Вклад ученых в развитие речи ребенка

1. методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу;

2. использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.

Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.

Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.

Методика развития речи как учебная дисциплина стоит в кругу тех дисциплин, которые составляют основу профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности.

 К. Д. Ушинский внес большой вклад в методику развития речи детей дошкольного возраста. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития речи на основе развития знаний и мышления. Ушинский обратил внимание на психологические особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. В современной практике детских садов широко используются упражнения, рассказы, написанные им, и народные сказки в его обработке.

Непосредственной ученицей и последовательницей Ушинского была Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) – известная в те годы детская писательница и педагог. Основное внимание она уделяла содержанию и методике воспитания в семье. Вслед за своим учителем Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. Развитие речи и мышления она рассматривала в тесной связи с накоплением чувственного опыта. Водовозова разработала программу наблюдений в окружающей жизни и природе, методические рекомендации к проведению «сидячих занятий» с искусственным дидактическим материалом («дарами» Фребеля). Положительной оценки заслуживают попытки широкого применения автором на этих занятиях произведений устного народного творчества: сказок, песен, поговорок, загадок.

Современные научные представления о закономерностях онтогенеза и развития речи детей (объективные предпосылки речи, факторы и условия формирования речи).

Ученые предложили выделять 3 группы функций языка и речи. И.А. Зимняя выделила:

1) Социальные

2) Интеллектуальные

3) Личностные

1)Социальные (функции общения):

Функция присвоения социального опыта человечества

Функция приобщения к культурно-историческим ценностям

2) Интеллектуальные

Функция номинации и индикации ( функция указания с помощь. Слова и выделения предмета)

Функция обобщения в процессе формирования понятийного аппарата каждого человека

Функция, опосредованная высших психологических функций

3) Личностные:

Функция осознания собственного я

Функция рефлексии, самовыражения, саморегуляции

Функция освоения морально-нравственных этических норм и оценок, эталонов собственного поведения

Предпосылки развития речи:

1) Психологические:

Потребность ребенка в общении (сначала в эмоциональном, затем в речевом).

Особая восприимчивость, чувствительность детей к звучанию речи.

Особый интерес детей к звуковой речи и стремление овладеть их произношением.

Развитие способностей ребенка к подражанию речи взрослых ( к имитации)

Эмоциональное восприятие речи

Готовность к игровым действиям в речевом плане

Пластичность и открытость ребенка к обучению

2) Биологические:

Они связаны с центральной нервной системой человека, с развитием тех систем и структур КГМ, которые обеспечивают освоение речевой функции.

В составе выделяются:

Деятельность:

 речевого дыхания

речедвигательного аппарата

речеслухового аппарата

развитие пальцевой моторики

 зрительного анализатора

Эти предпосылки создают физиологическую основу для восприятия и производства речи ребенка.

Постановка правильного речевого дыхания (озвученного выдоха), звуки речи и элементы просодики образуются не только при определенном положении органов, но и при прохождении воздушной струи, поступающих из легких через органы артикуляции. Этот процесс обеспечивается длительным плавным выдохом. В этом случае воздушная струя нужна не только для физиологического дыхания, но и для производства звуков. В этом случае ребенок должен научится правильно дышать и говорить.

Детям раннего и дошкольного возраста эта задача представляется сложной. Так дыхание детей имеет свои особенности, оно поверхностное, не глубокое, обрывистое, сопровождается частыми шумными вздохами, без ритмичных пауз, преобладает верхний вид дыхания.

В основном эти признаки присущие детям в раннем и младшем дошкольном возрасте.

К старшему дошкольному возрасту встречаются признаки реже. Однако сам процесс дыхания у детей требует внимания взрослых.

Поскольку, речь — это озвученный выдох, то правильному речевому дыханию следует обучать детей. Задача педагога преодолевать возрастные недостатки дыхания и научить правильному диафрагмальному типу дыхания, который обеспечивает короткий, бесшумный и энергичный вдох и плавный выдох.

Тренировка глубокого, бесшумного вдоха через нос и плавного длительного ритмичного выдоха является частью техники речи детей и основой плавной, ритмичной, членораздельной речи. С этой целью используются разнообразные комплексы дыхательной гимнастики, а также дыхательные упражнения с использованием специального дидактического материала.

