно через увеличение информированности женщины относительно родов и ее оптимального поведения во время рождения ребенка.

Поскольку именно женщина вынашивает ребенка, то будущая мама быстрее формирует эмоциональную привязанность к малышу. Захаров А.И., анализируя понятие материнского инстинкта, толкует его как постоянную последовательную заботу матери в отношении ребенка и любовь к ней. Ученый определяет следующие факторы формирования материнской привязанности к ребенку:

Факторы формирования материнской привязанности за Захаровым

Рис. 2.3. Факторы формирования материнской привязанности за Захаровым

Ребенок, не получила до рождения опыта взаимодействия с матерью, не производит исходной доверия к миру.

Э. Эриксон

От греч. «Тератос» — чудовище

Пренатальный период развития ребенка ставит перед будущей матерью задачи -постепенное сформировать в своем субъективном мире место для собственного ребенка. Формирование материнской привязанности и эмоциональные переживания беременной женщины, по мнению ряда зарубежных и отечественных психологов «» (Ф.Дальто, Э. Эриксон, А.Захаровой, С.Фанти), выступают принципами адаптационных процессов психики ребенка к самостоятельной жизни после рождения.

Даже до своего рождения, находясь в утробе матери, ребенок может столкнуться с неблагоприятным воздействием внешней среды, который может направить ее развитие в неправильное русло. Речь идет о тератогены — факторы, вызывающие отклонения пренатального развития ребенка. Их опасность осложняется сферами действия — негативное влияние тератогенив распространяется как на организм, так и на психику ребенка.

Выделяются определенные отрезки пренатального развития ребенка, которые особенно чувствительны к тератогенив — так называемые критические периоды, во время которых происходит интенсивное деление клеток и формирования органов. Можно определить следующие критические периоды пренатального развития:

Критические периоды пренатального развития ребенка

Рис. 2.4. Критические периоды пренатального развития ребенка

Продолжительность развертывания последствий действия тератогенив иногда затрагивает и постнатальный период жизни. Их действие прогрессирует при проблемах со здоровьем родителей, а неблагоприятные условия развития ребенка после его рождения могут усиливать отклонения, вызванные тератогенами.

Хотя перечень тератогенив все время пополняется, однако наиболее типичными считаются:

Перечень основных тератогенив

Рис 2.5. Перечень основных тератогенив

Остановимся подробнее на вопросе влияния тератогенив на психическое развитие ребенка. В частности, лекарства могут выступать тератогенами, если беременная женщина употребляет их без предписания врача, или увеличивая рекомендуемая дозировка. Известны и случаи, когда тератогенным действием определенного лекарственного препарата обусловливалась его недостаточным изучением и ограниченными лабораторными испытаниями. Среди ряда лекарственных препаратов наибольшую опасность могут представлять:

o обезболивающие, вызывающих снижение темпов внутриутробного развития ребенка и отставание его психического развития после рождения

o успокаивающие, снотворные, транквилизаторы, которые вызывают блокирование работы нервных центров плода, а после рождения ребенка инертность (вялость, малоподвижность) его психической деятельности, в отдельных случаях — явление аутизма ребенка (патологической избыточной замкнутости). Особую опасность представляют вышеуказанные препараты химического происхождения, изготовленные из растений обычно не дают таких негативных последствий;

o антибиотики могут спровоцировать нарушение сенсорного развития ребенка — недостатки зрения и слуха;

o угроза действия половых гормонов заключается в вероятности нарушений половой идентификации ребенка (вроде транссексуализма), а формирование дефектов половых органов влечет за собой комплекс неполноценности, эмоционально-расстройства.

Транссексуализм — неприятие человеком своей биологической пола

Алкоголь является тератогеном накопительной действия — вредно его употребление молодыми людьми, как будущими родителями, опасно ли опьянения во время зачатия, особая угроза от употребления беременной женщиной спиртного

Каждый из будущих родителей, употребляет наркотики, может травить ими ребенка

К распространенным тератогенив относится алкоголь, так как, попадая в организм плода, нарушает темпы и динамику его развития, вызывая ряд отклонений. Алкоголь также провоцирует в постнатальном периоде жизни ребенка склонность к алкоголизму, нервную расторможенность, нарушения интеллектуального развития (в легких случаях — угнетение интеллектуальных задатков, в сложных — врожденную умственную отсталость), нарушение моторной координации, склонность к немотивированной агрессии.

Действие наркотиков еще более опасной, чем алкоголя. Системное употребление беременной женщиной наркотических веществ вызывает у ребенка врожденной наркотической зависимостью, низкие показатели жизнеспособности, которые, в свою очередь, могут вызвать отставание психического развития ребенка после его рождения. Долгосрочными последствиями отравления наркотиками организма ребенка во время пренатального развития является соматические нарушения, умственная отсталость, поведенческие и эмоциональные расстройства, нервная расторможенность, трудности социальной адаптации.

