Вклад выготского в психологию развития ребенка

Вклад выготского в психологию развития ребенка thumbnail

Он не является автором методик, но его теоретические разработки и наблюдения легли в основу практических систем известных педагогов (например, Эльконина). Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно актуальными его идеи видятся сейчас.

Биография Л.С. Выготского

Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).

Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.

В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.

В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.

Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.

В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.

В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.

В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.

Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги.  Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.

С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.

Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.

Основные направления исследований Выготского

Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:

  • сравнение взрослых и детей;
  • сравнение современного человека и древнего;
  • сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.

Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.

Так Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, Выготский начал исследования и в этом направлении.

Он считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой.  А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.

Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны.

Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.

Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.

Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

  • ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
  • воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
  • среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Единая трудовая школа

Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.

Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.

На базе школы проверялась педологическая теория:

  • работали кабинеты психологической и педологической диагностики;
  • осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль;
  • создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.

Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.

Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.

Развитие и воспитание особых детей

Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.

Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.

Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.

Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. «С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком», — Выготский.

Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.

Теория зоны ближайшего развития

Зона ближайшего развития — это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка.

  • Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).
  • Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого).

Это базируется на предположении, что ребенок, обучаясь какому-то элементарному действию, параллельно осваивает общий принцип этого действия. Во-первых, само это действие имеет уже более широкое применение, чем его элемент. Во-вторых, освоив принцип действия, можно применить его для выполнения другого элемента.

Читайте также:  Смотреть видео онлайн развитие ребенка в утробе матери

Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.

Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.

Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.

Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.

Это зависит:

  • от потребностей ребенка;
  • от его возможностей;
  • от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.

Заслуги Выготского в педологии

В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.

Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.

Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.

Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.

Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь)  взрослых и детей формируется основа психики ребенка.

Выготский сформулировал основной закон культурного развития:

В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).

Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.

Влияние общения на воспитание ребенка

Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.

Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.

С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.

Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.

Критика идей Выготского

Самому яростному осуждению подвергались исследования и идеи Выготского по психологической педагогике.

Его концепция обучения, основанная на зоне ближайшего развития, таит в себе опасность того, что можно подтолкнуть вперед ребенка, не имеющего достаточного потенциала. Это может резко затормозить детское развитие.

Отчасти это подтверждается модной сейчас тенденцией: родители стремятся максимально развивать крошек, не учитывая их способности и потенциал. Это резко нарушает здоровье и психику детей, снижает мотивацию к дальнейшему обучению.

Еще одна спорная концепция: системно помогая выполнять ребенку действия, которые он не осилил самостоятельно, можно лишить дитя независимости мышления.

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Сокровищница трудов ученого. Библиография

Лев Семенович Выготский написал более 190 работ. Не все они были опубликованы при жизни.

Книги Выготского по педагогике и психологии:

  • «Мышление и речь» (1924)
  • «Инструментальный метод в педологии» (1928)
  • «Проблему культурного развития ребенка» (1928)
  • «Инструментальный метод в психологии» (1930)
  • «Орудие и знак в развитии ребенка» (1931)
  • «Педология школьного возраста» (1928)
  • «Педология юношеского возраста» (1929)
  • «Педология подростка» (1930-1931)

Основные публикации:

1. Педагогическая психология. — М: Работник просвещения, 1926

2. Педология подростка. — М: МГУ, 1930

3. Основные течения современной психологии. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

4. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

5. Воображение и творчество в детском возрасте. — М + Ленинград: Госиздат, 1930

6. Мышление и речь. — М + Ленинград: Соцгиз, 1934

7. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М: Госучеб педагог, 1935

8. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М: Эксперимент, дефектол. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936

9. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. Избранные педагогические исследования. — М: АПН, 1956

10. Развитие высших психических функций. — М:  АПН, 1960

11. Психология искусства. Искусство. — М, 1965

12. Структурная психология. — М: МГУ, 1972

13. Собрание сочинений в 6т:

       т. 1: Вопросы теории и истории психологии;

       т. 2: Проблемы общей психологии;

       т. 3: Проблемы развития психики;

       т. 4: Детская психология;

       т. 5: Основы дефектологии;

       т. 6: Научное наследство.

М: Педагогика, 1982-1984

14. Проблемы дефектологии. — М: Просвещение, 1995

15.Лекции по педологии 1933-1934 гг. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 1996

16. Выготский. [Сб. текстов.] — М: Амонашвили, 1996

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья как фактор развития поведения ребенка

Существует понятие возрастной сегрегации, которая проявляется в неспособности найти свое место в жизни общества. Молодой человек чувствует себя оторванным от окружающих людей, и корни оторванности (отчуждения) закладываются в семье.

Особенности современной семьи: большое количество разводов, воспитания детей одним родителем; низкий материальный уровень семьи; со стороны отца — очень непродолжительное общение с ребенком.