Источник

1.Ян Амос Коменский (1592-1672)

Чешских педагог-гуманист, основатель научной педагогики. Разработал несколько учебных пособий и методическое руководство по дошк. воспитанию («Материнская школа»-руководство). Свои рекомендации по РРд, (К) даёт на основе особенностей РРд от рождения, до 6-ти лет.
В основу дидактики легли такие принципы как: 1)наглядность 2) последовательность 3) постепенность усложнения материала. Учебники — «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков».

2.Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

Швейцарский педагог. Он раскрыл и подчеркнул соц. культурное и педагогич. воспитательное значение родного языка в РР ребёнка. Поставил задачи в обучение родному языку :1) обучение звукам, как средству развития органов речи (артикуляция, произношение). 2)обучение словам, как средству ознакомления с отдельными предметами. 3) обуч. речи как средству обучения чётко и ясно выражаться об окр. предметах. Руководство — «Как Гертруда учит своих детей». Описал последовательность в обучение связной речи :1)организация познания внешних видов предметов и их отличит. признаков. 2) подбор слов для характеристики внешних видов предметов. 3) организуется классификация и слов и предметов. 4)составление и распространение предложений о предметах.

3.Фридрих Фребель (1782-1852)

Немецкий педагог, основоположник системы общественного, дошкольного воспитания. В1840-ом открыл первый дет. сад (в Германии). РР и освоение языка он тесно связывал с наблюдением и детской игрой. Популярными были его занятия по сенсорному воспитанию , развитию детей с помощью спец. дидактического материала «Дары Фребеля», которые способствовали накоплению содержания речи и освоению сенсорных эталонов. Предложил 6 даров для развития детей в раннем возрасте.(Мяч; небольшие деревянные- шар, кубик, цилиндр; кубик, разделённый на 8 мелких кубиков; кубик, разделённый на 8 плиток; кубик, разделённый на 27 мал. кубиков и 9 из мал. кубиков на более мелкие; кубик, разделённый на 27 кубиков, которые делятся на более мелкие части (плитки, диагонали, пополам ).

4.Мария Монтессори (1870-1952)

Итальянский педагог, основатель домов ребёнка для воспитания и обучения детей с ОВЗ. Сторонница свободного воспитания. Её педагогическая система обеспечивала сенсорную основу для РР в процессе разнообразных упражнений с искусственным дидактическим материалом. Разработала комплекс упражнений . 1) на сенсорное восприятие предмета и его признаков. 2) на распознавание предметов по названию. 3) на запоминание названий самых разных предметов. 4) упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики. 5) упражнения по обучению письму и сложению слов из букв разрезной азбуки.

Вклад отечественных педагогов прошлого в становление методики развития речи детей.

Константин Дмитриевич Ушинский

(1824-1870/1871)

В его педагогической системе центральное место занимает учение о роли родного языка в обучении и воспитании детей. Основные положения и оценки роли родного языка в развитии детей он изложил в своих учебниках «Родное слово», «Детский мир», «Человек как предмет воспитания» и в многочисленных публицистических статьях.

Основные позиции:

1) Родной язык – это результат воздействия на человека объективно существующего мира и отношения самого человека к окружающему. Язык возник по потребности человека общаться и делиться мыслями.

2) Язык это не что-то прирождённое, подаренное человеку изначально, и не какой-нибудь случайный дар, упавший с неба. Родной зык является результатом бесконечно долгих трудов человечества, многие поколения трудились над родным языком.

3) Язык отражает многовековую историю и опыт духовной жизни народа. В языке отражается опыт познания окружающего мира, опыт нравственной жизни народа, опыт художественно-эстетических представлений. Этот опыт передаётся с помощью языка последующим поколениям.

4) Родной язык является величайшим педагогом, величайшим народным наставником. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли, чувства, воззрения предшествующих поколений, овладевает тем духовным богатством, которое в родном языке заключено. Именно язык знакомит детей с обществом, с родной историей, с характером людей, с народной поэзией, учит любить отечество и чувствовать себя его гражданином.

Эти положения Ушинского являются стержнем, основой его педагогической концепции и определяют методику обучения и воспитания детей родному языку.

Именно Ушинский высказал идею о том, чтобы обучать детей не на иностранном, а на родном языке, чтобы родной язык мог пустить глубокие корни в духовную природу ребёнка. Для этого необходимо реализовать три основные цели первоначального обучения родному языку:

1) Развивать дар слова. Развивать способности свободно выражать свои мысли.