Табачный дым становится тератогеном, если будущая мама имеет вредную привычку — курение или вдыхает дым от других курильщиков. При поступлении элементов табачного дыма в кровь беременной женщины, а впоследствии плода, происходит сужение плаценты, ограничивает процессы обмена между матерью и ребенком. Перспективами такого кислородного и пищевого голодания плода является ослабление темпов его развития, в дальнейшем для ребенка вероятные «~» проявления отставание психического развития, нарушения внимания и невротические симптомы. Неблагоприятными могут быть и так называемые физико-химические факторы, а именно радиация, тяжелые металлы, нитраты, пестициды,

В особо тяжелых случаях рождается ребенок с инсультом головного мозга, угрожающее жизни малыша и вызывает неполноценность определенных психических функций

С увеличением возраста матери риск рождения ею ребенка с синдромом Дауна. Отдельные ученые объясняют это старением яйцеклеток женщины

токсичные вещества. Такой широкий диапазон вредных факторов окружающей действительности вызывает соответственно разнообразие негативных последствий, в частности фигурируют нарушения сенсорного развития, угнетение интеллекта, эмоционально-поведенческие расстройства.

В отдельных случаях особенности организма матери вне ее волей могут вызвать тератогенный эффект на психику новорожденного ребенка. В так называемый «материнского фактора» относят возраст будущих родителей. Медиками установлено, что слишком ранняя или слишком поздняя беременность увеличивает риск формирования различных отклонений развития ребенка. В первом случае проблемы в основном возникают из-за недостаточной сформированности женского организма, во втором — через развертывание процессов старения и последствия перенесенных болезней и вредных привычек. Следовательно, оптимальной репродуктивной зрелостью взрослых считается возраст от 18 до 35 лет.

Также встречается явление резус-конфликта. Резус-конфликт матери и ребенка возможен только в одном случае

— Если мать является носителем отрицательного резус-фактора, а отец

— Положительного, и ребенок унаследует резус-фактор отца. Тогда организм женщины воспринимает плод как «чужака», и иммунная система начинает вырабатывать антитела на его изгнание. Отдаленными последствиями резус-конфликта для психики ребенка может быть угнетение интеллектуальных задатков и психическая инертность.

Зарождение психики будущего ребенка происходит довольно рано. Так, к концу второго месяца пренатального периода появляются вкусовые ощущения, впоследствии развиваются обоняние, слух, чувство равновесия. Зрительные ощущения формируются позже. В конце шестого месяца все органы чувств уже функционируют, с их помощью плод различает информацию из окружающей среды, определяет его как благоприятное или неблагоприятное.

Об интенсивном развитии нервной системы ребенка свидетельствует разнообразие ее поведенческих реакций, имеющих тенденцию осложнения в течение пренатального развития. Так,

Уже на шестом месяце плод реагирует на яркий оранжевый свет, направленное на обнаженный живот матери

Цель между воспитанием ребенка и отношением к ней незначительна, поскольку воспитание является проекцией, отражением отношения к ребенку

М.В. Свечение

пьятнадцятитижневий плод уже способен осуществлять хватательные движения, морщиться, двигать глазами и показывать гримасы. Предполагают, что такие формы поведения плода, как мимические движения, брыкание, повороты головы и тела, является уже произвольными движениями ребенка, стремится удобнее устроиться в утробе матери.

Кроме сенсорных и моторных систем начинает функционировать и эмоциональная сфера ребенка. Ее источником является реакция плода на эмоциональные переживания матери. Уже на четвертом месяце пренатального развития будущий ребенок отчетливо реагирует движениями на изменение эмоционального состояния матери. Палец плода нередко находится в его рту, что может быть вызвано длительным грустью или тревогой матери. Использование специальных видеосъемок позволило ученым получить мимические реакции плода. Если мама занимается своими делами, длительное время отвлекаясь от ребенка, то лицо плода приобретает печального выражения; у беременной женщины, оптимистично воспринимает будущее материнство, малыш демонстрирует спокойную и радостную мимику.

Эти данные подтверждают важность эмоционального состояния родителей, особенно матери, на функционирование психики ребенка. Отдельные психологи предполагают эффективность так называемой пренатальной педагогики — использование средств воспитательного воздействия на будущего ребенка. К этим средствам относят положительные, полны заботы мнения родителей о будущем рождение и воспитание малыша, их ласковое и нежное речи к плоду, поглаживание живота беременной женщины в моменты толчков ребенка. Возможность такого пренатального воспитания ребенка возможна благодаря раннему развитию ее сенсорных систем. Больше всего малыш реагирует на отношение к нему окружающих взрослых, в частности родителей. Особенно остро ребенок воспринимает отношение матери к окружающему миру и к ней непосредственно. Сильные положительные эмоции оживляют малыша, а отрицательные — порождают стрессовые реакции и организма и психики, что зарождается.

Можно утверждать, что весомыми факторами формирования здоровой психики новорожденного является сбалансированный эмоциональное состояние матери и осознанное любящее отношение к ребенку. Беременность меняет мировосприятие женщины, делая ее особенно чувствительной к отношений близких, она нуждается в обновлении отношений с отцом будущего ребенка. Поэтому особенно важна роль будущего отца, положительное отношение которого к беременности жены выступает фактором защиты для нее и будущего ребенка. Как отмечают М.В. Свечение и Л.П. Василенко, активное участие отца в подготовке к родам уменьшает количество осложнений при них, снижает восприимчивость ребенка к стрессам. Уже на этапе вынашивания женщиной ребенка возможно преобразование семейной формации с диады «муж-жена» на триаду «отец-мать-ребенок», что является наиболее благоприятной средой для малыша.

Источник