Таким образом, развитие ребенка с позиций бихевиоризма, представляет собой чисто количественный процесс научения, т.е. процесс накопления навыков. Это научение не предполагает возникновения качественно новых психических новообразований, поскольку происходит одинаково на всех этапах онтогенеза. Поэтому в бихевиоризме речь идет не о психическом развитии ребенка, а о его социальном научении. Переживания, представления, интересы ребенка здесь не являются предметом исследования, поскольку их нельзя увидеть и измерить. А для бихевиоральной психологии существуют только объективные методы, основанные на регистрации и анализе внешних наблюдаемых фактов и процессов.

Сильная сторона этого направления в том, что оно внесло в психологию четкость, объективность, «измеряемость». Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

Слабая сторона: недооценка сознания человека, его воли и собственной активности. При этом научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к «закреплению» в нервной системе успешных реакций, независимо от воли и желания самого человека. В таком понимании человек является рабом внешних обстоятельств и своего прошлого опыта.

Отечественная детская психология связана с именем Л.С.Выготского, который внес огромный вклад в ее развитие.

Все предыдущие теории рассматривают человека как результат действующих на него сил – наследственности или среды. Но ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют путь развития человека и его психологические особенности. Они лишь создают необходимые условия для его развития.

Основные достижения Л.С.Выготского:

1. Вводит экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, который позволяет найти первопричины психического развития.

2. Разработал культурно-историческую концепцию (идея знакового опосредования сознания человека).

Согласно Л.С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил развития, поведения. Только в процессе общественной жизни у человека развились новые потребности, а сами природные потребности в процессе этого исторического развития претерпели глубокие изменения. Выготский ввел исторический принцип в область психологии. Изучать исторически – значит изучать развитие личности в движении.

Знаки – это особые предметы, обладающие двойной природой (материальной и идеальной). Знаки, по Выготскому, не только заместители других предметов, но и средства, орудия внутренней психической жизни человека, позволяющие осознать себя, свои действия и овладеть ими. Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития сознания ребенка, по Выготскому, является развитие речевого опосредования.

Психика человека, с позиций культурно-исторической концепции, опосредована достижениями культуры, в которую ребенок попадает с первых дней своей жизни.

У человека есть врожденные, натуральные психические функции и процессы (условные и безусловные рефлексы, непроизвольное внимание и память, защитные и пищевые реакции и пр.). Но они не определяют специфику и сущность психики человека, а являются лишь предпосылками ее развития. Над этими «нижними» этажами надстраиваются другие, высшие функции, которые имеют не натуральную, а культурную основу. Признаками высших функций выступают: 1) опосредованность; 2) произвольность; 3) системность; 4) осознанность. Они формируются в результате овладения специальными орудиями. Эти высшие психические функции и составляют сущность и своеобразие человеческой психики и коренным образом отличают ее от психики всех животных.

3. Разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития.

4. Предложил новое понимание хода, условий, источников, специфики и движущих сил психического развития ребенка. Специфика детского развития подчиняется действию не биологических, а общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде и его развитие представляет собой процесс освоения и присвоения культурно и исторически выработанных форм и способов деятельности (или становление высших психических функций).

5. Описал эпохи, стадии, фазы детского развития и переходы между ними (кризисы).

6. Выявил и сформулировал основные законы психического развития:

1) детское развитие имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве)

2) развитие есть цепь качественных изменений.

3) закон неравномерности психического развития, где каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

4) закон развития высших психических функций.

Все зарубежные теории детского развития трактовали этот процесс с биологической точки зрения и описывали ход детского развития как процесс перехода от индивидуального к социальному.

Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практически во всех теориях. Само это развитие в большинстве случаев рассматривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребенка к внешним для него условиям. Механизм такой адаптации может быть различным. Это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (психоанализ), либо созревание когнитивных структур (Ж.Пиаже), либо подкрепление социально приемлемого поведения (теория социального научения). Но во всех случаях собственная природа ребенка трансформируется, перестраивается, подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребенку.

В культурно-исторической концепции социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в общественные отношения, а не входит в них в процессе адаптации. Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое развитие есть прежде всего культурное развитие. Носителями этой культуры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут ее передать ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процессе совместной деятельности с ним.

Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, т.е. становится его индивидуальным достоянием. Таким образом, психические процессы у человека с самого начала социальны (и по своему происхождению, и по своему содержанию). Интериоризация – процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические. Взрослые непрерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действий, человеческие ценности. Такая передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в процессе воспитания и обучения.

Л.С.Выготский считал, что на сознание влияет обучение (процесс посредничества взрослых между ребенком и идеальными формами культуры).

С помощью взрослых ребенок открывает для себя человеческий смысл предметов и тем самым приобщается к человеческому образу жизни.

Далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие, поскольку между обучением и развитием предполагается собственная деятельность ребенка.

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. Свои желания, интересы, отношение к окружающему он проявляет в деятельности. Не проявляя собственную активность, не включаясь в какую-либо деятельность, ребенок ничему не сможет научиться, т.е. невозможна «пересадка» знаний в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает.