2) Усваивать наилучшие формы родного языка, выработанные как народом, так и национальной литературой.

3) Практически усваивать грамматику родного языка, которая отражает логику и философию языка, чтобы научиться правильно выражать свои мысли.

Ушинский подчёркивает, что все три цели должны достигаться одновременно. Чтобы достичь поставленной цели, он разработал целостную, достаточно стройную методическую систему по обучению детей родному языку. В системе он определил содержание обучения, указал принципы, средства и методы обучения, описал способы работы, развивающие и речь, и мышление, показал влияние родного языка и родной речи на воспитание нравственных и эстетических чувств детей. Свою методику Ушинский посвятил вопросам первоначального обучения детей родному языку. Разработал её применительно к детям первых классов начальной школы. Но большинство методических рекомендаций оказалось приемлемо и для работы с детьми дошкольного возраста. Ушинский много раз подчёркивал, что овладение родным языком должно начинаться задолго до самого школьного обучения. В работе с маленькими детьми он рекомендовал проводить занятия по родному языку не более тридцати минут, прерываться с детьми на игры, на пение народных песен, при этом использовать самые разные методы работы (проводить беседы об окружающем; приучать детей отвечать на вопросы, задавать вопросы самим; учить высказывать мысли связно, ясно, непринуждённо; учить составлять рассказы по картинкам, по игрушкам, по природным объектам; проводить упражнения, помогающие детям сравнивать предметы друг с другом, находить общее и отличное между ними, составлять о них развёрнутые высказывания, при этом упражнения должны быть регулярными, систематическими, последовательными («от простого к сложному»), логическими; устные упражнение должны предшествовать письменным, поскольку они подготавливают детей к обучению чтению и письму). Идеи Константина Дмитриевича Ушинского, относительно родного языка и его роли в обучении воспитания детей, имели особое значение для становления методики развития речи детей как самостоятельной науки. Его позицию разделяли такие видные деятели как Анна Сергеевна Симонович, Елизавета Николаевна Водовозова, Елизавета Ивановна Конради, Юлия Ивановна Фаусек, Елизавета Ивановна Тихеева.

Елизавета Ивановна Тихеева

(1867-1944)

В центре её педагогической системы находились вопросы использования родного языка в развитии детей дошкольного возраста. Она была продолжательницей идей К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Разделяла принцип народного воспитания детей, который и лёг в основу обучения дошкольников родному языку. Е.И. Тихеева считала родной язык великим педагогом, наставником рода человеческого. Утверждала, что воспитание и обучение детей должно осуществляться только на фоне родного языка. Она была первая из педагогов после Ушинского, кто использовал термин «обучение родной речи» применительно к детям дошкольного возраста. Она поставила пред педагогами одну из главных задач дошкольного обучения – задачу речевого развития детей. Родной язык должен служить духовному развитию ребёнка, нравственному воспитанию, развивать способность у детей понимания чужой речи и умения своей речью передавать свои мысли, чувства, переживания, свой внутренний мир. Тихеева разработала свою методическую систему обучения детей в детских садах родному языку. Ведущие принципы этой системы:

1) Деятельностный подход к развитию речи. Речь развивается в деятельности детей, прежде всего в игре и в труде.

2) Взаимосвязь развития речи с другими сторонами воспитания личности ребёнка (взаимосвязь с умственным, сенсорным, с социальным, с эстетическим и физическим воспитанием).

3) Наглядность в обучении. Язык развивается у детей только наглядным путём, только среди предметного мира каждое новое слово будет наполняться ясным, конкретным значением, представлением.

4) Постепенность и покорность обучения. Следует постепенно увеличивать число предметов подлежащих освоению, постепенно переходить от перечисления предметов к перечислению их качеств и признаков, от индивидуальных бесед к коллективным беседам, от восприятия незнакомых предметов к предметам знакомым, но отсутствующим в поле зрения ребёнка в данный момент.

Особое внимание Тихеева уделяла отбору содержания речи детей. Условиями обогащения речи детей она считала: природу, социальную жизнь, окружающую детей предметную обстановку и специально подобранный дидактический материал. Она считала важным средством речевого развития детей обучение на специальных занятиях. В числе основных требований к занятиям с детьми она выдвигала: их связь с интересами и опытом детей, живое эмоциональное их проведение, возможность активно двигаться и экспериментировать. Наиболее полно она разработала две системы занятий: занятия по обогащению словаря и занятия по «живому слову» (занятия по связной речи). Е.И. Тихеева разделяла позицию К.Д. Ушинского в связи с обучением детей иностранным языкам. Она была против слишком раннего обучения иностранному языку. Е.И. Тихеева разработала методические рекомендации по проведению занятий, направленных на обогащение и активизацию детского словаря: ознакомление детей с окружающим миром, игра-труд, дидактические игры для детей, использование картинок и разного рода изображений (книжные иллюстрации, детские рисунки), обучение родовидовым понятиям. В то же время она разработала систему занятий по «живому слову»: метод беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения над окружающим, занятия по рассматриванию и описанию картин и натуральных предметов, занятия по развитию памяти и составлению рассказов на основе памяти, творческое рассказывание на основе воображения (приём «вхождения в картину»), обучение пересказу, обучение заучиванию наизусть, использование литературных произведений и детского фольклора, обучение иностранным языкам, обучение детей грамоте.

Евгения Александровна Флёрина.

(1889-1952)

Доктор педагогических наук. Ей принадлежит учебник «Эстетическое воспитание дошкольника». Научные интересы Евгении Александровны связаны с двумя областями дошкольной педагогики: с развитием речи и с развитием детского изобразительного творчества. Именно ей принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания дошкольников. При этом эстетическое воспитание детей она рассматривала как средство развития творчества детей, как средство ознакомления с лучшими образцами отечественного искусства (с художественным словом (детская литература и фольклор), с картинами, с художественной игрушкой (типа матрёшек, неваляшек)). Она доказала, что не только реальный зрительно воспринимаемый образ предмета, но и словесный художественный образ способен вызывать у детей зрительные, тактильные, слуховые ассоциации. Флёрина считала, что художественные произведения приближают детей к реальной жизни, формируют его отношение к действительности, учат видеть за художественным словом реальную жизнь. В то же время она предостерегала от переоценки роли художественного слова. Слова и понятия, не связанные с детским опытом, и сложная речь взрослых могут искажать представления детей об окружающем мире, могут привести к разрыву между словами и представлениями. Она подчёркивала особую роль наблюдений и чувственного сенсорного опыта детей в развитии их речи. Особую роль в развитии детей Флёрина отводила картинкам (книжным иллюстрациям, рисункам, разного рода изображениям), она провела специальное исследование восприятия детьми картинок, в результате чего, определила требования к отбору картинок для детей, к их эстетическому виду, к методике использования в работе с маленькими детьми. Особенно важны были эти рекомендации для художников – иллюстраторов детских книг. Исследования Е.А. Флёриной посвящены и вопросам развития речи детей. Особое внимание она уделяла вопросам развития «живого слова». При этом методика развития речи дошкольников входила в, разработанную ею, систему эстетического воспитания детей, являясь её частью. При этом она выделила задачи речевого развития детей: задача правильного смыслового употребления слов и пополнения словаря детей; задача развития чистого произношения; развитие связной речи и общей структуры речи детей; задача использования художественной литературы как метода речевого развития детей. Основными видами речевой работы с детьми она признавала: повседневные разговоры с детьми; планируемые беседы на разные темы; обучение рассказыванию; художественное чтение детям; детскую игру и труд. В процессе обучения детей особое внимание она уделила развитию диалогической речи, при этом она не умаляла роли монологической речи, но подчёркивала, что дети постоянно вступают в речевое общение, что жизнь пронизана диалогом, коммуникативными взаимодействиями педагога и детей друг с другом. Поэтому она подчёркивала необходимость специальных бесед с детьми, предложила свою методику и классификацию бесед (вводную беседу; беседу, сопровождающую опыт детей; заключительную (обобщающую) беседу) в детском саду. Наиболее полно она проанализировала проблему использование художественной литературы в детском саду. Она проводила длительное экспериментальное исследование по использованию детской книги в дошкольных учреждениях, в результате были установлены требования к содержанию и оформлению детских книг, к их иллюстрированию, с учётом особенностей восприятия детьми литературных произведений. До сих пор интерес представляет классификация тематики книг для детей: героическая, дидактическая, юмористическая книги и книги о труде. Она разработала методику чтения и рассказывания художественных произведений и использования книжных иллюстраций. Особый вклад она внесла в подготовку научно-педагогических кадров и в содержание преподавания методики развития речи детей как учебной дисциплины.

Источник