Читайте также:  Игра как способ психического развития ребенка

Разные виды деятельности оказывают разное влияние на психическое развитие ребенка. Но главные изменения в психике ребенка происходят тогда, когда он занимается ведущей деятельностью на том или ином возрастном этапе. Ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития и как показатель психического возраста ребенка. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает 1) развитие отдельных психических процессов; 2) развитие личности ребенка в целом; 3) зарождение новых форм деятельности ребенка.

Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретных исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современном обществе ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

Возраст Ведущая деятельность Психич. новообразования и развитие психических процессов
0-1 год Эмоциональное общение Потребность в эмоциональном общении
1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность Воображение; речь; наглядно-действенное мышление
3-6 лет Игра Потребность в общественно-оценочной, общественно-значимой деят-ти; наглядно-образное мышление
6-10 лет Учеба Произвольность (управление своими псих. процессами; умение при необходимости сосредоточиться); внутренний план действий; рефлексия (оценка самого себя)
10-14 лет Общественно-учебная д-ть Чувство романтизма; чувство взрослости
14-18 лет Професионально-ориентированная д-ть Потребность в любви; потребность в труде; формирование мировоззрения

Во всех исследованиях процесса интериоризации культурный опыт передавался ребенку в процессе общения и взаимодействия со взрослым.

Общение рассматривается как особый вид деятельности. Потребность в общении появляется у ребенка к концу 1-го мес. жизни после кризиса новорожденности (ребенок улыбается и радуется близкому человеку). Это эмоциональное общение создает радостное настроение, повышает активность, что служит основой для развития движений, восприятия, речи и мышления.

М.И.Лисиной выделены следующие формы общения (коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития) ребенка со взрослым:

1) ситуативно-личностная (от рождения до 6 мес.);

2) ситуативно-деловая (6 мес. – 3 г.);

3) внеситуативно-познавательная (3 – 5 лет);

4) внеситуативно- личностная (5 – 7 лет).

Каждая форма характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему, основными средствами общения.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА

Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным, в котором сменяются качественно своеобразные возрастные периоды. Первым, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет; вторая – от 7 до 14 лет; третья – от 14 до 21 года.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации.

Существует несколько подходов к периодизации детского развития.

1. Степень зрелости организма как характеристика возраста. П.П. Блонский ввел классификацию периодов детства на основе наличия и состояния зубов (беззубое, молочнозубое, постояннозубое детство). Но данная периодизация позволяет представить календарный возраст и не является периодизацией психического развития.

2. Э.Эриксон предлагает периодизацию развития личности и его мотивационно-потребностной сферы.

3. Стадиальное развитие детского интеллекта Ж.Пиаже.э

В классификации Д.Бромлея выделяется пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 мес.); дошкольное детство (от 18 мес. до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).

Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 до 21 года).

Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

Д.Б.Эльконин показал, что общество с этих позиций является для ребенка своеобразной внешней «средой обитания», к которой он вынужден приспосабливаться. Это общество состоит из «мира предметов» и «мира людей», которые выступают изначально как не связанные друг с другом элементами среды. Поэтому способы адаптации к разным «мирам» совершенно различны и не связаны между собой. Д.Б. Эльконин предлагает по-новому посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества, исходя из культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Согласно этому пониманию, ребенок не противостоит обществу, а изначально включен в него.

Деятельность ребенка, направленная на познание и овладение предметным миром, усвоение общественных способов действий с предметами, представляет систему «ребенок – общественный предмет».

Взаимодействие ребенка с миром людей, усвоение мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, является системой «ребенок – общественный взрослый».

Д.Б. Эльконин выделил 2 группы деятельности детей.

1. Виды деятельности, внутри которых происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее задач, мотивов и норм отношений между людьми, т.е. развивается потребностно-мотивационная сфера (ориентация в системе «ребенок — общественный взрослый»).

— непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;

— сюжетно-ролевая игра;

— общение младших подростков.

2. Виды деятельности, внутри которых идет усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (ориентация в системе «ребенок – общественный предмет»).

— предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

— учебная деятельность младших школьников;

— учебно-профессиональная деятельность старших подростков.

Д.Б.Эльконин открыл закон чередования различных типов деятельности.

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит развитие мотивационно-потребностной сферы (освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми), с другой, — периоды развития интеллектуально-познавательных сил, операционно-технических возможностей (освоение способов действий с предметами).

Д.Б. Эльконин сформулировал положение о периодичности процессов психического развития ребенка, в котором существует важная закономерность: период освоения задач и мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.

Переходы между различными периодами происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка, отстаиванием своих прав. Эти переходы называются кризисами возрастного развития:

— кризис 1-го года жизни (переход от младенчества к раннему возрасту);

— кризис 3-х лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);

— кризис 7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному);

— кризис подросткового возраста.

Д.Б. Эльконин рассматривает каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

— социальная ситуация развития;

— ведущая деятельность;

— психические новообразования (отдельные психические процессы, свойства личности).

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3279; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник